Материал для уголка "Культура речи"
статья по русскому языку

Шабанова Татьяна Дмитриевна

Ни для кого не секрет, что грамотная речь ценится во все времена. Сегодня мы продолжим наш разговор об ошибках, которые, к сожалению, прижились в нашей речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugolok_kultura_rechi.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

О частых ошибках в нашей речи

Ни для кого не секрет, что грамотная речь ценится во все времена. Сегодня мы продолжим наш разговор об ошибках, которые, к сожалению, прижились в нашей речи.

  1. Садитесь или присаживайтесь?

Многие русские люди  не любят  глагол   садитесь, он у них почему - то ассоциируется с местами заключения. В лексиконе служащих в правоохранительных органах  это слово -  табу.

 У нас в школе работает учителем бывшая инспектор по делам несовершеннолетних. Поздоровавшись с детьми, она всегда говорит: «Присаживайтесь». А обычный учитель скажет: «Здравствуйте! Садитесь!»

И будет прав.

Слово присаживайтесь  часто употребляется  на уроках физкультуры (Присели! Встали!), или когда человек забежал к нам на минутку. Вот тогда он присел.

В остальных случаях человек садится.

  1. Класть или ложить?

Слово класть взрослые редко употребляют в своей речи. Дети часто к этому глаголу добавляют приставку поклади.

Зато глагол ложить живет и здравствует. (Вспомним эпизод из советского фильма «Доживём до понедельника», в котором  учительница младших классов, рассказывая о поступке своих учеников,  произносит: «А они всё ложат и ложат»).

Но в русском языке такого глагола не существует.

Правильно: или слово класть (всегда употребляется без приставки: кладу, кладёшь), или глагол положить (употребляется только с приставкой: положи, положил).

  1. В конечном итоге

Это выражение можно  часто услышать  и  по телевизору, и по радио. А ведь конец и итог – одинаковые по значению слова. Получается масляное масло.

Поэтому одно слово лишнее.

Правильно: в итоге.

  1. СлИвовый, грУшевый

Скажу честно: правильное произношение этих слов слышала только в речи учителей русского языка.

Запоминаем:  слИвовый от слИва,

грУшевый от грУша.

Кстати, неверно поставленное ударение в слове грУшевый влечёт за собой и орфографическую ошибку. Ведь если мы ставим ударение на суффикс, то по правилу русской орфографии должны писать О (в суффиксах  прилагательных после шипящих под ударением пишем О, без ударения- Е.

Орфоэпическая ошибка превращается и в орфографическую.

Итак, правильно СлИвовый, грУшевый.

  1. Тюль, шампунь

Большинство людей уверены, что эти слова женского рода:

Какая красивая тюль!

Ты куда мою шампунь поставила?

А вот и нет! Это существительные мужского рода:

Красивый тюль

Фруктовый шампунь

  1. Дешёвые цены

Такое тоже нередко слышать приходится.

Следует помнить: дешёвыми могут быть товары, а цены – низкими.

  1. Кто крайний или кто последний?

Сплошная путаница и с этими словами. Люди почему-то боятся быть последними. И какая – нибудь аккуратная старушка, если ей задать такой вопрос в очереди, непременно поправит: «Не последний, а крайний». Наверное, негативное значение слова последний (плохой, самый худший) настораживает и никто не хочет быть последним в прямом смысле этого слова.

А ведь это правильный вопрос к стоящим в очереди людям.

Именно так: кто последний?

Кстати, слово последний находится под строгим запретом у лиц, чья деятельность связана с риском для жизни. Десантники говорят: «Крайний прыжок», спецназовцы: «Крайний раз, когда мы там были».

Люди с более спокойным ритмом  жизни любят употреблять данное  слово в своей речи. Оно им кажется окутанным ореолом некой загадочности.

И это выходит немного смешно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для развития речи.

Данный материал  представляет  собой дополнительные  сведения  для  уроков  развития  речи  по русскому  языку....

дидактический материал по развитию речи

Материал составлен на основе книги Дмитрия Сергеевича Лихачёва "Письма о добром и прекрасном"....

Урок. Типы речи. Рассуждение. Материал для развития речи. 6 класс.

Урок выполнен с использованием SMART BOARD в программе Notebook...

занимательный материал по культуре речи

Занимательный материал в виде презентации по культуре речи. Отрабатываются задания по орфоэпии и синтаксическим нормам построения предложений с обособленными обстоятельствами. Может использоваться на ...

Дидактический материал по развитию речи для учащихся 5 класса

Дидактический материал по развитию речи...

Материал для координации речи с движением

Для взаимодействия педагогов ДОУ...

Дидактический материал теме «Прямая речь» для учащихся 9 кл.

Дидактический  материал теме «Прямая речь»  для учащихся 9 кл....