Контрольная работа по теме "Лексика" (10 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс)

Фирсова Елена Станиславовна

Контрольная работа по теме "Лексика" может быть использована для качественной проверки уровня знаний десятиклассников, она включает в себя 2 варианта, каждый из которых состоит из 9 заданий (часто из них тестовая, другая требует полных ответов). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota_po_teme_leksika.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКА» (10 КЛАСС)

Вариант 1.

1.Какое лексическое значение имеет слово «многознаковость» в предложении Основной  недостаток иероглифического письма – его многознаковость и сложность?

А) то же, что и многозначность;

Б) свойство системы письма, в которой используется большое количество знаков;

В) свойство системы письма, при которой один и тот же знак используется для разных целей;

Г) система, при которой для обозначения одного и того же понятия используется несколько знаков.

      2. Какое слово синонимично слову «ложный» в предложении?

      Астрологи прошлого во многом заблуждались, ими руководила ложная цель, на осуществление которой и сосредоточивались их усилия.

         А) фальшивый          В)лживый

        Б) ошибочный           Г) несправедливый

     3. Какие из приведенных ниже слов можно, не нарушая норм лексической сочетаемости, использовать в качестве определения слова «предприниматель»?

       А) успешный                В) удачливый

       Б) удачный                     Г) преуспевающий

     4. Укажите пример без нарушения норм словоупотребления.

 А) Нам попался человеческий экзаменатор.

Б) Защита человечьего достоинства – основная черта этого публициста.

В) В своих произведениях он  часто изображает человеческие страдания.

Г) Она думала, что наконец-то нашла родную человечную душу.

    5. Какие из приведенных ниже лексических значений соответствуют фразеологизму «втоптать в грязь»?

   А) копать землю               В) несправедливо обвинить

Б) опорочить                           Г) потерять

6. Значение какого слова определено неверно?

1) ДЕМОНСТРИРОВАТЬ – выйти на демонстрацию

2) ПОПУЛЯРНЫЙ – известный, признанный

3) ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ – представитель власти по делам печати

4) ПРИВАТИЗАЦИЯ – передача собственности в частные руки

7. В каком предложении вместо слова БУДНИЧНЫЙ можно употребить БУДНИЙ?

1) Однажды утром в БУДНИЧНЫЙ день я с дедом разгребал во дворе снег.

2) Из одной БУДНИЧНОЙ обстановки Наталья попала в другую, такую же однообразную и скучную.

3) Значительное место художник  отводит изображению БУДНИЧНОЙ стороны войны.

4) «Вот мы и дома», - уже другим БУДНИЧНЫМ голосом сказал капитан.

9. Определите значение данных фразеологизмов: раз-два и обчелся, стереть в порошок, кануть в Лету, не ровен час, в час по чайной ложке, собаку съел.

Вариант 2

  1. В каком значении употреблено слово «оригинал» в предложении Москва, находившаяся в востоянной оппозиции к чиновному Петербургу, всегда славилась оригиналами.

А) подлинник (не копия) чего-либо;

Б)  самостоятельный, не склонный к подражанию;

В) человек, старающийся выделиться внешним видом или манерами среди окружающих;

Г) своеобразный, не похожий на других человек.

        2. В каком предложении вместо слова «суетливый»  нужно употребить слово «суетный»?

       А) И в будни, и в праздники набережная была заполнена суетливой толпой.

      Б) Наш герой принадлежал к людям, которые думают только о возвышенном и презирают суетливые заботы о хлебе насущном.

      В) Новичков, только что принятых на работу, можно было сразу узнать по неловким, суетливым движениям.

      Г) Катер подошел к причалу, началась шумная и суетливая посадка.

    3. Укажите пример без нарушения норм словоупотребления.

А) По вечерам в деревне заливалась голосистая гармонь.

Б) Голосовая буря пронеслась над ущельем.

В) Певец обладает замечательными голосовыми данными.

Г) Маяковский – один из голосовых поэтов своего времени.

  4. Какие из приведенных ниже лексических значений соответствуют фразеологическому обороту «взять себя в руки»?

А) сдержать себя, успокоиться

Б) взять на себя ответственность

В) принять важное решение

Г) сдаться.

5.К данным словам старославянского происхождения подберите однокоренные исконно русские слова.

Краткий, прах, равный, млечный, влачить, глас, нощь, младой, древесный, мрак, агнец.

6. Подберите синонимы к данным словам: врач, враг, зачинщик, дружба, ум, звонкий, настоящий, родной, качаться, построить, издавна, одновременно, срочно.

7. Значение какого слова определено неверно?

А) ДЕРН – верхний слой почвы

Б) ДИПЛОМАНТ – тот, кто удостоен диплома

В) ЭКСПЕРТ – научный работник

Г) ДВОЙСТВЕННЫЙ – противоречивый

8. Какое из перечисленных слов имеет значение «торжественное открытие художественной выставки»?

1) галерея   2) бенефис  3)аншлаг    4)вернисаж

9. Определите значение данных фразеологизмов : через пень колоду, камень преткновения, не в своей тарелке, от лукавого, умыть руки, как зеницу ока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа для 7 класса по теме "Работа, энергия, мощность, КПД" 8 вариантов.

Контрольная работа для 7 класса на проверку умения решать расчётные задачи по теме "Работа, энергия, мощность, КПД" из 8 вариантов по 5 задач в каждом варианте....

Контрольная работа для 10 класса по теме: Работа. Законы сохранения.

Контрольная работа представлена в двух вариантах  различных уровнях сложности ( А1-А4 базовый, А5-А6, В1 повышенный, С1 сложный) с поэлементным анализом работы....

Контрольная работа 11 профильного класса проверочная работа по теории паскаля

Контрольная работа 11 профильного класса проверочная работа по теории паскаля...

Контрольная работа физика 7 класс по теме "Работа и мощность"

Контрольная работа взята из ФГОС УМК О.И.Громцева Контрольные и самостоятельные работы по физике. К учебнику А.В. Перышкина "Физика 7 класс"...