Урок - путешествие Тема: «Имя прилагательное как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку

Алборова Лиана Аквсентиевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_puteshestvie.docx33.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок -  путешествие

Тема: «Имя прилагательное как часть речи»

Цели: : обобщить изученный ранее материал об имени прилагательном, закрепить умение определять род, число и падеж, правильно писать падежные окончания имен прилагательных;

формирование умений общаться и работать в команде, развивать чувство товарищества и дружбы, любовь к родной природе.

Оборудование: компьютер (презентация), музыкальное сопровождение, медали, цветочки (для поощрения), «яблоня нартов», перфокарты.

Ход урока.

  1. Орг. момент (поздороваться с гостями, улыбнулись друг другу, сели).

СЛАЙД №1

  1. Вступительное слово учителя:

-  Сегодня, ребята, у нас необычный урок, урок- путешествие. Работа у нас по группам.  У нас 3 команды: «Дружба», «Улыбка» и «Знатоки»

 Мы отправимся в страну, где вечное лето, зелень, цветы… Название её мы узнаем позже… Там всегда тепло,  и у нас уже весна на дворе…

     3. Учитель эмоционально рассказывает о весне (на фоне слайдов)

СЛАЙДЫ №2  - №15 (с музыкой)

 -      Каждое время года желанно и любимо народом. Но есть особая пора, когда пробуждается природа и вместе с ней расцветает человеческая душа, - это весна. Весне посвящали стихи поэты, весну восхваляли композиторы, весной восхищались художники.

    -    Ребята, о красоте весны сложено очень много песен. Но мне хочется рассказать вам одну притчу. Вы внимательно послушайте, а потом вместе обсудим.

Слайд № 16       «Притча о весне»

(на фоне музыки учитель рассказывает притчу)

          На улице сидел слепой человек. У его ног лежала шляпа для милостыни, а рядом была табличка с надписью: «Я слепой человек, помогите, пожалуйста».

        Мимо него проходило много людей, но мало кто останавливался, чтобы бросить ему хоть пару монет.

И вот к нему подошел один мужчина. Он положил в шляпу деньги, потом взял табличку и что-то на ней дописал.

          После этого каждый, кто проходил мимо слепого человека, не мог остаться равнодушным. Кто-то бросал монеты, кто-то просто останавливался, чтобы сказать пару добрых слов. Слепой был очень удивлён таким переменам.

          И вот настал вечер. Мимо него снова проходил тот самый мужчина, который был утром. Слепой узнал его по шагам.

- Что ты написал мне на табличке? – крикнул ему слепой.

- Правду! – ответил мужчина. – Просто другими словами.

Он улыбнулся и ушёл.

         Надпись на табличке была такой: «Сейчас на улице весна, а я не могу её видеть».

               (Комментарии к притче (2-3 вопроса задать детям)

Вопросы:

- Ребята, вам понравилась притча?

- Почему прохожие изменили свое отношение к слепому старику?

Вывод учителя: - Да, ребята, не видеть удивительную красоту весны – это, действительно, несчастье, горе!

- А чему нас учит эта притча? (Быть милосердными, чуткими к чужой боли. Учит нас ценить красоту окружающей нас природы).

Учитель: - Итак, ребята, мы отправляемся в наше путешествие.

Чтобы попасть в сказочную страну, на каждой станции вас ждут  препятствия, которые вы легко преодолеете благодаря своим знаниям. За  работу каждая команда получит весенние цветочки. Оранжевый цветок  - отлично, зеленый – хорошо, белый – удовлетворительно.

      - Ребята, для определения темы нашего урока, вы должны отгадать загадку.

Слайд №17     Загадка «Имя прилагательное»

Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий,

                                                   вещь любую
Соцветьем дивных слов легко   определю я!

 - Что это? (Дети: - Имя прилагательное!)

                          (Отгадавшей команде – цветочек)

Слайд № 18  Тема: «Имя прилагательное»

                                       (Записать число,  тему урока)

-  Итак, сегодня перед нами задача: повторить знания по прилагательному, закрепить тему «Имя прилагательное как часть речи», повторить некоторые орфограммы.

И первая наша  станция …

СЛАЙД №19        Станция  «Вспоминай - ка»

Учитель: - Пока команды будут отвечать  на мои вопросы, у доски от каждой команды будет работать 1 ученик. Пожалуйста, к доске:

      Просклонять:

ДРУЖБА:  весенний

УЛЫБКА:  ель

ЗНАТОКИ: теплый день

 (Пока 3 учеников работают у доски, команды отвечают устно на вопросы)

Проверить склонение на доске и первому дать красный цветок, остальным -  другие.).

Вопросы команде «ДРУЖБА»:

1. Что такое имя прилагательное? (1- 2 примера).

2. Каким членом предложения бывают прилагательные?  (Определение, реже – сказуемое).

Вопросы команде «УЛЫБКА»:

1. Назовите морфологические признаки имени прилагательного? (род, (в ед. числе), число, падеж).

 2. С какой частью речи согласуется имя прилагательное и в чем? (с сущ. в роде, числе и падеже).

Вопросы команде «ЗНАТОКИ»:

1. Какие формы прилагательного вы знаете? (полные, краткие. примеры.) Как пишутся краткие прилагательные с шипящим на конце? (без Ь знака. Примеры: дремуч, могуч, горяч, хорош).

2. Как изменяются краткие имена прилагательные? (по родам и числам)

                                        (Дать за ответы цветочки).

Учитель: - Вот  и наша  вторая станция!

Слайд  №20         Станция   «Словосочетание»

Учитель: - Сейчас, ребята, вы на скорость должны выполнить следующее задание: составить словосочетания (прилагательное+существительное)

(Стрелками соединить по смыслу словосочетания (прилаг.+сущ).

Слайд  №21           «Словосочетание» (задание)

добросовестный            подснежник

долгожданная               рассказ

интересный                    весна

белый                              соловей

красивый                       ветер

легкий                            ученик  

Слайд  №22           «Словосочетание» (выполненное)

добросовестный            ученик

долгожданная               весна

интересный                    рассказ

белый                              подснежник

красивый                       соловей

легкий                            ветер

(Спросить от каждой команды по 2 словосочетания, дать цветочки соответственно.)

Учитель: - Вот мы и прибыли к станции…

СЛАЙД № 23                Станция «Исправляй- ка»

( Всем раздать карточки с заданием, они исправляют  в карточках ошибки в окончаниях.)

СЛАЙД № 24          (задание)

ДРУЖБА

со старшем братом,  на свежом воздухе.

УЛЫБКА

в дремучим лесу, играть с товарищом.

ЗНАТОКИ

  о хорошим друге, думать о встречи.  

 СЛАЙД № 25        (выполненное задание)         

(По очереди озвучивают правописание окончаний. Оранжевый цветок дать правильно выполнившей команде, соответственно – другим другие цветы).

Учитель:  - Наша следующая станция, ребята, …

 СЛАЙД №26         Станция «Угадай-ка»  

Слайды  27 -  32         (ЗАГАДКИ – ОТГАДКИ)

ДРУЖБА

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.

-= Весна =-

УЛЫБКА

Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?

-= Март =-

знатоки

Пробивался сквозь снежок,
Удивительный росток.
Самый первый, самый нежный,
Самый бархатный цветок!

-= Подснежник =-

                                      (Дать командам цветочки).

Учитель: - Итак, ребята, мы сейчас на станции …

СЛАЙД № 33         Станция «Орфографическая»

 СЛАЙД №34               (Текст)

                                               Ранняя весна.

ДРУЖБА

           Наступила ранняя весна. Яркое солнце рушит последние снежные крепости. Звонкая капель стучит по земле. В лесу пахнет душ…стыми   поч…ками.

(6 прилагательных: ранняя, яркое, последние, снежные, звонкая, душистыми)

УЛЫБКА

            З…лён…ые  ёлочки важно вытянули свои колючие ветки. С  б…рё…ки  течёт сладкий сок. Лучи солнца осветили всю окрестность. Ожил лес.

(3 прилагательных: зеленые, колючие, сладкий)

ЗНАТОКИ

               Над головой  п…слышалас…  звонкая трель. За стволами д…рев…ев   мелькнула стайка птиц. Весной много хлопот и забот у пернатого царства.

( 2 прилагательных: звонкая, пернатого)

 (Вставить пропущенные буквы, выписать в тетрадь прилагательные.  . Дети объясняют орфограммы.)

СЛАЙД №35       (орфограммы)

Учитель: - Каждая команда дает объяснение орфограммам в указанных на слайде словах:

ДРУЖБА

    почками,     душистыми

     УЛЫБКА

зеленые,     березки

ЗНАТОКИ

послышалась,    деревьев

NВ!    Задание дополнительное: (в 1-ых предлож. своего отрывка найти граммат. основу).

(учитель комментирует ответы, дает цветочки)

            СЛАЙД №36      Станция «Отдохни-ка»

(Учитель называет прилагательные - приседают девочки, называет существительное – приседают мальчики,  другая часть речи – все хлопают в ладоши 1 раз).

Слова: весна, солнечный, дождливая, трава, жарко, поют, подснежник, теплый, гуляем, лес, любишь, дерево, зеленая, красивые, тает. 

Учитель: - Отдохнули, а теперь продолжим наше путешествие.

Итак, следующая наша станция «ПЕРФОКАРТЫ»

СЛАЙД  №37  Станция «ПЕРФОКАРТЫ»

(Учитель объясняет задание по перфокартам. Все выполняют на карточках. Команды работают на скорость, все члены команды должны закончить работу. Первая команда получает оранжевый цветок, а другие – соответственно другие).

СЛАЙД  №38 – 40                (задания по перфокартам)  

ДРУЖБА

Слова

 имя прилагательное

( + )

 другая часть речи

( - )

красиво

-

весенний

+

добрый

+

природа

-

теплый

+

цветут

-

УЛЫБКА

Слова

 имя прилагательное

( + )

 другая часть речи

( - )

зеленый

+

весна

-

красиво

-

птицы

-

солнечная

+

наступила

-

ЗНАТОКИ

Слова

 имя прилагательное

( + )

 другая часть речи

( - )

солнце

-

теплые

+

грачи

-

тает

-

веселое

+

хорошо

-

СЛАЙД №41                Станция «Собери пословицу» 

(Каждая команда собирает пословицу и объясняет ее значение).

СЛАЙД №42               (3  пословицы)                

  • Потрудись весной – сытым будешь зимой.
  • Весенний день год кормит. 
  • Весною день упустишь, годом не вернешь.

СЛАЙД №43            Станция «Подари предмету признак»

СЛАЙД №44     «ВЕСНА»          

 

(Вызвать по 1 ученику из каждой команды. Они стоят спиной к доске. Учитель на доске показывает слово   ВЕСНА.

Еще слайд № 44.  Команды по очереди называют эпитеты к этому слову. Учащиеся должны отгадать по прилагательным-эпитетам, что это? Отгадавшему дать оранжевый цветок).

Учитель: - Ребята, наше путешествие подходит к концу. Нас ждет еще одна, последняя станция, и мы окажемся в сказочной стране.

Но прежде  подведем некоторые итоги.

1. Итак, ребята, какая сегодня стояла перед нами задача?

(Повторить знания о прилагательном, закрепить тему: «Имя прилагательное как часть речи»,повторить некоторые орфограммы).

2. Что нового вы узнали на уроке? (Притча, эпитет)

3. Какая станция в нашем путешествии вам больше всего понравилась?  В чем были трудности?

(Ответы детей)

СЛАЙД № 45                ДОМ. ЗАДАНИЕ.

(Сделать проектную работу «Весна в моем селе». Вы можете это сделать в виде презентации или нарисовать на альбомном листе.  К своим работам составить текст или мини-сочинение.)

Учитель: - А теперь каждая команда считает свои цветочки…

                        (дети подсчитывают цветочки)

( Учитель открывает последнюю станцию на доске «Яблоню нартов»).

Вопрос: - Что вы видите на доске? (яблоню)

                  Что вам напоминает эта яблоня? (яблоню нартов)

Учитель: - Да, ребята, эта волшебная яблоня нартов. Это и есть наша последняя станция. Как мы ее назовем? (ответы детей: яблоня нартов, страна нартов, земля нартов.)

Вопрос: - Какими были нарты? Какими эпитетами можете их охарактеризовать? (Мудрые, сильные, храбрые, смелые, отважные, выносливые, остроумные, ловкие, сообразительные…)

СЛАЙД №46                Станция «Земля нартов»

СЛАЙДЫ 47 – 49        «Сказочная страна»

Учитель: - Вот мы и добрались до нашей последней станции под названием «Земля нартов». На этой волшебной яблоне растут золотые яблоки. Сейчас сюда выйдут 3 ученика: по 1 –му из каждой команды. Это должны быть самые активные, самые умные на сегодняшнем уроке.

Команда «ДРУЖБА», пожалуйста,  кого вы предлагаете? Почему?

(Точно также выдвигают свои кандидатуры другие команды. Вышли три ученика и учитель награждает их медалями «Самый умный»).

 Учитель: - Право сорвать первым яблоко предоставляется команде с наибольшим количеством цветов. (Уточнить количество в каждой команде. Первое яблоко срывает ученик из этой команды, затем другие. 1 ученик читает, что написано на яблоке.)

СЛАЙД №50                          СМАЙЛИК-1

Учитель: - Артур, ты согласен с этим мнением?   Ребята,  кто еще считает точно также, пожалуйста, выходите и повесьте на нашу волшебную яблоню свои смайлики с хорошим настроением!

                           (дети быстро повесили смайлики).

Учитель: - А теперь послушаем…. Что написано на этом яблоке?

СЛАЙД №51                       СМАЙЛИК-2

(Ученик читает вслух. Кто согласен с этим мнением тоже повесили свои смайлики, и так 3 ученик.)

СЛАЙД №52                        СМАЙЛИК-3

Учитель: - Я рада, что на нашей яблоне больше смайликов с хорошим настроением. А у кого не все получилось? …

Учитель: - А теперь и я хочу сорвать яблоко. Интересно, что же там написано…

СЛАЙД №53                    (Собрание нартов)                        

Пожелания Нартов своим потомкам, т.е. вам, ребята:

«Желаем вам богатырского здоровья, отличной учебы, благополучия. Будьте достойны своих славных предков!»

- Я тоже присоединяюсь ко всем этим пожеланиям.

СЛАЙД №54                     (СПАСИБО)  

                 

- Спасибо за работу на уроке. Все молодцы. Я хочу всем вручить медали «За активную работу». Спасибо нашим гостям тоже. Урок окончен.    Вы свободны.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе

Конспект урока по теме "Имя прилагательное как часть речи: повторение изученного в 5 классе" для 6 класса УМК М.Т.Баранова. Т.А.Ладыженской......

Конспект урока по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Урок рассчитан на  2  учебных часа. Урок - игра в страну мультипликации, на котором будет предложено много творческих заданий. Урок с применением мультимедийной презентацией...

Конспект урока на тему "Имя прилагательное, как часть речи"

Цель урока:Образовательная:  находить имена прилагательные в тексте, определять род  имен прилагательных, выделять  родовые окончания прилагательных, вырабатывать умение употреблять при...

Конспект урока на тему "Имя прилагательное как часть речи", 5класс

Конспект урока на тему "Имя прилагательное как часть речи", 5класс...

Дистанционный урок по теме "Имя прилагательное как часть речи", 5 класс

Урок по теме "Имя прилагательное как часть речи" для 5 класса по УМК Т.Ладыжеснкая, Тростенцова...