Главные вкладки

    Технологическая карта урока "Подготовка к написанию сочинения - рассуждения в 6 классе".
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

    Арутюнян Ирина Викторовна

    Работа представлена в гуманитарном направлении - урок русского языка  в 6 классе по теме «Подготовка к написанию сочинения - рассуждения». Данный урок разработан для общеобразовательного класса  с детьми с разным уровнем подготовки.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    к уроку русского языка  в 6 классе по теме

    «Подготовка к написанию сочинения - рассуждения»

                                учителя русского языка МБОУ «ООШ №17»  Арутюнян И.В.

            

            Работа представлена в гуманитарном направлении - урок русского языка  в 6 классе по теме «Подготовка к написанию сочинения - рассуждения». Данный урок разработан для общеобразовательного класса  с детьми с разным уровнем подготовки.

    Обучение  по учебнику  «Русский язык 6 класс». Авторы С.И. Львова, В.В. Львов.  Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Мнемозина», 2008 год.

     Использована рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов, составленная на основе «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11 классы» М: Мнемозина, 2008 г. (под редакцией С.И. Львовой).

     Вопросы подготовки учащихся к итоговой аттестации  в форме ОГЭ по русскому языку в 9 классе волнуют сегодня каждого учителя, преподающего этот предмет. К типичным ошибкам, допущенным тестируемыми при выполнении заданий части С1  и С2, относятся неумение аргументировать  и делать вывод. Неумение аргументировать проявляется в том, что не все работы соответствуют заданному функционально-смысловому типу речи (рассуждению). Поэтому планомерно, шаг за шагом, необходимо развивать у учащихся умение писать рассуждение.

                 В 6 классе рассуждение как тип текста уже немного знаком учащимся. Данный урок направлен на формирование умений создавать текст-рассуждение.

         Урок содержит следующие этапы:

    1. Оргмомент (2 мин)

    2. Введение в тему, целеполагание и мотивация. Актуализация (5 мин)

    3. Углубление знаний, составление плана сочинения-рассуждения (7 мин)

    4. Технология здоровьесбережения (1 мин)

    5. Применение знаний и умений проверка уровня их усвоения. Групповая работа (20 мин)

    6. Информация о домашнем задание (5 мин)

    7. Рефлексия (5 мин)

                 Итак, ставится цель: создать условия для успешной деятельности обучающихся по закреплению знаний по теме «Рассуждение», для развития у них речевой культуры,  для формирования коммуникативной компетенции через групповую деятельность, для духовно-нравственного воспитания через анализируемые тексты прививать бережное отношение к матери.

                Активные методы, используемые на уроке, составляют систему, так как обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех его этапах, приводя к полному усвоению учебного материала.

                Таким образом, АМО позволяет эффективно осуществлять и воспитательный процесс на уроке. Работа в группе, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению формируют качества личности,  нравственные установки и ценностные ориентиры учащегося. Эти навыки в современной жизни играют ключевую роль  для достижения успеха в учебной и внеучебной деятельности.

                 Использование технологии АМО на уроке – путь, который поможет учителю и учащимся ощутить удовлетворение и успех на уроке.

    Это урок развития речи. Речевая компетентность ученика формируется через:

     - обучению содержания предмета

     - развитие социально-коммуникативных умений

     - личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации

    Урок  соответствует требованиям ФГОС.

    Активные методы обучения совместно с технологией модерации позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения.

    Технологическая карта урока развития речи

    «Подготовка к  написанию сочинения-рассуждения»

    Этапы, время

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Формирование УУД

    1.Оргмомент

     (2 минуты)

    - Здравствуйте, ребята! Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак , за работу.

    - Садитесь. Проверьте, пожалуйста, ваше рабочее место: все ли готово к уроку? Обратите внимание:  я раздала вам файлы с рабочими материалами для урока.

    Приветствуют учителя и друг друга.  

    Проверяют готовность к уроку.

    Самоопределение (Л)

    2. Введение в тему, целеполагание и мотивация.

    Актуализация

    (фронтальная и индивидуальная

    работа, частично-поисковый метод обучения).

    (5 минут)

    - Внимание, первый Слайд 1

    - Сегодня у нас с вами урок развития речи. Прежде чем  определиться  с темой,  вспомним типы текста. Слайд2

    - Рассуждение. Что это?

    - Итак, тема урока? В этом мы и должны разобраться на сегодняшнем уроке.

     -  Сформулируйте задачи урока, соединив действие первой колонки с результатом второй. Слайд3

     - Проверим. Слайд 4

    - Озвучим задачи урока.

     

    - На какую тему мы  будем  рассуждать, догадайтесь  сами. Поможет вам в этом Артем, прочитав стихотворение .

    - О чем это стихотворение, какова его тема и идея?

    - Что вы можете сказать о Вите?

    -О значениях слова ТЕПЛОТА нам расскажет Осипова Дарья.

    - Какой теплоты, на самом деле, не хватало маме?  

    Слайд5

    - Какое  средство художественной выразительности вы заметили в стихотворении?

    -  Автор стихотворения, используя антитезу, поднял очень важную проблему  она и будет темой нашего сочинения.

    - Итак, о чем будет наше сочинение?

    -  Очень часто мы  своим поведением или каким-то словом огорчаем своих близких. Я думаю, этот  урок  заставит нас задуматься, другими глазами посмотреть на себя и свое поведение по отношению к близким людям.

     Слайд 6

     - Запишем число и тему урока.

     

    - Помните, что название вашего сочинения может быть и другим, главное, чтобы оно отвечало теме и идее урока.

    Формулирование темы и задач урока.

     Стихотворение  в исполнении заранее подготовленного ученика.

    Отвечают на вопросы учителя.  

    Тема – отношение сына к маме.

    Идея заключается в том,  что мы, дети, не всегда понимаем своих матерей, недостаточно уделяем им внимания, мало делимся душевным  теплом, заботой.

    * Даша (заранее подготовлена):    Значение слова «теплота» в словаре С.И.Ожегова):

     Теплота - 1. Форма движения материи, представляющая собою беспорядочное движение образующих тело микрочастиц (молекул, атомов, электронов и т.п.). // Энергия, создаваемая таким движением.

    2. Нагретое состояние кого-л., чего-л.; тепло. // Ощущение внутреннего тепла.

    3. перен. Доброе, сердечное отношение к кому-л.

    Делают выводы, отвечая на проблемный вопрос. (Доброго сердечного отношения)

    Отвечают. (Антитеза)

    Отвечают.

    (О наших мамах,  о близких, о тех, кто рядом с нами).

    Записывают число и тему урока.

    Логические действия (П)

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

    Извлечение необходимой информации из текста (П)

    Подведение под понятие (П)

    Самоопределение (Л)

    Подведение под понятие (П)

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

    Постановка и решение проблем (П)

    Самоопределение (Л)

    Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

    3. Углубление знаний.

    4.Составление плана сочинения (фронтальная работа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый  методы обучения).

    (7 минут)

     - Вспомним, что такое рассуждение?

     Слайд 8

    (Рассуждение – словесное изложение, разъяснение, подтверждение или опровержение какой-либо мысли.)

    Вспомните структура  сочинения-рассуждения

    - Что такое тезис?  

    - Что такое аргументы?

    - От чего зависит степень убедительности сообщения?

    Слайд 9

    -  Составим развернутый план, опираясь на структуру.

    Рассмотрим памятки «Как писать рассуждение?»

    Записывают определение рассуждения в тетрадь.

     

    Вспоминают структуру  рассуждения, делают записи в тетради. 

    Высказывают свои предположения.

    Слушают объяснение,  уточняют неясное.

    Как итог, рассматривают  памятки «Как писать сочинение-рассуждение?» (Приложение)

     

    Контроль (Р)

    Классификация (П)

    Логические действия (П)

    Общение и взаимодействие  со сверстниками (К)

    Работа в парах (К)

    Выполнение действий по алгоритму (П)

    5.  Физминутка 

    Технология Здоровьесбережения

    (1 минута)

    - Для того чтобы настроиться на плодотворную работу, надо зарядиться положительной энергией – в этом поможет нам физминутка

    Выполняют движения под музыку на слайдах

    Игровой момент (К)

    6. Применение

    знаний и умений. Проверка

    уровня их усвоения.

    Слайд10

    Учитель дает задания  для групп.

    Работа в группах (динамические пары (из 4 учащихся), работающие на двух соседних партах): раскрытие микротем сочинения «Мы и наши близкие».

    Задания для групп:

    1 группа- динамические пары пишут  вступление с опорой на стихотворение,  обозначающее важность поставленной цели .

    2 группа -  динамические пары работают с  доказательством 1;

    3группа -  динамические пары – работают с доказательство 2 

    4 группа -  динамические пары-

     пишут вывод.

    5 группа- динамические пары – работают над мини-проектом «Облако добрых слов».

    Слайд11

    Установка:

     - постарайтесь в работе использовать больше теплых слов, т.е. добрых, сердечных,  по отношению к своим близким.

    Отчет о работе в группах

    Анализ отрывков сочинений.

    - Ребята, какие речевые ошибки были допущены ?

    -Ребята, вспомните художественную литературу. Например, рассказ Владимира Короленко «В дурном обществе».  - Как живется человеку, который  потерял  близкого человека?

    - Какой вывод нам нужно сделать?

    -Забота о близких людях очень важна. Она поднимает настроение не только тому, о ком заботятся, но и тому, кто это делает. Не скупитесь на добрые слова, не стесняйтесь говорить  близким « я тебя люблю вот так…»

    Работают в группах по предложенным заданиям, используя  памятку «Как писать рассуждение?».

    Спикер группы читает получившуюся  часть сочинения.

    Время- разносклоняемое существительное на –мя в Р.п. нужно говорить времени…

    В реале, комп - это разговорное слово, оно не соответствует нормам публицистического жанра.

    Ответы детей.

    Читает стих-ие  Белкин «Я люблю тебя вот так…»

    Постановка и формулирование проблемы (П)

     Работа в парах (К)

    Выполнение действий по алгоритму (П)

    Способность действовать с учетом позиций других (К)

    Коррекция (Р)

    7.Информация

    о домашнем задании 

    (5 минут)

    Слайд12

    -Напишите сочинения на тему: «Я и самый близкий мне человек» и другие…

    Уточняют и записывают домашнее задание.

    Задание творческого характера (Л., П)

    8. Рефлексия

    (5 минут)

     Слайд13

    - Заполнение карт-самооценки.

    Слайд14

     Подведение итогов.

     Итак:

    -Какие  компоненты сочинения-рассуждения  мы вспомнили на уроке? Запомнили вы их?

    -Поняли ли вы, как работать по алгоритму написания сочинения-рассуждения?

    - Уяснили ли вы как пользоваться памятку?

    - Можете ли устанавливать причинно-следственные связи,  приводя доказательства и делая выводы;

    - Умеете ли вы подбирать средства выразительности для раскрытия идеи?

    Каждая группа заполняет карты-самооценки.  

    Отвечают на вопросы. Сигналят «да», «нет»

    Рефлексия способов и условий действий (П)

    Контроль и оценка результатов (П)

    Самооценка (Л)

    Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

    Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

    Технологическая карта "Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

    Технологическая карта" Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ" предназначена для обучения   анализу  текста, формулирования  проблемы и комментария  её, ...

    Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

    Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с ц...

    Элективный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения" 11 класс

    Данный курс поможет подготовить выпускников к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку в 11 классе....

    11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

    Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....

    Технологическая карта урока «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ».

    Технологическая карта урока «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ»....