Здоровьесберегающие технологии в школе
методическая разработка

Рупышева Наталья Николаевна

Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в Российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie.docx33.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Старо-Онохойская основная общеобразовательная школа

671336, Россия, Р.Б., Заиграевский район, с.Старый Онохой, ул.Новая,д.1,

(тел.8-30136-56-0-06)

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ

ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ

                                           Автор: Рупышева Наталья Николаевна

учитель русского языка

Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в Российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников. Объективным показателем благополучия является то, что здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Что же в этом направлении может сделать учитель? По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

На протяжении многих лет работы, наблюдая за здоровьем учащихся, выявила факторы риска:

  1. Стрессовые жизненные ситуации;
  2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным функциональным возможностям школьников;
  3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. Провалы в существующей системе физического воспитания;
  6. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  7. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Получается, что организационная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.

Решить эту проблему позволяет использование здоровьесберегающих технологий.

В своей работе я использую:

  • медико-гигиенические технологии;
  • физкультурно-оздоровительные технологии;
  • экологические здоровьесберегающие технологии;
  • технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии.

Системный подход предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий.

здоровье                                    образование

                             здоровьесберегающие технологии в школе

санитарно-гигиенические        педагогические         медико-профилактические

организационно-педагогические                      физкультурно-оздоровительные

                           информационные

                                         психолого-педагогические

           Большое значение имеет организация урока. Стараюсь строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником  (устно, письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Особое внимание уделяю созданию оздоровительной среды:

  1. внедряю в учебный процесс преодоление факторов ограниченного пространства, т.е. провожу уроки развития речи в библиотеке, на улице или у окна; привлечение в учебный процесс слуховых, зрительных, осязательных анализаторов;
  2. преодоление воздействия информационно-психогенных факторов: использую элементы релаксации, для детей с ослабленным зрением – подачу информации в щадящем режиме, устраняю перегрузку на уроке и строго дозирую домашнее задание; использую элементы музыкальной терапии;
  3. преодоление комплекса моторной закрепощенности: работа стоя, сидя в кругу, сидя напротив (дискуссия), работаю по системе разноуровневого обучения, провожу нестандарстные уроки: урок-суд, урок-диспуд, интегрированные уроки, применяю коллективные формы обучения, на 20 минуте урока провожу динамические физминутки-специальные упражнения для мышц, рук, ног, глаз.
  4. использую рекомендации В.Ф.Базарного о создании коррекционной среды для зрения в виде цветных линий в форме восьмерки (водим восьмерку по синей, красной, зеленой стрелке);
  5. слежу за питанием в школьной столовой.

         В рамках работы по реализации здоровьесберегающих технологий сотрудничаю с родителями, нацеливая их на саморегуляцию детей: «Помоги себе сам!», которая помогает освоению способов осмысленной заботы о своем здоровье. В своих сочинениях они выражают понимание значимости ЗОЖ: «Хочешь быть здоровым – занимайся спортом!», «Здоровый человек – счастливчик!», «Я за здоровый образ жизни, а ты?».

        Во внеурочной деятельности не оставляю без внимания работу по здоровому образу жизни. Организовала группу волонтеров «Ритм», которая пропагандирует ЗОЖ среди школьников. Проводятся спортивные праздники, конкурсы рисунков, плакатов, листовок, где дети активно включаются в работу «Равный обучает равного». В районных конкурсах буклетов «Мы за ЗОЖ» не раз занимали призовые места.

        Географическое расположение с.Старый Онохой позволяет в полную меру использовать природные богатства во благо здоровья человека. Недалеко от села в местности Онохой-Шибирь бьют два лечебных источника: глазной и желудочный. Посещая это святое место, дети не только оздоравливаются, но и приобщаются к природе, учатся беречь все живое.

       Анализируя работу по данной проблеме, хотелось бы отметить динамику снижения процента заболеваемости. По результатам медицинских обследований учащихся за три года, наблюдаем, что процент заболеваемости постепенно снижается.

       Считаю, что здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная. Основной формой организации учебной работы был и остается урок, на котором должно использоваться все умение учителя и другие резервы. И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающие технологии, необходимо включать их и во внеклассную деятельность. Именно здесь открывается простор для педагогического творчества.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в школе

Практические выкладки о видах и результатах использования здоровьесберегающих технологий в школе....

Здоровьесберегающие технологии в школе

Презентация по теме "Здоровьесберегающие технологии в школе" обеспечит формирование здорового и безопасного образа жизни. В презентации показаны особенности здоровьесберегающих технологий разных автор...

Здоровьесберегающие технологии в школе

Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление физического здоровья детей, применяются на протяжении всего пребывания ребенка в школе. А вот технологиям, направленным на сохра...

здоровьесберегающие технологии в школе.

цель применения здоровьесбрегающих технологий в школе, их классификация и краткая характеристика....

Здоровьесберегающие технологии в школе презентация

В презентации по здоровьесберегающим технологиям отражены основные аспекты программы по здоровьесбережению Шкель В.Ф. Школа взяла на вооружение эту программу и успешно претворяет ее в жизнь....

Здоровьесберегающие технологии в школе

Данная презентация ознакомит учителей с методами и приемами здоровьесберегающих технологий....

Здоровьесберегающие технологии в школе

Использование здоровьесберегающих технологий в школе, пути использования их....