Элективный курс "Культура устной и письменной речи"
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Ильченко Елена Михайловна

           Русский язык – главный фактор сохранения и дальнейшего развития российской государственности и русского национального самосознания. Современное общество нуждается в речевой личности. Формированию такой личности служит культура речи. По речи можно оценить человека, понять, насколько он развит и духовно богат.

        Поэтому одной из главных задач современного образования является формирование коммуникативной культуры обучающихся, воспитание коммуникабельного человека, чувствующего себя уверенно в ситуации общения. Сегодня ценится человек, который соответствует требованиям, принятым в обществе. В XXI веке востребованы публичные люди, образованные, талантливые, с хорошими манерами, владеющие элитарной коммуникативной  культурой. На рынке труда их конкурентоспособность в значительной степени зависит от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

«Рассмотрено»

 Руководитель МО

___________/Ильченко Е. М.

Протокол № 1

от «__25__» _08_  2019  г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

___________/Федонова С.М.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №3

____________ С. Ф. Жаданов

Приказ № ___от ____________2019_г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

элективного курса

«Культура устной и письменной речи»

2019 – 2020 учебный год

Учитель                                        Ильченко Елена Михайловна,  высшая квалификационная категория

Класс                                      10

Всего часов в год                     70

Всего часов в неделю                     2

с. Китаевское, 2019

           Русский язык – главный фактор сохранения и дальнейшего развития российской государственности и русского национального самосознания. Современное общество нуждается в речевой личности. Формированию такой личности служит культура речи. По речи можно оценить человека, понять, насколько он развит и духовно богат.

        Поэтому одной из главных задач современного образования является формирование коммуникативной культуры обучающихся, воспитание коммуникабельного человека, чувствующего себя уверенно в ситуации общения. Сегодня ценится человек, который соответствует требованиям, принятым в обществе. В XXI веке востребованы публичные люди, образованные, талантливые, с хорошими манерами, владеющие элитарной коммуникативной  культурой. На рынке труда их конкурентоспособность в значительной степени зависит от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения.

     Современное состояние русского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения) давно вызывает беспокойство как специалистов-филологов, так и представителей других наук, всех тех, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. Снижение уровня речевой культуры разных слоев русского общества, в том числе и интеллигенции, настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования.

       Поэтому именно сегодня правомерно говорить о культуре речи, речевом общении в старших классах общеобразовательной школы, где  должны давать современному ученику необходимые теоретические и практические знания в этой области.

     Неослабный и возрастающий интерес к языку и повышенные требования к форме речи знаменуют собой новый этап в культурном развитии общества. Все более укрепляется в сознании современников то, что речь – показатель их общей культуры, что владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности.

        Социальные сдвиги последних десятилетий, связанные с изменениями в структуре общественно-политического строя, сменой форм собственности и состава активных участников коммуникации, приводят к известному «расшатыванию» традиционных литературных норм (как на уровне единиц, так и на уровне текста). Это выражается, прежде всего,  в росте ненормативных вариантных элементов, возникающих под влиянием нелитературного просторечия, диалектов и полудиалектов, в обилии новых иностранных слов и терминов (не всегда функционально оправданных) и, наконец, в стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной вульгаризации бытовой сферы общения.
       Многие произведения современных авторов ориентированы на вульгарно-сниженную.   Огрубение речи в наши дни связано с недостаточностью языковой и общей культуры, снижением уровня интеллигентности говорящих и пишущих, низким уровнем языковой и речевой компетенции.  Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если мы свободно владеем  литературным языком, всегда важно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее.
          Программа элективного курса позволяет осознать язык как целостную систему. Изучение  родного языка приведет к повышению уровня языковой и речевой компетентности учащихся.
Под языковой компетентностью следует понимать усвоение единиц языка (фонема, графема, морфема, словосочетание, предложение, член предложения, лексические и грамматические языковые единицы и т.д.) и правил их построения (как условия понимания и конструирования высказывания), а также знание системы языка.
       
Речевая (коммуникативная) компетентность — это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания своих собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи  (речеведческих) — стили, типы речи, построение описания, рассуждения, повествования, способов связи предложений в тексте; умение анализировать  текст и  навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учетом адресата, стиля.
       
Актуальность  данной программы обусловлена тем, что содержание курса нацелено на более глубокое,  чем позволяет школьная программа, изучение ряда сложных разделов стилистики. Это должно способствовать совершенствованию устной и письменной речи обучающихся, самостоятельности в работе над сочинениями и углубленной подготовке к Государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в форме ЕГЭ. А в дальнейшем будет залогом успешности на рынке труда.

      Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 и 11 классов.  

      Рассчитан на 140 часов  - 70 – 10 класс;   70  -  11 класс.

         Основная цель курса – повысить уровень культуры речи учащихся, сформировать у них необходимые практические навыки по овладению нормами русского литературного языка. Развивать умение видеть в собственной речи, речи собеседников, выступающих по радио и телевидению отступления от нормы русского литературного языка, формировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной речи.

        Программа направлена на достижение следующих задач: 

   -   вырабатывать навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения;

   - помочь учащимся сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами;

   -  формирование знаний и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях;

   -  уметь пользоваться  нормативными словарями и справочной литературой.

       В процессе обучения на основе данной программы учащиеся должны глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах и наиболее выразительных средствах русского литературного языка. Анализируя речевые погрешности, причины их появления, данная программа знакомит учащихся с элементами и качествами правильной речи, предлагает более осмысленно относиться к правильному выбору слов, их форм и построению синтаксических конструкций.

      Программа элективного курса помогает отработать у учащихся навыки по орфографии, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и орфоэпии. Повторить и обобщить знания по синтаксису и пунктуации.

      На занятиях курса «Культура устной и письменной речи» учащимся предоставляется возможность выступать с устными  сообщениями по различным темам, пользоваться словарями-справочниками, вести работу по устранению речевых ошибок.

  Программа включает в себя:

 - теоретический материал,

 - упражнения практического характера,

- контрольные вопросы,

 - тесты,

 - творческие задания.

    Теоретический материал нацелен на представление современных взглядов, касающихся русского языка и культуры речи в начале XXI века, что позволяет углубить знания учащихся в этой области, а также дает возможность учителю использовать такие приемы, как лекция, беседа, выступления учащихся по материалам рекомендованной учебной литературы.

     Использование системы упражнений и заданий позволяет отбирать языковой материал для собственной речи, владеть навыками редактирования текста с целью расширения поставленных различного рода задач.  

     Практические упражнения ориентированы на задания по культуре речи материалов ЕГЭ по русскому языку.

     Контрольные вопросы служат систематизации и обобщению полученной информации, являются стимулом для самостоятельной работы учащихся, позволяют сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала.

     Основные формы организации занятий – лекции-беседы, практические занятия, самостоятельная  работа учащихся.

Планируемые результаты элективного  курса

     В течение двух лет обучающиеся ознакомятся с нормами литературного языка (лексическими, орфоэпическими; морфологическими; стилистическими).

Учащиеся будут уметь:

- правильно подбирать лексические понятия;

- работать с предложенным текстом, находить  в нем характерные выразительные средства, определять  их роль;

- создавать собственные высказывания;

- сохранять стиль речи до конца высказывания;

- грамматически правильно выстраивать свою речь;

- усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности.

Учащиеся приобретут навыки:

- работы над благозвучием собственной речи;

- составления собственного выступления с учетом предъявляемых требований.

Система форм контроля знаний обучаемых и критерии оценки:

    Для контроля уровня достижений используются следующие критерии:

- наблюдение за активностью обучающихся на занятиях;

- анализ результатов выполнения предложенных заданий;

- анализ промежуточных творческих работ;

- создание собственных проектов.

        Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется зачетная работа: подготовка и публичное выступление учащихся, соответствующее требованиям.

Содержание курса

Язык и речь. Культура речи. Нормы современного литературного языка – 33 ч.

а) что такое культура речи, основные качества речи;
б) нормы произношения;
в) ударение в словах;
г) грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них;

д) техника речи, качества голоса.

     Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств). Произношение безударных гласных, согласных, произношение заимствованных слов, особенности русского ударения, вариативность ударений. Лексика русского языка. Нормы словоупотребления. Синонимы идеографические (семантические).

Синонимы стилистические.   Синонимы контекстуальные. Абсолютные синонимы. Лексика ограниченного употребления. Паронимы. Употребление в речи. Формы самостоятельных частей речи, искажение форм разных частей речи, построение словосочетаний и предложений.

многозначные термины и иностранные слова;
в) неиссякаемый источник—фразеология;
г) что делает нашу речь яркой и образной.

     Профессионализмы, диалектная лексика, жаргонизмы, терминологическая лексика; неправильное использование, непонимание значений иностранных слов; основные способы толкования терминов; стилистическая функция фразеологизмов, их способность немногими словами сказать многое; выразительные возможности лексических образных средств языка (метафоры, сравнительные обороты, риторические вопросы, градации, метонимия, синекдоха, аллегория, эпитеты); приемы стилистического синтаксиса (антитеза, инверсия, повтор).

Многозначные термины и иностранные слова;  неиссякаемый источник — фразеология;

Требования к знаниям: знать основные компоненты культуры речи (владение языковой  литературной нормой).

Требования к умениям: владеть навыками и умениями произносительной культуры речи, уметь правильно образовывать формы слов, правильно строить предложения, создавать тексты в письменной и устной форме.

Требования к знаниям: знать лексические и фразеологические единицы, точный смысл иноязычных слов и многозначных терминов, образные средства языка, которые делают нашу речь выразительной.

Требования к умениям: владеть нормами словоупотребления, правильно определять лексическое значение слова; уметь вводить в свою речь иностранные слова, зная соответствующие пояснения их значений; использовать в речи эмоционально—экспрессивные, выразительные элементы, различные изобразительные средства.

Трудности русской грамматики – 3 ч.

а) нарушение лексической сочетаемости слов;
б) плеоназмы и тавтология
(речевая избыточность);
в) правильный выбор синонимов;
г) речевые штампы, слова-сорняки, холостые вводные обороты — “словесное топтание” на месте;

         Смысловая несовместимость слов, употребление в одном предложении однокоренных слов; два типа значений слов — свободное и фразеологически связанное, ошибки в словах с фразеологически связанным значением; психологические и лингвистические причины штампов, слов-сорняков и борьба с ними, причины словесной небрежности.

Требования к знаниям: знать особенности лексической сочетаемости слов; знать, что засоряет нашу речь.

Требования к умениям: соблюдать нормы лексической сочетаемости; уметь пользоваться средствами родного языка, не прибегая к речевой избыточности, словам-сорнякам, речевым штампам.

Части речи. Орфография  -  6 ч.

Местоимения Глаголы. Использование суффиксов.

Формы имён прилагательных, имён числительных. Местоимения Глаголы. Использование суффиксов.

Синтаксис – 11 ч.

Согласование сказуемого, определения, приложения. Управление. Стилистические нормы.

Стили в русском языке. Сложносочинённое предложение. Сложноподчинённое предложение.

4. Язык и культура общения сегодня – 17 ч.

а) речевой этикет;
б) этикет деловой речи.

Универсальные слова-обращения, пригодные в быту и в условиях официального общения; язык объявлений и инструкций; формулы приветствия и прощания, извинения; этикет телефонных разговоров; выражение стандартных ситуаций в деловом общении.

Требования к знаниям: знать систему устойчивых формул общения, предписываемых обществом для речевого контакта собеседников.

Требования к умениям: уметь общаться с людьми, учиться управлять своим голосом, вести разговор, обращаться к незнакомому человеку.

Календарно-тематическое планирование

1 год обучения

№ п/п

Темы и основное содержание

Форма

занятий

Виды

деятельности

Количество часов

Дата проведения

практика

теория

план

факт

Язык и речь. Культура речи. Нормы современного литературного языка -

1.

Основные понятия курса. Язык как универсальная знаковая система.

лекция с элементами диалога

участие в проблемной лекции

1

05.09.

2.

Основные понятия культуры

Норма и ошибка в речи.

практикум

составление речевого портрета человека

1

06.09.

3.

Фонетика русского языка. Нормы орфоэпии. Звукопись.

групповое  консультирование

проектная

1

12.09.

4-6.

Орфоэпические нормы русского языка.

лекция с элементами диалога

участие в проблемной лекции

2

1

13.09.

19.09.

20.09.

7.

Техника речи. Качества голоса.

практикум

репродуктивная

1

26.09.

8.

Техника речи. Логическое ударение.

групповое  консультирование

проектная

1

27.09.

9.

Русская акцентология.

Нормы постановки ударения.

лекция с элементами диалога

участие в проблемной лекции

1

03.10.

10.

Омографы. Грамматические нормы.

Семинар

чтение рефератов

1

04.10.

11.

Словари. Традиционное и рецессивное (на служебном слове) ударение.

Лекция с элементами диалога

участие в проблемной лекции, составление опорных конспектов

1

10.10.

12.

Особенности русского ударения.

групповое  консультирование

проектная деятельность

1

11.10.

13

14

Трудные случаи ударения, произношения и словоупотребления.

Практикум

участие в проблемной лекции, составление опорных конспектов

1

1

17.10.

18.10.

15

Трудные случаи словоупотребления.

Практикум

участие в проблемной лекции, составление опорных конспектов

1

24.10.

16.

Лексика русского языка. Нормы словоупотребления.

семинар

работа с книгой

1

25.10

17.

Неологизмы. Окказионализмы.

лекция с элементами диалога

участие в проблемной лекции,

составление  опорных конспектов

1

07.11.

18.

Многозначные слова. Лексические омонимы. Омографы.

групповое  консультирование

проектная деятельность

1

08.11.

19

20

21

Синонимы идеографические (семантические).

Синонимы стилистические.

 Синонимы контекстуальные. Абсолютные синонимы.

защита проектов

предварительная защита проектов

3

14.11.

15.11.

21.11.

22

Антонимы. Контекстные антонимы.

Практикум

участие в проблемной лекции,

1

22.11.

23

Эпитеты. Изобразительные эпитеты.

Практикум

составление  опорных конспектов

1

28.11.

24

25

Образные сравнения. Метафоры. Олицетворения.

Практикум

участие в проблемной лекции

2

29.11.

05.12.

26

27

Гипербола. Языковые гиперболы. Перифразы. Литота.

Практикум

составление  опорных конспектов

2

06.12.

12.12.

28

Метонимия и синекдоха. Стилистические функции в тексте.

Практикум

участие в проблемной лекции,

1

13.12.

29

30

Фразеологизмы. Особенности строения фразеологизмов. Синонимия, антонимия, омонимия фразеологизмов.

защита проектов

участие в проблемной лекции,

составление  опорных конспектов

1

1

19.12.

20.12.

31

32

Лексика ограниченного употребления. Профессионализмы.

Паронимы. Употребление в речи.

презентация проектов

защита проектов

1

1

26.12.

27.12.

33.

Каламбур. Жаргонизмы.

практикум

работа со словарями, конструирование

1

09.01.

Трудности русской грамматики – 3 ч.

34

35

36

Грамматическая правильность русской речи.

Грамматические нормы.

Практикум

семинар

моделирование, конструирование

защита рефератов

2

1

10.01.

16.01.

17.01.

Части речи. Орфография – 6 ч.

37

38

Род, число, падеж имён существительных.

Практикум

Практическая работа

1

1

23.01.

24.01.

39

40

Формы имён прилагательных, имён числительных.

Практическая работа

1

1

30.01.

31.01.

41

42

Местоимения Глаголы. Использование суффиксов.

семинар

Практическая работа

1

1

13.02.

14.02.

Синтаксис – 11 ч.

43

44

45

Согласование сказуемого, определения, приложения.

Практикум

Устранение ошибок в предложениях

2

1

20.02.

21.02.

27.02.

46

Управление

Практикум

Практическая работа

1

28.02.

47

Причастный оборот. Ошибки в образовании и употреблении.

семинар

Практическая работа

1

06.03.

48

Деепричастный оборот.  Ошибки в образовании и употреблении.

Практикум

Практическая работа Устранение ошибок в предложениях

1

07.03.

49

Однородные члены предложения. Устранение ошибок.

семинар

Практическая работа Устранение ошибок в предл.

1

14. 03.

50

51

Сложносочинённое предложение.

Сложноподчинённое предложение.

семинар

Практическая работа Устранение ошибок в предложениях

1

1

20.03.

21.03.

52

Стилистические нормы.

Стили в русском языке.

лекция с элементами диалога

участие в проблемной лекции

1

03.04.

53

Стилистические нормы. Функциональные стили речи.

Учебная ролевая игра

составление текста заданной стилистической принадлежности

1

04.04.

Язык и культура общения сегодня – 17 ч.

54

Целесообразность речи. Логичность и логика высказывания.

практикум

составление текста с соблюдением его логики

1

10.04.

55.

Точность речи. Речевая недостаточность.

практикум

редактирование текстов

1

11.04.

56

Уместность речи.

Стилевая уместность речи.

практикум

редактирование, моделирование

1

17.04.

57

Уместность речи. Речевой этикет.

Нормы речевого этикета.

защита рефератов

составление собственного высказывания

1

18.04.

58

Действенность речи.

Заповеди культуры общения.

лекция с элементами диал

участие в проблемной лекции

1

24.04.

60

Действенность речи.

Заповеди речевого общения.

семинар

составление собственного высказывания

1

25.04.

61

62

Особенности публичного выступления.

лекция с элементами диал

составление собственного высказывания

1

1

02.05.

02.05.

63

Речь перед аудиторией.

семинар

составление собственного высказывания

1

08.05.

64

65

Правила речевого этикета в споре, дискуссии.

семинар

составление собственного высказывания

1

1

10.05.

15.05.

66

Речевой этикет страны  или народа в соотношении с русским.

семинар

составление собственного высказывания

1

16.05.

67

Невербальное общение.

Невербальное общение в речевой культуре личности.

лекция с элементами диалога

Участие в проблемной лекции, составление опорных конспектов

1

22.05.

68

Жестикуляция. Жесты. Поза.

Взгляд. Дистанция.

семинар

составление собственного

высказывания

1

23.05.

69

Защита рефератов «Невербальное общение».

Зачёт

составление собственного высказывания в устной и письменной форме

1

29.05.

70

Мимика. Пантомима.

Семинар

составление собственного высказывания

1

30.05.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

А. А. Мурашов, В. Ф. Русецкий.  Культура русской речи. Москва. Просвещение, 2006.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1998

Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. М.,1998

Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. М.,1989

Москвин В.П. Стилистика русского языка. Волгоград, 2000

Сергеев Ф.П. О культуре русской речи. Волгоград, 1999

Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. Волгоград, 2002

Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. М., 1996

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989

Е. В. Любичева. Русский язык. 10-11 классы. Методические материалы для проведения уроков. Москва, Эксмо, 2007.

Т. В. Потёмкина. Русский язык  10-11 классы.   Культура устной и письменной речи. Русское слово, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП элективного курса "Искусство устной и письменной речи" 10-11 класс.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы С.И. Львовой. Она предназначена для проведения занятий элективного курса в 10-11 классе...

Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...

Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи" в 11 классе

Программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи" составлена на основе авторской программы С.И.Львова. " Программа элективного (факультативного) курса для 10 -11 классов/Программы...

Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи. 10 класс"

Настоящая  программа элективного курса по русскому языку для X класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы электи...

Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи. 11 класс"

Настоящая  программа по русскому языку для XI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы элективного курса по ру...

Программа элективного курса "Культура устной и письменной речи" 10 класс

«Культура устной и письменной речи» как элективный курс предполагает расширение знаний  о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области орфоэпии, словообразования,...