Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)

Чурзина Юлия Петровна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shema_konspekta_moy.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока


 

Аттестуемый педагог (ФИО)                          
Предмет    русский язык                    


Класс   8 М      

Тема урока Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения.  

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент,

включающий:

• постановку цели, которая

должна быть достигнута

учащимися на данном этапе

урока (что должно быть

сделано учащимися, чтобы их

дальнейшая работа на уроке

была эффективной)

• определение целей и задач,

которых учитель хочет достичь

на данном этапе урока;

• описание методов

организации работы учащихся

на начальном этапе урока,

настроя учеников на учебную

деятельность, предмет и тему

урока (с учетом реальных

особенностей класса, с

которым работает педагог)

Цели учителя:

- сконструировать способ определения односоставных предложений;

- научиться выделять односоставное предложение в тексте;

- применять полученные знания о простом предложении в устной и письменной речи.

Цели ученика:

- создать способ действия определения односоставных предложений;

- уметь выделять односоставные предложения;

- уметь создавать тексты с односоставными предложениями.

Задания:

1) совместная работа, разбор простых предложений, использование алгоритма;

2) определение односоставных предложений;

3) заполнение таблицы, разграничение односоставных и двусоставных предложений.  

 

2.

 Опрос учащихся  по заданному на дом материалу, включающий:

• определение целей, которые учитель ставит перед

учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

• определение целей и задач,

которых учитель хочет достичь

на данном этапе урока;

• описание методов,

способствующих решению

поставленных целей и задач;

• описание критериев

достижения целей и задач

данного этапа урока;

• определение возможных

действий педагога в случае,

если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

• описание методов

организации совместной

деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

• описание методов

мотивирования

(стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

• описание методов и

критериев оценивания ответов

учащихся в ходе опроса.

Учитель. Здравствуй, Антон! Сегодня мы с тобой поработаем с такой синтаксической единицей, как предложение. Скажи мне пожалуйста, какие виды предложений ты уже знаешь?

Ученик. Сложное и простое.

Учитель. Чем отличаются эти предложения друг от друга.

Ученик. Наличием грамматических основ. Простое предложение – 1, сложное – 2 и более.

Учитель. Все верно. А теперь давай обратимся к примерам. Задание состоит в том, что первое необходимо выделить грамматическую основу, а второе начертить схему. Задание легкое и думаю, что особого труда не составит.  

Учитель. Вспомним с тобой схему синтаксического разбора предложения. Всю не будем, в нужный момент я тебя остановлю. (сегодня мы не разбираем  второстепенные члены предложения).  

!!! способ действия разбора предложения. 1 – записали предложение; 2 – выделили грамматическую основу; 3 – определяем тип предложения: простое или сложное.

Хорошо. Вернемся к заданию. Посмотри на предложения, можешь ли ты визуально  классифицировать эти предложения на 2 или на несколько групп?  

Что за предложения перед нами?

(Что за предложения по кол-ву главных членов предложения?)

Ученик. Простые предложения. В некоторых есть подлежащее и сказуемое, а в некоторых только один главный член предложения.

Учитель. Верно. Те предложения, которые состоят из 2-х главных членов предложения, мы называем двусоставные, а как ты думаешь, как мы можем назвать предложения, которые состоят из одного главного члена предложения?

Ученик. Односоставные.

Учитель. И целью нашего урока будет научиться выделять односоставные предложения.  

3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

• постановку конкретной

учебной цели перед учащимися

(какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

• определение целей и задач,

которые ставит перед собой

учитель на данном этапе урока;

• изложение основных

положений нового учебного

материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

• описание форм и методов

изложения (представления)

нового учебного материала;

• описание основных форм и

методов организации

индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

• описание критериев

определения уровня внимания

и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

• описание методов

мотивирования

(стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

А давай теперь поработаем только с предложениями, в которых есть только один главный член предложения. Предлагаю соотнести тебе предложение и схему.

Давай выделим отличие этих предложений друг от друга. (Какой член предложения в каждом предложении является главным?).

Ученик. В одних подлежащее, в других - сказуемое.

Учитель. Хорошо! Односоставные предложения мы можем поделить на предложения с главным членом подлежащим и сказуемым.

Значит следуя классификации, таблица может выглядеть следующим образом и механически мы можем внести разобранные предложения в каждый столбик. Но я тебе добавила еще пару предложений, которые без особых трудностей, ты отнесешь в нужный столбец.  

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

постановку конкретной

учебной цели перед учащимися

(какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

определение целей и задач,

которые ставит перед собой

учитель на данном этапе урока;

описание форм и методов

достижения поставленных

целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

описание критериев,

позволяющих определить

степень усвоения учащимися нового учебного материала;

Описание возможных путей и

методов реагирования на

ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Результаты:

  • выведенный способ определения односоставных предложений;
  • умение правильно отличить виды односоставных предложений;
  • знание особенностей односоставных предложений;
  •  подведение итогов урока самим учащимся.

5.

Задание на дом, включающее:

постановку целей

самостоятельной работы для

учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

определение целей, которые

хочет достичь учитель, задавая

задание на дом;

определение и разъяснение

учащимся критериев

успешного выполнения домашнего задания.

Учитель: Домашним заданием для тебя будет задание на курсе, нужно будет составить текст, состоящий из односоставных назывных предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложение. Главные члены предложения.

Цели урока: 1. Познакомить с главными членами как грамматической и смысловой основой предложения. 2.Формирование  навыков  нахождения и применения в устной и письменной речи ...

Тест по теме "Предложение. Главные члены предложения" 5 класс

Тест для проверки знаний в 5 классе по теме "Предложение. Главные члены предложения" (по программе М.Разумовской)...

Контрольная работа по русскому языку 8 класс "Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения".

Контрольная работа по русскому языку 8 класс "Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения". ...

Урок русского языка с элементами ФГ "Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений и их особенности"

Урок русского языка с элементами Функциональной грамотности (читательская грамотность)Задания по Функциональной грамотности включены с целью подготовки к ИС (устному собеседованию) в 9 классе.При разр...