Урок литературы в 11 классе на тему "В.В. Маяковский. "Красота и сила чувства, выраженного в любовной лирике"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Морозова Ирина Евгеньевна

Урок-литературная гостиная помогает увидеть яркие страницы лирики поэта. Обучающиеся смогут прочувствовать слова В.В. Маяковского: "Любовь - это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь - это сердце всего". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Морозова Ирина Евгеньевна,

                                  учитель русского языка и литературы

                                                            МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22»

                                                        муниципального образования город Симферополь

Урок литературы в 11 классе

Тема: В.В. Маяковский. «Красота и сила чувства, выраженного в любовной лирике».

Цели:

Обучающая: углубить представления обучающихся о любовной лирике Маяковского, познакомить с её своеобразием и адресатами любовных произведений;

Развивающая: сформировать общеучебные умения (анализировать лирическое произведение, делать выводы, работать с текстами, готовить сообщения, аргументировать своё мнение); развивать умение слушать и дискутировать;

Воспитательная: развивать чувство коллективизма, ответственное отношение к уроку, взаимопомощь; развивать творческую активность обучающихся.

Оборудование: тексты стихотворений В. В. Маяковского о любви, портреты поэта, М. Денисовой, Л.Ю. Брик, Т.В. Яковлевой, В.В. Полонской, памятки для анализа стихотворений.

Тип урока: «литературная гостиная».

Прогнозируемые результаты:

- учащиеся знают о своеобразии любовной лирики В.В. Маяковского;

- выразительно читают и комментируют стихотворения поэта, объясняя своеобразие лирического героя;

- раскрывают способы выражения жизнетворческой позиции В.В. Маяковского как поэта и человека;

- анализируют стихотворения, отмечая элементы поэтического новаторства.

Методы и приёмы обучения:

а) организация и осуществление учебно-познавательной деятельности:

- репродуктивные (слово учителя, выступления обучающихся);

- проблемно-поисковые (работа по тексту);

- наглядные (презентация);

- творческого чтения;

- эвристические (ответы на вопросы по анализу текста);

б) стимулирование и активизация обучения:

- поощрение обучающихся, создание эмоционального настроя.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Эпиграф: «Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего». (В.В. Маяковский)

Ход урока

I.Организационный момент.

Слово учителя.

 - Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на урок пришли гости, и они надеются увидеть вашу ответственную работу.

II. Постановка целей и задач урока.

Слово учителя.

- Обратите внимание на эпиграф к уроку: «Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего». (В.В. Маяковский.)

- Прочитав эпиграф, мы можем сказать, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О любовной лирике В.В. Маяковского.)

- Да, тема сегодняшнего урока: «В.В. Маяковский. «Красота и сила чувства, выраженного в любовной лирике».

- Откройте тетради, запишите число, тему урока, эпиграф.

- Перед вами – портретная галерея возлюбленных поэта. Что мы сегодня должны увидеть в любовной лирике поэта? (Увидим силу чувств, взаимосвязь между жизнью и творчеством.)

- В течение урока мы создадим небольшой рассказ, в котором главный герой – Маяковский, любимые им женщины и эпоха.

III. Работа над темой урока. Работа в гуппах. Устный журнал «В поэтической гостиной Маяковского».

1.Слово учителя.

- Итак, яркие страницы лирики поэта мы будем открывать, работая в группах:

1 группа работает над стихотворениями, посвященными Марии Денисовой;

2 группа – Лилии Брик;

3 группа – Татьяне Яковлевой.

Ваша задача, ребята, - выразительно читать и комментировать стихотворения поэта, объясняя своеобразие лирического героя.

2.Слово учителя.

Предисловие. Январь 1914 г. 

      Маяковский во время футуристического турне приезжает в Одессу. Всего три дня выступлений и чудесный романтический эпизод. Владимир знакомится с Марией Александровной Денисовой.

      Это неистовая, незаурядная натура. Любила читать, увлекалась театром, занималась живописью, скульптурой. В 1919 году была зачислена в мастерскую известного советского скульптора Сергея Коненкова. Но учиться пришлось недолго: враг всё ближе подходит к Москве, и Мария решает идти на фронт. Сражается сначала в составе одной из частей Красной Армии, а затем в 1-ой и 2-ой Конармии. На фронте перенесла три тифа, три ранения.

      Страницы биографии Марии Денисовой послужили прообразом Даши Телегиной в трилогии А. Толстого «Хождение по мукам».

      А Исаак Бабель увековечил образ девушки в своей пьесе «Мария». 

      Как-то на одном из обедов Маяковский был в ударе. Говорил умно и весело. Зашла речь о произведениях Джека Лондона. Кто-то из присутствующих высказал мысль, что жажда наживы делает героев Лондона жалкими людьми. Обратились с вопросом к Маяковскому: «А вы как думаете?» Наступила пауза. И вдруг в разговор вступает Мария: «Конечно, так! Там, где деньги, подлинного чувства нет. Человек рождается не для денег!» Поэт принял поддержку Марии восторженно. Позднее он скажет:

– Помните?

Вы говорили:

«Джек Лондон,

Деньги,

Любовь, страсть,» –

А я одно видел:

Вы – Джоконда,

Которую надо украсть!

      Маяковский увидел в Марии живую Джоконду как воплощение совершенной красоты и женственности. 

      По-видимому, она от каких-то серьёзных шагов при столь мимолётном знакомстве отказалась.

      Как бы то ни было, но чувство неразделённой любви нашло отражение в поэме «Облако в штанах». 

      Прочитайте отрывки из поэмы, где говорится о Марии.

3. Чтение отрывков из поэмы.

Вывод.

- Мы услышали вопль раненого сердца. Это тоска по любви. Это крик одиночества. Я бы назвала ощущения Маяковского в этот период ожиданием любви…

4. Слово учителя.

Страница первая. 1915 г.

      Эльза Каган привела нового знакомого поэта-футуриста в дом к своей замужней сестре Лиле Брик. Маяковский был сражён этой маленькой женщиной с ярко-рыжими волосами и каре-зелёными глазами. Вот она — его громада-любовь, любовь на всю жизнь, любовь, принёсшая столько радости и столько мучений! Строчка: «Она красивая, её, наверно, воскресят!» — потрясает. Кто ещё мечтал о воскресении в будущем любимой женщины?

      Но вернёмся к первой встрече. Маяковский весь вечер был в ударе. Он прочёл поэму «Облако в штанах» и тут же попросил разрешения посвятить её Лиле. Так поэма, в которой фигурировало имя «Мария», поэма, на создание которой Маяковского вдохновила другая женщина, была посвящена Лиле Брик. 

      Лиля Юрьевна Брик — красивая, умная, незаурядная, общительная, пользовалась неимоверным успехом у мужчин. Она — дама элегантная, воспитанная, с прекрасными манерами и в то же время она лишена всяких предрассудков, она эмансипированна. Наконец, она — непредсказуемая, богемная.

      Она стала Музой поэта, она преобразила Маяковского, без неё не было бы в истории нашей поэзии чудесных строк о любви-громаде.

5. Выразительное чтение стихотворения «Лиличка!» заранее подготовленным учащимся.

6. Аналитическая беседа. Работа над идейно-художественным содержанием стихотворения «Лиличка!».

  1. Объясните ситуацию, лёгшую в основу стихотворения. (Перед нами обращение героя к своей возлюбленной, страстный монолог, написанный в форме письма.)
  2. Отметим главную тему стихотворения (Тема любви, тема прощания, расставания.)
  3. Но разве герой прощается с любимой? Хочет ли он этого прощания? (Нет. Это «последний крик» отчаяния. Перед нами трагедия любви, потому, что она не взаимна).
  4. Строительный материал стихотворения разнообразен. Активное использование какого слова прежде всего привлекает ваше внимание?
  5. Какие местоимения использует поэт?
  6. И герой (адресант), и его любимая (адресат) охарактеризованы в тексте, причём адресат характеризуется через восприятие героя. Какую лексику использует поэт, говоря о своей любимой?
  7. В противовес такой конкретности чувства адресата даны описательно. В каких словах и строках это проявляется?
  8. Какие определения герой относит к себе?
  9. Сколько композиционных частей можно выделить в стихотворении? Что из себя представляет каждая из них?

Вывод.

      Несмотря на грандиозность любовного чувства, для героя соблазнительна мысль о самоубийстве. Обратите внимание на перечисляемые 4 вида добровольной смерти. Герой как бы «заговаривает» сам себя, всеми силами открещивается от рокового исхода. Как мы знаем, сам поэт от него всё-таки не ушёл…

7. Слово учителя.

      Современники говорили об их отношениях: «Маяковский любил её без памяти, а она не сходила с ума от любви»

      Она могла быть нежной с ним, а могла быть отчуждённо холодна. «Почему лошади никогда не кончают с собой? – спрашивала Лиля, когда Маяковский, выясняя отношения, угрожал самоубийством. И отвечала: – Потому что они не выясняют отношений».

      Порой она была с ним жестока. Как-то, гуляя вдоль Невы, он прочёл Лиле свою поэму «Дон Жуан». «Опять про любовь, – заметила она. – Как не надоело?» Тогда он вынул из кармана рукопись и, разорвав, пустил клочки по ветру…

      Послушайте строки из поэмы «Флейта-позвоночник». 

8. Выразительное чтение поэмы «Флейта-позвоночник» заранее подготовленным учащимся.

9.Аналитическая беседа.

  1. Что вы почувствовали? Какая она, любовь поэта? В чём заключается трагедия героя в поэме «Флейта-позвоночник»? (Поэт буквально выворачивает свою душу перед читателями, так как мысленно готовится к самоубийству.)
  2. Как поэт говорит о сложностях духовного мира любимой женщины?
  3. Почему её любовь не может быть «праздником» для них обоих?
  4. Какой видит герой любимую в своих видениях? Почему она не может быть такой в реальности?

10.Слово учителя.

      В1922 г. поэт пишет поэму «Люблю» — своё самое светлое произведение о любви. Поэму писал он тогда, когда Лилия Брик в Риге разыскивала заграничного издателя, который напечатал бы книги Маяковского в Латвии для экспорта в Россию, так как в те годы у Маяковского были большие трудности в отношениях с Госиздатом.

      Поэма была готова как раз к возвращению Лили Брик в феврале 1922 г. Произведение отражает отношения между Маяковским и Брик этой поры, подобно тому как «Флейта-позвоночник» и другие стихотворения дают представление об их отношениях в военные годы.

      Здесь поэт размышляет о сущности любви и её месте в жизни человека. Продажной любви Маяковский противопоставил любовь истинную, страстную, верную.

11.Выразительное чтение поэмы «Люблю» заранее подготовленным учащимся.

Вывод.

      В творчестве Маяковского тесно переплетаются чувства поэта и чувства лирического героя.

12.Слово учителя.

Страница третья.

      Париж подарил поэту надежду на взаимную любовь, любовь простую, человеческую.

      Татьяна Алексеевна Яковлева сопровождала поэта в качестве переводчицы. Натуральная блондинка, длинноногая, спортивная. Все видевшие их вместе отмечали, что они — очень красивая пара.

      Влюблённый Маяковский покорил молодую эмигрантку. Он нежно, трепетно ухаживал. В холодную погоду мог снять с себя пальто и укутать ноги девушке.

      Первый раз поэт изменил своей постоянной Музе Лиле Брик: два стихотворения он написал и посвятил Татьяне Яковлевой: «Письма из Парижа товарищу Кострову о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». 

13.Выразительное чтение стихотворения «Письма из Парижа товарищу Кострову о сущности любви» заранее подготовленным учащимся.

14.Аналитическая беседа.

  1. Что значит для поэта любовь? (Это не ослепляющая человека страсть, а земное, радостное чувство, наполняющее творческой силой. Это единство земного и небесного.)
  2. Какие строки говорят о масштабности этого чувства? Что значит любить по Маяковскому? Прокомментируйте эти строки.

Вывод.

      Это стихотворение не просто о любви, оно о сущности любви.

15.Выразительное чтение стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой».

16.Аналитическая беседа.

  1. Можно ли считать это стихотворение-исповедь, не предназначенное для печати, только интимным признанием? Аргументируйте свой ответ.
  2. Перед нами опять письмо, но похоже ли оно на то, что мы читали раньше?
  3. Не случайно на протяжении всего «Письма…» мы не раз увидим, как личное будет сливаться с общественным. Приведите примеры из стихотворения.
  4. Выделите элементы стихотворной речи (лексические, образные, интонационно-ритмические и т. п.), благодаря которым воссоздаётся накал страсти.
  5. Покажите, как соединяется в стихотворении чувство глубоко интимное с гражданским. Согласны ли вы с утверждением, что они не могут соединиться и в этом — источник любовной драмы?

Вывод.

      Маяковский и Татьяна Яковлева были счастливы. Расставаясь с Татьяной, Маяковский не знал, что видит ее в последний раз. Уже через несколько месяцев Маяковский узнает о замужестве Татьяны Яковлево. Но, возможно, он предчувствовал что-то недоброе, поэтому оставил в одной из цветочных фирм весь свой гонорар. Чтобы Татьяна не чувствовала себя одинокой. Так поэт напоминал своей любимой, что он рядом. После отъезда поэта на имя Татьяны Яковлевой несколько лет шли цветы - цветы от Маяковского.

И теперь –

то ли первый снег,

То ли дождь на стекле

полосками –

В дверь стучится к ней человек,

Он с цветами

от Маяковского.

Татьяна на много лет пережила Маяковского, а цветы все приносили и приносили…Она и не догадывалась, что поэта давно нет в живых.

17.Слово учителя.

Страница четвертая.

      Актриса МХАТа Вероника Витольдовна Полонская., она не стала адресатом любовной лирики поэта.

      Поэт познакомился с молоденькой актрисой МХАТа Вероникой Полонской и по-мальчишески влюбился в неё.

      Она была замужем за известным актёром Михаилом Михайловичем Яншиным. Вероника Витольдовна на категоричное требование поэта остаться с ним, ответила, что не может так просто расстаться со своим мужем.

      Трагедия личной жизни поэта была в том, что он ни с кем не хотел делить любимую: ни с другим мужчиной, ни с другой страной.

      12 апреля 1930 года после её ухода Маяковский застрелился.

      Неправильно было бы сказать, что причина ухода поэта из жизни только в неудачах личных, любовных.

      Была ещё выставка «20 лет работы», которую проигнорировал союз писателей.

      Была ещё статья Ермилова в «Правде», в 1930-м году, в которой прозвучало обвинение Маяковского в троцкизме.

18.Слово учителя.

Эпилог.

      Маяковский оставил предсмертное письмо почти без знаков препинания.

ВСЕМ

      В том что умираю не вините никого, и пожалуйста не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.

      Мама, сёстры и товарищи, простите — это не способ (другим не советую) но у меня выходов нет. Лиля — люби меня.

      Товарищ правительство, моя семья это Лиля Брик, мама, сёстры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо.

      Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.

                                             Как говорят —

                                                                        «инцидент исперчен»

                                             Любовная лодка

                                                                        разбилась о быт.

                                             Я с жизнью в расчёте

                                                                        и не к чему перечень

                                             взаимных болей

                                                                        бед

                                                                        и обид.

Счастливо оставаться

                                                                                                                   Владимир Маяковский

IV. Рефлексия. Подведение итогов урока.

1. Беседа:

- Какую новую грань любовных взаимоотношений открыл для вас поэт В.В. Маяковский?

- Что вам близко и что не близко в любовной лирике поэта?

2. Заключительное слово учителя:

      «Любовь — это жизнь, это — главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается мнимым, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться в этом во всём…» — так писал Маяковский Лиле Брик 5 февраля 1923 года.

      Так же, как душу невозможно искусственно отделить от тела, так и лирику Маяковского нельзя рассматривать отдельно от автора.

V. Домашнее задание.

1. Выучить наизусть одно из стихотворений В.В. Маяковского о любви (по выбору).

2. Ознакомиться со стихотворениями В. В. Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Сергею Есенину», вступлением в поэму «Во весь голос».



Предварительный просмотр:

                                                            Морозова Ирина Евгеньевна,

                                                            учитель русского языка и литературы

                                                            МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22»

                                                            муниципального образования город Симферополь

Урок литературы в 11 классе

Тема: «А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя».

Цели:

Образовательные: познакомить обучающихся с личностью и особенностями творчества А. Ахматовой; показать, как исполнена поэзией гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве;

Развивающие: развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться, совершенствовать навыки анализа поэтического текста, соотнесения его содержания с критической и мемуарной литературой, фактами биографии, имеющими непосредственную связь с данными произведениями;

Воспитательные: воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать, патриотическое чувство, показать пример гражданского мужества.

Оборудование: портреты А.А. Ахматовой и её близких, сборники стихов А.А. Ахматовой, текст произведения «Поэма без героя».

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают об особенностях творчества А.А. Ахматовой во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы; выразительно читают стихотворения, анализируют их, раскрывая глубину и богатство лирического содержания; определяют мотивы и темы творчества А.А. Ахматовой во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы; интерпретируют стихотворения; отмечают своеобразие лирического героя в поэзии А.А. Ахматовой.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа:

- С какими событиями в жизни страны и в личной жизни поэтессы связано содержание поэмы А.А. Ахматовой «Реквием»?

- Кто, по вашему мнению, является героем поэмы? Может ли помочь ответить на эти вопросы эпиграф к поэме?

- В чём своеобразие жанра и композиции поэмы «Реквием»? Какую роль играют в ней эпиграф, «Посвящение» и «Эпилог»?

- Какие строки поэмы «Реквием» более всего напомнили вам раннюю А.А. Ахматову?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя.

— Война застала Ахматову в Ленинграде. Судьба её в то время по-прежнему складывалась тяжело: вторично арестованный сын находился в заключении, хлопоты по его освобождению были безуспешны. Надежда на облегчение жизни возникла перед 1940 г., когда поэтессе было разрешено издать книгу избранных произведений. Но Ахматова, естественно, не могла включить в неё ни одно из стихотворений, впрямую касавшихся тягостных событий тех лет. Между тем творческий подъём был очень высоким, и, по словам А.А. Ахматовой, стихи шли сплошным потоком, «наступая на пятки друг другу, торопясь и задыхаясь…». Ахматова писала, что именно с 1940 г.— со времени поэмы «Путём всея земли» и работы над «Реквиемом» — она стала смотреть на всю прошедшую громаду событий как бы с некоей высокой башни. В годы войны наряду с публицистическими стихами («Клятва», «Мужество» и др.) поэтесса пишет и несколько произведений более крупного плана, в которых она осмысляет всю прошедшую историческую громаду революционного времени, вновь возвращается памятью к 1913 г., заново пересматривает события, судит, многое — прежде дорогое и близкое — решительно отбрасывает, ищет истоки и следствия. Это не уход в историю, а приближение истории к трудному и тяжкому дню войны, своеобразное, свойственное тогда не одной Ахматовой историко-философское осмысление развернувшейся на её глазах грандиозной войны.

      Творческим синтезом поэтического развития А. А. Ахматовой является «Поэма без героя», над которой она работала более двадцати лет (1940–1962). Личная судьба поэта и судьба её поколения получили здесь художественное освещение и оценку в свете исторической судьбы не только современников, но и её Родины.

ІV. Работа над темой урока.

1.Слушание сообщения «Война в судьбе и поэзии А. А. Ахматовой». 

2. Слово учителя.

— Во время Великой Отечественной войны А. А. Ахматова была эвакуирована в Ташкент, в Ленинград вернулась в 1944 г. В годы войны тема Родины становится ведущей в лирике А. А. Ахматовой.

      В стихотворении «Мужество», написанном в феврале 1942 г., судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощением духовного начала России. Во время войны на первый план выдвинулись общечеловеческие ценности: жизнь, дом, семья, Родина. Многие считали невозможным возврат к довоенным ужасам тоталитаризма. Так что идея «Мужества» не сводится к патриотизму. Духовная свобода, навеки выраженная в вере в свободу русского слова, — вот ради чего народ совершает свой подвиг.

3. Работа над стихотворением «Мужество».

- К чему призывает поэтесса своих соотечественников?

- Почему стихотворение имеет такое название — «Мужество»?

- Отчего Ахматова придаёт такое большое значение слову, родному языку?

4. Работа в парах. «Умники и умницы»: сопоставление стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Русский язык» и стихотворения А. А. Ахматовой «Мужество».

- Какое чувство объединяет оба произведения?

- Найдите сходные образы и мотивы в этих стихотворениях.

5. Обобщение учителя.

— Творчество А.А. Ахматовой периода Великой Отечественной войны оказалось во многом созвучным официальной советской литературе того времени.

      За героический пафос поэтессу поощряли: позволили выступить по радио, печатали в газетах и журналах, обещали издать сборник. А. А. Ахматова была в смятении, поняв, что «угодила» власти.

      В годы войны «культурным» героем ахматовской лирики становится Петербург — Петроград — Ленинград, трагедию которого поэт переживает как глубоко личную. А.А. Ахматовой казалось, что войну она не переживёт. Именно тогда ею было много написано о конце, последнем сроке, «последней странице» судьбы. Время научило её и в жизни, и в творчестве быть, по словам Л.К. Чуковской, «мужественно жестокой». В эвакуации и после возвращения в Ленинград поэтесса пишет «Три осени» (1943) и «Есть три эпохи у воспоминаний…» (1945). Первое — трагические размышления об исходе жизни, второе — одно из самых мужественных и жестоких стихотворений XX в.— посвящено концу памяти. Страшнее смерти, по мнению А. А. Ахматовой, может быть только забвение.

6. Слушание сообщения «Творчество поэтессы в первое послевоенное десятилетие».

7. Работа над идейно-художественным содержанием произведения «Поэма без героя».

А) Рассказ учителя.

— «Поэма без героя» создавалась на протяжении многих лет. «Первый раз она пришла ко мне в Фонтанный Дом, — пишет о ней Ахматова, — в ночь на 27 декабря 1940 г., прислав как вестника ещё осенью один небольшой отрывок. Я не звала её. Я даже не ждала её в тот холодный и тёмный день моей последней ленинградской зимы. Её появлению предшествовало несколько мелких и незначительных фактов, которые я не решаюсь назвать событиями. В ту ночь я написала два куска первой части («1913 год») и «Посвящение». В начале января я почти неожиданно для себя написала «Решку», а в Ташкенте (в два приёма) — «Эпилог», ставший третьей частью поэмы, и сделала несколько существенных вставок в обе первые части. «Я посвящаю эту поэму памяти её первых слушателей — моих друзей и сограждан, погибших в Ленинграде во время осады. Их голоса я слышу и вспоминаю их отзывы теперь, когда читаю поэму вслух, и этот тайный хор стал для меня навсегда оправданием этой вещи».

      Это произведение — раздумья поэтессы о своей эпохе и своей судьбе, о прошлом и настоящем. Минувшее помогает Анне Ахматовой осмыслить настоящее. Поэтесса погружается в глубины воспоминаний, она как бы вновь возвращает к жизни явления, события и чувства, которые ушли в прошлое. Память для поэта — это непрерывная жизнь души, но часто воскреснувшее прошлое несёт в себе и внутренний драматизм, сожаление о несбывшемся, о невосполнимых потерях, к которым сердце не может быть равнодушным.

«Поэма без героя» — произведение трагедийное, однако трагизм скрашивается оптимизмом финала, который воспевает человеческие стойкость, гуманизм и сострадание. Тяжёлое, горестное и страшное время, пережитое Россией и её народом, преобразилось в «Поэме без героя» в прекрасные поэтические строки.

      В этом — великая тайна подлинной поэзии, поэт выражает самое заветное и сокровенное.

Б) Аналитическая беседа.

- Сама Ахматова в одном из писем утверждала: «Тем же, кто не знает некоторые “петербургские обстоятельства”, поэма будет непонятна и неинтересна». О каких «петербургских обстоятельствах» идёт речь? Какие реальные события и лица стали поводом для лирических раздумий героини поэмы?

- В чём своеобразие замысла «Поэмы без героя», её жанра и композиции?

- Каким предстаёт «Серебряный век» в «Поэме без героя»? Какие строки поэмы, на ваш взгляд, особенно ярко характеризуют «Серебряный век»?

- Как вы объясните смысл названия «Поэмы без героя»? Как решается в поэме проблема героя? Какой образ в поэме может рассматриваться как явный антигерой?

В) Постановка и решение проблемного вопроса.

- Современный исследователь Р.Д. Тименчик важнейшими темами «Поэмы без героя» называет “познание” и “самопознание”. Какие фрагменты и образы в поэме подтверждают данное суждение? Как связаны с авторским замыслом «Поэмы без героя» цитаты из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

8. Слушание сообщения «Конец творческого пути. Итоги жизни А. А. Ахматовой».

9. Работа в мини-группах, презентация результатов работы. «Практикум начинающего литературоведа».

1-я группа. Сравните стихотворения: И.А. Бродский «День кончился, как если бы она…», посвящённое А.А. Ахматовой, Е.А. Евтушенко «Памяти Ахматовой». 

- Как решают авторы проблему отношений поэта и времени?

2-я группа. Прочитайте и проанализируйте стихотворения: А.А. Ахматова «Можжевельника запах сладкий…», М.И. Цветаева «Белое солнце и низкие, низкие тучи…».

- Какая тема объединяет их? В чём своеобразие художественных средств, использованных поэтами для раскрытия этой темы?

3-я группа. По словам М.И. Цветаевой, А.А. Блок сказал об А.А. Ахматовой: «Ахматова пишет стихи так, как будто на неё глядит мужчина, а нужно их писать так, как будто на тебя смотрит Бог».

- Разделяете ли вы точку зрения великого поэта? Опровергните её или отыщите в стихах А. А. Ахматовой доказательства его правоты.

4-я группа. В 1923 г. Б.М. Эйхенбаум, исследователь творчества А.А. Ахматовой, писал: «Поэзия Ахматовой — сложный лирический роман». На «романность» её лирики указывал и В. В. Гиппиус в 1918 г.: «Эта лирика пришла на смену умершей или задремавшей форме романа». 

- В каких лирических циклах или поэмах А. А. Ахматовой можно найти подтверждение этим наблюдениям? Обоснуйте своё мнение.

5-я группа. Об афористичности поэтического языка А.А. Ахматовой писали многие критики. Выпишите строки ахматовских стихов, ставшие афоризмами, сгруппируйте их по темам. Какие темы преобладают: любовные, философские, связанные с природой, культурой и искусством? Какие представления автора о жизни и искусстве нашли отражение в этих афоризмах?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

— Трудным и сложным был путь А.А. Ахматовой. Начав с акмеизма, но оказавшись уже и тогда значительно шире этого довольно узкого направления, она пришла в течение своей долгой и напряжённо прожитой жизни к реалистичности и историзму. Титулованная когда-то званием «Сафо XX столетия», она действительно вписала в великую Книгу Любви новые страницы. Главным достижением и индивидуальным художественным открытием поэта была прежде всего любовная лирика. Могучие страсти, бушующие в сжатых до алмазной твёрдости ахматовских любовных миниатюрах, всегда изображались ею с величайшей психологической глубиной и точностью.

      Поэзия Ахматовой — неотъемлемая часть современной русской, советской и мировой культур. (Обращение к высказываниям современников.)

Современники об А. А. Ахматовой.

      А. Т. Твардовский считал, что «лирика Ахматовой — это меньше всего так называемая дамская, или женская, поэзия. Даже в ранних книгах поэтессы мы видим всеобщность изображённого переживания, а это первый признак подлинного, большого и высокого искусства».

      «Она вылила в искусство, — говорила Л.М. Рейснер, — все мои противоречия, которым столько лет не было исхода. Теперь они — мрамор, им дана жизнь вне меня, их гнёт и соблазн перешёл в пантеон. Как я ей благодарна! А в общем, эти книги и радуют, и беспокоят, точно после долгой разлуки возвращаешься — на минуту и случайно — в когда-то милый, но опостылевший, брошенный дом».

      Б.М. Эйхенбаум писал в одной из своих рецензий: «Поэзия Ахматовой — сложный лирический роман. Мы можем проследить разработку образующих его повествовательных линий, можем говорить об его композиции, вплоть до соотношения отдельных персонажей. При переходе от одного сборника к другому мы испытали характерное чувство интереса к сюжету — к тому, как разовьётся этот роман».

      М.С. Шагинян вспоминала, что «Ахматова умеет быть потрясающе народной, без всяких квази, без фальши, с суровой простотой и с бесценной скупостью речи… Изысканная петербуржанка, питомица когда-то модного акмеизма, такая модная и сама, — она таит под этой личиною чудеснейшую, простейшую, простонародную лирику, воистину простонародную и вечную именно в этом, неувядаемом, подпочвенном её естестве».

VI. Домашнее задание.

1.Творческие задания:

- Подготовить развёрнутый письменный ответ на вопрос: «Что открыла мне поэзия А. А. Ахматовой?» (всем ученикам) и устные рецензии на понравившиеся стихотворения А. А. Ахматовой, составленные на основе как собственных впечатлений, так и обобщений учителя (сильным ученикам).

2. Опережающее задание (2 ученика): Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве О. Э. Мандельштама.



Предварительный просмотр:

                    Морозова Ирина Евгеньевна,

                                  учитель русского языка и литературы

                                                            МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22»

                                                        муниципального образования город Симферополь

Урок литературы в 10 классе

Тема. «Изображение войны 1812 года. Бородинское сражение на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Цели:

Образовательные – 1) доказать, что Бородинское сражение - поворотный момент в войне с Наполеоном, точка пересечения судеб главных героев романа; 2) выявить идейно-художественные особенности изображения войны в романе; 3) показать, как реализуется в главах о Бородинском сражении «мысль народная»;

Развивающие – 1) продолжить работу по формированию аналитических и речевых умений; 2) совершенствовать навыки работы с текстом художественного произведения;

Воспитательные – 1) содействовать формированию собственной точки зрения обучающихся по отношению к такому понятию, как «выбор цели и смысла жизни»; 2) создать ситуации, при которых обучающиеся поймут, что из любого сложного положения есть выход; 3) показать общенародный патриотический подъём и единство основной массы русского общества в борьбе с захватчиками.

Метапредметные умения: 1) умение извлекать информацию из разных источников; 2) умение отбирать материал по заданной теме; 3) умение подбирать цитаты.

Оборудование: текст романа «Война и мир».

Методические приёмы: учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.

Основные формы работы: фронтальное, групповое обучение, работа в парах.

Эпиграф: «Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В «Войне и мире» я любил «мысль народную» вследствие войны 1812 года». (Л.Н. Толстой)

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Сообщение темы урока, целей.

- Какое историческое событие отмечала Россия в августе 2012 года? (Россия отмечала 200-летие Бородинского сражения).

- О чём мы будем говорить сегодня? (О Бородинском сражении).

     Тема нашего урока: «Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

- Попробуйте сформулировать цели нашего урока. (Значение войны, как изобразил войну Л.Н. Толстой в романе).

      Мы докажем, что Бородинское сражение – поворотный момент в войне с Наполеоном, точка пересечения судеб главных героев романа.

2. Слово учителя.

- Какие сражения описаны в романе и сколько глав они занимают? (В «Войне и мире» описаны три сражения: Шенграбенское сражение занимает 7 глав, Аустерлицкое – 9 глав, Бородинское – 21 главу.)

      Обратимся к эпиграфу: «Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нём главную, основную мысль. В «Войне и мире» я любил «мысль народную» вследствие войны 1812 года».

      Описание Бородинской битвы - это центр романа, его кульминация; решающий момент в жизни всей страны и многих героев романа, здесь каждый характер раскроется по-новому.

      Здесь скрестятся все пути: Пьер встретит Долохова, князь Андрей – Анатоля Курагина; здесь выражены взгляды Толстого на историю, на личность, на его отношение к войне, здесь наиболее ярко проявляется "мысль народная", и здесь впервые появится громадная сила – народ, мужики в белых рубахах, сила, выигравшая войну.

III. Работа над темой урока.

1.Историческая справка. Слушание сообщения ученика.

      Почему сражение произошло именно в Бородино? Обратимся к хронике.

- Генеральное сражение Отечественной войны 1812 г. состоялось 26 августа (7 сентября) при с. Бородино близ г. Можайска в 124 км от первопрестольной русской столицы Москвы. Во французской историографии и мемуаристике сражение называется Битвой на Москве-реке.

   Для того, чтобы сразиться, требовалось найти поле, которое бы смогло вместить на боевой позиции большую часть русской армии, позволяло ей маневрировать в ходе битвы, обеспечивало природными препятствиями оборону и перекрывало собой Новую и Старую Смоленские дороги, ведущие к Москве. Такое поле было найдено полковником генерал-квартирмейстерской службы К.И. Толем перед г. Можайском. В центре поля находилось с. Бородино, от которого сражение получило своё название.

2.Слово учителя.

      Большинство сцен до и во время боя показано глазами Пьера Безухова, так как Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников, а оно-то, по Толстому, и является причиной победы.

3.Умники и умницы». Сцены, рисующие настроение русских накануне боя (т. 3, ч. 2).

      Обратимся к сценам, рисующим настроения русских накануне боя.

- В гл. 20 прочитайте эпизод встречи Пьера под Можайском с обозом раненых и мужиками-ополченцами со слов «Нынче не тот, что солдат…» до слов «…Один конец сделать хотят» и от слов «Кавалеристы идут на сражение…» до слов «…думал Пьер…».

-  В гл. 22 проходит разговор Пьера с Борисом Друбецким, Кутузовым, Долоховым. О чём они говорят? Зачитайте.

(Друбецкой: «Удивительно, как мог светлейший…»; Долохов: «А ежели я прав…»; Кутузов: «А!.. Чудеснейший, бесподобный народ!...»)

- В гл. 24-25 мы можем увидеть настроения князя Андрея, Тимохина и их солдат.

(Андрей: «Сражение выигрывает тот…»; Тимохин: «Вот, ваше сиятельство…»; Пьер: «Так вы думаете, что…»; «Он понял ту скрытую…»; «Не брать пленных…»)

      Обобщение учителя: главы, к которым мы обратились, объясняют справедливость войны против захватчиков и показывают единство настроения людей. Толстой признаёт и оправдывает оборонительную и освободительную войну, войну за жизнь отцов и детей.

4.«Умники и умницы». Настроение французского лагеря (т. 3, ч. 2, гл. 26-29)

      А какое настроение во французском лагере? Прочитайте эпизод из гл. 26 – «Воины! Вот сражение, которого вы столько желали…»;

- Обратимся к эпизоду в гл. 29 – «Шахматы поставлены, игра начнётся завтра».

      Обобщение учителя: во французском лагере единство и воодушевление кажущееся, непрочное, потому что основано на личных и мелких корыстных целях.

5.Исследовательская работа. Теория литература. Пейзажи (т. 3, ч.2, гл. 30-39)

       Вспомним, что такое пейзаж и какова его функция.

(Пейзаж – природная зарисовка. Функции: 1) фон; 2) помогает раскрыть характер героя; 3) показывает авторское отношение к событиям.)

      Какую функцию пейзаж выполняет в романе? Обратимся к тексту:

- гл. 30 – «Войдя по ступенькам входа на курган, Пьер взглянул…»;

- гл. 30 – «Пьер оглядывался на первый дым…»;

- гл. 33 – «Солнце взошло светло и било косыми лучами прямо в лицо Наполеону…»;

- гл. 39 – «Над всем полем… стояла мгла сырости… «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?...»

      Обобщение учителя: через все описание боя проходит образ солнца, освещающего битву: 1) утреннего солнца, рассеивающего туман, смешанный с дымом выстрелов; 2) солнце в середине сражения; солнце бьёт косыми лучами прямо в лицо Наполеона; 3) в конце сражения тучи закрыли солнце, стал накрапывать дождик на убитых, раненых, на испуганных и изнуренных людей. Образ солнца сопровождает у Толстого звуки выстрелов и дым.

      Пейзаж в конце эпизода выполняет роль миротворца, уговаривающего людей опомниться, ужаснуться над тем, что натворили.

6. Работа в группах.

      Поработаем в группах.

  • 1 группа расскажет о батарее Раевского, процитирует текст произведения о том, как солдаты и офицеры батареи Раевского выполняли свой долг:

гл. 31 – «Пьер пошёл на батарею…»

      Обобщение учителя: Пьер, наблюдавший за солдатами и офицерами, тоже захотел быть участником боя: «солдатом быть, просто солдатом…», «войти в эту жизнь всем существом…».

  • 2 группа расскажет о том, как руководит боем Наполеон (гл. 33-35)

  • 3 группа расскажет о поведении Кутузова в битве (гл. 33-35)

      Обобщение учителя: один из полководцев, руководя, как ему кажется, сражением, отдаёт массу приказов, но эти приказы не были исполнимы, т.к. менялась обстановка. Другой же следит только за духом войска и руководит им, насколько может.

      В Бородинской битве каждый характер раскрывается по-новому.

  • 4 группа «Ранение Андрея, его мужество» (гл. 36-37)

- Какую роль Сыграло Бородинское сражение в жизни Андрея Болконского?

7. Вывод

      Итак, итог Бородинского сражения - это нравственная победа русских.

- Зачитаем отрывок из 39 главы со слов «Не та победа, которая определяется…» до слов «…была наложена рука сильнейшего духом противника».

IV.Интервью с М. И. Кутузовым.

      Прошло 210 лет с тех пор, как закончилось Бородинское сражение. Русскими была одержана нравственная победа, так как в каждом солдате была та сила, та скрытая теплота патриотизма, та истина, которая помогала людям сражаться. Представим: Кутузов жив, и наша современница берет у него интервью. О чём она его спросит?

У. – Во время Бородинского сражения вы говорили заведомо неправду, что французы отбиты везде, почему?

К. – Вы понимаете, что такое паника? Солдаты и офицеры должны быть уверены в положительном исходе сражения, иначе – поражение.

У. – Михаил Илларионович, Вы после Бородинского сражения упомянули турок.

К. – Да, я сказал: «Будут они, т.е. французы, лошадиное мясо жрать, как турки». И я оказался прав.

У. – Надеялись ли Вы разбить Наполеона?

К.- «Разбить – нет, а обмануть – надеялся».

У. – Как?

К. –Чем дольше пробудет Наполеон в Москве, тем вернее наша победа.

У. – Какую роль вы отвели Тарутинскому манёвру?

К. – Ну, теперь отступлению конец. Дальше ни шагу назад. Тарутино должно войти в историю не только России, но всей Европы, а река Нара станет для Наполеона тем же, чем была для Мамая Непрядва.

У. – В чем вы видели спасение России после Бородинского сражения?

К. – На военном Совете мне пришлось принять очень тяжелое, но единственно правильное решение – отступление. Необходимо было сохранить армию, восполнить потери и освободить и Москву, и Россию от врага.

У. – Вы, после того, как побежали французы, сказали солдатам добрые слова, поблагодарили их за трудную и верную службу… и пожалели французов?

К. – Да, я сказал, что трудно им, но недолго осталось. «Выпроводим гостей, отдохнем тогда. Вам трудно, да все же вы дома; а они – видите, до чего они дошли. Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди.»

У. –И последний вопрос: «Почему вы не пошли с армией в Европу? Вы прогнали Наполеона, нужно было его разбить?»

К. – Нет, я выполнил свой долг – прогнал Наполеона с земли русской, а дальше – не мое дело.

У. - Спасибо.

V. Рефлексия:

     Наш разговор о значении сцен, посвященных Бородинскому сражению, подошёл к концу.

- Продолжите предложение: «Знать о Бородинском сражении сегодня, в XXI веке, нужно (не нужно), потому что…

- Какие трудности возникли при изучении материала?

- Что понравилось на уроке?

VI. Домашнее задание.

1. Письменный ответ на вопрос: «Почему Толстой считает Бородинское сражение нравственной победой русских?»

2. Перечитать главы 33-35, 38-39, том III, часть 2. Подготовиться к беседе о Кутузове и Наполеоне.



Предварительный просмотр:

                    Морозова Ирина Евгеньевна,

                                  учитель русского языка и литературы

                                                            МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22»

                                                        муниципального образования город Симферополь

Урок русского языка в 11 классе

Тема: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

Цели:

Обучающие: углубить знания о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; помочь вспомнить понятия «неоднородное» и «однородное соподчинение», «последовательное», «комбинированное подчинение»; учить видеть структуру сложного предложения и конструировать схемы предложений;

Развивающие: совершенствовать пунктуационные навыки, практические навыки анализа сложного предложения; развивать навыки использования сложноподчиненного предложения в речи;

Воспитывающие: продолжить формирование привычки к труду, самостоятельному усвоению материала, умению работать в паре, оценивать работу одноклассника; обогащать словарь обучающихся лексикой нравственной тематики.

Ход урока

I.Актуализация знаний обучающихся.

Лингвистическая разминка. Подготовка к ЕГЭ (4, 7, 9 задания)

- В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

позвони´м

рвала´

гра´жданство

давни´шний

отобрала´

- В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

звук ИСЧЕЗ

без ПОГОН

ТРОЕ ножниц

С ДВЕСТИ рублями

МАЛЕНЬКИЙ домишко

- Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня:

Р…стительный

С…луэт

Ск…нировать

Бл…стящий

Обж…гающий

II.Формулировка темы урока, целей урока.

Слово учителя:

- Посмотрите на доску и скажите, какие предложения по наличию грамматических основ написаны. Почему не расставлены знаки препинания? Определите тему и цель урока.

1. Счастье так мало зависит от материальных благ и вещей что тот для кого эти вещи сделались безразличны пожалуй ближе всего к тайне счастья. (Хамерлинг)

2. Доброта - это язык на котором немые могут говорить и который глухие могут слушать. (Бови)

3. Что бы ни делал человек его дела, даже самые выдающиеся ничего не стоят если он не выполнил своего долга перед родителями. (Б. Ауэрбах)

(Учащиеся: Записаны СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания не расставлены, поэтому тема: «Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными», а цель урока: учиться ставить знаки препинания в СПП с несколькими придаточными...)

- Да, мы вспомним виды связи придаточных предложений с главным и потренируемся расставлять знаки препинания.

III. Создание проблемной ситуации. Работа по карточкам.

1. Задание:

- Перед вами карточки с предложениями. Сформулируйте задания к данным высказываниям. (Должны расставить знаки препинания в предложениях, составить схему предложения, указать вид подчинения придаточных.)

1. Голоса их были слабо слышны посреди общего гула, и по лицам было видно, что они отчаивались в возможности остановить этот беспорядок.

[ - =], [ =], (что - =).

б п

2. Небо было так ясно, воздух так свеж, силы жизни так радостны и в душе Назарова, когда он, слившись в одно существо с доброю сильною лошадью, летел по ровной дороге за Хаджи-Муратом, что ему и в голову не приходила возможность чего-либо печального или страшного.

[ - =], [ - =], [ - =], (когда - =),.. ], (что = -).

б п

3. Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы.

[.., (где - =), (которая =), = -]; I - =. = и =].

п п б

4. С моря в ответ отрывисто грянул пушечный выстрел, и, когда дым лег на сверкавшие искрами волны, все опять стихло.

[ = - ], и, (когда - =), [ - = ].

с п

- Какие виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными вы знаете?

- Как соотносятся главное и придаточные предложения при последовательном подчинении придаточных?

- При однородном и неоднородном соподчинении придаточных?

- При комбинированном подчинении придаточных?

2. Взаимопроверка (сверить с эталоном, записанным на доске).

V. Изучение нового материала.

- Мы повторили строение СПП с несколькими придаточными.

- Сегодня мы рассмотрим особенности пунктуационного оформления таких предложений.

Вспомним правило постановки знаков препинания при однородных членах. Когда при однородных членах ставится запятая, когда не ставится?

- Чтение параграфа о постановке знаков препинания в СПП с несколькими придаточными.

VI. Закрепление. Подготовка к ЕГЭ.

Задание 1.

- В каком предложении запятая перед И ставится?

а) Ему чудилось, что сейчас в них разовьётся что-то и кровь потечёт из глаз вместо бесцветных слёз.

б) Николай шёл из-за угла, где находился чёрный ход и был также неприятно удивлён, увидев брата.

в) Когда все вокруг стихло и устоялся потревоженный выстрелами воздух, на холме снова уселись белые птицы.

Задание 2.

- Определи, в каком предложении допущена ошибка.

а) И в новое царствование он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что, ежели кому его нужно, то тот и от Москвы доедет до Лысых Гор.

б) Алексей знал, что если отец заберёт что себе в голову, то уж того у него и гвоздём не вышибешь.

в) Егорушка вспомнил, что, когда цветёт вишня, эти белые пятна мешаются с вишнёвыми цветами в белом море.

Задание 3. (в тетради)

- Перестройте предложение так, чтобы запятая между союзами не ставилась.

[Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки) (М. Булгаков).

4. Самостоятельная работа. Подготовка к ЕГЭ. Работа с текстом. (Текст лежит перед каждым учеником).

- Прочитайте текст.

      Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать всё, чем живёт наша страна, наша планета.

      Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком.

      Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад!

      От того как мы выражаем свою мысль свободно ли владеем речью зависит насколько будем мы правильно поняты.

- Определите тип текста. (Рассуждение)

- Определите стиль речи. (Публицистический)

- Определите основную мысль. (От того как мы выражаем свою мысль свободно ли владеем речью зависит насколько будем мы правильно поняты.)

- В каком предложении содержатся аргументы?

- Определите проблему текста. (Проблема значения русского языка в жизни человека).

- Запишите текст, расставив знаки препинания.

- Какие примеры можно привести для согласия с автором?

(«Русский язык» И.С. Тургенев: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню!»)

К.Г. Паустовский: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом… Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.»)

VII. Итоги урока. Рефлексия.

- Итак, мы проследили связь между грамматическим строем предложения и его пунктуационным оформлением.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились?

- Что вызвало затруднение?

VIII. Выставление оценок.

IX. Домашнее задание: выполнить упр. из учебника, графически объяснить пунктограммы.



Предварительный просмотр:

                   Морозова Ирина Евгеньевна,

                                  учитель русского языка и литературы

                                                            МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22»

                                                        муниципального образования город Симферополь

Урок русского языка в 10 классе

Тема: «Особенности текста художественного стиля».

Цели:

Обучающая: вспомнить основные признаки художественного стиля речи (образность, использование изобразительно-выразительных средств); рассмотреть стилистику художественного стиля речи;

Развивающая: продолжить работу по формированию аналитических и речевых умений; совершенствовать навыки работы с текстами;

Воспитательная: воспитывать внимание, наблюдательность, точность.

Тип занятия: комбинированный урок.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Учащиеся записывают число.

2. Актуализация опорных знаний.

Сообщение темы урока, целей.

- Запишите предложение из книги М.М. Пришвина «За волшебным колобком»: «Мне стало казаться, что я, как в сказке, шёл по Северу, за волшебным колобком…»

- Кто догадался, почему именно сегодня мне захотелось вспомнить о Пришвине?

- Какова цель нашего урока? (познакомиться с особенностями художественного стиля).

3. Чтение отрывка из книги М.М. Пришвина «За волшебным колобком». Текст на партах.

- Прочитаем отрывок из книги М.М. Пришвина «За волшебным колобком».

      1) Реки нет, птиц нет, леса нет, зато перед глазами такой покой, такой отдых! 2) Я забываю о птицах, я понимаю, что это совсем не то. 3) Я не говорю себе: «Это Имандра, горное озеро». 4) Нет, я пью это вечное спокойствие.

      5) Имандра – это мать, молодая, спокойная. 6) Быть может, и я когда-нибудь здесь родился, у этого пустынного спокойного озера, окружённого чуть видными чёрными горами с белыми пятнами. 7) Я знаю, что это озеро высоко над землёй, что тут теперь солнце не сходит с неба, что всё здесь прозрачно и чисто. 8) И всё это потому, что очень высоко над землёй, почти на небе.

      9) Такой прозрачной воды я никогда не видел. 10) Кажется, что она должна быть совсем лёгкой, невесомой. 11) Не могу удержаться, чтобы не попробовать: холодная, как лёд. 12) Всего две недели, говорят мне, как Имандра освободилась ото льда. 13) Холодная вода и потому, что с гор – налево горы Чуна-тундра, направо чуть видны Хибинские. 14) Непрерывно всё лето стекает тающий снег.

      15) Хорошая погода, но какая-то странная. 16) Вероятно, такой день был после потопа, когда только начала сбывать вода. 17) Вся эта грешная земля, там, внизу, залита водой; остались только эти чёрные верхушки гор с белыми пятнами. 18) Всё успокоилось, потому что всё умерло. 19) И смертную тишину насквозь пронизали лучи вечного солнца. 20) Вода, небо, кончики гор.

      21) Достаю мелкую монету и пускаю в воду. 22) Она превращается в зелёный светящийся листик и начинает там порхать из стороны в сторону. 23) Потом дальше, в глубине, она светится изумрудным светом и не исчезает. 24) Её зелёный глазок смотрит оттуда, из затопленных садов и лесов, сюда, наверх, в страну незаходящего солнца.

4. Анализ текста.

- Каковы ваши впечатления от прочитанного текста?

- Как вы могли бы озаглавить этот отрывок?

  • Работа с 1 – 4 абзацами.

- С какого предложения начинается этот текст? (с восклицательного, восхищение, восторг)

- Какое изобразительно-выразительное средство вы увидели в этом предложении? (градация – нет, нет, покой, отдых)

- Найдите изобразительно-выразительные средства языка во всём первом абзаце.

- Как объяснить выбор используемых средств. С какой целью автор употребляет их? (восхищение, восторг, первозданность, неповторимость)

- Чем восхищён автор?

Выпишите из 1 – 4 абзацев текста однокоренные слова, словосочетания и синонимичные слова.

1)покой – отдых вечное спокойствие, спокойная мать, спокойное озеро, успокоилось всё, умерло всё, смертная тишина, тишина, покой;

2) прозрачно, чисто, прозрачная вода, лёгкая вода, невесомая вода, как лёд, ото льда, тающий снег, после потопа, вода, залита водой, затопленных, гора с белыми пятнами.

- Какими ещё изобразительно-выразительными средствами подтверждает автор чистоту, первозданность, неповторимость, тишину? (гипербола – всё успокоилось, всё умерло, смертная тишина…)

- На ваш взгляд, в каком предложении выражена основная мысль текста? (5)

- Имандра – это мать, молодая, спокойная. Какое изобразительное средство применяет автор? (метафора)

- Как вы понимаете это выражение? (живое, родное, Имандра освободилась)

  • Работа с 5-ым абзацем.

- Выпишите однокоренные и синонимичные словосочетания из 5-ого абзаца.

зелёный глазок

зелёный листик

светящийся листик

светится изумрудным светом

- Какие средства выразительности использует автор, употребляя эти словосочетания?

- Почему преобладает зелёный цвет?

- Какие особенности на уровне фонетики вы заметили в 5-ом абзаце? (ассонанс, звук с)

- Какой приём использует автор в последнем предложении? (перифраза – в страну незаходящего солнца)

- Какая картина предстаёт перед вами при сравнении 1 – 4 и 5 абзацев? Какой рисунок вы бы нарисовали, изображая эту картину? Какое средство выразительности использует автор в тексте? (антитеза – противопоставление)

5. Вывод учителя.

      Итак, Имандра – мать наша, молодая, спокойная. Охраняйте её. Берегите её первозданную тишину и красоту.

6. Обобщение знаний о художественном стиле.

- Мы разобрали текст художественного стиля. Давайте посмотрим на таблицу.

Сфера применения.

Где используется?

В художественных произведениях

Задачи речи.

Нарисовать живую картину, изобразить то, о чём рассказывается; передать читателю чувства, эмоции, которые испытывает автор; создать поэтический  образ.

Стилевые черты. Каким бывает высказывание?

Высказывание отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью; широкое применение изобразительно-выразительных средств; стиль предназначен для создания художественных, поэтических образов эмоционально-эстетического воздействия.

Функция

Эстетическая

7. Слово учителя.

       Художественный стиль речи рассматривается часто как язык художественной литературы и занимает особое положение, поскольку он является тем строительным материалом, той воспринимаемой на слух материей, без которой не может быть создано произведение.

- «Мёртвых слов нет – все они оживают в сочетаниях», - писал А.Н. Толстой. И задача писателя в том и состоит, чтобы «оживить слово». Если не найдено нужное слово, то и не родился образ.

- Художник слова – поэт, писатель – находит, по выражению Л.Н. Толстого, «единственно нужное размещение единственно нужных слов», чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать чувства. Всё это доступно лишь языку художественной литературы, поэтому он всегда считался вершиной литературного языка.

8. Тестовая работа по тексту. (Тест раздаётся каждому ученику)

1. Определите тип подчинительной связи в словосочетании НАЧАЛА СБЫВАТЬ.

2. Из предложений 18 – 21 выпишите словосочетание со связью примыкание.

3. Из предложений 15 – 18 найдите страдательное причастие.

4. Из предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленными одиночными прилагательными.

5. Из предложений 6 – 9 найдите предложение с распространённым обособленным определением.

6. Из предложений 4 – 12 найдите предложение с однородными придаточными.

7. Из предложений 7 – 12 найдите предложение с уточняющим членом предложения.

8. Из предложений 13 – 16 найдите предложение с вводным словом.

9. Из предложений 10 – 15 найдите предложение с вставной конструкцией.

10. Из предложений 16 – 20 найдите назывное предложение.

11. Из предложений 16 – 22 найдите простое определённо-личное предложение с однородными членами предложения.

12. из предложений 1 – 3 найдите предложение с обособленным приложением.

9. Рефлексия.

Лист самооценки.

Информация

Моё отношение к информации урока

Да

Не очень

Нет

1

Мне было интересно на уроке.

2

Меня заинтересовала тема урока

3

Информация этого урока является для меня нужной.

4

Информация этого урока является для меня полезной.

5

Мне всё было понятно на уроке.

6

Я усвоил(а), что такое художественный стиль.

7

В процессе работы я…

Сам(а) старался(ась) определять цели урока.

Ждал(а), когда другие сформулируют цели.

Задавал(а) вопросы, спрашивал(а).

Ждал(а), когда ответят мои одноклассники, предпочитал(а) слушать других.

Внимательно всё слушал(а) на уроке.

Принимал(а) активное участие в ходе урока.

Анализировал(а), делал(а) выводы.

10. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по данному тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"

Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....

Обобщающий урок по лирике Лермонтова. Урок литературы. 6 класс

Обобщающий урок по изучению лирики М.Ю.Лермонтова...

урок литературы 9 класс Пушкин. Любовная лирика.

Материал к уроку литературы в 9 классе по теме "Любовная лирика" рассказывает об адресатах пушкинской лирики,  раскрывает благородство, красоту, искренность чувств поэта,прививает любовь к п...

Урок литературы. 10 класс.«Панаевкий», «денисьевкий» и «лазичевский» циклы любовной лирики Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева и А. А. Фета.

На уроке используются технологии групповых способов обучения, проблемного обучения, технологии личностно-ориентированного обучения и  ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).Школьники уже...

Конспект урока по литературе (6 класс) "Л.Н.Толстой "Севастополь в декабре месяце". Чувство, живущее в сердце солдата"

Урок построен в форме мини-проекта, значительная роль отводится индивидуальным опережающим заданиям и групповой работе....

Урок по теме : А.А. Ахматова .Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики.

Цель урока: продолжить знакомство с лирикой Ахматовой, охарактеризовать особенности творчества поэта «после акмеизма»....