Работа над ошибками, допущенными в диктанте по теме "Имя прилагательное".
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Дробыш Екатерина Александровна

Конспект урока, на котором проводилась работа над ошибками в контрольном диктанте по теме "Имя прилагательное".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_oshibkami_imya_prilagatelnoe.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над ошибками

Цель: создать условия для осмысления допущенных орфографических и пунктуационных ошибок; закрепить правильное написание в допущенных орфограммах.

Задачи: актуализировать знания по теме «Имя прилагательное»; развивать умение проводить выбор правильной буквы на месте орфограмм на основе полученных и имеющихся знаний; способствовать развитию орфографической зоркости. Вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании орфограмм. Развивать умение  высказываться на определенную тему, сопоставлять, анализировать; воспитывать мотивацию к обучению, бережное отношение к языку как к показателю культуры народа, уважение к родной речи.

Тип урока: урок работы над ошибками контрольного диктанта.  

Планируемые  результаты:

Предметные:        

проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

Личностные результаты:

имеют эстетические потребности, ценности и чувства; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявляют интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.  

Универсальные учебные действия  (метапредметные):

Познавательные: общеучебные – используют предоставленный материал для решения учебной задачи; логические - осуществляют анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера; формируется умение понимать познавательную задачу; формируется умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; формируется умение извлекать необходимую информацию.

Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу  осваиваемой деятельности; формируется умение планировать необходимые действия; формируется умение контролировать учебные действия; формируется умение замечать допущенные ошибки; формируется умение оценивать свою работу.

Коммуникативные: адекватно используют речевые высказывания для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи; формируется умение слушать, задавать вопросы, высказываться, формулировать собственные мысли; формируется умение осуществлять совместную деятельность в парах.

Личностные: формируется умение осознавать трудности и стремиться к преодолению; формируется желание приобретать новые знания, мотивация процесса образования

Реализуемые принципы: принцип сознательности и активности, принцип наглядности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип доступности, принцип научности.

Используемые методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа); наглядные (метод иллюстраций, в том числе обращение к материалу, представленному в учебнике); практические (выполнение упражнений и иных работ, связанных с формированием и отработкой навыка); проблемные (сообщающее изложение с элементами проблемности)

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Формы организации деятельности детей: коллективная, индивидуальная

Оборудование: доска

Образовательные ресурсы: учебник, текст диктанта

Ход урока.

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент). Приветствие, проверка готовности учебного места, гигиена посадки и письма учащегося.

II. Самоопределение к учебной деятельности

- Вспомните, чем вы занимались вчера на уроке.

- Вспомните, возникли ли у вас трудности при написании диктанта?

- Может кто-то запомнил орфограммы, которые встречались в тексте?

III. Отработка знаний и способов действий.

Каждый год в весеннем лесу происходит чудо. Зацветает ландыш. Удивительных цветов много, но этот самый изящный, самый душистый, самый таинственный.

Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки. Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни.

Ландыш представляется мне символом леса. Вся красота весеннего, летнего, осеннего и зимнего леса сошлась в этом неповторимом цветке. В его зеленых с прожилками листьях отыщутся весна и лето. В августе в тонких бледно-коричневых листьях и красных плодах присутствуют краски осени. В изящных снежно-белых цветках прячется зима, ждет своей поры.

В ландыше соединились хрупкость, нежность, красота и вечность.

Грамматическое задание:

1. Выполнить синтаксический разбор предложения: В изящных снежно-белых цветках прячется зима, ждет своей поры.

2. Выполнить морфемный разбор слов: длинном, бусинки, зацветает.

3. Выполнить морфологический разбор слова: весеннего (леса).

Ошибки:

«Орф.»: Лена – оранжево-красный; Коля – драгоценные, хрупкость; Миша – белоснежный, необычную, к концу, бледно-коричневых, плодах, присутствуют.

«Пункт.»: Коля: Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. В изящных снежно-белых цветках прячется зима, ждет своей поры.

Работа над орфографическими ошибками. Коллективная работа.

Задание: по лексическому значению отгадать слово. Объяснить написание. Найти «пятое лишнее» (хрупкость – сущ., все остальные прилагательные).

  1. Очень ценный, самого высокого качества (драгоценный). 2) Не такой, как все, не похожий на обычное или привычное (необычный). 3) Густо-жёлтый с красноватым оттенком, цвета апельсина (оранжевый). 4)Ломкость, нежность, ненадежность (хрупкость). 5) Белый как снег, ослепительно белый (белоснежный).

Задание: распределить данные ниже слова по группам: 1) Не с прилагательными, 2) Н-НН в суффиксах прилагательных, 3) слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

 Весенний, неизвестный, бледно-коричневый, длинный, далеко не веселый, юго-восточный, старинный, белоствольный, стеклянный, неуклюжий.

  1. Задание: найти соответствие (схема слова – слово) – на доске. Слова НЕЖНОСТЬ, ЗЕЛЕНЫЙ, СОШЛАСЬ.

2. Работа над пунктуационными ошибками.

Задание: найти в тексте диктанта предложение по данной схеме. Выполнить синтаксический разбор предложений. Определить все части речи.

1) Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. 2) В изящных снежно-белых цветках прячется зима, ждет своей поры.

3. Работа над текстом. Самостоятельная работа.

Задание: восстановить последовательность микротем. Расставить пропущенные знаки препинания. Вставить буквы, раскрыть скобки.

Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.

Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.

Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.

Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде.

Объём слов: 119 По И.Соколову-Микитову

Со…нце нач…нает пр…п…кать но оно (не) о…жига…т уже успевшие заг…реть за лето л…цо и плечи. Всё вокруг пр…ображае(ться,тся) под его луч…ми. Ярко (за) бл…стела р…ка. Лё…кий в…т…рок к…снулся пр…брежных камыш…й и они тихо к…чнулись и сле…ка пр…гнулись (к) в…де.

Реч…ка (не) широкая но достаточно глубокая. Б…р…га её с каждым годом всё бол…ше (за) р…стают тр…с…ником кустами. На п…сча(нн,н)ом б…р…гу л…жат пр…битые в..дой водор…сли. В…лна тихо плеще(ться,тся) о б…рта рыбач…ей ло…ки.

Ра(н,нн)им летним утром мы отпр…вляемся (на) рыбалку. З…ря едва ра(с,з)г…рае(ться,тся) и пр…рода ещё пр…спокойно дремл…т. (В) н…зине ра(с,з)ст…лае(ться,тся) (м…лочно) белый туман. По у…кой тр…пинке среди (тёмно) з…лёных зар…слей орешника проб…раемся к (не) б…льшой р…ч…нке. Покрытая р…сой тр…ва к…сае(ться,тся) наших ног. Серебря(нн,н)ые р…синки переел…ваются в луч…х со…нца.

Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.

IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Вспомните, какие цели мы ставили в начале этого урока. Достигли ли мы их? Всех ли целей удалось достигнуть?

V. Итог. Д.з. упр.

Со…нце нач…нает пр…п…кать но оно (не) о…жига…т уже успевшие заг…реть за лето л…цо и плечи. Всё вокруг пр…ображае(ться,тся) под его луч…ми. Ярко (за) бл…стела р…ка. Лё…кий в…т…рок к…снулся пр…брежных камыш…й и они тихо к…чнулись и сле…ка пр…гнулись (к) в…де.

Реч…ка (не) широкая но достаточно глубокая. Б…р…га её с каждым годом всё бол…ше (за) р…стают тр…с…ником кустами. На п…сча(нн,н)ом б…р…гу л…жат пр…битые в..дой водор…сли. В…лна тихо плеще(ться,тся) о б…рта рыбач…ей ло…ки.

Ра(н,нн)им летним утром мы отпр…вляемся (на) рыбалку. З…ря едва ра(с,з)г…рае(ться,тся) и пр…рода ещё пр…спокойно дремл…т. (В) н…зине ра(с,з)ст…лае(ться,тся) (м…лочно) белый туман. По у…кой тр…пинке среди (тёмно) з…лёных зар…слей орешника проб…раемся к (не) б…льшой р…ч…нке. Покрытая р…сой тр…ва к…сае(ться,тся) наших ног. Серебря(нн,н)ые р…синки переел…ваются в луч…х со…нца.

Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.

Со…нце нач…нает пр…п…кать но оно (не) о…жига…т уже успевшие заг…реть за лето л…цо и плечи. Всё вокруг пр…ображае(ться,тся) под его луч…ми. Ярко (за) бл…стела р…ка. Лё…кий в…т…рок к…снулся пр…брежных камыш…й и они тихо к…чнулись и сле…ка пр…гнулись (к) в…де.

Реч…ка (не) широкая но достаточно глубокая. Б…р…га её с каждым годом всё бол…ше (за) р…стают тр…с…ником кустами. На п…сча(нн,н)ом б…р…гу л…жат пр…битые в..дой водор…сли. В…лна тихо плеще(ться,тся) о б…рта рыбач…ей ло…ки.

Ра(н,нн)им летним утром мы отпр…вляемся (на) рыбалку. З…ря едва ра(с,з)г…рае(ться,тся) и пр…рода ещё пр…спокойно дремл…т. (В) н…зине ра(с,з)ст…лае(ться,тся) (м…лочно) белый туман. По у…кой тр…пинке среди (тёмно) з…лёных зар…слей орешника проб…раемся к (не) б…льшой р…ч…нке. Покрытая р…сой тр…ва к…сае(ться,тся) наших ног. Серебря(нн,н)ые р…синки переел…ваются в луч…х со…нца.

Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.

Со…нце нач…нает пр…п…кать но оно (не) о…жига…т уже успевшие заг…реть за лето л…цо и плечи. Всё вокруг пр…ображае(ться,тся) под его луч…ми. Ярко (за) бл…стела р…ка. Лё…кий в…т…рок к…снулся пр…брежных камыш…й и они тихо к…чнулись и сле…ка пр…гнулись (к) в…де.

Реч…ка (не) широкая но достаточно глубокая. Б…р…га её с каждым годом всё бол…ше (за) р…стают тр…с…ником кустами. На п…сча(нн,н)ом б…р…гу л…жат пр…битые в..дой водор…сли. В…лна тихо плеще(ться,тся) о б…рта рыбач…ей ло…ки.

Ра(н,нн)им летним утром мы отпр…вляемся (на) рыбалку. З…ря едва ра(с,з)г…рае(ться,тся) и пр…рода ещё пр…спокойно дремл…т. (В) н…зине ра(с,з)ст…лае(ться,тся) (м…лочно) белый туман. По у…кой тр…пинке среди (тёмно) з…лёных зар…слей орешника проб…раемся к (не) б…льшой р…ч…нке. Покрытая р…сой тр…ва к…сае(ться,тся) наших ног. Серебря(нн,н)ые р…синки переел…ваются в луч…х со…нца.

Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типичные ошибки , допущенные учащимися 9 классов на пробном экзамене по географии . ГИА – 2011г.

Государственная (итоговая) аттестация 2011 года (в новой форме) обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы. Назначение экзаменационной работы – оцени...

Урок развития речи. Подготовка к ЕГЭ. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

"Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому соверенно недопустимо в правильно организованном обществе", - писал Л.В.Щерба. Урок русского языка адресован учи...

Урок развития речи. Подготовка к ЕГЭ. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

"Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому соверенно недопустимо в правильно организованном обществе", - писал Л.В.Щерба. Урок русского языка адресован учи...

Урок развития речи. Подготовка к ЕГЭ. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

"Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому соверенно недопустимо в правильно организованном обществе", - писал Л.В.Щерба. Урок русского языка адресован учи...

Работа над ошибками в контрольном диктанте по теме "Морфемика"

Презентация к уроку, на котором проводится работа над ошибками в контрольном диктанте "Летняя гроза" по разделу "Морфемика"....