Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы
статья по литературе (5 класс) по теме

Анохина Наталья Владимировна

Публикация позволит эффективно организовать работу с учащимися в этом направлении на уроках русского языка и литературы. Может использоваться в качестве вспомогательного материала при подготовке к выступлениям по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы.
   
Произошедшие в России изменения, вызванные разными социальными, политическими и экономическими потрясениями привели к частичной деградации сложившейся системы   патриотического воспитания. В сознание людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность. Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова «патриотизм» призваны, в первую очередь, образовательные учреждения, так как детство и юность – это самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Перед нами, филологами, проблема  патриотического и духовно-нравственного воспитания  стоит особо остро, ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. Работа над формированием патриотизма проводится как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Объем работы различен и зависит от общей подготовки учащихся , специфики программного материала, возрастных особенностей, но все-таки можно выделить круг основных задач, направленных на патриотическое воспитание:

  1. Формирование у детей любви и преданности к родине
  2. Развитие любви и уважения к своему народу, национальной культуре и традициям
  3. Воспитание любви к русскому языку как к родному языку и языку межнационального общения
  4. Воспитание любви и бережного отношения к родной природе и своей малой родине
  5. Формирование у учащихся трудиться на благо родины и защищать ее
  6. Развитие у школьников настойчивости в преодолении учебных трудностей как шагу к воспитанию у них патриотизма, гражданственности и национального самосознания.

Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст свои результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории  своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношения к тем или иным событиям.

Литература

Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература.  Всю работу по предмету в этом направлении можно разделить на 3 блока: 5-6 кл,  7-8 кл, 9-11кл. В каждой возрастной группе предметником ставятся определенные задачи.

5-6 класс.

Заинтересовать учеников самим процессом чтения военно-патриотической литературы.

Сформировать устойчивую потребность в чтении военно-патриотической литературы.

Сформировать потребность в постоянном  общении с историческим прошлым родного края.

Формы работы:

Отбор произведений для литературного чтения и заучивания наизусть

Чтение и обсуждение тематики произведений

Определение ключевых слов и понятий

В 5м классе в 1 и 2 четверти изучается устное народное творчество, которое содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки. Раздел «Древнерусская литература» знакомит ребят с «Повестью временных лет», в которой мы видим отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости.

Огромный материал для патриотического воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Героические страницы нашей истории изучаются в стихотворении М. Лермонтов «Бородино». Учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, мысли и чувства Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о том, какой ценой добывается слава родины.

Высокие патриотические чувства, всенародный патриотический подъем передают и басни. Например, в основе басни Крылова «Волк на псарне» лежит конкретный исторический факт – попытки Наполеона вступить с Кутузовым в переговоры о заключении мира. В результате анализа произведения пятиклассники определяют мораль – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи  ждет участь Волка: «С Волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой. И тут же выпустил на Волка гончих стаю…» вместе с Ловчим, мудрым и опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость   суровой борьбы с любым хитрым и коварным врагом.

Для уроков внеклассного чтения мною выбраны произведения А.П.Гайдара («Ракеты и гранаты», «Военная тайна». Дети – герои войны.  Война - детскими глазами.)

7-8 класс

Актуализация проблемы патриотического воспитания усложняется:

- отбираются более сложные произведения о ВОВ;

- дается круг знаний по военно-патриотической тематике;

- продолжается знакомство с важнейшими понятиями;

- вырабатывается умение применять полученные знания на практике;

Формы работы:

- самостоятельная работа учащихся с дополнительными источниками информации;

- формы работы, при которых учащиеся пробуют свои силы в разных ролевых позициях («учитель». «консультант», «руководитель»)

9 – 11 класс.

На первый план выдвигается:

-   формирование бережного отношения к историческому прошлому России4

-   возможность продолжения традиций наших предков;

- формирование собственной точки зрения на проблемы военно-патриотического воспитания.

    Взаимосвязь русской литературы с историей особенно прослеживается в курсе изучения литературы в 9 – 11 классе. Большие возможности принадлежат при этом использованию  проблемного метода изучения литературы. Проблемный подход организован на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Такой метод приводит к тому, что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками  общения , которые позволят им в будущем  аргументировано  отстаивать свою точку зрения и соглашаться с убедительными доводами других. Этот подход стимулирует активную деятельность учеников, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции. Изучая повесть Пушкина «Капитанская дочка»  ученики работают с историческими документами. Сравнивают, сопоставляют, анализируют их с художественным  текстом, произведениями фольклора. Во-первых, ребята самостоятельно получают знания, на основе которых у них формируются определенные убеждения. Во-вторых, через оценку событий у них формируется система ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенка позитивных гражданских свойств личности. Чтение и анализ повести завершаются просмотром фильма, который еще раз дает школьникам возможность прочувствовать  необычайность характера главного героя.

    Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных  лет войны нашли отражение в произведениях Чаковского «Крик ребенка», «Я - Чиж» (внеклассное чтение).
5 и 9 кл. При изучении творчества отдельных поэтов Н.Некрасова, А. Блока, А. Пушкина, С. Есенина, Н. Рубцова, А.Фета, И. Тютчева мы особое  внимание    обращаем на образцы описания родной природы , ведь воспитание патриотизма начинается с малого: с любви к родной природе, малой родине. Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о родине , родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постичь тайны цвета, освещения, звука, формы.

Формированию патриотических качеств способствует также выполнение на уроках творческих заданий:

-иллюстрации к историческому событию

-характеристика исторического героя

-устное рисование

-использование музыкальных фрагментов

-кроссворд

Русский язык.

Русский язык, как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную  ценность : привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей , воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей  ис пользуется  различный материал : упражнения , диктанты,  изложения, сочинения  и.т.д.

В процессе проведения  обучающих диктантов, изложений учащимся модно предложить определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях и чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность.

Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые используются при изучении различных тем:

«Тире между подлежащим и сказуемым»: Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Родина – мать, умей за неё постоять.

«Прилагательные полные и краткие»: Своя земля и в горести мила. Глупа та птица которой своё гнездо не мило.

«Степени сравнения прилагательных»: родина краше солнца, дороже золота.

Любовь к Родине сильнее смерти.

Настраивать учащихся на то, что любовь к родине проявляется и в умелом обращении с языком. Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещенные во всех разделах учебника русского языка.

- Употребление этикетных слов в различных речевых ситуациях.

-Устранение ошибок в употреблении разных частей речи.

Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять саамы различные задания: Знакомство со словарными статьями, посвященными словам «патриотизм, родина, героизм, отвага, доблесть, мужество». Н основе просчитанного ребятам предлагается написать сочинение на тему: «Что значит быть патриотом?», «Истинный и ложный патриотизм» и т.д. Таким образом, с помощью совершенствования и развития языка поднимается не только уровень культуры, но и накапливается богатство добрых отношений между людьми, укрепляются нравственные устои жизни.

Проектно – исследовательская деятельность

Работа по патриотическому воспитанию может прослеживаться и в рамках участия ребят в творческих проектах.

«Без прошлого нет настоящего и будущего» - этот проект рассчитан на 6-7 классы.

Дидактические цели проекта:

- развитие исследовательской деятельности учащихся, творческих способностей

- формирование и расширение представлений учащихся о своём городе

-воспитание патриотического чувства  и любви к своей малой родине

Методические задачи:

-научить школьников собирать информацию о своем городе, используя разнообразные источники

- фиксировать, систематизировать, анализировать, обобщать и делать выводы

- обрабатывать полученную информацию различными способами

- научить школьников работать в группе, пользоваться поисковыми системами интернет, планировать свою работу

-привлечь интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Проблемы самостоятельных исследований:

«Достопримечательности Советского»

«Мы помним ваши имена» (военная судьба Советского)

«История жизни замечательных людей Советского»

«Улица, на которой я живу»

«Школа, в которой я учусь»

«Любимый уголок»

«История моей семьи»

«Предприятия родного города»

«Мой город в будущем»

«Приглашаю на экскурсию»

«Мой город на карте ХМАО»

Результаты исследовательской деятельности учащихся

- претензии - творческие работы и проекты – фотогалерея

Результат.

Мы живем в многонациональном регионе, и одной из задач системы образования является целенаправленное формирование норм и эталонов, отражающих специфик социально – исторического опыта жизни народов, проживающих в нашем крае, привитие навыков межнационального общения, формирование умения преодолевать конфликтные ситуации, развитие интересов к историко – культурному наследию народов, проживающих в ХМАО.

Освоение, понимание и принятие иной национальной культуры – это фундамент, на котором состоится патриотическое воспитание. Здесь на первый план выходит уже проблема толерантности в межэтнических и социальных отношениях. Толерантность должна стать нормой культурного повеления. Поэтому говоря о патриотизме и используя се формы и приемы работы в этом направлении на уроках, не нужно забывать о том. Сто мы прежде всего должны учить ребят:

- взаимодействовать с окружающими на основе сотрудничества и понимания

- принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими какие они есть

- уметь находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.

В связи с этим мы должны формировать у ребят определенные личностные качества.

Речь идет о чувстве собственного достоинства и умение уважать достоинство других, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других, позитивном отношении к самому себе и представителям других народов и иных культур. Учителя должны личным примером показать образец гражданственности, гуманного уважительного отношения к людям независимо от их национальности и вероисповедания.

Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище и добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность, терпимость не останутся для многих фраза из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему " Героико-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

О проблеме героико-патриотического воспитания учащихся среднего звена.Воспитание патриотизма у  школьников-одна из главных задач нашего дня. ...

Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Формирование патриотического воспитания учащихся через систему краеведческой работы на уроках русского языка и литературы (методическая разработка)...

Нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Система работы по теме "Нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы"....

Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы.

Нравственные ценности являются фактором, определяющим будущее цивилизации. Мы с надеждой и тревогой смотрим на молодое поколение, так как на него возлагаем огромные надежды в развитии нашего общества ...

Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Целью является воспитание гражданственности и патриотизма; развитие учащегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности (познание, поиск смысл...

«Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы»

Воспитание на уроках русского языка и литературы гражданско-патриотических и нравственных качества учащихся. В работе отражены приемы и методы воспитания человека гуманного, сочетающего в себе л...