Урок – подготовка к первому сочинению в жанре эссе. 7 класс. Моя первая встреча с М.Ю. Лермонтовым.
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Кульдяева Людмила Владимировна

Цели: знакомство с жанром эссе как с видом творческой работы;

           формирование умения работать с текстом, излагать свои мысли литературным языком;

           развивать умения воспринимать информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-esse.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок – подготовка к первому сочинению в жанре эссе. 7 класс.

Моя первая встреча с М.Ю. Лермонтовым.

Цели: знакомство с жанром эссе как с видом творческой работы;

           формирование умения работать с текстом, излагать свои мысли литературным языком;

           развивать умения воспринимать информацию.

Межпредметные связи: русский язык, литература.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, таблица «Жанровые особенности эссе», план -памятка по написанию эссе.

Оформление доски: эпиграф.

   Какая точность и определенность в каждом слове, как на месте и как не заменимо другим каждое слово! Какая сжатость, краткость и вместе с тем многозначительность!

В.Г. Белинский.

План проведения урока:

  1. Беседа об эссе как о литературном жанре.
  2. Чтение обучающимися литературного примера эссе.
  3. Анализ примерного плана сочинения.
  4. Написание эссе.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы войдем в мир поэзии и исследования, наполненный различными образами, благодаря которым мы чувствуем сердцем открывающуюся душу поэта. А возникающие чувства помогут нам больше понять себя.

Сообщение темы урока, постановка цели.

  1. Работа с эпиграфом.

Как вы понимаете слова известного критика, характеризующие творчество М.Ю. Лермонтова? Подтвердите их, приведя примеры из известных вам произведений поэта.

Впервые в 7 классе вы познакомились с крупным произведением М.Ю. Лермонтова «Песней про купца Калашникова…». Но сегодня мы вспомним вашу первую встречу с великим поэтом и попытаемся описать ее в жанре сочинения-эссе.

  1. Введение в тему.

Какие ассоциации вызывает у вас термин «эссе»? Что значит написать сочинение в жанре эссе? Каким оно должно быть, по-вашему?

  1. Изучение нового материала.

Работа с таблицей «Признаки эссе».

  1. Неограниченность тем.
  2. Индивидуальный авторский подход к их освещению.
  3. Отсутствие задачи исчерпывающе полно осветить тему.
  4. Свободная композиция.
  5. Небольшой объем.
  6. Прозаическая форма

На основании данных признаков составляем определение эссе.

Эссе – небольшое по объему сочинение на любую тему, имеющее свободную композицию и прозаическую форму, индивидуальный авторский подход к освещаемой теме.

Делаем вывод. Основная цель эссе- заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль, потребность в самовыражении.

Работа со статьей учебника. (Литература. 7 класс. Автор Коровина В.Я. и др.)

- Что узнали о М.Ю. Лермонтове из рассказа И. Андроникова.

Чтение фрагментов из произведений, в которых авторы вспоминают о своей первой встрече с Лермонтовым. ( «Читаем, думаем, спорим»: Дидактические материалы по литературе)

- Какой из фрагментов подошел бы вам для начала рассказа о поэте?

- Какое начало, возможно, придумали сами? Расскажите о нем.

- Какие отрывки из стихотворений поэта включили бы вы в свое эссе?

Работа с примерным планом написания эссе.

  1. Когда произошла моя первая встреча с Лермонтовым?
  2. Какой мне запомнилась первая книга произведений поэта (или первое произведение)?
  3. Что в ней особенно заинтересовало, понравилось? Чем привлекла мое внимание?
  4. Что я мысленно «видел», слушая или читая эту книгу? Какое отношение вызвали у меня ее герои?
  5. Что запомнилось наизусть?
  6. С кем и как делился я радостью первой встречи с Лермонтовым?

5.Написание черновика эссе.

6. Выступление желающих.

7. Рефлексия.

- Что показалось интересным на уроке?

- Что вызвало затруднения?

- Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

8. Итог.

- Сегодня мы познакомились с жанром эссе, и хочется верить, что к вашим будущим творческим работам также будут применимы слова В.Г. Белинского «точность», «определенность», «многозначительность».

9. Домашнее задание.        

- Закончить работу над эссе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку-подготовке к сочинению в жанре эссе в 9 классе

Данный урок- это урок знакомства учащихся с особенностями сочинения в жанре эссе . Идёт подготовка к написаню сочинения по теме " О, Казань, лучезарная моя столица!"  Основные цели и задачи ...

Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе. Тема: «Анализ текста. Подготовка к сочинению в жанре эссе на тему «Память о военном лихолетье».

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему «Анализ текста» - один из вариантов уроков, которые способствуют подготовке к ГИА по русскому языку. Тема сочинения актуальна  в год юбилея Поб...

Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители»

Задачи урока:• знать тип текста – повествование;• знать композицию рассказа-повествования;• уметь подбирать нужные для описания слова;• уметь создавать рассказ-повествование;• развивать речь учащихся,...

Технологическая карта урока "Подготовка к написанию сочинения - рассуждения в 6 классе".

Работа представлена в гуманитарном направлении - урок русского языка  в 6 классе по теме «Подготовка к написанию сочинения - рассуждения». Данный урок разработан для общеобразовательного класса...

Методическая разработка урока "Сочинение в жанре эссе"

Урок развития речи в 9 классе (русский язык)....

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе «Подготовка к домашнему сочинению в жанре дневниковой записи по картине И.А. Попова "Первый снег".

Задачи урока: Образовательные: научить выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, правильно составлять план сочинения; развивать грамотность учащихся, умение замечать детали; познакоми...