Рабочая программа по родному (русскому) языку для учащихся 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Рупышева Наталья Николаевна

Программа рассчитана на обучение родному (русскому) языку учащихся 7 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_russkiy_yazyk_7_klass.docx36.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СТАРО-ОНОХОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЗАИГРАЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Рассмотрена и принята

на заседании педагогического совета

№ ________ от «____» __________ 20____г.

Утверждаю

                           Директор школы

           ___________/А.А. Еграшина/                  

                    Приказ №______от

                    «______» ________20_____ г.

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родному (русскому) языку

для учащихся 7 класса

Срок реализации программы

(на 2021/2022 учебный год)

Уровень базовый

Составитель: учитель русского языка

высшей категории,

Рупышева Наталья Николаевна.

с. Старый Онохой

2021г.

Нормативно-правовые документы,

на основании которых составлена программа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.,вступ. в силу с 13.07.2021)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
  • Примерная  основная образовательная  программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/5, в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015);
  • Учебный план МБОУ «Старо-Онохойская ООШ» на 2021-2022 учебный год.
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

Программа рассчитана на обучение родному (русскому) языку учащихся 7 класса МБОУ «Старо-Онохойская ООШ». Программа рассчитана на 17,5 часов в год, из них на внеурочную деятельность отводится 2%.   Программа предусматривает работу с текстом и информацией: выразительное чтение, лингвистический анализ текста, художественные и лексические средства выразительности, создание текста.  Национально-региональный компонент прослеживается на уроках: используются тексты о природе Сибири, Бурятии. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 1-6  классах при изучении русского языка.

Цель изучения предмета «Родной язык (русский)»: развитие языковой и лингвистической компетенций, которые предполагают овладение необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знание основных  норм русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, её основных разделах и базовых понятиях; понимание родного языка как формы выражения национальной культуры.

Задачи:

  1. Формирование представлений о зарождении и развитии русской письменности.
  2. Расширение знаний о тексте и различных формах его организации.
  3. Создание условий для формирования языковой личности (выработка мотивации, интереса к изучению родного языка, обогащение лексикона, развитие языковой способности учащихся).

Изучение родного русского языка в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

·  воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; интереса и любви к русскому языку;

·  совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

·  обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

·  развитие лингвистического мышления; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

·  усвоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка;

·  формирование языковой личности на основе углубленного изучения русского языка как родного; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностные результаты с учетом рабочей программы воспитания:

  • Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  • Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • Развитие навыка смыслового чтения и анализа письменной информации;
  • Развитие коммуникативной компетенции, которая предполагает выбор адекватных речевых стратегий;
  • Готовность и способность эффективно и корректно вести диалог с другими людьми.

Основные направления воспитательной деятельности:

1. Гражданское воспитание – формирование активной гражданской позиции,      гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества.

2. Патриотическое  воспитание – ценностное  отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимание значения науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях в области русского языка, заинтересованность  в научных знаниях об устройстве мира и общества;

3. Духовно-нравственное  воспитание  - представление  о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов;  стремление  к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

4. Физическое   воспитание -    формирования    культуры    здоровья    иэмоционального благополучия, осознание  ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни;

5. Трудовое  воспитание -  коммуникативная  компетентность  в общественно полезной, учебной , исследовательской, творческой и других видах деятельности; интерес  к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к предмету, общественных интересов и потребностей;

6. Экологическое  воспитание - экологически целесообразное  отношение  к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознание  ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способность  применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике

7.Ценность  научного познания – мировоззренческое  представление  соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представление  об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, роль предмета в познании этих закономерностей;  познавательные  мотивы, направленные  на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательная  и информационная  культура,        в том        числе        навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интерес   к обучению и познанию, любознательность,  готовность        и способность  к самообразованию,        исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
  • способность извлекать информацию из различных источников,
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
  • передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • способность формулировать результаты учебной деятельности в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог  — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2)  применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3)  коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

  1. представление об основных функциях языка как средства общения, отражения и хранения информации о мире;
  2. представление об истории развития русской письменности и взаимосвязи культуры народа и его языка, о становлении алфавита;
  3. совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
  4. использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка в процессе решения коммуникативных задач и создания собственных текстов;
  5. расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
  6. формирование навыков проведения различных видов анализа слова (словообразовательного, лексического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
  7. обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
  8. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию.

УМК.Русский родной язык. 7 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ (О.М. Александрова и др.). – М.: Просвещение, 2019.

Учебно-тематический план с учетом воспитательной программы:

№ п/п

Название раздела

Воспитательные задачи

Кол-во часов

1

Тропы

Овладение базовыми понятиями лексикологии, понимание роли

слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций для использования в процессе коммуникации.

8

2

Фигуры

4

3

Лексические средства выразительности.

Формирование умения анализировать, объяснять происхождение слов.

5,5

Итого

17,5

Содержание программы учебного курса

Тропы (8 часов)

Эпитет. Оценочные и устойчивые эпитеты. Сравнение. Сравнительный оборот, сравнительные союзы. Сравнение, выраженное творительным падежом имени существительного. Метафора. Олицетворение. Гипербола, литота, гротеск. Гротеск как особенность русских былин. Киносценарий.

Фигуры (4 часа)

Инверсия, лексический повтор, оксюморон, анафора, эпифора, антитеза, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение. Синтаксический параллелизм.

Лексические средства выразительности (5 часов)

Синонимы, антонимы, фразеологизмы, неологизмы. Окказиональная лексика. Стилистически сниженная лексика, разговорная лексика, просторечная. Книжная лексика. Жаргонизмы. Слова-паразиты. История русской фразеологии: как появились устойчивые обороты речи? Фразеологизм – отражение народной мудрости и житейского опыта.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Календар

ные сроки

Фактичес

кие сроки

Лингвистический анализ текста. Средства выразительности языка.

8

1

Текст. Эпитет. Оценочные и устойчивые эпитеты.

1

2

Лингвистический анализ текста. Средства выразительности языка.

1

3

Для чего используется сравнение? Конструирование предложений с использованием сравнения

1

4

Сравнительный оборот. Замена существительных в творительном падеже сравнительным оборотом.

1

5

Метафора. Метафорические загадки. Олицетворение.

1

6

Гипербола, литота, гротеск в русских былинах.

1

7

Лингвистический анализ текста. Средства выразительности языка. Контрольная работа.

1

8

Работа над ошибками.

1

Лингвистический анализ текста. Фигуры.

9

Текст. Инверсия, лексический повтор, оксюморон в поэзии С. Есенина

1

10

Текст. Анафора, эпифора, антитеза, градация в ранней поэзии М.Ю. Лермонтова.

1

11

Текст. Инверсия, лексический повтор, оксюморон в поэзии С. Есенина

1

12

Текст. Риторический вопрос, восклицание, обращение; синтаксический параллелизм в поэзии А.С. Пушкина

1

Лингвистический анализ текста. Лексические средства выразительности.

5

12

Текст. Лексические средства выразительности: синонимы, антонимы, фразеологизмы, индивидуально-авторские слова и др.

1

13

Лингвистический анализ текста. Средства выразительности языка.

1

14

Жаргонизмы, слова-паразиты. Слова и выражения, отвергаемые нормами нравственности и не допускаемые нормами речевого общения. Лингвистический эксперимент

1

15

Фразеологизмы. Источники русской фразеологии и проблемы мотивированности значений фразеологизмов.

1

16

Лингвистический анализ текста. Контрольная работа.

1

17-17,5

Резерв. Работа над ошибками.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному (русскому) языку в 7 классе

В рабочей программе представлено календарно-тематическое планирование уроков родного (русского) языка в 7 классе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родному (русскому) языку для 11 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо родному (русскому) языкудля  11  класса...

Рабочая программа по родному русскому языку для 8 класса

Рабочая программа по родному русскому языку разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образ...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 9 класса

Данная программа является примерной и включает в себя пояснительную записку, содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование и приложение (итоговую контрольную работу)....

Рабочая программа по родному(русскому ) языку для 5 класса

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта. На изучение предмета отводится 17 часов в год (0,5 ч. в неделю)...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для учащихся 8 класса

Программа рассчитана на обучение родному русскому языку учащихся 8 класса...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для учащихся 9 класса

Программа рассчитана на обучение родному русскому языку учащихся 9 класса...