ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИХ ТИПОВ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
опыты и эксперименты по русскому языку (8 класс)

Кунцевич Екатерина Валерьевна

в данной статье определены особенности изучения структурно-семантических типов односоставных предложений в основной школе. В работе представлены результаты экспериментального исследования изучения структурно-семантических типов односоставных предложений в основной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kuntsevich_ekaterina_1.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИХ ТИПОВ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Кунцевич Е.В.,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназии №11

Аннотация: в данной статье определены особенности изучения структурно-семантических типов односоставных предложений в основной школе. В работе представлены результаты экспериментального исследования изучения структурно-семантических типов односоставных предложений в основной школе.

Ключевые слова: односоставные предложения, структурно-семантические типы односоставных предложений, изучение односоставных предложений в основной школе.

Изучение структурно-семантических типов односоставных предложений – одна из сложных тем обучения русскому языку в основной школе.

Изучение лингвистической литературы позволило определить односоставные предложения как тип предложения, в котором основные элементы предикативности (лицо, время, модальность) выражаются одним членом и второй член не подлежит восстановлению в отличие от неполных, а выражение предикативности производится за счет интонации и глагольных словоформ [2, c.18].

Существуют различные подходы к классификации односоставных предложений. Первичная типологическая классификация односоставных предложений была представлена в работах А.А. Шахматова. Им раскрыты следующие типы односоставных предложений: бесподлежащные и подлежащные; безличные и вокативные [4, c.134]. Концепция В.В. Виноградова легла в основу современной обобщенной классификационной системы. Им были выделены следующие типы исследуемых предложений: неопределeнно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные, номинативные.                       В.В. Бабайцевой предложена следующая классификационная система таких предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, нормативные, вокативные, инфинитивные [2, c.44].

Анализ учебно-методических комплексов по русскому языку показал, что первичное знакомство с темой «Односоставные предложения» происходит в 5 классе в рамках формирования общего представления о сущности понятия предложения. В 8 классе данная тема рассматривается более целенаправленно за счет акцентирования внимания на классификационной системе односоставных предложений (назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные). В 9 классе происходит закрепление полученных знаний и умений по теме [1, c.204].

Нами было проведено исследование, целью которого стало определение особенностей изучения структурно-семантических типов односоставных предложений в основной школе. В качестве респондентов выступили обучающиеся 8 «А» и 8 «Б» классов МБОУ гимназии №11 города Пятигорска. На начальном этапе была проведена диагностика уровня знаний и умений обучающихся по теме «Односоставные предложения». Результаты диагностики показали, что уровень сформированности знаний и умений обучающихся по теме «Односоставные предложения» преимущественно средний и низкий, однако у обучающихся 8 «Б» класса выше, чем обучающихся 8 «А» класса.

В 8 «А» классе была апробирована работа по изучению структурно-семантических типов односоставных предложений в основной школе, включившая в себя уроки по теме. На первом уроке обучающимся получили общие знания по теме, на последующих четырех уроках изучали типы односоставных предложений, последние два урока стали обобщающими. В основе такой работы лежало единство теоретических сведений и дидактического материала (опорные таблицы), использование разнообразных видов работы (выборочный диктант, работа с «планшетом», тестирование, контрольная работа и т.д.). Например, в ходе изучения темы «Неопределенно-личные предложения» была составлена следующая таблица (таблица 1):

Таблица 1.

Неопределенно-личные предложения

Вид предложения

Что обозначает главный член

Чем выражен главный член

главный член

Неопределенно–личное

Действие каких-то лиц: они  мыслятся неопределенно

1) глаголом 3-го лица

множественного  числа;

2) глаголом прошедшего  времени  множественного числа

Обучающимся был предложен выборочный диктант. Задание: запишите номера прочитанных неопределенно-личных предложений.

1. Сильный ветер. 2. Вижу чудное приволье. 3. В дверь стучат. 4. Дни поздней осени бранят обыкновенно. 5. Весь день моросило. 6. На участок привезли стройматериалы. 7. По улицам слона водили. 8. Вот парадный  подъезд. 9. По улицам слона водили. 10. Газеты приносят по утрам [3, c.74].

На заключительном этапе была проведена повторная диагностика уровня знаний и умений обучающихся по теме «Односоставные предложения». Результаты диагностики показали, что уровень сформированности знаний и умений обучающихся по теме «Односоставные предложения» преимущественно средний, однако обучающихся 8 «А» класса немного выше, чем обучающихся 8 «Б» класса. После проведения формирующего этапа эксперимента уровень знаний и умений обучающихся 8 «А» класса по теме «Односоставные предложения» стал выше.

Таким образом, изучение структурно-семантических типов односоставных предложений в основной школе эффективно, если учитель организует целенаправленную и систематическую работу, в основе которой лежит единство теоретических сведений и дидактического материала (опорных таблиц), использование различных видов работы.

Список литературы (список по алфавиту):

  1. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория: Учебник для общеобразовательных учреждений: 5-9 классы / В.В. Бабайцева. - М.: Просвещение, 2001. - 328 с.
  2. Бабайцева В.В. Система односоставных предложений в современном русском языке / В.В. Бабайцева. – М.: ДРОФА, 2004. – 504 с.
  3. Нурисламова С.И. Изучение односоставных предложений в школе: дидактический материал / С.И. Нурисламова // Актуальные проблемы филологии. - 2018. - №17. – С.73-77.
  4. Шахматов A.A. Синтаксис русского языка / А.А.Шахматов. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 620 с.

References (alphabetical list):

1. Babaytseva V.V. Russian language: Theory: Textbook for general education institutions: grades 5-9 / V.V. Babaytseva. - M.: Enlightenment, 2001. - 328 p.

2. Babaytseva V.V. System of one-part sentences in modern Russian /                   V.V. Babaytseva. - M.: BUSTARD, 2004. - 504 p.

3. Nurislamova S.I. The study of one-part sentences at school: didactic material /     S.I. Nurislamova // Actual problems of philology. - 2018. - No.17. - pp.73-77.

4. Shakhmatov A.A. Syntax of the Russian language / A.A.Shakhmatov. - Moscow: Editorial URSS, 2001. - 620 p.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Типы односоставных предложений"

Презентация содержит учебный материал по теме "Односоставные предложения"...

Типы односоставных предложений

Тема представлена в виде презентации, которая содержит теоретический и практический материал по теме, что позволяет сэкономить учебное время при повторении в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ, а такж...

Типы односоставных предложений.

Типы односоставных предложений.Урок русского языка в 8 классе....

Типы односоставных предложений

Презентация предназначена для повторения темы "Типы односоставных предложений"...

Презентация к уроку русского языка "Типы односоставных предложений"

Презентация к уроку русского языка "Типы односоставных предложений"...

Обобщение изученного материала по теме «Типы односоставных предложений и их роль в художественном тексте»

Обобщение изученного материала по теме "Типы односоставных предложений"...

Типы односоставных предложений

В данной презентации рассматриваются типы односоставных предложений русского языка. Презентация состоит из следующих разделов:ТеорияАлгоритмПрактика (закрепление изученного материала)....