Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Культура общения"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (11 класс)

Гучигова Наталья Алексеевна

Программа внеурочной деятельности по русскому языку в 11 классе "Культура общения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Культура общения»  для обучающихся   11 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и является средством фиксации содержания образования, планируемых результатов, предусмотренных учебным планом ГБОУ СОШ №539 с углубленным изучением иностранных языков. Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом программ, включенных в образовательную структуру.

Формирование культуры речи и развитие речевой компетенции учащихся - это важные задачи, стоящие перед учителями русского языка и литературы в современной школе. Проблема речевой культуры в условиях модернизации российского образования приобретает особое значение.

Все программы по русскому языку предполагают обращение к вопросам речевой культуры. Эти вопросы в центре внимания и на уроках подготовки к сочинениям, когда проводится работа по предотвращению речевых ошибок.

Поэтому обучение на  уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования речевой  компетентности, т.е. развития таких видов деятельности, как слушание, чтение, говорение, письмо.

Формирование речевой компетентности – процесс длительный и сложный и должен осуществляться планомерно, целенаправленно, органично сочетаясь с отработкой  орфографических и пунктуационных навыков.

 В материалы и тесты централизованного аттестационного тестирования по русскому языку включены задания на определение и устранение ошибок разных типов. Поэтому возникает необходимость целенаправленной систематической работы по привитию навыков правильной речи и знакомству с языковыми нормами, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Работа на уроке не всегда оказывается достаточной для решения этих задач. Поэтому элективный курс открывает возможности для углубления содержания лингвистического образования в становлении личности учащихся.

Главная идея курса русского языка – интенсивное речевое и общекультурное   развитие учащихся – нашла отражение в примерной программе

Программа данного курса берет за основу развитие связной культурной речи учащихся путем усиления лингвистической основы обучения, ознакомления школьников с системой речеведческих понятий, что позволяет формировать речевые умения и навыки сознательно.

Углубляется работа над понятиями «стилистика», «культура речи», «речевые нормы», «текст». В ходе работы над понятием «стилистика» учащиеся убеждаются в том, что на характер высказывания всегда влияют условия и задачи общения, поэтому они учатся ориентироваться в речевой ситуации и учитывать ее при создании собственных высказываний. Такая работа позволяет приблизить учебную речевую деятельность школьников к речевой практике, сделать более продуктивным процесс обогащения лексического и грамматического строя речи учащихся.

Опора на понятие «текст» открывает богатые возможности для формирования у школьников умения развивать мысль в тексте, оформлять ее в соответствии с замыслом, демонстрировать свои творческие способности.

Результат работы курса – публичные выступления учащихся, написание сочинений, приобретение информационных, познавательных, коммуникативных, культурологических компетенций.

В целом вся программа направлена на то, чтобы помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно пользоваться богатством родного языка для выражения своих мыслей и чувств, определиться с выбором будущей профессии, развивать свои творческие способности.

Данный курс рассчитан на 34 часа

Цели и задачи курса:

Программа курса «Культура речи» включает в себя дифференцированные материалы, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по русскому языку, способствует воспитанию речевой культуры школьников.

цели и задачи:

  • знакомить учащихся с языковыми нормами русского литературного языка;
  • уметь выявлять, исправлять и устранять речевые ошибки;
  • научить пользоваться справочной литературой
  • научить механизму предупреждения и исправления речевых ошибок
  • формировать интерес к изучению важной области знаний словесности.

В итоге изучения основ культуры речи учащиеся должны овладеть такими знаниями, умениями, навыками:

  • знать действующие языковые нормы в  разделах словообразование, морфология, синтаксис, лексика, фразеология;
  •  уметь понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь из речевого

        потока нужную информацию (слушание);

  • уметь вести диалог, строить монолог в любой ситуации (говорение);
  • уметь создавать собственные письменные тексты на разные темы с

      использованием необходимых языковых средств (письмо).

  • уметь классифицировать речевые ошибки, проводить анализ речи, оценивать её с точки зрения правильности;
  • уметь пользоваться различными видами справочной литературы
  • владеть навыками правильной устной и письменной речи

Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.

Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные: написание изложений различного вида, сочинений, эссе, практических работ.

Формы занятия данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: конференция, презентация.

Предметные планируемые результаты:

Обучающийся на углубленном уровне научится:

  воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;

  рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;

 распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

 анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;

 комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

 отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;  использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

 иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

 выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

 дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

 проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

 оценивать стилистические ресурсы языка;

 сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

  владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

 создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

 соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

 соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

 соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

  осуществлять речевой самоконтроль;

 совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

 использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

 оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

 понимать роль слова в современном мире;

– понимать принципы коммуникативного сотрудничества и использовать их при определении стратегий речевого поведения;

 уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений, поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;

 уметь принимать участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;

 уметь строить устные учебно-научные сообщения различных видов, писать рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

 владеть умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки;

 создавать устные и письменные тексты аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;

 создавать текст как результат проектной (исследовательской) деятельности;

 оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ КУРСА

 

    Жанр – это относительно устойчивый в тематическом, композиционном и стилистическом планах высказываний речевых произведений.

 

    Стиль – это исторически сложившийся и социально осознанный результат отбора языковых средств в соответствии с содержанием высказывания аудиторией, местом, временем речи, формой общественного сознания (политика, право наука и искусство)  а также сферой бытовых отношений.

 

 Функциональные стили (стиль языка, стиль речи)  – разговорный стиль, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, стиль художественной литературы.

 

  Разговорный стиль используется для повседневного общения, в неофициальной обстановке (беседа, записки, частные письма и т.д.).

 Научный стиль используется в официальной обстановке (научная статья, научный доклад, учебная литература, диссертация, реферат).

 

 Официально-деловой стиль используется в сфере законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности (законы, приказы, постановления, резолюции, протоколы, акты, справки, объявления, деловые бумаги).

 

  Публицистический стиль используется в газетах и журналах, выступлениях на радио и телевидении, на митингах, собраниях  (статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь).

 

  Стили художественной литературы: роман, повесть, рассказ, стихотворение, басня, поэма, драма, комедия, трагедия.

 

 Текст  это словесное устное или письменное произведение,  представляющее собой единство некоторой информации содержания и речи, формирующей и выражающей это содержание (категории текста: завершенность, цельность, связность, информативность).

 

Тема – это предмет, понятие, явление, вопрос, проблемы, которые лежат в основе содержания текста.

 

Основная мысль – тот главный смысл, который вытекает из всего сообщения. По типу речи различают текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение.

 

Повествование – рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. Повествовательный текст весь в целом, отвечает на вопросы: кто? Что? Где? Когда? Как? На первый план в повествовании выдвигается развитие действия – сюжет.

 

Описание изображение какого-либо явления путем перечисления его признаков.

 

Рассуждение – тип текста, в котором что-то доказывается, объясняется какое-то положение, мысль.

 

Композиция текста – построение. В тексте выделяют экспозицию (то, что предшествует началу), завязку, развитие действия, кульминацию (наивысшую точку действия), развязку.

 

Выразительные средства создания текста – тропы, стилистические фигуры.

 

Троп- употребление слова в переносном значении. Виды тропов используются и рассматриваются в художественной литературе (аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет).

         

Метафора – перенос названия предмета на основании сходства.

   

Сравнение – сопоставление одного понятия с другим.

 

Эпитеты – красочные определения, слова, которые художественно определяют предмет или действие.

 

Стилистические фигуры речи  (от латинского figura – очертание, изображение) – особая форма синтаксических конструкций, усиливающих выразительность (анафора, антитеза, градация, инверсия, оксюморон, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора, парцелляция).

 

Инверсия – изменение порядка слов с целью увеличить выразительность речи.

 

Анафора – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка)

 Параллелизм – аналогия, сходство, общность характерных черт; одинаковое синтаксическое и интонационное построение следующих друг за другом предложений.

 

 Анафора – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).

 

Эпифора – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце стиха, строфы, предложения.

 

Синекдоха – вид метонимии, употребление названия большого в значении меньшего, целого в значении части, и наоборот.

 

Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т.д.: у таких людей, как мой герой, есть искра божия.

Литература для учащихся

  1. Шанский Н.М. Русский язык на "отлично". Ростов н/Д, 1998.
  2. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М, 2001.
  3. Успенскийй Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. М, "Детская литература". 1962.
  4. Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М, 2002.
  5. Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1998.
  6. Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1996.
  7. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, "Просвещение", 1997.
  8. Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.

Литература для учителя 

       1.Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен : Русский язык (справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения,        создание текста). – Челябинск, “Взгляд”,2004.

  1. Капинос В.И., Сергеева Н.И., Соловейчик Н.С. Развитие речи. Теория и практика обучения, 2-е издания. М.: Линка-пресс. 1994 – 191 с.
  2. Капинос В.И.работа по развитию речи учащихся в свете совершенствования речевой деятельности // РЯШ в школе -1978 - №4 – с.58-67.
  3. Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П. Единый государственный экзамен 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2006.
  4. Кудрявцева Т.С. Современные подходы к обучению речи // Русский язык в школе – 1996 - №3 – с.3-8.
  5. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М.:Просвещение,1999.
  6. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.- М.:Дрофа,2001.
  7. Любичева Е.В. ЕГЭ. Сдаем без проблем. Русский язык: на пути к экзамену. – М., ЭКСМО, 2007.
  8.  Панова Е.А., Позднякова А.А. «Справочные материалы по русскому языку» М., АСТ, 2004.
  9. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.:- Просвещение, 1985 – 399 с.

Содержание программы

РАЗДЕЛ I

Разноаспектный анализ текста. (18 часов)

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов)

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

Тема 2. Лингвистический анализ текста. (9 часов)

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.

Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.

РАЗДЕЛ II

Сочинение-рассуждение на основе текста. (16 часов)

Тема 1. Анализ текста. (4 часа)

Содержание исходного текста.

Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.

Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов)

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Авторская позиция.

Основная часть сочинения.

Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.

Тренировочные сочинения.

Практические работы: 

  1. написание сочинений-рассуждений;
  2. редактирование.

Планируемые результаты.

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:

  • основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;
  • определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
  • виды текста;
  • определение понятий «вступление» и «заключение»;
  • что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;

        Обучающиеся должны уметь:

  • указывать средства связи между частями текста;
  • определить тему и основную мысль текста;
  • определить тип и стиль речи;
  • использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах     языка при анализе текста;
  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  •  анализировать форму исходного текста;
  •  находить характерные для исходного текста языковые средства;
  •  создавать связное высказывание;
  •  излагать последовательно собственные мысли;
  •  использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
  •  оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.

Тематическое планирование

№ Урока

Раздел. Тема урока.

К-во часов

 

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста  (8 часов).

1

Текст. Тема и основная мысль текста.

1

2

Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте.

1

3

Выделение микротем в тексте.

1

4

Лексические средства организации текста.

1

5

Морфологические средства организации текста.

1

6

Синтаксические средства организации текста.

1

7

Стили речи.

1

8

Типы речи.

1

 

Тема 2. Лингвистический анализ текста (9часов).

 

9

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

1

 10

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

1

11

Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм.

1

12

Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы.

1

13

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись.

1

14-15

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы.

1

16-17

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции.

1

 

Тема 3. Анализ текста. (3 часа).

 

18

Содержание исходного текста.

1

19

Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей.

1

20

Рецензия. Эссе..

1

 

Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (13 часов)

 

21

Формулировка задания части С ЕГЭ по русскому языку. Критерии проверки и оценки заданий с развернутым ответом.

1

22

Этапы выполнения задания с развернутым ответом.

1

23

Что такое проблема текста? Проблемы в художественных и публицистических текстах.

1

24

Определение авторской позиции. Круг рассматриваемых вопросов в тексте.

1

25

Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции.

1

26

Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении.

1

27

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

1

28

Вступление к сочинению. Разные способы построения вступления к сочинению.

1

29

Основная часть сочинения. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.

1

30

Основная часть сочинения. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции.

1

31

Заключительная часть сочинения. Цель и форма заключения.

1

32

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

1

33,34

Тренировочные сочинения.

1

Итого

34часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса.  Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский"

Разработка программы внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе....

Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс

Цель курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и общения обучающихся...

Программа внеурочной деятельности для подростков Часы общения

Формирование способности личности отвечать требованиям и за­дачам, выдвигаемым повседневной жизнью становится объектив­ной необходимостью.Данная программа включает три раздела:- «Подрос...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Английская грамматика для общения"

Курс рассчитан для учащихся 7-х классов. Освещает часто встречающиеся грамматические структуры в разговорной речи....

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Культура общения"

Программа внеурочной деятельности по русскому языку в 8 классе "Культура общения"...