Презентация к уроку по теме "Подготовка к сочинению в жанре рассказ".
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Екатерина Васильевна Мальцева

Данная презентация поможет подготовить учеников к написанию рассказа. Материал изложен последовательно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сочинение-рассказ425.03 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Десятое февраля. Классная работа. Как писать сочинение – рассказ ?

Слайд 2

- Ребята ,давайте вспомним , что такое текст? (текст-это речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью) - Вспомним основные признаки текста . - Что такое тема? (то, о ком или о чём говорится в тексте) - Что такое основная мысль? (главное, что хотел сказать автор) Назовите признаки текста: -начальное предложение текста, конечное предложение текста, абзац, информативность, связность

Слайд 3

-Вам нравится читать рассказы, слушать их, а пробовали ли вы когда-нибудь написать рассказ? А хотели бы? - Как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем учиться делать? - А какой вид творческой работы создавать? - Назовите тему урока . - Какова цель нашего урока?

Слайд 4

- Что такое рассказ? ( небольшое произведение повествовательного типа, в котором даётся изображение какого-либо события из жизни героя ) - Значит к какому типу речи мы отнесём рассказ?

Слайд 6

3 важных правила! 1 правило. У любого события, о котором ты пишешь в рассказе, есть начало, развитие события и конец. Соблюдай последовательность !

Слайд 7

2 правило. Действия развиваются не одновременно, а следуют одно за другим. Какая часть речи обозначает действие? Правильно – ГЛАГОЛ!!!! > В рассказе должно быть много глаголов !

Слайд 9

3 правило. В рассказе должны быть действующие лица, они действуют, т. е. что-то делают и разговаривают !

Слайд 11

Вступление: или начало повествования: с чего все началось? Где происходят события? Когда? Почему? Кто главный герой? Вступление готовит читателя к основным событиям. Здесь сообщается о времени, месте действия, происходит знакомство с героями.

Слайд 12

Можно начать с обращения к читателям, сразу же обозначив тему своего рассказа. Например, как у Н. В.Гоголя : «Знаете ли вы, что такое украинская ночь?..» Можно сразу же назвать место действия и героя. Например, так: «Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин…» (Толстой Л.Н. «Кавказский пленник»)

Слайд 13

Завязка: Далее следует ЗАВЯЗКА сюжета. Завязка – это событие, с которого все начнется, закрутится-завертится. Как у Толстого в «Кавказском пленнике»: «…Пришло ему раз письмо из дома…» Хорошо, если завязка будет иметь интригующий характер. Нам важно «зацепить» читателя, удержать его внимание, чтобы он захотел читать дальше .

Слайд 14

Основная часть: Повествование набирает темп. События следуют одно за другим. Ты употребишь здесь много глаголов при описании действий героев. Большинство глаголов должны быть совершенного вида и в форме прошедшего времени (собрались, вышли, поехали, остановились, задумались…) Это нужно потому, что действие совершается последовательно и имеет законченность, действие ограничено в своем развитии, имеет конец. На смену одному, приходит следующее действие .

Слайд 15

Можно употребить глаголы несовершенного вида в настоящем времени (говорит, отвечает, думает). Это сделает рассказ выразительнее, живее, как будто действие сейчас происходит, сию минуту, а не в далеком прошлом. Действие должно достичь кульминации, наивысшей точки напряжения. Здесь и раскроется твоя основная мысль рассказа, то, ради чего ты и рассказываешь эту историю. После — напряжение спадает, повествование подходит к концу .

Слайд 16

Концовка: как правило, содержит развязку истории: чем дело закончилось? Развязка может быть очень неожиданной, парадоксальной даже .

Слайд 18

Прочитаем рассказ. В деревне Гридино живет старая бабушка по имени тетя Нина. Раз охотой я проходил мимо да и остался переночевать. Только улегся, слышу: на потолке кто-то зашевелился, зашуршал, стал что-то скрести и грызть. Потолок был обклеен газетой. От времени, как видно, обклейка отошла, и между газетой и досками потолка получился коридорчик. Там кто-то ползал и корябался . – Машка зашевелилась, – послышалось с печки. – Какая? – не понял я. – Мышь Машка. Свет задуешь – давай топотать. Я не мог заснуть. Казалось, газета треснет – и Машка свалится прямо на голову. Вдруг у самого уха раздалось громкое жужжание. Кто-то пилил бревно – вжи , вжи , вжи ! – И звук этот разносился по всей избе. – Как жука-то звать? – спросил я. – Какого? – Какой дерево пилит. – Женя, – с уважением сказала тетя Нина. Я привстал, раздумывая, не пойти ли ночевать у костра. «Нельзя. Обижу тетю Нину. Да что волноваться – это ведь Женя и Маша, свои ребята». Я успокоился и скоро заснул. Били на стенке ходики, Женя пилил неутомимо, и Машка как ненормальная скакала на потолке, а я спал крепко и спокойно и не боялся, что появится какой-нибудь клоп Костя.

Слайд 19

А теперь , ребята, подумайте , о чем вы будете писать, какую историю расскажете. Домашнее задание так и будет звучать: напиши сочинение в жанре рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку ИЗО в 7 классе "Бытовой жанр"

БЫТОВОЙ ЖАНР (фр. genre, нем. Sittenbild) — жанр изобразительного искусства, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной жизни человека. В основном эти сцены изображаются на полотнах живописцев,...

Презентация к уроку литературы. Подготовка к сочинению по рассказу И. Тургенева "Бежин луг".

Презентация поможет учителю в проведении урока, разнообразит формы работы на уроке, активизирует внимание, интерес учащихся....

Презентация к уроку литературы. Подготовка к сочинению по рассказу И. Тургенева "Бежин луг".

Презентация поможет учителю в проведении урока, разнообразит формы работы на уроке, активизирует внимание, интерес учащихся....

Игра "Детективы" Презентация обобщающего урока по теме: "Вглядываясь в человека.Жанр портета" 6 класс

Урок-игра ,,Детективы" поможет в увлекательной форме расширить, систематезировать и обобщить материал целого блока уроков по теме "Жанр портрета" в 6 классе....

Урок – подготовка к первому сочинению в жанре эссе. 7 класс. Моя первая встреча с М.Ю. Лермонтовым.

Цели: знакомство с жанром эссе как с видом творческой работы;           формирование умения работать с текстом, излагать свои мысли литературным языко...

Урок подготовки к сочинению в жанре рассказа

Открытый урок для учащихся 6 класса...

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Малые жанры фолклора"

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Малые жанры фолклора"...