Методические рекомендации по теме «Иллюстрирование тетрадей на уроках русского языка как методическая система приёмов совершенствования общеучебных умений (СОУ)»
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
Методические рекомендации по применению технологии «Иллюстрирование тетрадей на уроках русского языка» предназначены для педагогов школы. В них изложены приёмы технологии иллюстрирования тетрадей в рамках реализации ФГОС, которые учителя могут использовать в своей практике, адаптируя их под свои дисциплины. В технологии иллюстрирования тетрадей разработан целый ряд конкретных стратегий, приёмов, методов, которые могут применяться на разных стадиях урока (или блока уроков). Но учитель может использовать и свои собственные приёмы, которые считает наиболее эффективными. Главную роль играет подход к организации обучения, а не набор методов. Они могут быть и, наверное, должны быть разные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 134.1 КБ |
![]() | 842.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кутуликская средняя общеобразовательная школа
Методические рекомендации по теме «Иллюстрирование тетрадей на уроках русского языка как методическая система приёмов совершенствования общеучебных умений (СОУ)»
п. Кутулик, 2022 г
Методические рекомендации по применению технологии «Иллюстрирование тетрадей на уроках русского языка» для педагогов / составитель Дубовик Оксана Викторовна– МБОУ Кутуликская СОШ, 22 стр
Аннотация
Методические рекомендации по применению технологии «Иллюстрирование тетрадей на уроках русского языка» предназначены для педагогов школы. В них изложены приёмы технологии иллюстрирования тетрадей в рамках реализации ФГОС, которые учителя могут использовать в своей практике, адаптируя их под свои дисциплины. В технологии иллюстрирования тетрадей разработан целый ряд конкретных стратегий, приёмов, методов, которые могут применяться на разных стадиях урока (или блока уроков). Но учитель может использовать и свои собственные приёмы, которые считает наиболее эффективными. Главную роль играет подход к организации обучения, а не набор методов. Они могут быть и, наверное, должны быть разные.
Содержание:
- Введение
- Основная часть
- Методическое обоснование темы.
- Методические рекомендации по проведению уроков русского языка
3. Выводы
4. Список литературы
5. Приложения
1.Введение
Современная школа в новом тысячелетии продолжает своё активное развитие. Основной целью модернизации всей системы образования в последние годы является повышение качества образования. Запрос государства к системе образования получил новое звучание: необходимо повысить “качество образования”. Сегодня представление о том, что школа должна давать, прежде всего, умения, навыки, т.е служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признаётся не актуальным. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход в обучении обучающихся. Необходимыми условиями для его реализации должны стать отказ от репродуктивных методов и способов обучения; задачный принцип построения предметного содержания; организация самостоятельного поискового действия; широкое использование знаково- символических средств для решения проблем и учебных задач; организация различных форм коллективного сотрудничества.
Актуальность данной темы обусловлена в поиске решений: как действовать, какие шаги осуществить, чтобы научить Учиться, иметь те навыки и умения, которые будут необходимы всегда, и не утратятся через год, другой? С чего начать?» Ведь надёжность обучения – важный критерий не только для школы в целом, но и для отдельных классов, параллелей, уровней. Обозначилась проблема – как осуществить эту идею?
Искали наиболее эффективные пути управления процессом через внедрение в школьную практику технологий развивающего обучения. Поиск новых технологий и подходов к эффективному решению названной проблемы продолжался.
Такую технологию, наиболее полно учитывающую эти требования, удалось найти. Автор Всеволод Зайцев, научный руководитель Межрегиональной экспериментально-технологической площадки «Преемственность», назвал ее «Диагностико-технологическое управление процессом обучения». Путь к успеху в этой технологии лежит через обогащение традиций применением диагностики и технологий - и мы приняли переход к диагностико-технологическому уровню профессионального мышления за основное направление своей деятельности в борьбе за качественное образование.
Целью методических рекомендаций является исследование эффективности применения технологии иллюстрирования тетрадей как методической системы приёмов совершенствования общеучебных умений (СОУ), обеспечивающая правильное понимание учебного материала и включающая задания, которые позволяют улучшить понимание смысла новых слов, усвоение определений, терминов, выделение главного в учебном материале, выявление взаимосвязей при объяснений явлений, построение свёрток информации, конспектирование.
Основными задачами представленной работы являются:
- выявить особенности, цели, задачи, методы и приемы «Иллюстрирование тетрадей» как общепедагогической технологии;
- обосновать возможность применения технологии «Иллюстрирование тетрадей» в процессе преподавания.
2.Основная часть
В. Зайцевым вычислены средние гимназические, среднемассовые показатели качества успеваемости и низкий уровень:
Классы | СГ | СМ | НУ | |
1 | 5 | 42 | 32 | 20 |
2 | 6 | 43 | 25 | 15 |
3 | 7 | 33 | 18 | 11 |
4 | 8 | 30 | 17 | 9 |
5 | 9 | 25 | 17 | 10 |
Школа ориентируется на средний гимназический показатель. Подводим итог обученности каждой четверти и учебного года по оценочной шкале В. Зайцева.
Эффективность обучения.
Эффективность обучения оценивается по сохранности его качества. а его можно понимать как сохранность + рост качества обучения. Как вычислить эффективность? Например, в 5-м классе качество составляло 40%, а через год, в 6-м, у этих же учеников упало до 30%. Годовая сохранность: 30% : 40% = 0,75
Уровень | Надёжность, сохранность |
Европейский | 0,9 |
Гимназический | 0,85 |
Массовый | 0,8 |
Школьный | 1,01 |
Как мы работаем над повышением качества предметных результатов?
Дидактическая доступность обучения
Дидактическая доступность обучения – уровень реальных возможностей – индекс качества. В каждом классе по итогам четверти и учебного года заполняется диагностическая ведомость
Индекс качества % | Уровень дидактической доступности обучения |
Более 75 | Очень высокий (гимназический) |
60 - 75 | Высокий |
50 - 60 | Удовлетворительный |
Менее 50 | Низкий |
Для определения индекса качества в таблице отмечают результаты:
М – занимающиеся на «4» и «5», хорошисты и отличники -1
В – резервисты, имеющие 1-2 «тройки» по самым трудным предметам - 0
Р – троишники, имеющие по устным предметам более трёх отметок «3» - 0
Э – очень слабые ученики, имеющие не более трёх высоких отметок по лёгким предметам -0.
Таким образом определяется усвоенная зона предметныых результатов и планируется зона ближайшего развития: необходима работа с слоем В, Р, Э в ЗПВ. Нельзя формировать предметные навыки, если не проделана восстановительная работа по отношению к общеучебным умениям. Коллектив включился в работу. В работе с учащимися начальных классов и 5 - 7 классов основным аспектом, подлежащим регулярному контролю, стала работа по формированию и поддержанию достаточного уровня техники чтения и счёта, скорости письма. В начале каждого учебного года делали замеры уровня техники чтения, скорости письма, овладения навыками пересказа, которые отражали в диагностической тетради. В технологии Зайцева В.Н. критерии оценивания ОУУ (в переводе в оценки по 5-бальной шкале), даны определённые показатели техники чтения (количество слов в минуту), скорости письма (количество правильно написанных букв). Если в классе более 70% учеников вышли на уровень 120/60/30 хотя бы по одному из умений, то класс освобождался от дальнейших упражнений. В противном случае тренировку продолжали в течение всего учебного года. При этом ученики освобождались от нее в индивидуальном порядке по мере достижения нужного уровня. Нормальным можно считать положение, когда не менее половины класса умеют хорошо читать, писать, считать (120-60-30). В начальной школе – 40%. В старшей стремиться к 70-75%, тогда можно перестать проводить замеры.
Эффективность обучения заметно возросла, обучающийся осмысленно работает над своим развитием, стремится самостоятельно находить и устранять свои ошибки – при письме, в речи, в организации собственной деятельности, учится исследовать, анализировать собственную деятельность на предмет выявления своих ошибок, чтобы их в дальнейшем не допускать, и своих достижений, чтобы их зафиксировать и воспроизводить, т. е. эффективность обучения напрямую зависит от формирования и развития общеучебных умений и навыков.
За годы своей работы пришли к выводу, что учебно- познавательную деятельность стимулирует не только интересный учебный материал и методы обучения, но и та атмосфера, в которой протекает процесс обучения. В обстановке, где ценятся личностные достоинства ученика, его самостоятельная мысль, склонность к творческому поиску, он начинает стремиться к решению более сложных задач.
Сравнительный анализ предметных результатов подтверждает положительную динамику по классам пилотной площадки. Как измерить достоверность выставленных оценок?
Если результаты контрольных срезов меньше, подтверждают итоговые отметки на 70%, то можно сделать вывод, что уровень требования в школе достаточно объективен.
С 1998 года наша школа перешла на управление педагогическим процессом на диагностико- технологической основе. Эта технология привлекает своей доступностью и быстрым результатам. В основе этой технологии- общеучебные умения. Автор этой технологии- Всеволод Зайцев считает, что для того чтобы повысить качество знаний необходимо общеучебные умения довести до 12/60/30.Если ученик не считает бегло, медленно пишет и считает, он не может хорошо учиться. Для достижения такого уровня существуют технологии СОУ (совершенствование общеучебных умений):
1.Технология достижения оптимального чтения
2.Технология увеличения скорости письма
3.Технология совершенствования вычислительных умений
4.Подготовка психики первоклассника к развитию речи (технология Корыстылевой)
5.Технология повышения орфографической грамотности
6.Правила конспектирования
7.Пересказ «по – самарски»
8.Иллюстрирование тетрадей
Все эти технологии изучаются с сентября всеми учителями- предметниками и применяются на каждом уроке в течение 5 минут. Здесь важна не длительность, а частота упражнений. Работая по этим технологиям наша школа получила реальный результат. Например, в первый же год внедрения этих технологии количество хорошистов увеличилось по школе с 289 до 357, на 68 человек, т.е на 23 %! За 1 полугодие текущего учебного года качество повысилось на 20 %. Такой видимый результат даёт ощущение успеха коллективу учителей и является стимулом для дальнейшей работы.
Глагол «учиться» не случайно имеет в русском языке значение «учить себя»: раскрыть личность ребёнка, помочь её реализации, самовыражению- одна из задач процесса обучения. Известно, что становление орфографического навыка у школьников идёт трудно и медленно. Работая на уроках русского языка над системой закрепительно-тренировочных упражнений, приходится обращаться к однотипным заданиям, сталкиваться с проблемой соотношения единства теории и практики. Крайне важен этап практического освоения знаний на фоне положительного отношения к учёбе, которое закрепляется через нетрадиционные задания, доступную детям форму подачи лингвистических знаний. Такой формой является игра. Игра - это, прежде всего, свободная деятельность ребёнка. В ней отсутствуют прямые указания учителя, но имеется относительная свобода ребёнка в выборе средств, способов самовыражения, авторства в выборе замысла, самоценность самого процесса.
Одной из технологии СОУ является «Иллюстрирование тетрадей на уроках русского языка». Это игровая методическая система приемов, обеспечивающая правильное понимание учебного материала и включающая задания, которые позволяют улучшить понимание смысла новых слов, усвоение определений, терминов, выделение главного в учебном материале, выявление взаимосвязей при объяснений явлений, построение свёрток информации, конспектирование. Техника иллюстрирования включает самые простые операции: рисование по клеткам, яркую или не очень яркую карандашную, акварельную раскраску, наклейки журнально- газетных вырезок, фотокарточек, составление текстов и заданий к иллюстрациям. Чтобы дети почувствовали интерес к теме, я предлагаю им сочинить сказки, рассказы, разные лингвистические истории и их проиллюстрировать. Можно разнообразить жанры. Это может быть детектив, «ужастик», «страшилка» и т.д. Необязательно иллюстрированием заниматься по какой- то определённой теме, выполнять всё в последовательности, можно ограничиться теми местами, которые вызывают наибольшие затруднения. Детское иллюстрирование наглядно демонстрирует метод наблюдения над языком. Ребёнок в рисунке наблюдает над словом, осмысливает его. А сколько положительных эмоций приносит рисунок! Пусть это небольшое, но самовыражение! Восприятие ребёнка конкретное, образное, и не учитывать этого в процессе преподавания нельзя. Вспомним «золотое правило» Яна Амоса Каменского, которое гласит: «Всё, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами». Об этом же писал К.Д. Ушинский: «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств- глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус приняли участие в акте запоминания». Чем больше задействовано органов восприятия, тем меньше психологическая перегрузка, порождаемая монотонностью и однообразием.
Слух ребёнка в школе, как правило, перегружен. Письменная работа и чтение вызывают напряжение зрения. Способность детей длительно сосредотачивать внимание невелика: 11-13-летние дети воспринимают материал не отвлекаясь, - 4-5 минут, 14-15- летние- 5-7 минут. Как расширить «границы восприятия?» Не вызывает сомнения тот факт, что лучше воспринимаются цветные пособия, чем просто чёрно-белые. Самое главное мы выделяем красным цветом. Цвет помогает сосредоточиться, не вызывая перегрузки, он ненавязчиво фокусирует внимание ребёнка. Восприятие цвета «раскрепощает» воспроизведение языка. Творческая природа языка взаимодействует через картину или рисунок с творческой природой ребёнка. Рисунок или картина помогают конкретизировать восприятие языка, а ребёнок лучше усваивает конкретное.
Приведём приёмы иллюстрирования. Обучающемся даётся задание выучить орфограмму «Чередование гласных в корне слова». Затем написать сказку или рассказ на данную орфограмму и проиллюстрировать. Так получилось, что корень -кас- дружит с суффиксом -а-. (приложение 1)
Или рисунок, отражающий выделение главного в материале. Орфограмма «Правописание суффиксов -ек, - ик в именах существительных». (приложение 2)
Обратимся ещё к некоторым темам. Обобщающее слово объединяет несколько предметов по какому- либо признаку: «В вазе лежали фрукты: яблоки, груши, виноград.» Изображение вазы и следующих после двоеточия фруктов. Можно заменить рисунок аквариума с рыбками, букета цветов, мебели и т.д. Учитель обращает внимание детей на то, что двоеточие выражает пояснение, конкретизацию. Последующий ряд однородных членов разделён на рисунке запятой. (приложение 2)
«О – Ё после шипящих в корне слова»- дети рисуют расчёску, бечёвку, жёлудь и слова- исключения: шоссе, шоколад, шов, крыжовник, капюшон. (приложение 3)
Чтобы обучающиеся почувствовали интерес к работе, я предлагаю заранее тему, таким образом дети сочиняют лингвистические сказки и рассказы на разные темы: «Приставки- нарушители», «Сказка о королеве Морфологии и злом Морфе», «Путешествие в страну «Фонетика»», «Грустная история о словах – врагах». Все придуманные истории иллюстрируются. (приложение 4)
Так, при выполнении упражнения по развитию речи, в котором нужно было определить этимологию слов: улитка, улей обучающиеся пришли к выводу, что эти слова образованы от слова ула и имеют корень -ул-. Текст упражнения интересен по своему содержанию, и у нас получилась своего рода свёртка информации. (приложение 5).
Удачно иллюстрированными получились темы: «Правописание гласных в приставках пре- и при-.» Обучающиеся сумели выделить не только главное в изученном материале, но и частное. (приложение 6)
Все иллюстрирования по теме «Лексика. Фразеология» также получились интересными и познавательными. Рисунок на заданные темы сочетает в себе осмысление темы и эмоциональное личностное самовыражение ребёнка. (приложение 7).
Считаю, что любое иллюстрирование предполагает свёртку информации, что является очень важным в процессе обучения. (приложение 8)
Выводы
Иллюстрирование не должно проводиться очень трудоёмкими или дорогостоящими способами, поэтому мы включили в технику иллюстрирования самые простые операции. Любой учитель научит этим нехитрым премудростям техники оформления своих учеников. Рисуют они с большим удовольствием, чем пишут. Ребёнок через рисунок сам осознаёт тему без лишних назиданий. Оставляя слову только абстрактно- грамматическую оболочку, мы объединяем поэтическое восприятие слова. Красота и многоцветие окружающей нас жизни воплощаются в звуке, в слове. Так стоит ли при изучении языка исходить только из абстракции, когда одна из главных задач учителя – словесника- научить чувствовать и понимать слово, осознавать его красоту?
Дети будут с удовольствием иллюстрировать свои тетради, если эти работы можно будет использовать при взаимоопросе, во время тематических зачётов или при проведении конкурсов по русскому языку. Основная трудность состоит в том, чтобы составить к иллюстрациям тексты заданий, вопросы с определённой дидактической нагрузкой.
Иллюстрирование тетрадей способствует развитию абстрактного, ассоциативного мышления, развивает творческие способности обучающихся, активизирует мыслительную деятельность, дифференцирует знания и способности, воспитывает интерес к предмету. Все виды иллюстрирования я использую на своих уроках как раздаточный иллюстративный материал, в проведении внеклассных мероприятий.
Список литературы:
1.Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие // Челябинск.- ЧГПУ, -2012
2. Зайцев В.Н. С чего начать. // Донецк, -1995.
3. Зайцев В.Н. Самое сложное - простые истины // Народное образование. - 1994. - №3.
4. Зайцев В.Н., Разин А.Ф. и др. Мамина школа. //Донецк, 1995.
5.Зайцев В.С. Важна не длительность, а частота: (упражнений); от простого к сложному // УГ. – 1997. – № 21.
6.Селеменев С.А. Опорные конспекты // Школьные технологии. – 2002. –
7.Нестеренко А.А. Игры по развитию творческого воображения // Школьные технологии. – 2001. – № 1.
8.Кудина Г.Н. Диагностика читательской деятельности школьников// Москва., Международный Образовательный и Психологический колледж. -1996.
9. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении// Томск: - Пеленг. -1993.
10.Коротаева Е.В. Учить, общаясь, а не поучая// Директор школы. -1998.-№8
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/03/picture-399992-1622708152.jpg)
Методические рекомендации по развитию речи учащихся на уроках русского языка с родным (нерусским) языком обучения
Главной целью методических рекомендаций является развитие учащегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: познание, коммуникации, пр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/03/picture-491351-1412357907.jpg)
Методические рекомендации по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка.
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку школьников – формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точност...
Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.
В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/13/picture-648470-1436789959.jpg)
Методические рекомендации по развитию речи учащихся на уроках русского языка
Методические рекомендации по развитию речи учащихся на уроках русского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/24/picture-210876-1445711853.jpg)
«Методические рекомендации по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка ».
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку школьников – формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точност...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/29/picture-910739-1490799697.jpg)
Методические рекомендации по организации патриотического воспитания на уроках русского языка.
Данные рекомендации даны для уроков русского языка в 5 - 9 классах....
Методические рекомендации по развитию творческих способностей на уроках русского языка и литературы
Методические рекомендации по развитию творческих способностей на уроках русского языка и литературы...