разработки уроков по уровневой дифференциации
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Аюшеева Галина Доржеевна

разработки уроков по русскому языку в 8 классе по уровневой дифференциации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение №

Разработки уроков по русскому языку в 8 классе по уровневой педтехнологии

Начинаю уроки по данной технологии с заданий минимального уровня, которые ориентированы на достижение обязательного уровня подготовки по русскому языку. На этом этапе работаем с текстом.

        Тема: «Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения».

Цель: 1) Повторить сведения о подлежащем.

           2) Рассмотреть способы выражения подлежащего, закрепить навык определения подлежащего в предложении, выраженного разными частями речи.

          3) Развивать навык исследования, коллективной работы, работы с использованием различных форм контроля и оценки.

1 уровень 1. Прочитайте текст. Объясните пропущенные знаки препинания.

1 гр. Май весна цветов. Так называл этот месяц писатель Михаил Пришвин.

Март весна света апрель весна воды. Но вот пришел май и началось буйное цветение растений.

2 гр. На просторных полянах пустырях по обочинам дорог золотом по малахитовой зелени рассыпались одуванчики.

Май красивый по-праздничному радостный месяц года.

        Объясните графически подчеркнутые орфограммы. Сгруппируйте их. (Проверьте выполнение задания по эталону).

        Задание выполните по данной схеме.

  1. Чередование гласных в корне.
  2. Безударная гласная в корне.
  3. З-С в приставке.
  4. Непроизносимые согласные.
  5. Приставки пре- при-.
  6.  Падежные окончания существительных.
  7. Дефис в наречиях.

Сделайте мофемный разбор слова рассыпались.

Начертите схему последнего предложения.

Подчеркните грамматические основы предложения.

Проверка по группам.

Какие главные члены предложения вы знаете?

2. Сегодня мы рассматриваем тему: Подлежащее и способы его выражения.

Обратитесь еще раз к тексту и скажите, какой член предложения называется подлежащим?

Какой частью речи выражены все подлежащие в тексте?

В русском языке подлежащее может быть выражено разными частями речи.

Рассмотрите таблицу и расскажите о способах выражения подлежащего.

  1. Существительным в им. падеже.
  2. Местоимением в им. пад.
  3. Инфинитивом.
  4. Цельным словосочетанием.
  5. Прилагательным в им. пад.
  6. Причастием в им. пад.
  7. Наречием.
  8. Числительным.
  9. Междометием.
  10. Фразеологическим оборотом.

Сонный туман на лугах серебрится.

Ничто так не передает чистоты человеческих помыслов, как улыбка.

Жить – Родине служить.

Две капли брызнули в стекло.

Смелый к победе стремится.

Будущее принадлежит людям честного труда.

Светлое завтра в наших руках, друзья!

Пять – моя любимая цифра.

Тихое ах выдало их присутствие.

У этого мастера были золотые руки.

 

 2 уровень

Составьте таблицу «Способы выражения подлежащего», используя в качестве примеров данные ниже предложения.

        Мы сегодня же уедем. Ближние уехали домой, а дальние собрались к ужину. Семеро одного не ждут. Далече грянуло «ура». Жить – родине служить. Мы с братом отправились на рыбалку. Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио. Дед с матерью шли впереди всех. Несколько повозок въехали во двор.

        Подчеркните грамматические основы.

        Какие способы выражения подлежащего отражены в этих примерах? Какие еще способы вы знаете?

        За мною неслись четыре казака. Со мной происходит нечто странное. Брат с сестрой шли впереди родителей. Подойти к директору было страшно. Желающие попасть на спектакль томились у касс. По лесу разносилось «ау».

        3 уровень

2. Напишите сочинение – миниатюру: «Что я знаю о подлежащем». Приведите примеры.

3. Напишите сочинение – миниатюру: «Опять весна душистая повеяла крылом». (Подчеркните главные члены предложений).

Эталон

Чередование гласных в корне.

Растений

Безударная гласная в корне.

Весна-вёсны, писатель-пишет, цветение-цвет, полянах-поле.

З-С в приставке.

Рассыпались

Непроизносимые согласные.

Праздничному, радостный-радость.

Приставки пре- при-.

Пришел (приближение).

Падежные окончания существительных.

По зелени (3-е скл., Д.п.).

Дефис в наречиях.

По-праздничному.

Тема «Сказуемое и его основные типы».

Цель: 1) Рассмотреть основные типы сказуемых: простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое.

          2) Вооружить учащихся приемами различения разных типов сказуемых

          3) Развивать навыки исследования, коллективной работы.

 1 уровень:

1) Прочитайте текст, выпишите слова по следующему порядку:

А) 1) Безударная гласная в корне

2) Не с глаголами.

3) Личное безударное окончание глаголов.

1. Моя мама была учительницей русского языка.

2. Это был важный, самый важный школьный предмет. 3. «(Не) обходимо отлично знать родной язык, особенно такой богатый, прекрасный, разнообразный, как русский – говорила мама. 4. – Кто плохо знает свой язык, тот (не) оценит красоты родной речи, (не) задумается над книгой, (не) заслушается песни, (не) запомнит стихов. 5. Как хороши русские стихи!. И мама начинает читать своим звучным голосом…(В. Инбер)».

        С помощью каких языковых средств автор выражает своё отношение к русскому языку?

Б) Начертите схему четвертого предложения. Назовите типы сказуемых в данных предложениях.

Работа в группе

Какие типы сказуемых вы знаете? Расскажите о типах сказуемых. Подготовьтесь по №170 учебника.

        1 группа. Простое глагольное сказуемое.

        2 группа. Составное глагольное сказуемое.

        3 группа. Составное именное сказуемое.

        Выпишите примеры из № 171-173 и разместите в три колонки.

        Взаимопроверка

Простое глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое

Составное именное сказуемое

2 уровень

        Выписать из текста предложения в таком порядке: Сначала с простым глагольным сказуемым, с составным именным, с составным глагольным сказуемым.

        Силу и бодрость даёт природа.

        С нею умеем мы дружить.

        Пусть пролетает год за годом.

        Молодость в сердце будет жить.

Пусть каменист.

И скалы стали строже.

Ты турист.

Ты все усилить можешь,

Ты можешь справиться

С бурей любой.

2. В каком случае глагол был является вспомогательной частью составного сказуемого, а в каком – простым глагольным сказуемым?

Я был в шоке. Ветер тянул с неприветливого севера, но был мягким и даже ласковым.

3. Выбрать полную или краткую форму прилагательных, соответствующую контексту. Записать предложения, определите тип сказуемого:

 1. (Тихая, тиха) украинская ночь. 2. Луна в облаках (далекая, далека), (хорошая, хороша). 3. Утро было (прохладное, прохладно), (росистое, росисто). 4. Как (хорошие, хороши), как (свежие, свежи) были розы!

        Работа в группах.

        Устраните недочеты в отрывках из работ учащихся.

1 гр. Наша школа просторна и светлая.

2. гр. В полдень зной становится нестерпимый.

3 гр. Купание полезное для здоровья.

Какие ошибки вы обнаружили и устранили?

3 уровень

1. Закончите и напишите предложения. Подберите примеры.

1) Простое глагольное сказуемое отличается от составных тем, что в нем … .2) В составном глагольном сказуемом основная часть выражается … .3) Основная часть составного именного сказуемого может быть выражена …

        Дайте характеристику сказуемых в записанных предложениях.

2. Составьте инструкцию о том, как вести себя в общественном транспорте.

Подчеркните грамматические основы. Постарайтесь употребить в инструкции разные типы сказуемых

ЭТАЛОН

Необходимо – ход, родной – род, красоты – красный, хороши-хорош, предмет, богатый-словарные слова.

Не_ оценит, не задумается, не_заслушается, не запомнит.

Знает (1 спр.), оценит (2 спр.), задумается (1 спр.), заслушается, начинает (1 спр.), запомнит (2 спр.).

        

Тема: «Определение».

        Цель: 1. Совершенствовать умение находить в тексте, словосочетаниях согласованные и несогласованные определения.

2. Развивать умение употреблять определения в устной и письменной речи.

3. Развивать навык исследования.

1 уровень.

        Цель: Развивать умение находить в тексте согласованные и несогласованные определения, распределять орфограммы по группам и оформлять графически, давать характеристику синтаксическим конструкциям и находить словосочетания по способу связи – согласование.

        Прочитайте текст стихотворения. Выпишите слова, группируя орфограммы по следующему порядку:

чередование гласных в корне.

безударная гласная в корне.

безударная гласная в окончании прилагательных и причастий.

На море.

1 гp.- Закат. Как змеи, волны гнутся,

Уже без гневных гребешков,

Но не бегут они коснуться

Непобедимых берегов.

2гр.- И только издали добредший

Бурун, поверивший во мглу,

Внесется, буйный сумасшедший,

На глянцевитую скалу.

3гр.- И лопнет с гиканьем и рёвом,

Подбросив к небу пенный клок...

Но весел в море бирюзовом

С латинским парусом челнок;

 И загорелый кормчий ловок,

 Дыша волной растущей мглы

И - от натянутых верёвок-

Бодрящим запахом смолы.

(Н. Гумилёв)

А) объясните значения слов в данном тексте: бурун, глянцевитую, бирюзовом, челнок, кормчий. 

Обратитесь к словарным статьям:

1. Бурун,- а,м. Пенистая волна.

2.Глянцевитый, - ая, -ое, -ит. Имеющий глянец, не матовый.

 Бирюзовый, -ая, -ое. Цвет зеленовато-голубой.

3. Челнок, - а. м. Выдолбленная из дерева лодка.

4. Кормчий, -его, м. Рулевой, ведущий судно.

Б) Подчеркните грамматические основы предложений (работа по группам)

В) Выпишите словосочетания прилаг.+сущ., причаст.+сущ., подчеркните в них прилагательные и причастия как члены предложения.

Взаимопроверка

- Как подчеркнули зависимые слова в словосочетаниях?

- Какие эти определения по способу выражения (согласованные или несогласованные)?

Используя данную схему, расскажите о несогласованных определениях.

 1 гр.- Несогласованные определения.

Обычно стоят после определяемого слова и выражаются: сущ. с предлогом и без: сравнительная степень прилаг.; наречием; инфинитивом.

2 гр.- Согласованные определения обычно стоят после определяемого слова и выражаются: прилагательными, местоимениями, числительными, причастием.

З гр.- Какой второстепенный член предложения называется определением?

Приведите примеры.

2 уровень. Цель: Развивать умение подбирать к словосочетаниям синонимичные, находить в предложениях согласованные и несогласованные определения и определять, какими частями речи они выражены.

Образец: проект города- городской проект.

Дети из города, заросли у берега, варенье из яблок, юбка в клетку, дом из кирпича, образ женщины.

Запишите предложения, подчеркните грамматические основы, согласованные и несогласованные определения. Укажите, какими частями речи выражены определения.

1 гр.- В саду слышится звонкая птичья песенка. Долго противился я искушению прилечь где-нибудь в тени.

2гр.- Поездка верхом очень занимала меня. Алое сияние стоит над потемневшей землей.

3гр.- Однажды отец катал меня на лодке с парусом. Ищи свою дорогу с малых 'лет. Списать предложения, заменяя, где возможно, согласованные определения несогласованными.

Весь вечер зв…нят на к…тке стальные коньки. Сегодня пасмурная погода. В ситцевом платье будет холодно, лучше надеть шерстя(н, нн)ое. Бабушка жарила на подсолнечном масле. В магазине прод…ются большие глиня (н, нн) ые. Через стекля (н, нн) ую дверь на пол падали солнечные лучи.

3 уровень. Цель: развивать умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

1.Опишите маскарадный костюм. Озаглавьте сочинение – миниатюру. Используйте в сочинении согласованные и несогласованные определения как синонимы.

ТЕМА: «Способы подчинительной связи».

ЦЕЛЬ:

1. Совершенствовать умение определять способы подчинительной связи в словосочетаниях.

2. 2) Развивать умение выделять словосочетания из предложения и определять способы подчинительной связи в них.

3. 3)Развивать навык исследования, работы с использованием различных форм контроля и оценки.

1 уровень

Запишите словосочетания с разными способами подчинительной связи:

1 группа - согласованием,

2 группа - управлением,

3 группа - примыканием.

Пробирается через траву, школьные дисциплины, изобразительное искусство, непримиримый враг, восстановление сил, стелить мягко, учиться легко, репутация школы, прогрессивный писатель, хорошо учиться, посвятить стихи, гарантировать качество, растущее население, идти припевая, не хотел говорить.

ВЗАИМОПРОВЕРКА

Работа по учебнику.

Прочитайте №158 учебника и paсскажитe о способах подчинительной связи по

следующему:

А) название способа,

Б) его характеристика,

В) средства связи, используемые в нем,

Г) пример;

1 группа - о согласовании,

2группа - об управлении,

3 группа – о примыкании.

2 уровень.

Запишите текст, графически объясните орфограммы,

 подчеркните грамматические основы.

Ра (с,сс )ыпался чертог из янтаря,-

Из края в край сквозит а (л., лл)ея к дому.

Холодное дыханье сентября

Ра...носит ветер по саду пустому.

Он зам...тает листьями ф…нтан,

Взв…вает их, внезапно нал…тая,

И, точно птиц и( с,з )пуга...ая стая,

Кружат они среди сухих п...лян.

                                                    (И. Бунин)

Из данного текста выпишите словосочетания и укажите способ подчинительной связи в ни.

Начертите схему к указанному предложению.

Составьте из данных слов подчинительные словосочетания и запишите их в форме им.п и пр. падежей, выделите окончания существительных в пр. падеже.

Политика (м…ролюбивый); (открывающийся) перспективы; (оптимальный) р… шение; (первый) победа; (из…бр…зительный) иску(с,сс)тво; (стал…л…тейный ) промышле( н,нн)ость;

(наш)н…дежды; (один)напр…вление; (пессимистическое)настр…ение.

При затруднении правописания безударной гласной в окончании существительного в пр. падеже используйте таблицу:

ия

ий

ие

1 скл.

2 скл.

Скл.

Р. П.

И

И

И

Д. П.

И

Е

И

П. П.

И

И

И

Е

Е

И

Объясните пропущенные орфограммы. (l группа)

Объясните окончания существительных в предл. падеже. (2 группа)

Какой способ подчинительной связи вы использовали? (З группа)

На примере одного из записанных словосочетаний покажите, почему данный способ подчинительной связи назван согласованием.

Определите на основе сделанной записи, слова каких частей речи могут выступать в роли зависимых в словосочетании при согласовании.

Составьте с данными глаголами подчинительные словосочетания. Запишите их, обозначая главное слово и ставя вопрос к зависимому. Укажите способ и средства подчинительной связи.

1 гр.- Сост…влять, пр…гл…шать, Ра(с, сс) казывать.

2гр.- Сообщить, осве…тить (что?), посв…тить (чему?).

Згр. –Присоед…нить, во (с, сс) тановить, пр…подавать.

Какими частями речи выражены зависимые слова при управлении и примыкании? В чём главное различие этих частей речи? Приведите примеры.

3 уровень.

Напишите сочинение-миниатюру на грамматическую тему: «Что я знаю о словосочетаниях».

Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Октябрь уж наступил...». Выпишите из сочинения пять словосочетаний, разберите их графически, определите способ подчинительной связи.

Эталон.

Чертог из янтаря (упр.)

Сквозит к дому (упр.)

 Сквозит из края в край (упр.)

Холодное дыханье (согл.)

Дыханье сентября (упр.)

Кружат среди полян (упр.)

Сухих полян (согл.)

Разносит по саду (упр.)

По саду пустому (согл.)

Заметает листьями (упр.)

Заметает фонтан (упр.)

Взвевает их (упр.)

Внезапно налетая (примык)

Испуганная стая (согл.)

Стая птиц (упр.)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уровневая дифференциация на уроках математики

Актуальность использования технологии уровневой дифференциации в образовательном процессе, положительные и отрицательные аспекты.    ...

Групповая работа как средство уровневой дифференциации на уроках алгебры

В работе показано с какими трудностями я столкнулась, организуя групповую работу на уроках алгебры. Попыталась дать рекомендации по ниболее удобному формированию групп....

Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках русского языка

Технология УДО дает каждому ученику не только право выбора между обязательным и дополнительным уровнями обучения, но и обеспечивает открытость требований, предъявляемых к нему, и пс...

Разработка обобщающего урока по физике по теме «Электрические явления» в 8 классе в форме коллективно-творческой игры-соревнования «Покорение вершины «Электричество» с применением технологии уровневой дифференциации.

Данный  урок  проводится  в  форме коллективно-творческой игры-соревнования «Покорение вершины «Электричество» с применением технологии уровневой дифференциации.   Дидакт...

“РАЗРАБОТКА УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЕЙ»

Формулирование проблемы.ХОРОШО ОПРЕДЕЛЕННАЯ ПРОБЛЕМА –НАПОЛОВИНУ РЕШЕННАЯ ПРОБЛЕМА.»ПОТОЛКУЕМ С ПРОБЛЕМОЙ.Почему это стало проблемой?  В условиях традиционной системы обучения выявляется противор...

Методическая разработка на тему «Использование технологии уровневой дифференциации обучения при формировании у школьников способов самостоятельной работы при решении физических задач»

Материалы на областной конкурс «Мастерская управленческого и педагогического опыта: дифференциация обучения в основной школе»...