Методические рекомендации по организации патриотического воспитания на уроках русского языка.
статья по русскому языку (5 класс) на тему

Пронина Надежда Романовна

Данные рекомендации даны для уроков русского языка в 5 - 9 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_uchiteley-slovesnikov.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО  ОРГАНИЗАЦИИ  ПАТРИОТИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ
НА  УРОКАХ  РУССКОГО  ЯЗЫКА
В  5 – 9  КЛАССАХ.

        Патриотическое  воспитание  подрастающего  поколения  всегда  являлось  одной  из  важнейших  задач  современной  школы,  ведь  детство  и  юность  -  самая  благодатная  пора  для  привития  чувства  любви  к  Родине.  Под  патриотическим  воспитанием  понимается  постепенное  формирование  у  учащихся  любви  к  своей  Родине,  постоянной  готовности  к  ее  защите.  Патриотизм  -  одна  из  важнейших  черт  всесторонне  развитой  личности  и  отличительное  качество  граждан  России  во  все   времена. Каждый  человек,  любящий  свою  Родину,  должен  знать  историю    страны,  в  которой  он  родился,  в  которой  он  живет. Вместе  с  тем,  воспитание  патриотизма  -  это  неустанная  работа  по  созданию  у  школьников  чувства  гордости  за  свою  Родину  и  свой  народ,  уважения  к  его  великим  свершениям  и  достойным  страницам  прошлого.   На каждом уроке учитель ставит воспитательную задачу, и она может быть связана с патриотическим воспитанием.

      На  своих  уроках учителя-словесники  имеют возможность  развивать  интерес  к  истории  России. Урок  русского  языка  может  быть    построен так,  чтобы  своим  содержанием  и  самим  процессом  обучения  учащихся  достигался  желаемый  воспитательный  эффект.  Большую  роль  в  осуществлении  патриотического воспитания  средствами  языка  играет  тот  материал,  который  используется  на  уроках  в  процессе  занятий  грамматикой,  орфографией,  пунктуацией,  стилистикой.  Здесь  имеется  в  виду  использование  таких  текстов  и примеров,  которые  своим  содержанием  и выразительностью,  своей  идейной  направленностью  организуют  сознание  учащихся  как  патриотов,  как  будущих  защитников  своей  Родины.  

    Так  при  изучении  темы «Стили речи» в 5, 6 классах можно взять такие тексты:

1. «Нижний  Новгород  с  давних  пор  играл  роль  посредника  в  торговых  сношениях  России  с  Востоком.  Макарьевская  ярмарка  ведет  свою  историю  с  17  столетия,  являясь  центральным  пунктом  обмена  между  Востоком  и  Западом.  В  1817  году  ярмарка  от  монастыря  была  перенесена  на  берег  Оки  к  Нижнему  Новгороду,  давшему  ей  свое  название.  В 1896 году  она  открылась  не  в  обычное  время  ( 15 июля),  а  на  два  месяца  раньше  -  вместе  с  открытием  Всероссийской  выставки,  многие  посетители  которой  считали  своим  долгом  заглянуть  и  на  «славную  Всероссийскую  ярмарку».  ( Шкапа Н.А.  «Всероссийская  выставка  1896  года  в  Нижнем  Новгороде  в  ряду  художественно  -  промышленных  выставок  России  дореволюционного  периода».)   Научный  стиль.

2. «С  некоторого  времени  по  московским  базарам  пошел  слух,  что  царь  Петр  за  морем  утонул  ( иные  говорили,  что  забит  в  бочку),  и  Лефорт-де  нашел  немца  одного,  похожего,  и  выдает  его  за  Петра,  именем  его  теперь  будет  править  и  мучить  и  старую  веру  искоренять.  Ярыжки  хватали      таких      крикунов,     тащили      в      Преображенский        приказ.  

Ромодановский  сам  их  допрашивал  под  кнутом  и  огнем,  но  нельзя  было  добиться,  откуда  идут  воровские  слухи,  где  самое  гнездо».  (Толстой А.Н.   «Петр Первый».)   Художественный  стиль.

3.  Заместителю начальника Генштаба

      генерал-лейтенанту т. Василевскому

                                                         30 ноября 1941 г.

            Прошу срочно доложить Народному комиссару обороны т. Сталину план контрнаступления Зап. фронта и дать    директиву, чтобы можно было приступить к операции, иначе можно запоздать с подготовкой.

                                                                                                                 Жуков.

(Письмо  командующего  войсками  Западного фронта  о  плане  контрнаступления  фронта.) Официально-деловой стиль.

Можно познакомить учащихся с отрывком     из  «Указа  о  единонаследии»  

( 23  марта  1714  года):  « 1. Всем  недвижимых  вещей,  то  есть:  родовых,  выслуженных  и  купленных  вотчин  и поместий,  также  и  дворов,   и  лавок  не  продавать  и  не  закладывать,  но  обращатися  оным  в  род  таким  образом:  2. Кто  имеет  сыновей  и  ему  же  аще  хощет  единому  из  оных  дать  недвижимое…тому  в  наследие  и  будет;  другие  же  дети  обоего  пола  да  награждены  будут  движимыми  имения,  которыя  должен  отец  их  или  мать  разделити  им  при  себе,  как  сыновьям,  так  и  дочерям,  колико  их  будет,  по  своей  воли,  кроме  онаго  одного,  который  в  недвижимых  наследником  будет».

     Домашнее  задание  дается  индивидуально.  Сильные  учащиеся  должны  подобрать  тексты  различных  стилей  речи,  связанные  с  краеведением,  с  каким-то  историческим  событием  нашей  страны  или  с  периодом  правления  какого-либо  царя.  На  следующем  уроке  эти  учащиеся  зачитывают  подобранные  тексты,  а  остальные  дети  определяют,  к  какому  стили  речи  они  относятся.  Слабым  учащимся  на  дом  задается  упражнение  из  учебника.

       При  изучении  темы  «Устаревшие  слова»  в  6  классе  можно  использовать    тексты  из  романа  А.Н.Толстого  «Петр   Первый».  Учитель    кратко  рассказывает  о  правлении  Петра  Первого.

1.  «Все  чаще  из  Москвы  наезжали  бояре  -  взглянуть  своими  глазами,  какие  такие  игры  играются  на  Яузе?.. Через  мост  они  не  переезжали,  останавливались  на  том  берегу  речки:  впереди  -  боярин,  в  дорогой  шубе,  толстый,  как  перина,  сидел  на  коне,  борода  -  веником,  щеки  налитые,  за  ним  -  дворяне,  напялив  на  себя  по  три,  по  четыре  кафтана  подороже».

2.  «Алексашка  Меньшиков,  как  попал  в  ту  ночь  к  Петру  в  опочивальню,  так  и  остался.  Ловок  был,  бес,  проворен,  угадывал  мысли:  только  кудри  отлетали, -  повернется,  кинется  и  -  сделано…   Куда  Петр,  туда  и  он.  Бить  ли  на  барабане,  стрелять  из  мушкета,  рубить  саблей  хворостину, -  ему  нипочем».

3. « Алексашку  произвели  в  денщики… Кое-кто  из  челяди  начал  уже  величать  его Александром  Данилычем».

4.  « Петр  полюбил  Бориса  Алексеевича…Часто  сманивал  Петра  с  генералами,  мастерами,  денщиками  и  карлами  гулять  и  шалить  на  Кукуе, -  выдумывал  необыкновенные  потехи».

5.  « Василий  Васильевич  повел  речь  околицами… «Я-де  раб  и  холоп  ваш,  великих  государей,  царей  и  великих  князей  и  прочая,  бью  челом  вам,  великим  государям…»  Тогда  Василий  Васильевич  уже  твердо  заговорил  о  главном:  войскам  третий  месяц  не  плачено  жалованья…Люди  пообносились,  валенок  нет,  все  войско  в  лаптях,  и  тех  не  хватает…».

6.  « Стрельцы  уносили  на  литовский  рубеж  письмо  царевны  Софьи.  В  тот  день  Марфа  посылала  с  карлицей  в  Новодевичье  царевне  Софье  в  постном  пироге  стрелецкую  челобитную».

     Задание:  найти  в  данных  текстах  архаизмы  и  историзмы.

     Домашнее  задание для  сильных  учащихся  следующее:  подобрать  из  какого-либо  художественного  произведения тексты, в  которых  есть  устаревшие  слова,  подчеркнуть  их.  Слабые  учащиеся  выполняют  упражнение  из  учебника.

     В 7  классе  в   конце  учебного  года  при  повторении  и  систематизации  пройденного  материала  за  год  можно  использовать следующие  тексты:

1.  «Он  (Алексей  Мересьев)  увидел,  как  три  истребителя  его  звена  ведут  бой  с  девятью  «мессерами»,  вызванными, вероятно,  командованием  немецкого  аэродрома  для  отражения  налета  штурмовиков.  Смело  бросаясь  на  немцев,  ровно  втрое  превосходивших  их  по  числу,  летчики  стремились  отвлечь  врага  от  штурмовиков.  Ведя  бой,  они  оттягивали  противника  все  дальше  и  дальше  в  сторону,  как  это  делает  тетерка,  притворяясь  подраненной  и  отвлекая  охотников  от  своих  птенцов». (Б.Н.Полевой  «Повесть  о  настоящем  человеке».)

2. « 23  февраля  1943  года  гвардии  рядовой  254-го  гвардейского  стрелкового  полка  56-й  гвардейской  стрелковой  дивизии  Александр  Матвеевич  Матросов  в  решающую  минуту  боя  с  немецко-фашистскими  захватчиками  за  деревню  Чернушки,  прорвавшись  к  вражескому  дзоту,  закрыл  своим  телом  амбразуру, пожертвовав  собой, и  тем  самым  обеспечил  успех  наступающего   подразделения.  Указом  Президиума  Верховного  Совета  СССР   от  19  июня  1943  г.  гвардии  рядовому  товарищу Матросову  посмертно  присвоено  звание  Героя  Советского  Союза.    Великий    подвиг    товарища    Матросова      служит      примером  

воинской  доблести  и  героизма  для  всех  воинов  Красной  Армии».  (Приказ  Народного  комиссара  обороны  СССР от  8  сентября  1943 г.)

3.  «Весь  следующий  день  взвод  сражался.  Немцы  подвели  к  берегу  три  машины  с  пехотой.  Сидевший  на  сосне  наблюдатель  своевременно  доложил  об  этом.  Бронебойщики,  пробравшись   в  тальник  к  самой  воде,  сумели    зажечь     машины   на    ходу,   прежде    чем    те     успели     даже  

остановиться.  Пулеметчики  ударили  по  пехотинцам,  прыгавшим  из-под  занимавшихся  огнем  брезентов.  Решив,  очевидно,  что  они    имеют  дело  не  с  горсткой  людей,  а  с  крупным  подразделением,  осевшим  на  приречных  рубежах,  немцы  изменили  тактику». (Б.Полевой «Рождение эпоса».)

Задание:  обозначить  графически  причастные  и  деепричастные  обороты. К  каким  стилям и типам относятся  данные  тексты?  Какова  их  основная  мысль? (Учащиеся  должны  сказать  о  героизме  людей  во  время  Великой  Отечественной войны.)

Домашнее  задание  для  сильных  учащихся  может  быть  таким:  из  произведений  о Великой  Отечественной  войне  выписать по  4  предложения  с  причастными  и  деепричастными  оборотами.

     В  8  классе  при  изучении  темы  «Однородные  члены  предложения»  можно  использовать  следующие  тексты:

1. «В  первые  30-40 лет  после  раскола  православной  церкви  наблюдается  рост  числа  скитов: в  пределах  Нижегородской  губернии  их  насчитывалось  94.   Сюда  бежали  крестьяне,  посадские  люди,  слобожане,  стрельцы.  Бежали  из Москвы  и   Новгорода, Ярославля  и  Твери,  из  Соловецкого  монастыря.  Первыми  старообрядцами-поселенцами  вдоль  Керженца  оказались  монахи  смоленского  Бизюкова  монастыря  Ефрем  Потемкин  и  Сергей  Салтыков». (Книга «Наш  край».)

2. «Нижний  Новгород  основывался  Юрием  Всеволодовичем  не  только  как  военно-стратегический  и  торговый  центр,  но  и  как  твердыня  русского,  православного  влияния  в  Поволжье.  Большинство  коренных  названий  в  черте  древнего  города  и  его  ближайшей  округе  славяно-русские  по  характеру».  (Книга «Наш  край»)

3.  «Предвестие  нынешних  экологических  проблем  можно  было  ощутить  уже  в   18  веке.  Петр  Первый  во  время  поездок  по  Оке  и  Волге  познакомился  с  состоянием  лесов  и  издал  указы  об  их  охране  на  берегах  крупных  рек.  Уже  в  19  веке  нижегородцы  ощутили  серьезные  изменения  в  окружающей  среде:  уничтожение  лесов,  обмеление  и  пересыхание  рек,  повсеместную  эрозию  почв,  сокращение  количества  рыбы  и  лесной  дичи.  К  концу  века  об  этом  стали  писать  нижегородские  газеты,  размышляли  и  спорили  краеведы».  (Книга «Наш  край».)

4.  «Не  меньшими  партиями  везли  к  Макарью свое  «зделье»  местные  кузнецы  и  горшечники,  ткачи-прядильщики  и  кожевники,  резчики  по  дереву  и  кости,   переписчики  книг  и   иконописцы.    Правда,    последние  

уже  не  «продавали»  образа,  а  «меняли»  их  на  деньги.  Можно ль  святой  образ  продать?  

     Для  приезжих  торговцев  монастырские  власти  к  началу  открытия  ярмарки  готовили  жилье,  складские  охраняемые  помещения  и  торговые  места:  гостиный  двор,  ряды  лавок,  временные  шалаши  вдоль  волжского  берега,  загоны  для  продажного  скота  и  лошадей,  паромную  переправу  

через  Волгу  с  лысковского  берега,  бани,  харчевни  -  все  то,  что  требовалось  состоятельному  человеку  во  время  многодневной  жизни  в  чужом  месте.»  (А.В.Седов, Н.Ф.Филатов  и  др.  «Нижегородский  край.  Факты, события,  люди».)

     На  уроке  учащиеся  записывают  тексты  с  заданием  проанализировать,  подчеркнуть  однородные  члены    как  члены  предложения,  составить  схемы отдельных предложений.

     Домашнее  задание  для  сильных  учащихся:  составить  самим  или  выписать  из  книг  10   предложений  с  однородными  членами  на  тему  «Наш  край».

      В  9  классе в  конце  учебного  года при  повторении    пройденного  материала можно использовать  следующие  тексты:

1. «Нижегородский  край  с  древности  славился  как  центр  народного  художественного  творчества.  Причиной  этого  было, во-первых,  наличие  обширных  лесов  с  самой  различной  «дельной»  древесиной,  огромных  залежей  плавких  глин,  железных  руд  по  болотам  и  редкого  по  красоте  полупрозрачного  мягкого  камня-«леденца»,  а  также  обилие  сельскохозяйственного  сырья  -  льна,  кож  и  шерсти.  Во-вторых,  подзолистые  земли  не  обеспечивали  крестьянам  возможности  жить  только  сельским  хозяйством  и  буквально  требовали  от  них  создания  дополнительных  источников  достатка.  В-третьих,  Нижегородское  Поволжье  располагало  чрезвычайно  удобными  путями  доставки  местных  товаров  по  городам;  кроме  того,  здесь  находился  и  крупнейший  в  стране  торг  -  Макарьевская  ярмарка. (А.В.Седов, Н.Ф.Филатов  и  др.  «Нижегородский  край.  Факты, события,  люди».)

2. «Но,  пожалуй,  главным  все  же  оставалось  стремление  нижегородцев, обладавших  редкими  природными   способностями  к  художественному  творчеству,  превращать  в  произведение  искусства  любую  вещь  своего  обихода:  полавок  в  избе   или  печь,  прялку  или  суповую  ложку,  скобкарь – утицу  или  ковш  для  кваса,  глиняную  корчагу  или  кринку,  праздничный  пряник  или  шаль  с  красочным  набивным  рисунком.  Все  это  производилось  нижегородцами  в  массовом  количестве  и  поставлялось  на  рынок  уже  в  стародавние  времена». (А.В.Седов, Н.Ф.Филатов  и  др.  «Нижегородский  край.  Факты, события,  люди».)

3. «Сундучное  производство  было  налажено  в  Макарьеве  в  17  веке,  в  пору   расцвета  там  ярмарочной  торговли.  Жители  околомонастырской  слободы  сразу  же  поняли  все  выгоды  промысла:  приезжие  купцы  охотно  приобретали  сундуки  для  перевозки  ценных  мехов  и  восточных  

товаров… Восточные  купцы  закупали  макарьевские  сундуки  целыми  партиями,  развозя  их  по  своим  странам  не только  как  удобную  для  транспортировки  ценных  малогабаритных  товаров  тару,  но  и  как  образное  свидетельство  русской жизни…

       Сундучное  производство  в  Макарьеве  процветало  до  перевода  ярмарки  в  Нижний  Новгород». (А.В.Седов, Н.Ф.Филатов  и  др.  «Нижегородский  край.  Факты, события,  люди».)

4. «Металл  в  Нижегородском  крае  в  древности  добывали  практически  повсюду:  под  Балахной, Лысковом,  в  Заволжье,  вообще  в  болотистых  местах,  где  поверхность  почвы  покрывалась  ржавчиной.

   Как  и  в  других  видах  народного  художественного  творчества,  имена  даже  самых  прославленных  в   свое  время  мастеров  оказались  прочно  забытыми.  Мы  же  можем  назвать  лысковчанина  рудознойца   Федора  Иванова,  по   прозвищу  Бобер,  который  в  середине  17  столетия  нашел  обширные  залежи  болотных  руд  и  наладил  промышленную  выварку  железа  в  районе  речек  Черной  и  Белой  Маз  близ  Макарьев-Желтоводского  монастыря,  а  также  у  села  Разнежья».  (А.В.Седов, Н.Ф.Филатов  и  др.  «Нижегородский  край.  Факты, события,  люди».)

5. «Считается, что  центром кружевного  плетения  в  Нижегородской  области  является  Чкаловский  район.  Видимо,  потому, что  там  под  это  ремесло  подведена промышленная  основа   -  создано  ЗАО «Гипюр».  Однако  и  в  нашем  районе  кружевоплетение  всегда  было  популярно.  Лысковчанки  ничем  не  уступали  чкаловским  мастерицам.  Свидетельство  этому  -  работы  Клавдии  Николаевны  Горяниной.  В памяти  всех  жителей  Малой  Советской  улицы, где жила мастерица,  остались  окна  ее  скромного  деревянного дома,  украшенные  неописуемой  красоты  занавески. Фабричные  Клавдия Николаевна  никогда не покупала, как и скатерти, подзоры, чехлы, салфетки, накидушки.  Все  выстрачивала сама». (Газета «Приволжская правда», 2005 г.)

      Не   забываем  спросить  учащихся,  какова  основная  мысль  данных  текстов.  Конечно, идет работа  по орфографии, пунктуации, лексике.

      Домашнее  задание  может  быть  индивидуальным.  Сильные  учащиеся  должны  сами  составить  тексты  о мастерах народного  художественного  творчества   своего  края,  живших  в  прошлые  века  или  в  наше  время.  А  слабые  учащиеся  должны  выписать  тексты  о  мастерах из  книг.

         На  уроках,  где    используются  подобные  тексты,  учитель  должен    сказать  несколько  слов о  том  времени,  о  людях,  живших  в  ту  пору,  и т.п..

         Предлагаемые  тексты  могут  использоваться  на  любом  этапе  урока:     повторения,  объяснения  нового  материала,  закрепления. Могут использоваться и для индивидуальной работы  с  учащимися. При использовании на уроках компьютера  тексты  даются с пропусками букв-орфограмм и знаков препинания,  к текстам можно подобрать иллюстрации. Желающие  учащиеся могут домашнее задание подготовить в виде

презентации. Содержание  подобных  текстов  и    домашнего  задания  помогает  нам воспитывать  патриота  своей  страны,   развивать  творческие силы  учащихся,  их  познавательные  способности,  навыки  самостоятельной  работы.  На  таких  уроках    наблюдается    межпредметная    

связь    с  литературой, изобразительным искусством, историей,  краеведением,  которое  является  неотъемлемой  частью  патриотического  воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему " Героико-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

О проблеме героико-патриотического воспитания учащихся среднего звена.Воспитание патриотизма у  школьников-одна из главных задач нашего дня. ...

Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Формирование патриотического воспитания учащихся через систему краеведческой работы на уроках русского языка и литературы (методическая разработка)...

Нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Система работы по теме "Нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы"....

Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы.

Нравственные ценности являются фактором, определяющим будущее цивилизации. Мы с надеждой и тревогой смотрим на молодое поколение, так как на него возлагаем огромные надежды в развитии нашего общества ...

Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку

Настоящие методические рекомендации подготовлены преподавателем русского языка и литературы  Куракиной О.В.  Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиады по р...

Методическая разработка "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы"

Информация о том, каким образом осуществляется патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся по русскому языку и литературе

Методические  рекомендациипо  организациипроектной  деятельности учащихся по русскому языку и литературе...