План-конспект открытого урока в 5 классе по теме "Обращение и его роль в речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Базаева Донара Акакиевна

Методическая разработка урока в 5 классе по теме"Обращение и его роль в речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._obrashchenie._plan_uroka.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 5 классе на тему

«Обращение и его роль в речи»

Дата: 18.11.2020 г.

Учитель: Базаева Донара Акакиевна

Класс: 5 «в»

Тема урока: « Обращение и его роль в речи»

Цели:

1.Обучающая цель :Познакомить учащихся с обращением, развивать умения точно употреблять в речи обращение, совершенствовать навыки постановки знаков препинания при обращении.

2. Развивающая цель: Развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности,  языковой интуиции

3. Воспитательная цель: Воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, любознательность, настойчивость в достижении цели уверенность в себе, воспитание культуры общения.

Методические приемы: Вопросно-ответный диалог.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Планируемые результаты:

Предметные:

   Знать: основные понятия синтаксиса; правила постановки знаков препинания при обращении и роль их в речи.

  Уметь: опознавать основные единицы синтаксиса, анализировать предложение с точки зрения структуры(простое или сложное); ставить знаки препинания при письме; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы.

Личностные:   Уважительное отношение к родному языку;  самооценка учебной деятельности, умение связывать  цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Метапредметные:  Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность  действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать  речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию,  строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

Основные поняти темы:   Синтаксис, пунктуация, словосочетание, простое и сложное предложения, члены предложения (главные и второстепенные), обращение, интонация; знаки препинания; синтаксический и пунктуационный разборы.  

Межпредметные связи:      Литература


ХОД УРОКА:

1.Орг. Момент:

Установление рабочей атмосферы, приветствие учителя; сообщение новой темы, запись даты и темы на доске и в тетради.

II.  Проверка домашнего  задания:

Здравствуйте, дорогие друзья! Присаживайтесь на места. Проверьте свою готовность. Сегодня на уроке нам понадобятся знания прошлого урока, ваше внимание и сосредоточенность, чтобы закрепить уже имеющиеся приобретенные навыки. Итак, начнем. Запишите  дату.

Предлагает повторить тему «Синтаксис», выполнив Лингвистическую разминку (кроссворд). Разгаданное слово поможет нам определить тему нашего урока.

1. Лингвистическая разминка Кроссворд.
Учащиеся записывают понятия в тетрадь, затем самопроверка

1. Это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически. (Словосочетание)

2. Второстепенный член предложения, обозначает признак по месту, времени, причине, цели, выражен наречием или существительным с предлогом. (Обстоятельство)

3. Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. А определение, дополнение, обстоятельство – это … (Второстепенные)

4. Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. (Сказуемое)

5. Главный член предложения, который обозначает предмет речи. (Подлежащее)

6. Второстепенный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается обычно существительным и местоимением. (Дополнение)

7. Эти члены предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления. (Однородные)

8. Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится… (Тире)

9. Второстепенный член предложения обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? и выражается обычно именами прилагательными и некоторыми местоимениями. (Определение)

Получилось слово обращение.  Эта конструкция осложняет наши предложения, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто хорошо владеет ею, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, и в жизни.  Учащиеся сами определяют тему урока – «Обращения», а именно – « Обращения и их роль  в речи».

2.Эмоциональное введение в тему урока.

Учитель задает проблемные вопросы. Побуждает к высказыванию своего мнения. Координирует действия.  

Ребята! К нам кто-то стучится в дверь. Театрализация.(Выходят две ученицы)

1 ученица:Если надо обратиться,                                                    

Я могу вам пригодиться.

Без сомнения, друзья,

Помогу вам только я.

Могу быть выражено словом –

И не одним – двумя, тремя.

И в предложении готова

Занять любое место я

2 ученик:

Всем вам при общении поможет обращение.

К людям, звёздам или птицам можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй!

Учитель : какие же задачи сегодня нам предстоит решить на уроке?

Обучающиеся сами определяют задачи урока:

- Какое место занимает обращение в предложении?

-Знаки препинания при обращении.

- Чем может быть выражено обращение.

- Роль в тексте.

Учитель: Запишите тему урока, начинаем работу .

III. Объяснение новой темы:

Синтаксическая минутка.

Друзья откроют нам сказочный мир.

Я вам, друзья, открою сказочный мир.

- Орфографическая работа: откроют, сказочный.

- Фонетическая разминка: найти слова, в которых звуков больше, чем букв.

- Выделим грамматическую основу в данных  предложениях

- Дайте характеристику предложению.

- Чем выражено подлежащее.

- Определите грамматический признак обращения. (Выражено чаще всего существительным в именительном падеже).

Сравнение с подлежащим

- Как можно отличить обращение от подлежащего?

(1. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, от обращения нет. 2. Между подлежащим и сказуемым нет паузы, после обращения есть. 3.В предложении подчеркиваем галочками.

Давайте посмотрим как изображено обращение в схеме.

Следующие  задания выполняются по группам:    

Исследование

1группа

Алгоритм:

1.Выписать слово с непроизносимой согласной.2.Выделить запятыми обращение.  3.Как  называются выделенные слова?     4. Посмотрите, к кому обращаются герои сказки.

5.Какова функция обращения? (Называет того, к кому обращаются с речью)

3.Чем выражено обращения.

4.Место в предложении.

Предлагаю вам провести исследование. Давайте попробуем выяснить, какую роль играют обращения в речи. Перед вами отрывки из сказок А.С.Пушкина.

1.

Чем вы, гости, торг ведёте? И куда теперь плывёте?

..,О,….

 

2.

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее.

3.

Что такое, господа?-

Говорит Дадон, зевая…

4.

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный!

…..,О

5. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу      

Учитель: Вы научились находить обращения.

А ещё какую закономерность вы заметили в обращении?

Вывод:

1. Место обращения в предложении может быть свободным;
2. Обращение состоит из одного или нескольких слов.

Исследование

2 группа.

Алгоритм:

1 Приведите примеры слов с безударной гласной в корне

(3 слова) ( лицо, трава, ленивый)

2. Найдите обращения в тексте  сказки.

Учитель: У нас на уроке прозвучали отрывки из разных сказок А.С.Пушкина. Какая  ваша самая любимая. Какое настроение при чтении вызвала у вас сказка?

Дети: Хорошее, радостное.

Учитель: Беседа об эмоционально-интонационной окраске обращений.

Обращение обладает звательной интонацией. Именно с помощью интонации выражаются оттенки мыслей или чувства – испуг, упрек, радость, злость, недовольство и т. д.

Часто по обращению становятся понятными отношения между говорящими.

– Приведите примеры обращений из литературных произведений. А. С. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» – обращение царицы к зеркальцу;

Обращения играют заметную роль в речи: они не только называют того, к кому или к чему обращаются, но и оживляют нашу речь. Наконец, обращения очень часто помогают раскрыть характер героя произведения и произносят с соответствующей интонацией.

IV. Закрепление новой темы

Открыть  текст «Сказки о Царе Салтане» А. С. Пушкина (по учебнику литературы).

Прочитать с соответствующей интонацией.

 Перед вами отрывки из сказки А.С.Пушкина. Давайте запишем эти предложения, расставим знаки препинания.

Тексты (отрывки из "Сказки о рыбаке и рыбке" и "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях")

2.Ветер ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.

3.Ей с поклоном старик отвечает:

"Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не даёт старику мне покою:

4.Она его ласкать,

Треплет нежною рукою:

«Что, Соколко, что с тобою?

Ляг!" - и в комнату вошла,

Дверь тихонько заперла.

5."Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось!»

По окончании работы один участник группы дает ответ.

Какова роль обращений в речи?

(Назвать того, к кому обращаются с речью.

Выразить отношение говорящего к тому, к кому обращается с речью).    

 Исследование  ( группа слабых учащихся)

Работа с иллюстрациями.

Предлагаю еще одно небольшое исследование. Перед вами иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Рассмотрите их. Выберите одно предложение, в котором есть обращение (на выполнение работы отводится 5 минут).

Догадались, к какой сказке рисунок?                                   

Знаки препинания в предложении с обращением не расcтавлены.

Итак, какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?

Раздаточный материал

1.Иллюстрация к "Сказке о попе и работнике его Балде»

      Вот из моря вылез старый Бес:

    «Зачем ты, Балда, к нам залез?»

2.Иллюстрация к "Сказке о царе Салтане".

 Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

3.Иллюстрация к "Сказке о мертвой царевне:"

    Свет наш, солнышко! Ты ходишь

     Круглый год по небу.

     К красну солнцу, наконец

     Обратился молодец.

4.Иллюстрация к "Сказке о рыбаке и рыбке".

« Чего тебе надобно, старче?»

Ей старик с поклоном отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!

V. Итог урока:

Дайте полный монологический ответ, опираясь на вопросы:

К какой сказке иллюстрация?

Выбери предложение с обращением. Как расставлены знаки препинания?

Чем выражено обращение? (словом, сочетанием слов)

Определи место обращения в предложении (начало, середина, конец предложения).

Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?

Какой знак препинания ставится в конце предложения (вид предложения по цели высказывания и интонации)?

Что вы узнали нового сегодня на уроке? Мы с вами соприкоснулись с творчеством А.С.Пушкина, а можно ли в жизни обойтись без обращений? Нас окружают разные люди: родители, соседи, в школе - одноклассники и учителя.

Посмотрите, кто сидит рядом с вами.

Как вы обращаетесь друг к другу?

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение.

Обменяйтесь тетрадями. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении.

Кто желает прочесть обращение к однокласснику?

VI. Рефлексия: теперь оцените свою деятельность на уроке.

На доске записаны глаголы: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял.

                                                     

Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на мое имя.

ТЕЛЕГРАММА

Сегодня на уроке...

 На выполнение работы отводится 2 минуты.

Чью телеграмму вы хотите, чтобы я прочитала?

Удалось ли вам сделать на уроке какое-то маленькое открытие?

Закончим мы свой урок стихотворением , посвященый Пушкину.

Стихотворение.

«Читайте Пушкина, друзья».
Если очень захотеть,
В сказке можно очутиться.
У героев старых сказок
Можем мы всю жизнь учиться.
Читайте Пушкина, друзья.
Читайте сказки.
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина, друзья.
Вот вам подсказка.
И пронесёте сквозь года
Вы радость к сказке.
Как прекрасно добрым быть,
Как со злом бороться надо,
Как в житейском море плыть,
Чтоб в конце ждала награда.
Читайте Пушкина, друзья.
Читайте сказки.
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина, друзья.
Вот вам подсказка.
И пронесёте сквозьгода
Вы радость к сказке.

VII.  Оценивание.

 Выставление оценок.

VIII. Задание на дом:

Упр. 188, 190.

                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к открытому уроку

В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...

План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"

Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...

План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»

Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...

Конспект урока. 5 класс. Тема: "Тропы и их роль в речи"

Цель урока – актуализировать знания учащихся по теме «Тропы» (термин вводится в соответствии с программой Т.Ф.Курдюмовой); проверить их умения находить тропы в художественной речи и определять их роль...

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...

План - конспект к открытому уроку : «Моя семья»

Форма открытого урока направлена на развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся 2 классов....

План –конспект конкурсного открытого урока

laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...