«Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы»
статья по русскому языку на тему

Тетер Майя Зачериевна

 Воспитание на уроках русского языка и литературы гражданско-патриотических и нравственных качества учащихся.

В работе отражены приемы и методы воспитания человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям,

ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию,развития творческого  мышления на уроках русского языка и литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_mayya.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы»

Тетер Майя Зачериевна

заместитель директора по ВР.

учитель русского языка и литературы

МБОУ « СОШ№5» х.Псекупс г.Адыгейска

Нравственное и патриотическое воспитание

на уроках русского языка и литературы

Искусство воспитания имеет ту особенность,

что почти всем оно кажется делом знакомым и

понятным, иным – легким, и тем понятнее и легче

кажется оно, чем менее человек с ним знаком,

теоретически или практически.

К.Д.Ушинский

    Воспитательный потенциал курса русского языка и литературы как части общего среднего образования опирается на нормативно-правовую базу, представленную Законом Российской Федерации «Об образовании».

    В статье 2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, где среди важнейших названа задача патриотической направленности, «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

   Тема нравственности и патриотизма – ныне актуальнейшая тема для нашей страны. Как пробудить в ребенке чувство любви к родине, воспитать нравственные качества? Нельзя заставить любить окружающую природу, людей, Родину. Любовь надо воспитывать.  Нравственное воспитание неразрывно связано с патриотическим, ведь нельзя говорить о патриотическом воспитании, если не заложено нравственное. Воспитание через отдельную дисциплину возможно при определенной системе работы.

  Цель моей системы - создание условия для развития патриотически и нравственно направленной личности учащихся через изучение русского языка и литературы.

Для достижения поставленной цели мною были определены воспитательные задачи:

1. На уроках русского языка и литературы воспитывать гражданско-патриотические и нравственные качества учащихся.

2. Воспитывать человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям,

ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию,

развивать творческое мышление.

3. Формировать чувство гордости за свой родной край, преданность родно-

му городу, поселку.

  Поставленную мною цель воспитания и вытекающие из нее задачи реализую в первую очередь через содержание основного учебного материала, изучаемого школьниками по русскому языку и литературе. В нем трансформированы социокультурный опыт человечества, образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, творческого мышления. Только при условии овладения теоретическими основами дисциплины можно говорить о воспитании у школьника базовых личностных качеств: современного научного мировоззрения, патриотических убеждений, гражданской позиции, нравственного сознания, общей культуры и др. Именно при изучении русского языка и литературы учащиеся добиваются важных качественных изменений в своем социально-нравственном и общекультурном развитии, осваивают основы саморазвития.

   Во-вторых, через организацию учебно-воспитательного процесса. Наряду с урочной системой занятий использую другие формы обучения и воспитания, коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, ориентированные на стимулирование творческой гражданско-патриотической активности школьников, развитие самостоятельного мышления, гражданственности, нравственных качеств личности, эстетической культуры.

В своей работе в целях воспитания нравственности и патриотизма использую различные приемы. При их использовании требуется личностное отношение обучаемых к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, вырабатывается система взглядов и убеждений, которые становятся принципами, мотивами поведения учащихся. С методической стороны использую разнообразные способы изложения материала нравственной или патриотической направленности. Привожу его по памяти или зачитываю отрывок из книги, документа с их одновременным показом; демонстрирую в форме декламации стихов, прослушивания аудиокассеты, просмотра видеозаписи.

   В учебно-воспитательной работе со школьниками использую следующие

формы работы :массовые, групповые, учебные, внеурочные.

  Считаю, что воспитательным примером должен быть сам учитель.  Цель истинного воспитания – не только в том, чтобы заставить людей делать добрые дела, но и находить в них радость; не только быть чистым, но и находить чистоту; не только быть справедливым, но жаждать справедливости.

  Сегодня, когда так много неблагополучных семей, когда растет детская преступность, а интерес к образованию снижается, особенно важно, чтобы обучение воспринималось ребенком не только как необходимость, но вызывало позитивные чувства, проходило в условиях психологического комфорта.

Как же достучаться до души каждого ребенка, избежав назидательства, бесконечных нравоучений, подавления личности? Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается слово – слово учителя. Отдельными моментами опыта работы в этом направлении и хотелось бы поделиться.

  Воспитание патриотизма у подрастающего поколения невозможно без пробуждения любви к родной земле. Чувство Родины начинается с ощущения неповторимости и красоты родной природы. Оно впервые пробуждается в тот миг, когда замечаешь, как мелко дрожат в прозрачном воздухе розовые стволы сосен, когда слышишь, как в небесной синеве заливается прерывистой трелью пташка. Ныне уже очевидно, что не красота спасет Россию, а учитель, способный пробудить в воспитанниках «мечту своей родины». Поэтому чувство патриотизма необходимо воспитывать в детях со школьной скамьи. Ведь работать с полной отдачей для процветания своей Родины будет только тот, кто горячо ее любит.

   Развитие патриотических чувств начинаю с кабинета русского языка и литературы, где на видном месте расположена государственная символика. Таким образом, при каждом занятии в кабинете ребята обращают внимание на символику, а, значит, в них уже развивается уважение и особое отношение к святым для каждого человека символам своей страны.

   В пробуждении чувства Родины самый верный помощник – классическое искусство, литература Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Достоевского. Есенина и Рубцова. Произведения, изучаемые в 5-7 классах, формируют у учащихся чувства справедливости, долга, ответственности, любви к родному краю, интерес к историческим ценностям. Начиная с фольклора, мы говорим на уроках о богатстве устного народного творчества, о былинных героях как выражении национального представления о героях. Анализируя репродукцию картины  В.М.Васнецова «Богатыри» в 6 классе, говорю о том, что героев объединяет любовь к родной земле: они никогда не задумываются, служить или не служить Руси, защищать или не защищать ее. Древнерусская литература продолжает тему. Ребята знакомятся не только с историческими фактами, но и с народными идеалами и т. д.

  Взаимосвязь русской литературы с историей особенно прослеживается в курсе изучения литературы 8 класса. Большие возможности при этом принадлежат использованию проблемного метода изучения литературы. Проблемный подход организован на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения ,принимать решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Такой метод приводит к тому, что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками общения, которые позволят им в будущем аргументировано отстаивать свою точку зрения и соглашаться с убедительными доводами других. Этот подход стимулирует активную деятельность учеников в процессе учебного занятия, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции.

  Особое место на уроках литературы занимает работа с историческими документами (роман А.С.Пушкина “Капитанская дочка”). Ученики учатся сравнивать,сопоставлять, анализировать, например, сопоставление предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина(“Пугачев”). Данная работа позволяет ребятам ,во-первых, самостоятельно получать знания, на основе которых у них формируются определенные убеждения, во-вторых, через оценку событий формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенка позитивных гражданских свойств личности. Кроме того ,ученики начинают понимать насколько важно их мнение, и как много от него может зависеть, учатся искать выход из любой сложной ситуации.

   

   Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова “Судьба человека” (9кл.). Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала”. Чтение и анализ    рассказа может завершиться просмотром фильма, который еще раз дает школьникам возможность прочувствовать необычайность характера русского человека. При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают на вопросы: “Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?”, “А как бы ты поступил на его месте?”. Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным. На уроке можно провести параллель данного рассказа и произведений А.Толстого “Русский характер”, Э. Хемигуэя “Стрик и море”, Н.В.Гоголя“Тарас Бульба”.  

   Героизм, патриотизм, самоотверженность ,трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, которые изучаются в разделах “Ради жизни на Земле” (5 кл.), “Произведения о Великой Отечественной войне” (6 кл.), “На дорогах войны…” (7 кл.), “Стихи и песни о Великой Отечественной войне” (8 кл.). В них помещены стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского,Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.    

   С собой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не только на страницах произведений Н.А. Некрасова («На Волге»), И.А. Бунина («Косцы»), В.П. Астафьева(«Васюткино озеро»), М.М. Пришвина («Кладовая солнца») и др., но и в специальных разделах, в которые включены произведения А.А.Блока ,С.А.Есенина, Н.М. Рубцова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др. Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постичь тайны цвета ,освещения, звука, формы.   Произведения, изучаемые в 8-9 классах, направлены на воспитание патриотизма у ребят, а также таких качеств, как милосердие, сопереживание, уважение. При знакомстве с литературой XVIII века говорим о том, что русская земля богата славными именами. Среди них особое место занимает имя первого нашего гениального ученого, выдающегося поэта, общественного деятеля – В.М.Ломоносова, двинувшего вперед развитие отечественной науки, культуры, языка. Изучение произведения А.С.Пушкина (повесть «Капитанская дочка, поэма «Медный всадник») позволяет продолжить работу над воспитательными моментами т.д.

  Часто на уроках русского языка и литературы обращаемся к описанию родной природы, которая привлекала и привлекает поэтов и писателей своей скромной простотой. Во вступительном слове сообщаю о том, что в ней нет показной пышности, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Чувство любви к родной земле для русского поэта означает веру в народ и его возможности. Природа родного края кажется человеку самой красивой, будь то степь, горы, тундра или тайга. Для большего эмоционального воздействия привожу слова В.Белова из книги очерков «Лад»: «Родная природа, как родная мать существует лишь в единственном числе. Все чудеса и красоты мира не могут заменить какой-нибудь невзрачный пригорок с речной излучиной, где растет береза или верба».

  Тему «малой родины» продолжаю при закреплении темы «Словообразование» в 6 классе.    В качестве творческого задания предлагаю  составить небольшой рассказ о городе Адыгейске, используя подобранные слова.

   В старших классах продолжаю работу над темой родины. При написании изложения с элементами сочинения выбираю текст о Родине. Во вступительной беседе задаю ребятам вопросы, которые помогут им при выполнении творческого задания: Что такое Родина? Почему, когда мы произносим это слово из обычных шести букв, в нашем сердце начинает играть бурный водопад искрящихся, самых теплых и сильных чувств? Почему, когда мы надолго оказываемся вдали от Родины, нас тянет обратно с непреодолимой силой?

  Прослушав ответы, предлагаю обратиться к эпиграфу урока, словам К.Паустовского: «Если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к родной стране». Далее работаем над текстом.

  На уроке обобщения по теме «Наречие» в качестве творческого задания предлагаю вспомнить событиям Сталинградской битвы, завершившуюся победой советских войск 2 февраля 1943 года (по календарному плану урок выпадает на февраль месяц). Яркий, но краткий рассказ о великом сражении и изображения памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» переносит ребят в те далекие годы. После рассматривания фрагмента панорамы «Сталинградская битва» предлагаю ребятам построить и записать словосочетания, используя наречия (например, слева мы видим, справа изображен, стойко сражаются, бьются насмерть, бесстрашно, самоотверженно, идут в атаку плечом к плечу, решительно, стремительно бросаются на врага, погибнет героически, с ненавистью смотрит на фашистов, с трудом поднимаются, немало врагов, сражаются не щадя своей жизни). Подобранный материал поможет при выполнении домашнего задания – сочинения по картине, а проведенная работа воспитывает чувство гордости за отвагу и героизм советских солдат.

  Кроме уроков русского языка и литературы огромное значение имеет и внеклассная работа, которой я руковожу непосредственно как заместитель директора по ВР. Ежегодно ко Дню Победы с ребятами школы организовываем встречу с ветеранами, оформляем Уголок Славы, пополняя его новым материалом, связанным с событиями ВОВ, оказываем помощь на дому, проводим литературно-музыкальные  композиции (например, «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»,Урок-концерт «Песня в солдатской шинели,).Традиционными стали городские конкурсы сочинений, стихотворений, посвященных Дню Победы. В феврале месяце проводятся мероприятия, связанные с освобождением Адыгеи от немецко-фашистских захватчиков.

  Благодаря проводимым мероприятиям ребята узнали обо всех наиболее известных событиях Великой Отечественной войны, многое узнали о поэтах, воевавших и писавших во время войны трогательные стихи, познакомились с историей создания военных песен. Все это произвело на ребят сильное впечатление и оставили, я надеюсь, глубокий след в их душах.

  Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.

  Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.

  Работа над темой нравственного и гражданского воспитания на уроках русского языка и литературы мною продолжается. Много дел еще ждет впереди… и не беда, если выпускник школы, не собирающийся стать профессиональным филологом, не будет знать, чем отличается фабула от сюжета. Главное в том, чтобы он стал Личностью, способной к восприятию нравственных и духовных ценностей, способной любить свое Отечество. Без этого невозможно ни культурное, ни экономическое выздоровление России.

осознанное творческое чтение художественных произведений различных жанров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему " Героико-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

О проблеме героико-патриотического воспитания учащихся среднего звена.Воспитание патриотизма у  школьников-одна из главных задач нашего дня. ...

Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Формирование патриотического воспитания учащихся через систему краеведческой работы на уроках русского языка и литературы (методическая разработка)...

Нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Система работы по теме "Нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы"....

Статья "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы.

Нравственные ценности являются фактором, определяющим будущее цивилизации. Мы с надеждой и тревогой смотрим на молодое поколение, так как на него возлагаем огромные надежды в развитии нашего общества ...

Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Публикация позволит эффективно организовать работу с учащимися в этом направлении на уроках русского языка и литературы. Может использоваться в качестве вспомогательного материала при подготовке к выс...

Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Целью является воспитание гражданственности и патриотизма; развитие учащегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности (познание, поиск смысл...