Главные вкладки

    Доклад на тему: «Организация учебно – исследовательской деятельности на уроках русского языка »
    статья по русскому языку по теме

    Данный  доклад содержит материал об организации учебно - исследовательской работы на уроках русского языка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx15.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа с. Терновка »

    Доклад на тему:  «Организация

     учебно – исследовательской  деятельности на уроках русского языка »

    Подготовила  Соловьева Т.А.,

    учитель русского языка и литературы  высшей категории

    Учебно - исследовательская деятельность школьников в процессе  изучения  русского языка  имеет долгую историю. Ешё в начале 20 века лингвист Л.В.Щерба говорил: « Все занятия должны быть сведены к наблюдениям самих учащихся под руководством  учителя. Самостоятельные наблюдения, за которыми должны следовать выводы,- это, по сути дела,  исследования.»

     Достоинство  исследовательского метода в изучении  русского языка  состоит  в том, что он развивает мышление, дает возможность самостоятельного поиска и дает радость открытия. Психолого - педагогические исследования показали, что интерес к учению падает. И главные причины этого- перегрузка памяти, необходимость сухого неэмоционального восприятия информации, однообразие  уроков.

       Как преодолеть эти факторы? Есть  два пути: 1. Работать над содержанием учебного материала. Сделать его интересным, занимательным; 2. Организовать учебный процесс так, чтобы он давал удовлетворение от творческой и самостоятельной учебной деятельности, формировал внутренние побуждения  к учению, вызывал радостные переживания от овладения знаниями.

      Чрезвычайно сейчас популярен урок- исследование, когда то или иное языковое явление предполагается для самостоятельного наблюдения под руководством учителя. Такой урок очень эффективен  при повторении, обобщении, комплексной работе с текстом. На этих уроках перед обучающимися  ставятся проблемные задачи, вопрос, даются задания творческого характера.

     Например, отгадать загадку и сказать, какое языковое явление лежит в основе данной задачи:

         - Она черная?

       - Нет, красная.

       -А почему она белая?

       - Потому что зеленая.

      Речь идет о смородине. В основе два языковых явления : а) эллипс- пропуск части высказывания (Это у вас черная смородина?); б) перенос значения: зеленый- незрелый.

       Для развития  исследовательских умений в курсе лингвистики предполагаются также задания, требующие проведения исследования, например , к уроку  по теме « Профессионализмы»: составьте список слов, которыми пользуются представителт различных профессий, опросив своих родителей.

     Самодостаточные лингвистические задачи и творческие задания считать самостоятельными исследованиями  очень условно. Несколько большую степень свободы предусматривают следующие задания: проблема, цель и задачи ставятся учителем, а подобрать, осмыслить материал должны сами дети.

       В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по русскому языку ставятся конкретные задачи: сформировать навыки исследовательской  работы во всей ее полноте: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза, самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Кроме того, здесь выделяются языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая компетенции.

      Языковая и лингвистические компетенции предполагают освоение знаний о языке как о языковой системе и общественном явлении, его устройстве и функционировании, овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, формирование способности к анализу языковых явлений и фактов.

      Коммуникативная компетенция- способность использовать язык в качестве средства общения, что подразумевает овладение всеми видами речевой деятельности и освоение культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различныз сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям  учащихся  школы.

        Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально- культурной специфики русского языка, владение нормами русского этикета, культурой межнационального общения.Акцент в этом с лучае методисты делают на понятие «языковая личность».  Семья, круг общения, средства массовой информации, массовая культура влияют на формирование языковой личности извне.

         Языковая личность обучающегося находится в процессе активного формирования, что. Прежде всего, касается развития речевой и языковой рефлексии и формирования языковой картины мира. Анализируя уровень языковой личности, инструментом становится слово- символ,  а в ответ слово- реакция.И что особенно интересно, чем взрослее ученик, тем больше его реакция на стимулы с реакцией взрослых.  И здесь можно привести в пример ассоциации на слово «честь».

         От выпускника школы требуется умение создавать тексты разных жанров: доклады, рефераты. Сообщения, учебно – исследовательские работы, тексты компьютерной презентации. Именно поэтому задача учителя – словесника – научить создавать такой текст,который будет отвечать требованиям логичности, точности, объективности, развивать умение анализировать, импровизировать, использовать оригинальные языковые средства.  Процесс учебно – исследовательской работы должен быть организован так, чтобы в его  основе был личностный подход. А учитель в этом случае  становится не передатчиком знаний, а партнером в обучении.

     

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на тему: "Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования"

    Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решен...

    Доклад на тему: " Развитие остаточного слуха на уроках русского языка".

    Доклад на тему: " Развитие остаточного слуха на уроках русского языка", выступление на ШМО учителей русского языка и литературы в коррекционной школе- интернате I,II вида....

    Доклад "Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка"

    Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка...

    Доклад «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка у младших школьников на основе деятельностного подхода»

    Деятельностный подход вносит существенные изменения в процесс обучения иностранному языку. Он является внутренним условием движения личности к цели, выступает как готовность и способность личности к о...

    Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

    В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...

    Доклад на тему «Организация работы со слабоуспевающими на уроках физики»

    Педагогика, как и дипломатия – искусство возможного. На нас же, Российских учителей, по традиции возлагается вся   ответственность за ход и результаты учения. В действительности не оди...