Имена существительные собственные и нарицательные.
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (6 класс)

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.

 

Цель: продолжать формировать понятие об именах собственных и нарицательных имён существительных. Углубить знания об именах собственных, совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных.

Задачи:

Образовательные: закрепление и систематизация знаний об именах существительных собственных и нарицательных, развитие орфографической зоркости, отработка навыков нахождения и определения данных имен существительных.

Развивающие: развитие умения анализировать, наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать взаимосвязи, делать выводы, развитие навыков устной и письменной речи, развитие связной речи.

Воспитательные: воспитание культуры общения учащихся, позитивного отношения друг к другу, воспитание усидчивости, самостоятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: различать собственные и нарицательные имена существительные, уметь употреблять их в письменной речи.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные: связь с литературой, географией, историей, природоведением.

Оборудование: учебник, презентация по теме урока, карточки с дифференцированными заданиями.

Тип урока: обобщение знаний и умений

 

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята, проверьте всё ли у вас на месте.

Мы сегодня совершим путешествие в гости к имени существительному. (Слайд)

II. «Соберем рюкзак знаний». (Слайд)

- Проведем блиц-опрос, отвечая только «да» или «нет». В рюкзак сложим только те знания, на которые ответим «да» Ребята, нам потребуются сигнальные карточки: красные и синие. Красны означают «Да», синие означают «Нет». Если я верно говорю, то вы поднимаете красную, если я неверно утверждаю, то вы поднимаете синюю карточку:

* Имя существительное относится к служебным частям речи? (нет) (Слайд)

* Имя существительное – самостоятельная часть речи? (да) (Слайд)

* Имя существительное обозначает признак предмета? (нет) (Слайд)

* Имя существительное обозначает предмет?  (да) (Слайд)

* Имя существительное отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда?  (нет) (Слайд)

* Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что?  (да) (Слайд)

* Имя существительное может относится к мужскому, женскому и среднему роду? (да) (Слайд)

* Одушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО?  (нет) (Слайд)

* Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО?  (да) (Слайд)

Вывод: - Давайте проверим, какие знания об имени существительном нам пригодятся сегодня на уроке? – Уточните, что мы сложили в рюкзак? 

(Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что?  Одушевленные существительные отвечают на вопрос  кто?, неодушевленные – на вопрос что?)  (Слайд)

Приведем примеры

На вопрос кто? (дети, корова, утка) – одушевленные предметы.

На вопрос что? (машина, дом, цветы) – неодушевленные предметы

- Теперь с рюкзаками необходимых знаний мы можем отправиться в путешествие, но сначала подготовим ваши руки

Ла-ла-ла, ла-ла-ла, (Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить (в форме шара, тучи)
Туча по небу плыла.
Вдруг из тучи над землей (Поднять руки вверх, пальцы развести в стороны)
Полетел снежинок рой. (Поворачивать кисти рук, медленно опуская руки)
Ветер дунул, загудел — (Подуть на кисти рук, губы округлить и слегка вытянуть)
Рой снежинок вверх взлетел. (Встряхнуть кисти рук, вращая и поднимая их вверх).
Ветер с ними кружится, (Вращать кистями рук, кружась на месте, вокруг себя).
Может быть, подружится. 

В рабочих тетрадях запишите число, классная работа. И в путь…

III. И первое препятствие на пути – «Поле словарных слов».  (Слайд)

- Запишите слова в два столбика: Конфета, календарь, сосед, солдат, пассажир, компас, океан, директор.

Одуш. сущ.                                              Неодуш. сущ.

  сосед                                                          конфета

  солдат                                                        календарь

 пассажир                                                    компас

 директор                                                    океан

IV. Знакомство с новым словарным словом. (Слайд)

- Определите значение слова Океан. (Слайд)

- Сделаем разбор слова Океан (один ученик у доски).

- Океан - это нарицательное существительное

 Небольшая справка: русское слово «нарицательный»

образовалось от старославянского слова «нарицати» – называть.

- Тихий океан, Южный океан

Вывод: Тихий, Южный – собственные имена существительных.

Небольшая справка: слово «собственный» происходит от

старославянского «собьство», что означает «свое»,

«личное», «себе принадлежащее». (Слайд)

- Подумайте, какая тема будет на нашем - Тема нашего урока «Собственные и нарицательные имена существительные». (Слайд)

- И мы отправляемся с вами дальше в путь.

V. Речка «Наблюдайка»

- Понаблюдаем за именами существительными собственными и нарицательными. (Слайд)

(М, м)альчик       (А, а)ндрей

(С, с)обака          (Ш, ш)арик

(С, с)трана          (Р, р)оссия

(Г, г)ород            (М, м)осква

- С какой буквы будем писать слова второго столбика? (Слайд)

- Эти существительные называются собственными. (Слайд)

- Давайте посмотрим, что же входит в имена собственные (слайд)

- А теперь сравним с нарицательными. (Слайд)

Вывод: собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы, а нарицательные – с маленькой.

VI.   Игра «Кто это? Что это? (Слайд)

  • А.С.Пушкин, И.А.Крылов, Л.Н.Толстой, (писатели).
  • Москва, Одинцово, Екатеринбург (города).
  • Шарик, Жучка, Рекс, Мурка, (клички животных).
  • Волга, Енисей, Амур (реки).
  • «Морозко», «Репка», «Гуси - лебеди» (сказки).
  • Вывод: Фамилии писателей, клички животных, названия городов и рек, сказок пишутся с большой буквы. Это имена собственные. (Слайд)
  • VII.   Следующее препятствие Мостик «Отдыхайка». (слайд)
  • Физкультминутка С неба падают снежинки
    С неба падают снежинки,
    Как на сказочной картинке.
    Будим их ловить руками
    И покажем дома маме.
    (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
    А вокруг лежат сугробы,
    Снегом замело дороги.
    (Потягивания – руки в стороны.)
    Не завязнуть в поле чтобы,
    Поднимаем выше ноги.
    (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
    Вон лисица в поле скачет,
    Словно мягкий рыжий мячик.
    (Прыжки на месте.)
    Ну а мы идем, идем
    (Ходьба на месте.)
    И к себе приходим в дом.
    (Дети садятся.)

VIII.   Гора «Закрепляйка». (Слайд)

                    «Собери пару»

писатель                             Сетунь

море                                    Кубинка

ученица                               Школьная 

газета                                   «Лада»

мультфильм                         Чёрное

машина                                 Катя

улица                                    «Правда»

река                                       «Белоснежка»

город                                     А.С. Пушкин

(Самопроверка)

IX.   Самостоятельная работа. (Слайд)

Страница 113, упражнение 152 (устно).

X.   «Как правильно?» - выберите.

Мы читаем журнал    …  .          «Здоровье»   или    Здоровье ?

Моя любимая песня   …  .    «Улыбка»    или Улыбка?

Наша школа находится на улице    …  .         школьной     или     Школьной?

Летом я с родителями был в городе   …  .     Москве       москве?

Я читал рассказ А. Куприна     …  .        «Скворцы»   или  скворцы?

На …море часты бури и штормы    …  .       Черном               или      «Черном» ?

Мою любимую собаку зовут    …  .       рекс         или      Рекс ?

В газете    …   была статья о конкурсе.    «Правда»      или    Правда?

XI.   Итог урока

-  Что нового мы узнали на уроке?

-  Какие существительные называются собственными?

-  С какой буквы они пишутся?

-  Какие существительные называются нарицательными?

XII.  Задание на дом

Стр. 113-114, упр. 153

XIIIРефлексия.  (Слайд)

Кому сегодня все было легко, интересно и понятно поднимает палец вверх, тем кому было трудно опускает палец вниз.

-Что затруднило сегодня на уроке?

-Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.

XIV.   Оценки за урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon imena_sushchestvitelnye_sobstvennye_i_naritsatelnye_1.ppt2.98 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие "Имена существительные собственные и нарицательные"

Урок построен в форме путешествия по улицам и дорогам имени существительного. На уроке дается теоретический материал в занимательной форме с использованием презентации. Для учащихся пре...

урок русского языка 5 класс "Имена существительные собственные и нарицательные"

Презентация  рекомендована для индивидуального обучения....

Урок по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"

Урок по теме "Имена существительные собственные и нарицательные" представляет собой объяснение нового материала. Конспект урока составлен в рамках технологии развития критического мышления через чтени...

" Имена существительные собственные и нарицательные ". Урок русского языка в 5 классе.

Урок изучения нового материала в 5 классе в нетрадиционной форме - игра-путешествие....

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"

Разработка урока по программе Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"

Разработка урока по программе В.В. Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....