Виды сложных предложений
план-конспект урока по русскому языку

Ольга Анатольевна Филиппова

Урок виды сложных предложений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_11_klasse.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ.

ТЕМА: ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.

ЦЕЛИ:

Образовательные: повторить ранее изученный материал по теме  «Сложное предложение»;закрепить навыки и умения при постановке знаков препинания в ССП; разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами в в этих типах предложений; продолжить работу, связанную с нахождением и определением и определением художественных средств и приемов в предложениях и поэтических текстах; подготовка к ЕГЭ.

Развивающие: развивать память, творческое мышление и индивидуальность; развивать умение анализировать текст, развивать умения находить художественные средства и приемы в тексте; умения работать индивидуально.

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

Средства обучения: интерактивная доска, тесты, таблицы.

ХОД УРОКА.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

Учитель. Тема нашего сегодняшнего урока- виды сложных предложений и знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

(тема урока записана на доске)

3.ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

- Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить к концу урока?

(дети, опираясь на тему урока, формулируют его цели, учитель принимает все предложенные варианты, затем предлагает свои цели урока)

4.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Учитель: Наиболее затруднительным для вас на сегодняшний день является задание  В 8.Поэтому сейчас мы с вами проведем небольшую работу, связанную с определением художественных средств. А для начала – небольшой опрос.

-это средство создает резкое противопоставление образов, понятий, служит для обозначения контраста. (Антитеза).

- Это слова,  выражающие отношение говорящего к тому, что он сообщает.

- Этот прием из ораторской речи, который организует диалог с читателем, заставляет его задуматься.( риторический вопрос).

ЗАДАНИЕ. Попробуйте теперь определить , какие художественные средства и приемы использованы в данных текстах.

(работа с интерактивной доской).

                                          1.Брожу ли я вдоль улиц шумных,

                                             Вхожу ли в многолюдный храм,

                                            Сижу ль меж юношей безумных,

                                            Я предаюсь моим мечтам.

                                                                                          (Анафора синтаксическая.)

                                           2. И опять стреляют, как в живого,

                                               В мертвого. В убитого. В меня.

                                                                                           (парцелляция)

                                           3. Богатый и в будни пирует,

                                              А бедный и в праздник горюет.

                                                                                            (антитеза)

4.Как низко, вольно и просторно степных отав раскинут круг!

И как легко фатой узорной плывут два облачка на юг!

                                                            (Синтаксический параллелизм, инверсия, анафора).

                                         5. Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

                                             Ни крупицы не прощу врагам.

                                                                                                 (градация)

                                     6. Нос корабля, заря жизни, град пуль , закат пылает.

                                                                                                   (метафора)

                                         7. Юрий Бондарев «Горячий снег»

                                                                                               (оксюморон)

                                        8. Твой ум глубок, что море.

                                            Твой дух высок, что горы.

                                                                                                                    (парцелляция)

                                          9. Мой край, задумчивый и нежный!

                                             Кудрявый сумрак за горой

                                              Рукою машет белоснежной.

                                                       ( риторическое обращение, эпитет, олицетворение)

5. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОЧНЫХ УПРАЖНЕНИЙ.

1)Учитель. Наша сегодняшняя тема связана со сложным предложением. Скажите, пожалуйста, какие виды сложных предложений вы знаете? ( ССП, СПП, БСП).

-Прокомментируйте схемы.

а)[   ], (   ).  ;б)  [  ], (  ), (  ). ;  в)(  ), [  ] , (  ).; г) [  ], но [  ].;  д) [  ]:  [  ].

  2) Объясните , какое это предложение: простое или сложное, нужны ли знаки препинания?

*Желтым и красным огнем полыхают вязы и клены в пойме.

* Я открыл глаза и увидел черное небо, усеянное яркими крупными звездами.

( Предложения выводятся на интерактивную доску)

3)Обратите внимание на схему, попытайтесь их объяснить и найти предложение, которое соответствует схеме.

 [  ] и [  ].  

* Еще накануне ничто не предвещало беды и все вокруг было тихо и спокойно.

*В сумерки в небе начали появляться первые звезды и зажглись огни в домах

ВЫВОД: В предложениях с общим второстепенным членом запятая перед сочинительным союзом не ставится.

4)Используя  данные обстоятельства времени в качестве общего второстепенного  члена, придумайте пять ССП.

Через полчаса, поздно вечером, к полудню, с раннего утра, весь день.

5) Продолжите предложения по схемам: [ О и О].    [  ] и [  ].

* А у другого берега плещется рыба и…

*На сосне, совсем рядом, запел зяблик и…

* На бурой хвойной подстилке белеют поганки и…

6)Дайте характеристику предложению по данной схеме.  [  ] и [  ], (   ).

(предложение с общей придаточной частью)

7) В данных предложения найдите общую придаточную часть.

*Когда наступил вечер, небо сплошь заволокло тучами и пошел дождь.

*Когда только открыли двери, послышалось нудное гудение комаров и они полетели в спальню.

*Едва солнце взошло, туман начал рассеиваться и у воды стало холодно.

8) Придумайте пять ССП по схеме, используя союзы: когда, пока, как только, лишь только, перед тем как.

-В данное на доске правило вставьте пропущенные слова (на доске высвечивается правило, учащиеся сами должны сделать вывод)

9) расставьте знаки препинания.

На поле, где цвела рожь и кричали перепела, теперь бродили спутанные лошади.

Слышно было, как дышит корова и ходит по стойлу теленок.

6. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.

1) Объясните, почему перед союзом И не ставится запятая.

* Словом, время уже истекло и пора было уходить.(вводное слово)

* С деревьев капало и вокруг пахло листвой. (безличные предложения)

* Где будет собрание и кто его председатель? ( вопросительные предложения)

* Как тихо вокруг и как чисто звездное небо! (восклицательные предложения).

2) Тире в ССП.

- Объясните постановку тире в ССП.

* Тут раздался легкий свист - и Дубровский умолк.

* Полчаса на отдых – и опять за работу!

* Я спешу туда ж – а там уж весь город.

ВЫВОД: если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то между ними вместо запятой перед союзами ставится тире.  

6. РЕФЛЕКСИЯ.

-Считаете ли вы, что виды работы на уроке помогли реализовать цели, поставленные в начале нашего занятия?

- Какая, по вашему мнению, работа заслуживает наивысшей оценки?

-Считаете ли вы, что умения, полученные на уроке, помогут вам в жизни?

-Что вы пожелаете себе и мне для работы на последующих уроках?

-Оцените свою работу на уроке сами.

(учащимся предлагается таблица со всеми этапами урока, они оценивают свою работу на каждом этапе и выставляют общую оценку).

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

(учащимся предлагается на выбор)

  • Найти в художественных произведениях пять ССП.
  • Найти в художественных произведениях пять примеров на определение выразительных средств.
  • Подготовить для товарищей тест из 10 вопросов по теме урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ЕГЭ. Сложное предложение. Виды сложного предложения.

Тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Сложное предложение. Виды сложного предложения

Сложное предложение.Виды сложного предложения...

Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."

Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."...

Виды сложных предложений. Союзные предложения (начало тем

Презентация к уроку по русскому языку на тему:"Виды сложных предложений. Союзные предложения (начало тем.)"...

Разработка урока по русскому языку в 9 классе "Виды сложных предложений. Средства связи между частями сложных предложений" (по учебнику Разумовской М.М.)

В разработке урока использована технология разноуровневой дифференциации. Урок сопровождается мультимедийной презентацией....

Синтаксис. Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений

Урок-конспект русского языка в 9 классе по теме:  « Синтаксис. Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений»...

Конспект урока "Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений" 11 класс

Урок в 11 классе  с использованием Сингапурских структур с презентацией....