Технологическая карта урока "Род имён существительных", 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Варава Елена Александровна

Технологическая карта урока "Род имён существительных", 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_imyon_sushchestvitelnyh_5_klass._doc.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКА  РУССКОГО ЯЗЫКА.

ФИО  учителя

Варава Елена Александровна

Место работы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» п. Пуровск Пуровского района ЯНАО

Должность

учитель  русского языка, литературы,  риторики

Предмет

русский язык

Класс

5-А

Тема и номер

урока  в теме

урок № 91 «Род имён существительных».

Базовый

 учебник

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева. Русский язык. Учебник для  5-го  класса основной школы в 2 книгах.  Москва, Баласс.

Цели

урока

Цели  как деятельность учеников (чему они должны научиться, какими знаниями и умениями овладеть):

М/п (метапредметные познавательные) результаты: 

извлекать информацию из словарей, Интернета,  пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), преобразовывать информацию из одного вида в другой;

  Предметные результаты (линии развития): 

- распознавать род имён существительных, правильно употреблять в речи (согласовывать) имена существительные с формами прилага-тельных и глаголов в прошедшем времени;

- овладевать нормами литературного произношения для формирования культуры устной речи.

Задачи

1) развитие у учащихся любви и интереса к родному языку, осознания его красоты и эстетической ценности;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

3) совершенствование своей устной  и письменной речи;

4) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Тип урока

Урок обобщения и углубления знаний и умений.

Формы работы

обучающихся

Индивидуальная работа. Работа  в парах.

Необходимое

техническое обеспечение

Интерактивная доска. Ноутбуки для обучающихся. Образовательная система «Школа 2100»: электронная поддержка учебного процесса: предметный диск «Русский язык и литература, 5-9 классы».  

Электронные образовательные ресурсы, размещенные в федеральных коллекциях: ФЦИОР  http://www.fcior.edu.ru и ЕК ЦОР  http://school-collection.edu.ru.

Этапы

урока

Деятельность  учителя

Деятельность учеников

Формирование

 УУД

I.

 Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш  урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!»

Приветствуют учителя; демонстрируют готов-ность к уроку.

Личностные: мобилизация вни-мания, уважение к окружающим.

Коммуникативные:

1) осознавать важность комму-никативных умений в жизни человека;

 2) слушать и слышать других.

II.  

Словарный

 диктант.

Проводит экспресс-диагностику орфографической грамотности обучающихся:

Россия, кинотеатр, полуостров, пансионат, Великая Отечественная война, шорох, компьютер, аппарат, регулировать, профессия, безвкусица, блистать, блестеть, велосипед, вестибюль, Шотландия, крыжовник, компьютерщик.

Выполняют  задание эк-спресс-диагностики по расширению словарного запаса.

Личностные: осознавать ответ-ственность за произнесённое и написанное слово.

III.

Формулирование темы урока.

Обращается к обучающимся с подводящими вопро-сами:

- Послушав «Весёлые рифмы», сформулируйте тему урока:            Род мужской, конечно, мой:

мой сад, мой брат, стул мой.

Женский род, помню я;

То, про что скажу, – моя:

моя ручка, моя тучка и тетрадь моя.

Средний род – оно моё:

Моё окно, село моё.

– А зачем нам нужно уметь определять род имён существительных?

Высказывают предполо-жения на основе наблю-дений; формулируют тему урока; определяют харак-тер деятельности.

Регулятивные:

1)  формулировать тему урока;

2) определять характер деятель-ности.

IV.

Повторение

 и обобщение изученного.

IV.1.Осуществляет контроль выполнения заданий; определяет степень  успешности обучающихся, работы каждой группы:

1. Интерактивное задание (flash 91.5 кб):  «Род имён  существительных» (2-3 мин).

2.  Наблюдение над употреблением имён существи-тельных разного рода в тексте (упр.382) 

IV.II. Резюмирует изложенное:

Род существительных нужно уметь определять, чтобы правильно сочетать в предложении имена существительные с прилагательными и глаголами в прошедшем времени в единственном числе.

1.Анализируют изученное; выполняет индивидуальное интерактивное  задание.

2.Работают  в группах

(по заданиям к упр. 382).

3.Отвечают  на главный вопрос урока: «Зачем нуж-но уметь определять род имён существительных?»

Познавательные: владеть при-ёмами продуктивного чтения.

Коммуникативные: владеть мо-нологической речью.

V.

Развитие учебно­языковых и речевых умений.

Организует деятельность обучающихся по развитию  учебно­языковых  и речевых умений; заслушивает краткие сообщения – устные рассказы на лингвистическую тему.

1. Работа по учебнику.

1.1.Упр. 383 – развивается умение выражать род имён существительных с помощью окончаний, подбирать слова по родовым окончаниям.

– Сформулируйте общий вывод: что нужно учитывать при определении рода имён существительных? (Значение одушевлённых существительных с окончанием а – муж. пол (папа, дядя) – м.р.  и жен. пол (мама, дочка) – ж.р.; конечный согласный основы при нулевом окончании: твёрдый согласный – м.р., мягкий согласный – ж.р. или м.р.) 

1.2.Упр. 384  (представлены сведения о роде имён существительных в разных языках – развиваются умения читательской деятельности: выделять ключевые слова, находить новую информацию, сжато передавать содержание текста). 

2. Словарная работа со словами в рамках: столяр, талант.

– Что обозначают эти слова? Проверьте по словарю. (Талант –
1. Выдающиеся способности, высокая степень одарённости в какой­либо области. 2. перен.
талантливый человек.)

– Что ещё можно узнать о слове из словаря? (Как произносить, писать, какого рода, есть ли другие значения.)

– Составьте словосочетания или предложения с этими словами.

3.  Запишите слова в столбик:

Мозоль, рояль,  тюль, картофель, фамилия, фасоль, шампунь.

– Подберите прилагательные к существительным. Что для этого вам нужно знать?

4. Как определить род имён существительных с нулевым окончанием и ь на конце?  Составьте опору любым удобным для себя способом. (можно использовать материал предметного диска: ресурс «Род имён существительных, оканчивающихся на ь (с нулевым окончанием)» к § 44.)

На  основе  материала  учебника делают вывод об определении рода имён существительных.

Работают в группах, вы-полняя  упражнение 383.

.

Работают в парах, вы-полняя  упражнение 384.

Составляют план дости-жения цели,  под ру-ководством учителя – опору.  

Познавательные:

1) анализировать, структуриро-вать, строить логические рас-суждения, систематизировать;

2) владеть умениями чита-тельской деятельности (извле-кать информацию, выделять главное, сжимать с опорой на ключевые слова).

Коммуникативные:

1)  высказывать и аргументиро-вать свою точку зрения;

2) строить связное монологи-ческое высказывание в учебно-научном стиле;

3) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

4) слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

5) осуществлять речевой само-контроль в учебной деятельности и повседневной практике.

Познавательные:

1) создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели (создавать схемы-опоры);

2) соотносить информацию, представленную в разных формах (текст со  схемой-опо-рой), воспроизводить инфор-мацию в удобной для себя форме.

VI.

Итог урока (рефлексия).

Создаёт оптимальные предпосылки для рефлексии обучающихся. Предлагает обучающимся оценить  свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки:

- Какую цель ставили?

- Достигли ли цели?

- Что нового вы узнали?

- Какие затруднения испытали?

- Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке.

– Что нового узнали на уроке о роде имён сущест-вительных?

– Назовите ключевые слова урока. (Мужской, жен-ский, средний род, окончание, согласуемые слова.)

Выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Оценивая свою деятель-ность, соотносят её  с целями  урока; используют алгоритм самооценки.

Личностные: самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и самооценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: выражение мыслей с достаточной полнотой и четкостью; учет разных мнений Регулятивные: вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII.

 Домашнее задание.

Инструктирует  обучающихся по подбору фактического материала, правилам оформления презентации (последнее задание к тексту упр. 384).

 Слушают инструктаж по составлению учебной пре-зентации (2-3 слайда). Записывают задание в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Имя существительное - часть речи удивительная"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по учебнику Е.А.Быстровой - обобщение изученного об имени существительном...

Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»

Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Гласные о - е в окончаниях существительных после шипящих и ц"

Урок разработан с учетом новых требований ФГОС и с применением наше-сингапурской системы....

Технологическая карта урока «Имя существительное”

Технологическая карта урока «Имя существительное”...

Технологическая карта урока "Несклоняемые существительные" (6 класс. Программа Т.А. Ладыженской)

Тема урока: урок овладения новыми знаниями по теме «Несклоняемые существительные», тип урока - комбинированный....

Технологическая карта урока в 6 классе "Основные словообразовательные модели имён существительных"

Технологическая карта урока "Основные словообразовательные модели имён существительных", 6 класс, УМК Разумовской...