Организация учебной и внеучебной работы по русскому языку
статья по русскому языку

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_yaz.vyst_na_seminare.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Организация учебной и внеучебной работы по русскому языку.

              Язык – основа основ национальной культуры, осуществляющий связь времён, связь поколений, духовное становление юного гаржданина. Часто ли мы задумываемся над тем, какое чудесное наследство – русский язык – досталось нам от прошедших веков.  Русский философ, писатель и публицист  И.А.Ильин в статье «О России» так сказал об органической связи языка, народа и Родины: «Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и почувствуют нашу речь… Пусть мир познает наш язык и через него впервые коснется нашей Родины, ибо тогда и только тогда он услышит не о ней, а ЕЁ». Обидно и горько осознавать, что на сегодняшний день мы сами должны «почувствовать и познать» русский язык, ибо сами недостаточно его знаем, плохо им владеем, небрежно к нему относимся. А ведь только мы несём ответственность за состояние родного языка, его дальнейшее развитие, обогащение, за его место в мире.
И на сегодняшний день перед нами стоит огромная задача – воспитание гражданина великой страны,  культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в письменной и устной речи, соблюдать этические нормы общения.

                Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма.

Учителя- словесники нашей гимназии и без решений «сверху», исполняя свой профессиональный и патриотический долг, стараются сохранить традиции русского образования,  развивают у школьников интерес к русскому языку и воспитывают потребность изучать его.

              В Федеральных стандартах второго поколения говорится: «Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе».

            Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком, постижения его богатства и осознания родного языка как духовной, культурной, исторической, эстетической ценности. Поэтому  необходимо комплексное использование различных организационных форм учебной работы по русскому языку и литертуре — различного типа уроков, факультативных занятии,  индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию, и приёмов внеклассной работы.  Внеклассная работа по русскому языку и литературе является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя.

              Внеклассная работа организована в гимназии по-разному. Это и эпизодические мероприятия, проводимые в отдельных классах, и общешкольные мероприятия, и систематические занятия, например, кружка, клуба. Вопрос об организации внеклассной работы в школе решается на методическом объединении учителей-словесников, где и выбирается тема, по которой будет вестись работа в учебном году, составляется план, в котором перечисляются планируемые мероприятия по классам, сроки их проведения и ответственные за выполнение.

           Формы организации нашей внеклассной работы по русскому языку и литературе разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, игры, КВН, утренники и вечера, конференции и устные журналы, литературные  экскурсии по городу и пригорадам, музейные уроки, проводимые в нашем гимназическом музее «Зеркало истории», олимпиады различного уровня,  смотр лингвистических газет,  лингвистический КВН и т. д. Многие из этих форм к настоящему времени перестали считаться пригодными лишь для внеклассной работы, и в практике преподавания учителей нашей гимназии стали традиционными уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-конференции, уроки-сказки, уроки-экскурсии (или виртуальные экскурсии) по следам литературных героев или писателей, живших в Петербурге.и т. д.

              Мы стараемся, чтобы внеклассная работа велась системно и представляла собой единый комплекс разнообразных мероприятий, связанных между собой тематически. Наша практика показала, что наиболее эффективна внеклассная работа по русскому языку, когда учитель отбирает для работы с учащимися материал по какому-то одному разделу языка, более или менее обширному, в соответствии с возрастом школьников и во взаимосвязи с изучаемым в урочное время материалом. Для 5 классов, например, интересными и полезными являются дополнительные сведения по лексике и фразеологии, для 6-7 классов - по грамматике, для старших классов - по стилистике. Это деление, конечно, условно: всякий учитель умело отбирает языковой материал, доступный любому возрасту. Важно в принципе решить, какой именно раздел лингвистики будет углубленно анализироваться во внеклассной работе. Традиционными стали в школах Дни и Декады русской словесности. Такие мероприятия являются итогом внеклассной работы, проведенной за год. Подготовка Декады ведется в течение длительного времени, ее тема и содержание обсуждаются и утверждаются на заседании методического объединения учителей. Многие мероприятия включаются в программу Декаду  русской словесности по желанию самих учащихся. Открывается Декада русской словесности каждый год по-разному, в зависимости от выбранной темы. Это может быть устный журнал, научно-практическая конференция, викторина, конкурс.

             На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки —навыки самостоятельной работы с книгой, умение пользоваться словарями и другой справочной литературой, самостоятельно пополнять знания по русскому языку, самостоятельно подбирать и анализировать материал.

    Какие формы организаций занятий на уроках и во внеурочное время используют педагоги нашей гимназии по краеведению? Для нас, конечно, краеведение, в первую очередь связано с Санкт-Петербургом, с изучение его истории, литературных традиций, архитектуры и культуры.

              Нашими учителями проведены опросы среди учащихся, которые  показали, что ребята хотят получать топонимические знания, интересуются историей родного края, его славным прошлым. Этот интерес может быть удовлетворен и развит не только традиционными видами краеведения, но и с помощью лингвистического краеведения.

            Что же следует понимать под лингвистическим краеведением? Краеведение лингвистическое – это вид внешкольной работы учащихся, состоящий в изучении топонимики родного края (происхождения названий озер, рек, населенных пунктов), ономастики – истории имен и фамилий, прозвищ. Дмитрий Сергеевич Лихачев утверждал, что такая форма углубленного изучения русского языка – эффективное средство привития учащимся стремления к «нравственной, духовной» оседлости.

             Действительно, местный материал очень удобен для анализа:  С-Петербург богат и историческими событиями и литературными, здесь сосредоточены основные культурные ценности России, Ленинград – это город-герой, прославившейся героизмом жителей во время блокады.

             Какие же формы работы мы используем  для лингвокраеведения?

             При изучении раздела «Лексикология» в 6 классе проводятся интересные уроки «Удивительная наука – этимология», на котором знакомятся ребята с этимологическим словарем, словарными статьями о происхождении названий рыб и растений нашей области. , Тексты с использованием краеведческого материала можно использовать на уроках развития речи при написании изложений и сочинений. На уроках по развитию речи в 8 классе во время работы над изложением с творческим заданием по описанию архитектурного памятника  ребята привлекают необходимые  знания по краеведению. Ребята описывают памятники, расположенные в нашем городе. Или, например, по развитию речи есть такой вид работы, как сочинение-описание  памятника писателю или поэту. Предварительная работа включает  знакомство с  историей создания памятника,  сбор сведений об архитекторе, сздавшем памятник. Также ребята получают задание сходить (съездить) к памятнику, рассмотреть все детали оформления памятника, окружающую местность. И, используя собранные материалы, ученики пишут сочинение. Данные виды работ по развитию связной письменной речи издавна практикуются на уроках русского языка. Изложения и сочинения различаются по цели – обучающие (подготовительные) и проверочные (контрольные); по месту оформления работ – классные и домашние; по форме словесного выражения мысли – устные и письменные. Каждый из указанных видов работ имеют свою специфику.  В процессе проведения уроков русского языка педагоги  стремятся к тому, чтобы задачи каждого занятия были максимально достижимы. Используя на уроках русского языка краеведческий материал, а также различные пособия и технические средства, делают каждый урок не только обучающим, но и воспитывающим.

            Разнообразные методы, приемы работы с краеведческим материалом используются в качестве средства формирования патриотизма у школьников. Сочинения, проводимые на уроках русского языка, по тематике делятся на две большие группы: сочинения на лингвистические темы и сочинения на темы из жизни (свободные темы). В современной программе сочинения на темы из жизни занимают в практике работы учителя-словесника большое место, что объясняется их широкими воспитательно-образовательными возможностями. Темы для сочинений должны быть близкими школьникам, затрагивать их интересы и стремления, опираться на жизненный опыт ребят («Город, в котором я живу», «Моя улица», «Моя малая Родина», «Памятники моего города» и т.д.). Такая работа помогает учащимся больше узнать о своем крае. Материалы имеют не только познавательный, но и воспитательный характер. Использование их на уроках русского языка вызовают у учащихся живой интерес к своей родине, к ее истории. У ребят развиваются  патриотические чувства, появляется гордость за свой край.

          Следовательно, необходимо использовать краеведческий материал на уроках русского языка для того, чтобы воспитывать настоящих патриотов, достойных граждан будущего общества.

          Учителя включают литературное краеведение в систему уроков по литературе Проводятся уроки-экскурсии по адресам  писателей и поэтов, живших в Санкт-Петербурге, по местам литературных героев. Экскурсии проходят с профессиональными экскурсоводами  или, как вариант, текст экскурсии готовят сами ученики, ребята готовят виртуальные экскурсии (Пушкинские места  Санкт-Петербурга, Петербург Достоевского),посещение памятных мест, связанных с литературой, архитектурой, искусством.

 (Образ Петербурга в произведениях русской литературы).

Учащимся старших классов можно предложить проанализировать текст:

В сердце каждого народа хранится нечто заветное, нечто такое, что представляет собой его сокровище. Не то, за что он себя выдает, а то, что действительно представляет. Известный немецкий ученый Шубарт в работе «Европа и душа России» утверждает, что англичанин хочет видеть мир как крепость; русский, как большой дом, дом для родных

«Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают… Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душей входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности – нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего», - писал Лихачев, размышляя о краеведении, о роле родного места в жизни человека.

 Нет народа без языка, нет языка без народа. Выходит, народ – творец истории и своего языка. А из чего складывается история? Чем дальше стоят от нас исторические события, тем ярче высвечиваются их смысл и значение. Познавая исторические закономерности, человечество учится правильно оценивать текущие события. Учится программировать своё будущее. Но чтобы не сделать ошибки, следует знать историю своего отечества, необходимо попытаться уяснить: что представляет собой родная страна, как она стала такою и какая судьба её ожидает.

Ребенок должен понять, что он является частью народа, огромной и богатой страны, что он гражданин России, маленький россиянин. Для этого лучше начать знакомить ребенка с малой родиной - с местом, где он живет. Ребенок и должен знать тот район, в котором он живет, улицы по которым он проходит каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети жители России, ее граждане.История страны, история твоего рода, твоей семьи, история твоего города, улицы, на которой ты живёшь. Тесную взаимную связь этих понятий помогают детям понять мероприятия, проводимые на уроке и во внеурочное время:

Сочинения на тему: «Моя родословная»,

Исследовательская работа по теме: «Итсория города и страны в названии улицы»,

музейные уроки, приуроченные к Дню снятия блокады Ленинграда, Дню победы, изучение славной  истории 7-го гвардейского Неженско-кузбасского мезанизированного корпуса.

Утверждение национально-культурного компонента в преподавании русского языка является одним из важнейших средств развития духовно-нравственного мира учащегося, его ценностно-ориентационной культуры, национального сознания.

Падение интереса к национальной культуре в современном российском обществе, снижение общего культурного уровня населения сегодня принимает угрожающие размеры.

Поэтому большое значение учителями нашей гимназии придаётся  работе по обучению русскому языку как национально-культурной ценности через осознание исторических взаимосвязей языка и национальной культуры. Знакомство с обрядами русского народа традиционными прздниками.  А праздник – душа народа. Праздник хранит историю Времени и Народа. У каждого праздника своё время, своё «лицо», своя идея. Интересно узнать, откуда пришёл к нам этот праздник, из каких веков? Такая работа  на уроках и во внеклассной работе способствует становлению национального самосознания наших детей.

В настоящее время появилось много новых праздников.Например, 16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трёх чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы» (Победных днях России)». Одной из поправок было введение нового праздника Дня народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День Согласия и Примирения) на 4 ноября.
С 2005 года 4 ноября в России государственный выходной. Этот праздник тоже имеет исторические корни. «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и «продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». Когда ребятам расскажешь об исторических корнях конкретного праздника, они потом с удовольствием сами отыскивают исторические основы традиционных современных праздников нашей страны.

В Федеральных стандартах второго поколения также говорится, что: «Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе».

Поликультурное общество. В настоящее время русский язык связывает воедино народы, проживающие в России: на русском языке происходит общение носителей разных национальных языков. Создание на уроках русского языка условий, благоприятных для выражения ребенком своей языковой индивидуальности, для реализации творческих способностей является фактором, необходимым для развития познавательного интереса.
Нетрадиционные уроки, разработанные задания, построенные с “вкраплением” этнопедагогического языкового материала, проведение урока-диалога культур, на котором ребята других нацтональностей готовили выступления, сообщения о культурных традициях своей страны, особенностях языка, праздниках, литературе своего народа. Всё это воспитывает в ребятах толерантность и  уважение к людям другой национальности.

Итак, Русский язык достоин любви и пристального изучения. Педагог должен учить своих учеников воспринимать русский язык не только как систему правил и норм, но как живой организм, вобравший в себя и историю, и культуру, и этические представления народа.

Будет величайшим преступлением
перед культурой, перед своей
родиной, перед человечеством,
если мы не будем беречь наш язык…

К.Г.Паустовский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе

Неотъемлемой частью учебного процесса является организация научно-исследовательской деятельности учащихся, которая повышает интерес к изучаемым предметам. Работа над исследовательскими проектами форми...

Доклад на тему: «Организация учебно – исследовательской деятельности на уроках русского языка »

Данный  доклад содержит материал об организации учебно - исследовательской работы на уроках русского языка....

Современные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Современная школаСовременные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихсяПроблема образования - одна из актуальных и наиболее обсуждаемых в обществе проблем. Уже само словосоч...

Педагогические технологии, используемые в организации учебной и внеучебной деятельности

В своей практике использую как традиционные, так  и современные образовательные технологии:...

Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы

Обучение русскому языку и литературе в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования ...

«Групповая форма организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО»

laquo;Групповая форма организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО»...