Главные члены предложения
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Лавренова Анна Олеговна

Материал можно использовать на уроках русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glavnye_chleny_predlozheniya_1.odt25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

«ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

                                                          Лавренова Анна Олеговна,  

учитель русского языка

и литературы

ГБОУ школа №320 г. Санкт-Петербурга

Урок русского языка по теме "Главные члены предложения".

5-й класс.

Цели:

Создание условий для развития положительной мотивации к обучению.

Развитие творческих способностей учащихся.

Развитие способностей учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе работы над темой.

Воспитание у учащихся средствами урока чувства взаимопомощи.

Ход урока

1.Оргмомент. Вступление

У. Здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Сегодня нас ждут новые открытия, интересные факты, поэтому настраивайтесь на серьезную работу. Будьте сосредоточены, предельно внимательны, и вы получите не только столь желанные хорошие отметки, но и самое важное -  знания. Откройте свои тетради, запишите число.

2. Самостоятельная формулировка темы (Слайд с лингвистической задачей)

У. Но тему я попрошу вас сформулировать самостоятельно. В этом вам поможет  игра «Знайка». Перед вами лингвистическая задача, и ее необходимо решить.

из предложения: «На форуме обсуждали главные вопросы экономики» возьмите прилагательное,

из предложения: «Члены парламента обратились к народу» возьмите существительное в именительном падеже,

из предложения: «Владельцы компаний озвучили свои предложения» возьмите существительное в винительном падеже.

У. Ребята, вы смогли решить эту задачу, потому что знаете части речи и падежи. Эти знания помогут нам сегодня лучше понять тему. А как она звучит? Это и будет тема нашего урока. Давайте её запишем. (Записать на доске тему)

3. Введение в тему урока.

У. А как вы думаете, важна ли эта тема? Какие мы задачи поставим перед собой изучая её?

  • актуализировать знания о предложении,
  • научиться находить главные члены предложения,  
  • развивать речь.

4. Актуализация опорных знаний.

У. Сейчас нам необходимо вспомнить все, что мы знаем о предложениях. Сведений много, поэтому сделать это не так-то просто. А поможет нам эта задача.

Работаем в группе. Перед вами лежат карточки с ответами и вопросами, вы должны правильно их соединить.

  1. Что такое предложение?

Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

  1.  Как на письме обозначить конец и начало предложения? 

Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знаки.

  1. Какие бывают предложения по цели высказывания?

Повествовательное, побудительное, вопросительное

  1. Какие предложения бывают по интонации?

Восклицательные, невосклицательные

  1. Назовите главные члены предложения?

Подлежащее, сказуемое

  1. Что такое подлежащее?

главный член предложения, обозначающий предмет, действие которого выражается сказуемым. Подлежащее называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?», «что?».

  1. Какой частью речи в предложении бывает подлежащее?

Подлежащее чаще всего выражено именем существительным в именительном падеже или личным местоимением.

  1. Что такое сказуемое?

главный член предложения, которым бывает глагол связанный с подлежащим и отвечающий на вопросы: что делает предмет (или лицо)?, что с ним происходит?, каков он?, что он такое?, кто он такой? и др.

  1. Какой частью речи в предложении бывает сказуемое?

Сказуемое выражено глаголом.

  1. какие бывают предложения по наличию второстепенных членов?

Распространенные, нераспространенные

  1. Какие предложения называют нераспространёнными

Предложения, состоящие только из грамматической основы, т.е. только из главных членов

У. На все ли вопросы удалось найти ответы?

Почему часть заданий осталась без решения?

Действительно, у вас еще не хватает знаний для того, чтобы сопоставить верно предложенные карточки. Но необходимые сведения вы можете почерпнуть из учебника.

Прочитайте материал в учебнике и закончите игру.

  1. Закрепление знаний.

У. Ребята, мы с вами повторили всё, что мы знаем о предложении. А теперь хотелось бы увидеть, как вы сможете применить теоретические сведения на практике.

Перед вами текст. Определите границы предложений, расставьте знаки препинания. Запишите текст в тетрадь.

Гармония.

                   Природа дарит нам много хороших впечатлений когда ты в последний раз был в лесу вот на полянке виднеются красные точки да это же ягоды они сладкие ароматные рядом растут душистые липы сейчас пора их цветения липовый цвет привлекает мохнатых пчёл они весело жужжат а как великолепно поют птицы все здесь приносит наслаждение человеку неужели у кто-то может нарушить эту гармонию берегите природу леса

Продолжим работу с текстом. Теперь вам необходимо выделить грамматические основы данных предложений.

Правило-помощник: подлежащее найти легче, если к нему поставить вопрос от сказуемого.

Учащиеся работают в парах.

Физминутка

Повтори мои движения

Игра «Где основа?»

У. Я вам буду читать предложения, а вы записываете только грамматическую основу.

    Мы пошли ловить рыбу. По дороге нас встретил Миша. В руках он держал удочку и ведро.   Вместе мы отправились к самому глубокому месту. Светило яркое солнце. От воды рябило в глазах. Речка чистая. Здесь водится разная рыба. Мы поймали двух щук и трех карасей. Еще два окуня сорвались. Но мы не расстроились. И этот улов хорош!

У. Какие основы показались вам необычными?

Теперь выполните самостоятельно упражнение. Перед вами карточки с текстом. Выберите одно задание -1,2 или 3 уровня и приступайте к работе.

1 уровень.

- Из данных слов составьте предложения. Решите орфографические задачи.

Вет..р, туч.., вдруг, выгл..нуло, дож..ь, ра..б..жались, вскоре, со..нц.., нагнал, пош..л, р..бята, по домам

-Найдите в каждом предложении  грамматическую основу и подчеркните.

2 уровень

- Из данных слов составьте предложения. Решите орфографические задачи.

Вет..р, туч.., вдруг, выгл..нуло, дож..ь, ра..б..жались, вскоре, со..нц.., нагнал, пош..л, р..бята, по домам

-Найдите в каждом предложении  грамматическую основу и подчеркните. Определите ,какой частью речи является подлежащее и сказуемое.

3 уровень

- Из данных слов составьте предложения. Решите орфографические задачи.

Вет..р, туч.., вдруг, выгл..нуло, дож..ь, ра..б..жались, вскоре, со..нц.., нагнал, пош..л, р..бята, по домам

-Найдите в каждом предложении  грамматическую основу и подчеркните. Определите ,какой частью речи является подлежащее и сказуемое. Над подлежащем указать падеж, а над сказуемым – время.

Задание «Талантливый писатель» (работа в группе)

- Распространите текст.

Подул ветер. Лес зашумел. Небо потемнело. Начался дождь. Птицы умолкли.

(Проверка и выбор лучшего текста)

6. Итог

– Какую тему мы сегодня с вами изучили?

На какие вопросы отвечают главные члены предложения?

Какими частями речи выражены главные члены предложения?

7. Рефлексия

    Ученикам предлагаются листы с готовым изображением лестницы. Каждый учащийся получает лист с таким изображением. Задание дается в следующей форме: «Вы видите лестницу. Нарисуйте либо на ней, либо где-то рядом смайлик, характеризующий вас по  настроению, по положению. Обратите внимание, что каждая ступенька может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь нарисуйте  смайлик, которым вы хотели бы быть».

8.  Домашнее задание.

1 уровень упр.

2 уровень упр.

3 уровень упр.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложение. Главные члены предложения.

Цели урока: 1. Познакомить с главными членами как грамматической и смысловой основой предложения. 2.Формирование  навыков  нахождения и применения в устной и письменной речи ...

Тест по теме "Предложение. Главные члены предложения" 5 класс

Тест для проверки знаний в 5 классе по теме "Предложение. Главные члены предложения" (по программе М.Разумовской)...

Контрольная работа по русскому языку 8 класс "Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения".

Контрольная работа по русскому языку 8 класс "Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения". ...

контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Однородные члены предложения".

Контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Предложения с однородными членами."...

Задание 8 ОГЭ Грамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языку

Задание 8 ОГЭГрамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языкузадание 8 ОГЭ теория:Подлежащее — ...