Нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы
статья на тему

Каменева Ирина Анатольевна

Система работы по теме "Нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственное и патриотическое воспитание

                        на уроках русского языка и литературы

                                           

                                             Искусство воспитания имеет ту особенность,

                                            что почти всем оно кажется делом знакомым и  

                                            понятным, иным – легким, и тем понятнее и легче

                                            кажется оно, чем менее человек с ним знаком,

                                            теоретически или практически.

                                                                                                        К.Д.Ушинский

Воспитательный потенциал курса русского языка и литературы как части общего среднего образования опирается на нормативно-правовую базу, представленную Законом Российской Федерации «Об образовании».

В статье 2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, где среди важнейших названа задача патриотической направленности, «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

Тема нравственности и патриотизма – ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребенке чувство любви к родине, воспитать нравственные качества? Нельзя заставить любить окружающую природу, людей, Родину. Любовь надо воспитывать.

Нравственное воспитание неразрывно связано с патриотическим, ведь нельзя говорить о патриотическом воспитании, если не заложено нравственное.

Воспитание через отдельную дисциплину возможно при определенной системе работы.

Цель моей системы - создание условия для развития патриотически  и нравственно направленной личности учащихся через изучение русского языка и литературы.

Для достижения поставленной цели мною были определены воспитательных задачи:

1. На уроках русского языка и литературы воспитывать гражданско-

    патриотические и нравственные качества учащихся.

2. Воспитывать человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям,

    ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию,

    развивать творческое мышление.

3. Формировать чувство гордости за свой родной край, преданность родно-

    му городу.

Поставленную мною цель воспитания и вытекающие из нее задачи реализую в первую очередь через  содержание основного учебного материала, изучаемого школьниками по русскому языку и литературе. В нем трансформированы социокультурный опыт человечества, образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, творческого мышления. Только при условии овладения теоретическими основами дисциплины можно говорить о воспитании у школьника базовых личностных качеств: современного научного мировоззрения, патриотических убеждений, гражданской позиции, нравственного сознания, общей культуры и др. Именно при изучении русского языка и литературы учащиеся добиваются важных качественных изменений в своем социально-нравственном и общекультурном развитии, осваивают основы саморазвития.

Во-вторых, через организацию  учебно-воспитательного процесса. Наряду с урочной системой занятий использую другие формы обучения и воспитания, коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, ориентированные на стимулирование творческой гражданско-патриотической активности школьников, развитие самостоятельного мышления, гражданственности, нравственных качеств личности, эстетической культуры.

При освоении учащимися курса русского языка и литературы применяю   различные                        виды деятельности:

В своей работе в целях воспитания нравственности и патриотизма использую следующие                                   приемы:

При их использовании требуется личностное отношение обучаемых к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, вырабатывается система взглядов и убеждений, которые становятся принципами, мотивами поведения учащихся.

С методической стороны использую разнообразные способы изложения материала нравственной или патриотической направленности. Привожу его по памяти или зачитываю отрывок из книги, документа с их одновременным показом; демонстрирую в форме декламации стихов, прослушивания аудиокассеты, просмотра видеозаписи.

В учебно-воспитательной работе со школьниками использую различные  

                                         формы работы

              массовые                                         групповые

                                          учебные                       внеурочные

     Применяю главным образом при    Провожу с учащимися разных     Организованы с целью

     организации внеурочной работы.    возрастов, объединенных            углубления познаватель-

     В этом принимают участие боль-    общностью интересов.                 ных интересов и расши-

     шинство учащихся.                                                                                   рения кругозора.

В-третьих, считаю, что  воспитательным примером должен быть сам учитель.

                                               

                                                 Цель истинного воспитания – не только в том,

                                       чтобы заставить людей делать добрые дела, но и

                                       находить в них радость; не только быть чистым, но

                                       и находить чистоту; не только быть справедливым,

                                       но жаждать справедливости.

                                                                                                      Д. Рескин

Сегодня, когда так много неблагополучных семей, когда растет детская преступность, а интерес к образованию снижается, особенно важно, чтобы обучение воспринималось ребенком не только как необходимость, но вызывало позитивные чувства, проходило в условиях психологического комфорта.

Мне кажется, проблема нравственности становится ведущей. Ведь даже если наше общество станет богатым, богатство не сможет заменить доброты, порядочности, честности. Наоборот, все пороки людей могут обостриться. В.Астафьев писал: «Всегда надо начинать с себя, тогда дойдешь до общего, до общегосударственных, до общечеловеческих проблем».

Общаясь со школьниками определенного возраста, остро чувствуешь, над какими направлениями нравственного становления и духовного роста необходимо работать. В среде пятиклассников, например, остро ощущается дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу. И в то же время ребята этого возраста щедры душою, бескорыстны, открыты; способность их к самопознанию и постижению окружающего мира, мира взрослых неисчерпаема. Они очень ранимы и глубоко восприимчивы к доброму слову, поступку, дружескому участию. И многие беды их возникают не по причине испорченности, а от незнания, неумения выбрать правильную линию поведения в определенной жизненной ситуации.

Как же достучаться до души каждого ребенка, избежав назидательства, бесконечных нравоучений, подавления личности?

Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается слово – слово учителя. Отдельными моментами опыта работы в этом направлении и хотелось бы поделиться.

В 5 классе изучается сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Ее текст использую и на уроках русского языка. Приведу фрагмент урока-обобщения изученного по теме «Местоимение» в 6 классе.

(Выбираю доверительную, сказовую интонацию, т.к. для примеров беру сказку.) Это произведение написано для взрослых. Но читать его интересно в любом возрасте. Эта сказка объясняет людям, что «самого главного глазами не увидишь» и что «зорко одно лишь сердце». – Разве сердце может быть зрячим? – удивятся некоторые.

А мы удивляемся этому? Кто объединит смысл этих слов? А как удалось автору так образно, ярко выразить свою мысль? (При ответе повторяются сведения о прямом и переносном значении слова.)

- А еще в этой сказке есть замечательные слова: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручили». Попробуем понять их смысл.

Путешествуя по планете Земля, Маленький принц встречается с Лисом. И Лис ему говорит:

- Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

- А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.

- Надо запастись терпением, о ответил Лис.

(Диалог записан на доске.)

- Может, с этого и начинается дружба? Что значит быть терпимым по отношению друг к другу, быть ответственным за друга?

- А теперь вернемся к предложению, записанному на доске. Здесь много местоимений. И это не случайно. Давайте определим их разряд и подумаем, как такой подбор местоимений раскрывает главную мысль автора: Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

(Возможный вариант объяснения)

«Все начинается с личного местоимения, т.е. с лично твоей ответственности. Местоимение всех прямо указывает на других людей, близких тебе, а относительное местоимение (вспомним его роль в предложении) соединяет две мысли: о тебе и твоих близких».

- А тот, кто очень внимательно меня слушал, обязательно заметил, что в рассказе прозвучало еще одно местоимение – некоторые. В связи с чем оно прозвучало? (Некоторые люди не понимают, что сердце может быть зрячим.)

- Кто эти люди? Понятно это из рассказа? А какие же люди могут не понимать такой простой истины? (Это люди, не привыкшие думать, люди с черствым сердцем).

- А кто скажет, почему здесь употреблено именно это – неопределенное местоимение? (Для того чтобы никого конкретно не обидеть таким нелепым подозрением.)

- Мы уже решили, что для настоящей дружбы нужно терпение и терпимость. Давайте подберем синонимы к этим словам, определим по словарю значение каждого из них. И давайте составим свой «Словарь дружбы!»

(В итоге записываются слова: терпение, уважение, сострадание, такт, внимание, заботливость, сочувствие, нежность.)

- Такие слова обязательно нужно научиться слушать сердцем!

В качестве домашнего задания предлагаю ребятам придумать сказку об умении дружить или записать свой диалог с другом. Но обязательное условие – использовать местоимения всех разрядов и посмотреть, как они в их тексте «помогают» дружбе.

При изучении темы «Глагол» мы продолжаем работу с текстом сказки Экзюпери. В начале урока звучит короткий рассказ учителя, частично воспроизведенный на карточках:

- Путешествуя по разным планетам, Маленький принц посетил один из ближайших астероидов. (Посмотрим сразу в словаре значение этого слова.)

Там жил король. Он был очень одинок. Король предложил Маленькому принцу остаться у него. Вот как это было, прочитайте. А чтобы понятен стал записанный диалог, расставим знаки препинания.

- Останься, я назначу тебя министром юстиции.

- Но ведь здесь некого судить!

- Тогда суди сам себя… Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты поистине мудр.

 Очень часто сталкиваюсь с тем, что ребята активно проявляют нетерпимость к недостаткам  и поступкам товарищей, наперебой осуждают друг друга. А самокритика, самоанализ пока им недоступны. Вот и стараюсь помочь им обратить внимание на свое поведение. Объясняю в доступной форме, что такое самовоспитание и какую роль играет оно в жизни человека. Отвечаем на вопрос, почему себя труднее судить, чем других, а затем уже повторим разряды местоимений, объясним их правописание.

Многие талантливые книги не только помогают сделать урок литературы интересным, но и обеспечивают главное – дают возможность объединить учителя и учеников, наполняет жизнь теплом и радостью общения.

Думается, очень важно обращаться к поставленным на уроках нравственным проблемам на разных  этапах формирования личности ученика. Закрепляя определенные моральные понятия, я предлагаю при этом и переход к определенным навыкам поведения. Так, при изучении глав из повестей «Детство» и «Отрочество» Л.Н.Толстого в 7 классе мы продолжаем разговор об умении «судить самого себя». Чтение и обсуждение глав вызывает интерес к творчеству писателя-классика и проблемам, поставленным в его произведении, учит связывать размышления о художественном произведении с собственным жизненным опытом: ведь эта повесть о том, как в минуту взросления к герою приходит понимание своей роли в жизни людей, как рождается способность к самоанализу, критическому отношению к себе.

 Домашнее задание предлагаю в форме небольшого сочинения на одну из тем: «Близки ли мне мои родственники?», «Судил ли я самого себя?», «Я чувствую, что взрослею», «Иногда мне удается быть внимательным к людям».

На уроках русского языка и литературы приобщаю к сокровищам духовной культуры русского народа через знакомство с древнейшими традиционными жанрами русского фольклора.

По-прежнему самым сложным в работе словесника остается выбор дидактического материала – обучающего, воспитывающего. В качестве примеров подбираю пословицы и поговорки, сгруппированные по тематике (добро/зло, учение, дружба, смелость/трусость, вежливость, бережливость, долг и т.д.) и определяющие совокупность норм ценностей, установок, регулирующих человеческое поведение.

Задаваемые вопросы помогают учащимся осмыслить нравственные ценности с учетом личностной позиции. Например:

- Какие нравственные качества человека ценились во все времена и считаются общечеловеческими ценностями?

- Почему нравственность как норма необходима для развития человеческого общества, цивилизации в целом?

- Какой поучительный смысл содержат народные изречения?

Задания практического характера позволяют, используя данный жанр фольклора, повторить и закрепить правила орфографии, пунктуации, виды разбора.

На уроках русского языка и литературы в качестве примеров нравственного поведения подбираю тексты для анализа, изложения, диктанта, отражающие данную проблему. Наиболее яркими примерами являются произведения художественной литературы, которые предлагает учебник-хрестоматия по литературе: «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьева, «Уроки французского» В.Г.Распутина в 6 классе; фрагмент «Мальчики» из романа «Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевского в 7 классе и другие. С помощью произведений художественной литературы помогаю понять самого себя через добро, порядочность и сострадание.

Работа над авторским текстом часто рождает творческие поиски самих учащихся. Ребят увлекает не только дружеская беседа по близким уже им проблемам, но и сам процесс придумывания сходных ситуаций.

Говоря о проблеме нравственности, вспоминаются слова героини повести-сказки Ирины Токмаковой «Счастливо, Ивушкин»: «В каждом человеке и звере, в каждой птице живет маленький теплый лучик. И если ко всякому живому существу отнестись с добром (только не притворяться, только по-настоящему!), то в нем этот солнечный зайчик проснется, и всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь. И если тебе вдруг покажется, что человек - злой или делает плохо, ты сразу же не сердись на него, не обвиняй его. Это значит просто, что солнечный зайчик уж очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его, и увидишь, как все будет хорошо!»

Одним из непременных качеств иллюстративного материала должна быть личностная направленность самого учителя, ориентированность на духовные запросы данного ученического коллектива и каждого ученика.

                                                                           Россия. Какое красивое слово –

                                                                           и роса, и сила, и синее что-то…

                                                                                                            С.А.Есенин

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения невозможно без пробуждения любви к родной земле. Чувство Родины начинается с ощущения неповторимости и красоты родной природы. Оно впервые пробуждается в тот миг, когда замечаешь, как мелко дрожат в прозрачном воздухе розовые стволы сосен, когда слышишь, как в небесной синеве заливается прерывистой трелью пташка. Ныне уже очевидно, что не красота спасет Россию, но учитель, способный пробудить в воспитанниках «мечту своей родины». Поэтому чувство патриотизма необходимо воспитывать в детях со школьной скамьи. Ведь работать с полной отдачей для процветания своей Родины будет только тот, кто горячо ее любит.

Развитие патриотических чувств начинаю с кабинета русского языка и литературы, где на видном месте расположена государственная символика. Таким образом, при каждом занятии в кабинете ребята обращают внимание на символику, а, значит, в них уже развивается уважение и особое отношение к святым для каждого человека символам своей страны.

В пробуждении чувства Родины самый верный помощник – классическое искусство, литература Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Достоевского. Есенина и Рубцова.  Произведения, изучаемые в 5-7 классах, формируют у учащихся чувства справедливости, долга, ответственности, любви к родному краю, интерес к историческим ценностям. Начиная с фольклора, мы говорим на уроках о богатстве устного народного творчества, о былинных героях как выражении национального представления о героях.  Анализируя репродукцию картины В.М.Васнецова «Богатыри» в 6 классе, говорю о том, что героев объединяет любовь к родной земле: они никогда не задумываются, служить или не служить Руси, защищать или не защищать ее. Древнерусская литература продолжает тему. Ребята знакомятся не только с историческими фактами, но и с народными идеалами и т. д.

 Произведения, изучаемые в 8-9 классах, направлены на воспитание патриотизма у ребят, а также таких качеств, как милосердие, сопереживание, уважение. При знакомстве с   литературой XVIII века говорим о том, что русская земля богата славными именами. Среди них особое место занимает имя первого нашего гениального ученого, выдающегося поэта, общественного деятеля – В.М.Ломоносова, двинувшего вперед развитие отечественной науки, культуры, языка. Изучение произведения А.С.Пушкина (повесть «Капитанская дочка, поэма «Медный всадник») позволяет продолжить работу над воспитательными моментами т.д.

Часто на уроках русского языка и литературы обращаемся к описанию родной природы, которая привлекала и привлекает поэтов и писателей своей скромной простотой. Во вступительном слове сообщаю о том, что в ней нет показной пышности, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Чувство любви к родной земле для русского поэта означает веру в народ и его возможности. Природа родного края кажется человеку самой красивой, будь то степь, горы, тундра или тайга. Для большего эмоционального воздействия привожу слова В.Белова из книги очерков «Лад»: «Родная природа, как родная мать существует лишь в единственном числе. Все чудеса и красоты мира не могут заменить какой-нибудь невзрачный пригорок с речной излучиной, где растет береза или верба».

Тему «малой родины» продолжаю при закреплении темы «Словообразование» в 6 классе.

                         …Перед нами распростерся

                             Наш любимый городок.

                             Малой родиной зовется

                             Этот скромный уголок.

                             Любим мы свою сторонку,

                             Хоть на карте не видать.

                             Дорог край даже ребенку,

                             Ведь родным успел он стать.

В качестве творческого задания предлагаю сначала подобрать слова с корнем –род-, а затем составить небольшой рассказ о городе Белогорске, используя подобранные слова.

В старших классах продолжаю работу над темой родины. При написании изложения с элементами сочинения выбираю текст № 61 из сборника изложений для проведения письменного экзамена (7-изд., 2003г). Во вступительной беседе задаю ребятам вопросы, которые помогут им при выполнении творческого задания: Что такое Родина? Почему, когда мы произносим это слово из обычных шести букв, в нашем сердце начинает играть бурный водопад искрящихся, самых теплых и сильных чувств? Почему, когда мы надолго оказываемся вдали от Родины, нас тянет обратно с непреодолимой силой?

Прослушав ответы, предлагаю обратиться к эпиграфу урока, словам К.Паустовского: «Если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к родной стране». Далее работаем над текстом.

На уроке обобщения по теме «Наречие» в качестве творческого задания предлагаю вспомнить событиям Сталинградской битвы, завершившуюся победой советских войск 2 февраля 1943 года (по календарному плану урок выпадает на февраль месяц). Яркий, но краткий рассказ о великом сражении и изображения памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» переносит ребят в те далекие годы. После рассматривания фрагмента панорамы «Сталинградская битва» предлагаю ребятам построить и записать словосочетания, используя наречия (например, слева мы видим, справа изображен, стойко сражаются, бьются насмерть, бесстрашно, самоотверженно, идут в атаку плечом к плечу, решительно, стремительно бросаются на врага, погибнет героически, с ненавистью смотрит на фашистов, с трудом поднимаются, немало врагов, сражаются не щадя своей жизни). Подобранный материал поможет при выполнении домашнего задания – сочинения по картине, а проведенная работа воспитывает чувство гордости за отвагу и героизм советских солдат.

При организации внеурочной работы, также учитываю воспитательный момент.

Для ребят школы проведены литературные вечера с участием белогорских поэтов: Сергеем Данюком и Викторией Хаустовой, Сергеем Сониным и …. Дегтяревым. Учащиеся имели возможность познакомиться с их жизненным и творческим путем, услышать авторское чтение.

Проводимая работа формирует у учащихся уважение к традициям своего народа, знания о культуре своей «малой родины», любовь к литературе.

К 205-летию со дня рождения В.И.Даля для ребят 5-6 классов проведено внеклассное мероприятие «Собирал человек слова». Ученики ближе познакомились с жизнью и творчеством русского собирателя, в игровой форме вспомнили пословицы.

Ежегодно ко Дню Победы с ребятами школы организовываем встречу с ветеранами, оказываем помощь на дому, проводим литературно-музыкально композиции (например, «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»).

Благодаря проводимым мероприятиям ребята узнали обо всех наиболее известных событиях Великой Отечественной войны, многое узнали о поэтах, воевавших и писавших во время войны трогательные стихи, познакомились с историей создания военных песен. Все это произвело на ребят сильное впечатление и оставили, я надеюсь, глубокий след в их душах.

Работа над темой нравственного и гражданского воспитания на уроках русского языка и литературы мною продолжается. Много дел еще ждет впереди… и не беда, если выпускник школы, не собирающийся стать профессиональным филологом, не будет знать, чем отличается фабула от сюжета. Главное в том, чтобы он стал Личностью, способной к восприятию нравственных и духовных ценностей, способной любить свое Отечество. Без этого невозможно ни культурное, ни экономическое выздоровление России.

осознанное творческое чтение художественных произведений различных жанров

выразительное чтение

заучивание наизусть стихотворных текстов

ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения

составление планов и написание отзывов о произведении

написание изложений с элементами сочинения и т.д

приведение примера

использование сравнения, сопоставления, противопоставления

яркий рассказ

анализ фактов, явлений

утренники, школьные вечера,

праздники, конкурсы, КВНы,

олимпиады,      конференции и т.д.

урок, школьная лекция, семинар, экскурсия, практическая работа.

литературный клуб и пресс-центр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему " Героико-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

О проблеме героико-патриотического воспитания учащихся среднего звена.Воспитание патриотизма у  школьников-одна из главных задач нашего дня. ...

Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Формирование патриотического воспитания учащихся через систему краеведческой работы на уроках русского языка и литературы (методическая разработка)...

Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы.

Нравственные ценности являются фактором, определяющим будущее цивилизации. Мы с надеждой и тревогой смотрим на молодое поколение, так как на него возлагаем огромные надежды в развитии нашего общества ...

Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Публикация позволит эффективно организовать работу с учащимися в этом направлении на уроках русского языка и литературы. Может использоваться в качестве вспомогательного материала при подготовке к выс...

Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Целью является воспитание гражданственности и патриотизма; развитие учащегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности (познание, поиск смысл...

нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Общаясь со школьниками определенного возраста, остро чувствуешь, над какими направлениями нравственного становления и духовного роста необходимо работать. В среде пятиклассников, например, остро ощуща...