Конспект урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС Тема: «Путешествие в страну Морфологии»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Сеитмамбетова Ление Аблязовна

Класс 5

Тема урока.Путешествие в страну Морфология

Педагогическая цель урока:повторить известные учащимся грам­матические признаки частей речи; за­крепить правила написания наиболее трудных орфограмм; совершенствовать навыки самостоятельной работы с до­полнительной литературой; развивать познавательный интерес учащихся и их творческие способности; воспитывать интерес к русскому языку.

 

Планируемые результаты (предметные)

Владеть правильным способом применения изученных орфографических правил, учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания

Личностные результаты

Проявляют доброжелательность, эмоциональную отзывчивость

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Познавательные: строят сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог

Тип урока: урок обобщения и систематиза­ции знаний с элементами ролевой игры, применением проектной технологии.

Оборудование: средства наглядности, проектор, мультимедийный экран, схема «Части речи»,  карточ­ки, проект мини-учебника.

 

Литература, использованная при подготовке урока:

  • Егорова Н.И. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: ВАКО, 2014
  • Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.Авт: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В., Нарушевич А.Г.  М.: Просвещение, 2014.        
  • Фролова Т.Я. Русский язык в рифмованных алгоритмах.-  Симферополь: Таврида,2007.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_morfologiyu.docx48.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

в 6 классе

в условиях реализации ФГОС

Тема: «Путешествие в  страну Морфологии»

Подготовила:

учитель русского языка и

литературы

Сеитмамбетова Ление Аблязовна

Класс 5

Тема урока.Путешествие в страну Морфология

Педагогическая цель урока:повторить известные учащимся грамматические признаки частей речи; закрепить правила написания наиболее трудных орфограмм; совершенствовать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой; развивать познавательный интерес учащихся и их творческие способности; воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты (предметные)

Владеть правильным способом применения изученных орфографических правил, учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания

Личностные результаты

Проявляют доброжелательность, эмоциональную отзывчивость

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Познавательные: строят сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с элементами ролевой игры, применением проектной технологии.

Оборудование: средства наглядности, проектор, мультимедийный экран, схема «Части речи»,  карточки, проект мини-учебника.

Литература, использованная при подготовке урока:

  • Егорова Н.И. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: ВАКО, 2014
  • Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.Авт: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В., Нарушевич А.Г.  М.: Просвещение, 2014.        
  • Фролова Т.Я. Русский язык в рифмованных алгоритмах.-  Симферополь: Таврида,2007.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельностиучащихся

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

  1. Работа по теме урока(Слайд 1-2)

1. Ролевая игра

(Постановка проблемного вопроса:Кто же нужнее?)

Выходят слова.

Комментарий. Учащиеся прикрепляют к одежде таблички с разными словами.

  • Вы кто?
  • Мы — слова.
  • Вы чем-то расстроены? Расскажете нам?

  • Расскажем. Но сначала пусть ребята ответят: зачем нужны слова людям?

(Учащиеся класса отвечают на вопрос.)

  • Правильно! Но ребятам нужно еще набиться соединять между собой слова по смыслу и грамматически.

  • Конечно, не все умеют это делать. Вот поэтому в стране Морфологии случилась беда: все слова поссорились между собой. Они не  могут решить, какая часть речи важнее.

—        Ребята, давайте им поможем. Ведь выдома повторяли грамматические признаки всех частей речи и можете сказать, какая же из них самая важная.

— Давайте послушаем, о чем же говорят части речи.

2.        Проверка домашнего задания

•   Расскажите о частях речи в занимательной форме.

Пример домашней работы

Существительное. Я, разумеется, нужнее всех, т. к. называю предметы и без меня нет ни одного предложения!

Прилагательное. А без меня любое предложение получается бледным и невыразительным. Ведь я же обозначаю признак предмета. Попробуйте обойтись без меня!

Наречие.Ая нужнее вас, потому что обозначаю и признак предмета, и признак действия, и признак признака. Вот так-то!

Числительное. А я не похоже на всех вас, т. к. обозначаю количество предметов, число ипорядок при счете.

Местоимение. Нечего смотреть на меня! Не забывайте, что когда некоторые хотят отдохнуть, я замещаю их, поскольку указываю на предметы, признаки и количество. Попробуйте обойтись без меня — сами будете работать без выходных.

В с е. А что же это за человечки?

Служебные части речи. Зовут нас Предлог, Союз и Частица. И хотя мы ничего не обозначаем, но мы тоже нужны в речи.

Междометие. Разрешите доложить! Я также могу говорить: выражаю поощрения, похвалу, упрек, запрет, благодарность, восхищение, возмущение, привет...

Слова. Да, так мы снова ничего и не решим. Что же нам делать?

Учитель. Не расстраивайтесь. Осмотритесь вокруг — всюду нас окружают предметы, у которых есть свои названия. Я предлагаю провести словотерапию и помирить слова. А для этого вам необходимо к каждому слову подобрать определение.

3.        Словотерапия(Слайд 3)

Комментарий. Учитель указывает на слова, а дети определяют часть речи; затем учитель читает стихотворение.

Существительное — школа,

Просыпаемся — глагол.

С прилагательным — веселый —

Этот день пришел!

Встали мы — местоимение,

Бьет числительное семь.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Не и ни у нас частицы,

Нам их надо повторять!

И, конечно, не лениться

И союзы изучать!

Учитель. Как видите, все части речи важны. Надеюсь, что слова получили ответ на вопрос.

  1. Работа по схеме «Части речи» (беседа с учащимися)
  2. Презентация развивающего мини-учебника (групповые проекты)(Слайд 4-5)

Учитель. Закончив изучение раздела «Морфология», вы получили задание составить проект мини-учебника.

Каждая группа работала над составлением интересных заданий по страницам мини-учебника, обрабатывая дополнительную литературу, схемы, алгоритмы, таблицы. Оценивание по жетонам (объяснение).

Цель данной работы — закрепить правила написания наиболее трудных орфограмм по изученным темам.

1)        Презентация 1-й группы

Комментарий: презентация титульного листа. Защита.

2)        Презентация 2-й группы

Комментарий: схема «Имя существительное». Игра «От каждой буквы — столбик — слово. Условия: от каждой буквы слова КОРПУС придумать и записать в столбик новые имена существительные. Записывать слова нужно правильно.(Слайд 6)

КОРПУС

РК О У К О

О  Н  Г Н  Л  Р

Т  О    К  О  Т

             Т  Н

Комментарий: дети выполняют подобное задание, работая в группах; каждый столбик по очереди записывают на доске; проверяют написание слов.

3)        Презентация 3-й группы(Слайд 7)

Алгоритм «Н и НН в суффиксах прилагательных». Игра-диалог «ДА — НЕТ».

Задание. Прослушайте диалог и назовите часть речи.

- Это служебная часть речи?

  • Нет.
  • Это изменяемая часть речи?
  • Да.
  • Это местоимение?
  • Нет.
  • Это имя?
  • Да.
  • Обозначает предмет?
  • Нет.
  • Обозначает признак?
  • Да.
  • Чтоже это? (Прилагательное)

Работа у доски. Орфографическая разминка.

Изучается алгоритм и выполняется упражнение.

4)        Презентация 4 группы(Слайд 8)

Комментарий: учащиеся читают рифмованный алгоритм. Все остальные должны сказать, о какой орфограмме идет речь.

Объяснительный диктант (правила написания мягкого знака в разных частях речи.)

5)        Презентация 5 группы

—В мини-учебник мы предлагаем поместить памятку «Союзы сигналят!!!»

Комментарий: работа в группах (из данных слов составить предложения).

6)        Презентация 6 группы(Слайд 10)

—        Мы тоже приготовили для вас одну схему «Ы, Ив разных частях слова».

Комментарий: работа в парах (распределить слова по двум колонкам, объяснить написание слов).

7)        Презентация 7 группы(Слайд 9)

—        Мы составили для вас схему «НЕ с глаголами».

Комментарий: словарная работа.

Задание: раскрыть скобки, объяснить написание слов, составить с любым словом предложение. Коллективное обсуждение.

IV. Подведение итогов урока

  1. Подсчет заработанных учащимися баллов
  2. Заключительное слово учителя

—        Вы все потрудились сегодня хорошо, показали глубину знаний и умение работать с дополнительной литературой, составили мини-учебник.

Вы не должны останавливаться на достигнутом, поскольку ваш мини-учебник—развивающий. Надеюсь, что вы продолжите работу над ним и придумаете новые странички. Этот учебник будет полезен и для учеников 6 класса, и для 10-классников.

Морфология многоцветна,

Напоена богатством до корней.

 Об этом говорят части речи,

Тесно связанные с ней.

У морфологии вселенские

просторы,

И живописен в ней язык.

Здесь все слова тобою

постижимы,

К которым с детства ты привык.

V.        Рефлексия

  • Что вы возьмете с собой в чемодан знаний?
  • Над чем вам необходимо ещё поработать?

VI.        Домашнее задание(Слайд 11)

Выполнить одно из предложенных упражнений — 1 уровень; завершить оформление мини-учебника — 2 и 3 уровень.

Приложение

РАЗВИВАЮЩИЙ МИНИ-УЧЕБНИК

I. Схема «Имя существительное»

 1. Ознакомление со схемой

Существительное

обозначает предмет

отвечает

              кто?           что?

     одушевленные     неодушевленные

изменяется (по числам, падежам)

имеет (ж. р., м. р., ср. р., общ.р.)

  1. Игра «От каждой буквы — слово-столбик»
  2. Задание

Запишите имена существительные, не повторяя слова и записывая их правильно.

II. Существительное

Задание

Винни-Пух пришёл к сове. Она задал ему такую загадку.

Помогите ему найти существительные в этой куче.

шапка

домики

бегать

кот

один

бегун

зверь

луч

гулять

красивый

луна

смотреть

ночь

заря

дом

смелый  •

III.        Памятка «Союзы сигналят!»

1.        Ознакомление с памяткой

ЧТО

ГДЕ

ЕСЛИ

А и НОПОТОМУ ЧТО

Запомните!

Перед этими союзами в предложении стоит запятая!

2.        Задание

Составьте предложения с данными союзами.

IV.        Алгоритм «Н и НН в суффиксах прилагательных»

1. Ознакомление с алгоритмом

...Н+ -Н-, -ОНН-, -ЕНН-

            Пиши НН

-ИН-, -АН-, -ЯН-

             Пиши Н

  1. Игра-диалог «Да — нет»
  2. Задание

Отгадайте, о какой части речи говорится в диалоге.

V. Рифмованный алгоритм «Мягкий знак (ь) в глаголах, наречиях, существительных»

1.Задание

О какой орфограмме идет речь?

Прочитайте стихотворение-памятку.

ПАМЯТКА

В глаголах и наречиях

Знак пишется всегда.

А в кратких прилагательных

Не пишем никогда.

Существительное — много,

Существительное — мой —

Знак не нужен никакой.

А подставь она, одна —

Мягкий знак пиши всегда!

2.Ознакомление с алгоритмом

Глагол  

        Краткие

Наречие        прилагательные

м. р. мн. ч. —(много, мой)

ж. р. ед. ч. — Ь (она, одна)

VI. Схема «Ы, И после Ц» 1. Ознакомление со схемой

Исключение: цыган, цыц, цыпленок, цыпочки.

2. Памятка

В существительных на -ция

Мы всегда напишем -ия.

И под корнем, посмотри,

Тоже пишем букву и.

А в концовке -цын, -цый, -цы

Пишем только букву ы.

VII. «Не с глаголами» 1. Рисунок-схема

Исключение: негодовать, ненавидеть, недоумевать.

2. Задание

На основе рисунка-схемы, раскройте скобки и объясните написание глаголов.

VIII. Мягкий знак после шипящей в окончаниях глагола

У глагола после шипящей всегда пишется ь:

  1. 2 л. ед. ч. -ешь/-ишь: бежишь, будешь, мечтаешь;
  2. неопределенная форма глагола (что делать? что сделать): беречь, стеречь, печь;
  3. повелительное наклонение -жь: отрежь, намажь

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Деятельностный подход на уроках русского языка как главное условие реализации ФГОС.

В данной работе перечислена система дидактических принципов, применяемых при системно-деятельностном подходе. Даны разработки уроков....

Конспект урока русского языка в 11 классе в условиях реализации ФГОС по теме "Виды сложноподчинённых предложений"

Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложноподчинённых предложений (подготовка к ЕГЭ)" рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.Тип урока: урок закрепления и развития ЗУН.Форма ур...

Системно - деятельностный подход на уроках русского языка как главное условие реализации ФГОС.

Об особенностях системно - деятельностного подхода на уроках русского языка....

План-конспект урока русского языка в 7классе. Повторение изученного по теме «Фразеология. Происхождение и употребление фразеологизмов».

Данный урок знакомит учащихся с происхождением и употреблением фразеологических оборотов. Построен с использованием метода критического мышления. Материал урока позволяет закрепить знания семиклассник...

Современный урок русского языка. Учет личностных особенностей на уроках русского языка и литературы при реализации ФГОС ООО.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭТО…хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;учитель должен спланировать свою деятельность и деятельно...