Согласные звуки твёрдые и мягкие.
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Данная методическая разработка предназначена для учителей русского языка, работающих в пятом классе. Технологическая карта урока разработана в соответствии с ФГОС поможет в подготовке к уроку учителю-предметнику. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Согласные звуки твёрдые и мягкие.27.62 КБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока

Предмет: русский язык.

ФИО учителя: Пашкевич Анастасия Александровна

Класс: 5.

Тема урока: Согласные звуки твёрдые и мягкие.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Ресурсы: учебник Т.А. Ладыженской, 5 класс, часть 1.

Цель урока: дать представление о классификации согласных по принципу твёрдости, мягкости.

Задачи: обучающие: - расширить знания учащихся в области фонетики, - научить различать твёрдые и мягкие звуки, - показать способы обозначения мягкости согласных на письме,

развивающие: - развивать логическое и образное мышление учащихся, наблюдательность, внимание, память, - развивать речь обучающихся,

воспитывающие: воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к родному языку.

Оборудование: доска.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Инструментарий учителя

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Здравствуйте, ребята!  Желаю вам успехов в процессе нашей с вами работы.

Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку? У каждого на парте должен лежать учебник, тетрадь, ручка, карандаш. Если у вас всё готово, можете присаживаться.

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку.

Садятся.

Личностные УУД:

-формирование позитивного отношения к учебной деятельности.

2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока

1.Ребята, с какими понятиями мы с вами познакомились на прошлом уроке?

2.Хорошо, тогда дайте определение фонетики?

3.Верно, фонетика изучает звуки речи. Что такое звук речи?

4.А какие вы знаете звуки речи?

5.Расскажите, что вы знаете о гласных звуках?

6.Что ещё вы знаете о согласных звуках?

7.Замечательно. А теперь давайте выполним упражнение. (Откройте ваши рабочие тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа). На доске вы видите слова, внутри которых «прячутся» другие слова. Вам необходимо убрать по одной букве и отыскать и записать в тетрадь «спрятавшиеся» слова.

8.Скажите, в чем состоит отличие между словами на доске и словами, записанными в вашей тетради?

Верно, ребята. Как вы видите, изменение только одного звука полностью меняет лексическое значение слова.

10.А теперь более внимательно рассмотрим слова, которые написаны на доске и сделаем их транскрипцию. Чем отличается транскрипция этих слов?

11.Правильно.

- Дети, вы видите как важен звук?  Изменился один звук, а поменялось лексическое значение слова.

- Ребята, какая тема нашего урока?

Запишите в тетради тему урока «Твёрдые и мягкие согласные».

1.С понятиями «фонетика», «звук речи», «гласные и согласные звуки».

2.Фонетика – это раздел лингвистики, в котором изучается звуковая сторона речи.

3.Это звуки, из которых состоят слова.

4.Гласные и согласные звуки.

5.-Гласные звуки бывают ударные и безударные. -Гласные звук состоят только из голоса. -При образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно.

6.-Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. -В каждом согласном звуке есть шум.

7.Ищут слова и записывают в тетрадь (мех, лень, лещ, наряд, кран, рад, мел/ель).

8.Слова имеют разное лексическое значение.

10.Они различаются звуком, на которое оканчивает слово. В первом столбике мягкий звук, а во втором – твёрдый.

11. Тема урока «Твердые и мягкие согласные»

8.Смех, олень, клещ, снаряд, экран, град, мель.

Сталь – стал

банька – банка

мель – мел

брать – брат

Личностные УУД:

-формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению,

Познавательные УУД:

-понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме,

-анализировать, сравнивать изучаемые факты языка,

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение.

3. Этап усвоения новых знаний и способов действий

1.Практически все согласные звуки в русском языке имеют пару по твёрдости-мягкости. Однако есть и такие, которые не имеют пары. А какие именно согласные имеют или не имеют пару мы узнаем, прочитав правило на стр.127.

2. Ребята, давайте выполним фонетический разбор слов «удар», «ударь».

3. Почему один звук оказался в одном случае твердый, а в другом мягкий?

4.правильно, сигналом мягкости будет служить Ь знак.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить?

5. Записываем в тетрадь «Сигналы мягкости»

6.Как вы думаете почему один и тот же звук может быть и твёрдым, и мягким?

1. Дети читают правило( 1 минуту про себя, потом вслух):

-согласные бывают твердые и мягкие,

-существуют твердые согласные, которые не имеют пару – это [ж], [ш], [ц]

-существуют мягкие согласные, которое тоже не имеют пару – это [ч’], [щ’], [й’].

2. Два ученика выполняют фонетический разбор у доски, остальные в тетрадях по вариантам.

3. Потому что в слове «ударь» есть Ь знак.

4. Мы будем говорить о сигналах мягкости

5. Дети записывают слова и транскрибируют звук Л.

6.Твердость-мягкость зависит от последующего гласного. Сигналы мягкости: ь, е, ё, я, ю, и. Один из учеников читает примеры и комментирует.

«Сигналы мягкости»

         

Лук – люк

          липа

                 лён

           лямка

           лес

Личностные УУД:

-Задание, ориентирующее школьника, на выяснение имеющихся знаний;

Предметные УУД:

-различать твёрдые и мягкие согласные, узнать условия мягкости согласных;

Познавательные УУД:

-анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков.

4. Этап первичной проверки понимания изученного

1.Давайте поиграем. Я произношу слово со звуком М, если звук твёрдый , то вы топаете, а если звук мягкий  то вы хлопаете. Давайте попробуем.

2.Скажите, в каких случаях мы с вами хлопали?

- Совершенно, верно. Какие вы молодцы.

3.Записываем слова «жизнь», «шина», «цирк». Ребята, назовите все мягкие звуки в словах.

А звуки Ж, Ш, Ц разве они не мягкие ведь после них стоит сигнал мягкости.

Совершенно, верно. Запишите в тетрадь – Звуки Ж, Ш, Ц всегда твёрдые.

Выполняем фонетический разбор слова «шина»

1.Ученики топают, если звук твёрдый и хлопают, если звук мягкий.

2.Когда после М шли буква Ь, Е, Ё, Ю, Я, И.

3.Мягкий только звук Н, потому что после него стоит буква Ь.

В словах звуки Ж, Ш, Ц не зависят от того, что после них стоит, они всегда твёрдые.

1.Матч, мяч, мал, мял, мел, мак, меч, мох, миг, май, мёд, мир, миф, мур, мыс.

Регулятивные УУД:

-последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности,

-осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя,

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

5. Этап закрепления новых знаний и способов действий

С доски переписываем слова, определяем способ образования мягких согласных. Мягкие согласные подчёркиваем одной чертой, а двумя чертами – условие мягкости.

 Проверка задания осуществляется всем классом, анализируя возникшие проблемы.

Человек, звезды, время, берёза, пень, сито, ягода, малина, семья, банька.

Регулятивные УУД:

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

6. Этап применения знаний и способов действий

1.Словарный диктант. Под диктовку записываются слова. После учащиеся подчёркивают те слова, в которых все согласные твёрдые. После осуществляется взаимопроверка.

1.Записывают слова под диктовку, подчёркивают слова, в которых все согласные твёрдые. Взаимопроверка (меняются тетрадями с соседом по парте).

2. Футбол, жюри, хоккей, щука, вокзал, рюкзак, баскетбол, брошюрарапорт, салют, парашют, компьютер, цирк.

Регулятивные УУД:

-оценивать результаты своей деятельности,

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

Коммуникативные УУД:

-договариваться, приходить к общему решению;

-принимать участие в работе парами.



7. Этап информации о домашнем задании

1.Ребята, а сейчас открываем дневники и записываем домашнее задание: на страницах 127 переписать и выучить правило, на стр.128 выполняем упр. 280 и 281

Записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу.

8. Этап подведения итогов занятия

1.Чему мы сегодня научились?

2.Как образуются мягкие согласные?

3.Какие вы знаете «особенные» согласные? Почему я их так назвала?

4.Для чего нам нужно различать мягкие и твёрдые согласные?

5.Что было для вас труднее всего?

6.Над чем стоит поработать ещё?

7.Благорарю вас за работу. Происходит выставление и комментирование оценок.

Урок окончен!

1.Определять мягкие и твёрдые согласные.

2.При помощи букв Ь, Е, Ё, Ю, И, Я.

3.Это буквы Ж, Ш, Ц, Ч, Щ, Й – они всегда только мягкие или твёрдые.

4.Чтобы различать слова.

5-6.Ответы детей.

Регулятивные УУД:

-оценивать результаты своей деятельно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Презентация к урокам по теме "Твёрдые и мягкие согласные"

В презентации представлены упражнения, которые можно использовать на логопедических занятиях или на уроках русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные", "Способы смягчения согласных"....

Открытый урок русскогоязыка в з классе МС(К)ОУ "С(К)ОШ № 15 по теме: "Различение твёрдых и мягких согласных гласными".

Урок создан на основе модели личностно-ориентированной  технологии обучения. На уроке используется ЦОР, мотивация учебной деятельности, реализованы основные этапы урока. Организована последовател...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук «Ш»- твёрдый согласный звук. Буквы Ш,ш.

Краткое содержание: в данном занятии представлены коррекционно-развивающие, речевые и дидактические игры и упражнения, наглядный материал позволяющие познакомить детей с новым звуком и буквой, которая...

Обозначение мягкости согласных звуков на письме мягким знаком.

Технологическая карта урока по учебному предмету "Русский язык" в первом классе на тему "Обозначение мягкости согласных звуков на письме мягким знаком"....

Автоматизация мягкого звука С. Дефференциация твёрдого и мягкого звука С в в слогах и словах.

Презентация поможет родителям и детям  автоматизировать в речи слова с мягким согласным С. Предлагаемые задания  знакомы детям, направлены на развитие  воспиятия, речи, внимания, памяти...

Логопедическое занятие для учащихся 2-го класса. Буквы О - Ё после твёрдых и мягких согласных звуков, букв.

Конспект логопедического занятия в условиях школьного логопункта для учащихся 2-го класса.Тема: Буквы О - Ё после твёрдых и мягких согласных звуков, букв....