конспект консультации в 9классе .Подготовка к ОГЭ
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс)

Кочегарова Татьяна Владимировна

Размещён материал , используемый мной для подготовки к выполнению тестовой части.Задания позволяют повторить типы связи в словосочетании, художественные средства выразительности, вопросы синтаксиса и пунктуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16 г.Бирюсинска

Консультация по русскому языку в 9 классе,

проведённая

в рамках школьного Дня открытых дверей

                                     Дата проведения:17.05.22

                                                        Учитель: Кочегарова Татьяна Владимировна

                                                                Класс: 9а

г. Бирюсинск, 202

Тема: Подготовка к ОГЭ в 9 классе(работа над тестовой частью)

Цель урока: формирование навыков работы над тестовой частью ОГЭ

Задачи:

1) повторить теорию по орфографии, синтаксису, пунктуации, средствам выразительности языка;

2)используя различные приёмы и методы, отрабатывать  навыки выполнения      тестовых заданий в форме ОГЭ;

3)формировать психологическую установку на успешное решение тестовой части ОГЭ.

Технология:  индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация к уроку,

карточки, КИМы для самостоятельной работы

Ход урока

 

1.Мотивация учебной деятельности.

2. Вступительное слово учителя

 

- После долгого зимнего сна

Не спеша оживает природа,

И приходит царевна – Весна,

Открывая собой утро года.

 

Весна долгожданна, весна прекрасна, весна очаровательна. Но какая-то смутная тревога не отпускает, сжимает сердце, не даёт наслаждаться весной в полную силу…Поэтому сегодняшний урок мы посвящаем  подготовке к решению большинства заданий тестовой части ОГЭ, чтобы встретить экзамен во всеоружии

 

3. Актуализация знаний и умений.

-  Чтобы справиться с тестовыми заданиями, необходимо знать правила.

 Игра «Не прерви цепочку» поможет проверить, насколько прочны ваши знания теории.

(У доски по 3 – 4 ученика от каждого ряда выстраиваются в цепочку лицом к классу, держась за руки. По очереди задаю им вопросы, ответивший правильно продолжает игру. Тот, кто ошибся, возвращается на место за партой. И так до последнего вопроса).

 

1. Чем отличаются друг от друга ССП и СПП?

2. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С?

3.  Из каких частей состоит СПП?

4. Когда причастный оборот выделяется запятыми?

5. Как определить вид придаточного предложения?

6. Перечислите значения приставки ПРИ.

7. Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А подчинительные?

8. Как на письме выделяются вводные слова? А как проверить, ВВОДНОЕ слово или нет?

9. Назовите значения приставки ПРЕ.

10. Когда не ставится запятая перед союзом И в ССП?

11. Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.

12. Как отделяются друг от друга части ССП и СПП? Где именно ставится запятая?

 4.Тренировочные упражнения

1) Лексическая разминка.(подготовка к заданию 8)

Текст перед ребятами ( работа в группах)

1 антоним к слову встречают, порядочный, старая

2 синоним к слову огромный, шлюпка, чудо

3.заменить разговорное слово скукожился стилистически нейтральным

4.контекстный антоним к слову жизнерадостный

5.контекстный синоним-существительное к словосочетанию попавший в беду

-взаимопроверка в группах

 

              2)  Повторим синтаксис(после повторения видов сказуемых по слайду )

а) Укажите количество грамматических основ.

3)На душе у него было очень скверно.

4) Рядом с домом Пушкина, под сенью большого двухвекового клена, среди кустов сирени, акации и жасмина, стоит маленький деревянный флигелек.

5) Здесь в светелке жила Арина Родионовна.

6) Сюда Пушкин шел отдохнуть душою, послушать ее чудесные сказки.( работа в парах 1-2 группы)

б)  Выпишите грамматическую основу предложений

1) Колька так всполошился, поднял такой гвалт, что прибежала мама, главная защитница, и увела Лёку. 

( Колька всполошился, поднял ; мама прибежала и увела) (2)

2) С тех пор тайком Лёка и ещё несколько девочек прокрадывались от деревянного особняка к забору и кормили пленных немцев.

 ( Лёка и несколько девчонок  прокрадывались и кормили) (1)

3) Она легко, словно шелест ветерка, заблудившегося в листве, скользила между разросшимися кустами и низко свисающими ветками деревьев.

(она скользила) .

4)Сергей неожиданно для себя тоже поднырнул под ветку ели, задев её при этом головой, исцарапав лоб и получив хорошую порцию снега за шиворот.

 ( Сергей поднырнул)  (1)( работа в парах 3-4 группы)

Взаимопроверка по образцу

в) Самостоятельная работа ( задание 2)

Прочитайте текст.

(1) Бояться глобального потепления на Земле не стоит. (2)Атмосфера планеты оперативно выводит избыток тепла, сохраняя при этом стабильность. (3)Такое заключение сделала группа исследователей во главе с академиком Кондратьевым, которая провела анализ архива данных о колебании температур в Северной полярной области с 1959 по 2000 годы. (4)По мнению учёных, опасность растопления айсбергов сильно преувеличена. (5) Вопреки расхожему мнению, их таяние не повлечёт за собой подъёма уровня мирового океана. (6)Лёд, который уже находится в воде, растапливаясь, не прибавит к ней никакой массы.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) бояться потепления (предложение 1

2) опасность сильно преувеличена (предложение 4)

3) выводит избыток (предложение 2)                  

 4) который находится (предложение 6)

5) которая провела (предложение 3)

Хитрость : просмотри варианты ответов, исключи те, что не могут быть грамматической основой.

3. Повторим знаки препинания( задание 3)

1. теория ( 1группа-запятая, 2 группа- тире, 3-4 группы -двоеточие)

2. Пунктуационный анализ.( в группе)

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Очень ясно представлялась Пастухову (1) что вот (2) наверное (3)совсем такими же настороженными перекличками птиц (4) просвистывала такая же утренняя тишина (5) и несколько веков назад (6) когда нежданно-негаданно начинали доноситься сюда издалека людские голоса (7) и потом раздавался обрывистый железный удар по дереву.    

4. Повторим  средства выразительности( 2человека работают у доски сзади)

 Задание № 7 в тестовой части посвящено средствам выразительности языка. Я читаю определение термина, ваша задача – написать название средства выразительности.

Терминологический диктант

1)  Преувеличение.     (ГИПЕРБОЛА)

2) Употребление слова в переносном значении.     (МЕТАФОРА)

3) Яркое, красочное прилагательное.     (ЭПИТЕТ)

4) Уподобление одного предмета или явления другому.    (СРАВНЕНИЕ)

5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение. (ФРАЗЕОЛОГИЗМ)

6) Неживой предмет приобретает свойства живого.      (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)

-самопроверка

 

- Вернёмся к стихотворению о весне. Какое средство выразительности представлено в нём больше всего? (ЭПИТЕТ) Назовите олицетворение (оживает природа),сравнение ( весна- царевна)

 

  «Фразеологический калейдоскоп»( устная работа : отвечает поочерёдно каждая группа)

Выберите любой цвет , объясните фразеологизмы.

Белый. Сесть в калошу. ( Попасть в неудобное положение)

Розовый. Совать нос. (Вмешиваться)

Красный. Сматывать удочки ( убежать)

Оранжевый. Как снег на голову. ( Неожиданно)

Зеленый. В час по чайной ложке. (Медленно).

Синий. Как кошка с собакой. (жить не дружно)

Фиолетовый. Надуться как мышь на крупу. (Обидеться)

             Коричневый. Кот наплакал. (Очень мало) 

Самостоятельная работа с заданием 8 ОГЭ

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм 

1) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед.

2) Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

3) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.  

4) На дворе, где ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, - что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, - я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.

5) Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.

5. Повторим типы связи в словосочетаниях

Игра  «Превращения». (задание №4) Заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот

В каждой группе по очереди

1.каша из гречки –

2. дом из кирпича –

3. кусты сирени –
4. совет отца –
5. бессонная ночь –
6. полковое знамя –
7. шестилетний ребёнок –


6)Итог(самооценка) 

Я узнал….

Я научился…

Мне нужно усовершенствовать знания по теме:….



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16 г.Бирюсинска

Консультация по русскому языку в 9 классе,

проведённая

в рамках школьного Дня открытых дверей

                                     Дата проведения:17.05.22

                                                        Учитель: Кочегарова Татьяна Владимировна

                                                                Класс: 9а

г. Бирюсинск, 202

Тема: Подготовка к ОГЭ в 9 классе(работа над тестовой частью)

Цель урока: формирование навыков работы над тестовой частью ОГЭ

Задачи:

1) повторить теорию по орфографии, синтаксису, пунктуации, средствам выразительности языка;

2)используя различные приёмы и методы, отрабатывать  навыки выполнения      тестовых заданий в форме ОГЭ;

3)формировать психологическую установку на успешное решение тестовой части ОГЭ.

Технология:  индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация к уроку,

карточки, КИМы для самостоятельной работы

Ход урока

 

1.Мотивация учебной деятельности.

2. Вступительное слово учителя

 

- После долгого зимнего сна

Не спеша оживает природа,

И приходит царевна – Весна,

Открывая собой утро года.

 

Весна долгожданна, весна прекрасна, весна очаровательна. Но какая-то смутная тревога не отпускает, сжимает сердце, не даёт наслаждаться весной в полную силу…Поэтому сегодняшний урок мы посвящаем  подготовке к решению большинства заданий тестовой части ОГЭ, чтобы встретить экзамен во всеоружии

 

3. Актуализация знаний и умений.

-  Чтобы справиться с тестовыми заданиями, необходимо знать правила.

 Игра «Не прерви цепочку» поможет проверить, насколько прочны ваши знания теории.

(У доски по 3 – 4 ученика от каждого ряда выстраиваются в цепочку лицом к классу, держась за руки. По очереди задаю им вопросы, ответивший правильно продолжает игру. Тот, кто ошибся, возвращается на место за партой. И так до последнего вопроса).

 

1. Чем отличаются друг от друга ССП и СПП?

2. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С?

3.  Из каких частей состоит СПП?

4. Когда причастный оборот выделяется запятыми?

5. Как определить вид придаточного предложения?

6. Перечислите значения приставки ПРИ.

7. Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А подчинительные?

8. Как на письме выделяются вводные слова? А как проверить, ВВОДНОЕ слово или нет?

9. Назовите значения приставки ПРЕ.

10. Когда не ставится запятая перед союзом И в ССП?

11. Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.

12. Как отделяются друг от друга части ССП и СПП? Где именно ставится запятая?

 4.Тренировочные упражнения

1) Лексическая разминка.(подготовка к заданию 8)

Текст перед ребятами ( работа в группах)

1 антоним к слову встречают, порядочный, старая

2 синоним к слову огромный, шлюпка, чудо

3.заменить разговорное слово скукожился стилистически нейтральным

4.контекстный антоним к слову жизнерадостный

5.контекстный синоним-существительное к словосочетанию попавший в беду

-взаимопроверка в группах

 

              2)  Повторим синтаксис(после повторения видов сказуемых по слайду )

а) Укажите количество грамматических основ.

3)На душе у него было очень скверно.

4) Рядом с домом Пушкина, под сенью большого двухвекового клена, среди кустов сирени, акации и жасмина, стоит маленький деревянный флигелек.

5) Здесь в светелке жила Арина Родионовна.

6) Сюда Пушкин шел отдохнуть душою, послушать ее чудесные сказки.( работа в парах 1-2 группы)

б)  Выпишите грамматическую основу предложений

1) Колька так всполошился, поднял такой гвалт, что прибежала мама, главная защитница, и увела Лёку. 

( Колька всполошился, поднял ; мама прибежала и увела) (2)

2) С тех пор тайком Лёка и ещё несколько девочек прокрадывались от деревянного особняка к забору и кормили пленных немцев.

 ( Лёка и несколько девчонок  прокрадывались и кормили) (1)

3) Она легко, словно шелест ветерка, заблудившегося в листве, скользила между разросшимися кустами и низко свисающими ветками деревьев.

(она скользила) .

4)Сергей неожиданно для себя тоже поднырнул под ветку ели, задев её при этом головой, исцарапав лоб и получив хорошую порцию снега за шиворот.

 ( Сергей поднырнул)  (1)( работа в парах 3-4 группы)

Взаимопроверка по образцу

в) Самостоятельная работа ( задание 2)

Прочитайте текст.

(1) Бояться глобального потепления на Земле не стоит. (2)Атмосфера планеты оперативно выводит избыток тепла, сохраняя при этом стабильность. (3)Такое заключение сделала группа исследователей во главе с академиком Кондратьевым, которая провела анализ архива данных о колебании температур в Северной полярной области с 1959 по 2000 годы. (4)По мнению учёных, опасность растопления айсбергов сильно преувеличена. (5) Вопреки расхожему мнению, их таяние не повлечёт за собой подъёма уровня мирового океана. (6)Лёд, который уже находится в воде, растапливаясь, не прибавит к ней никакой массы.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) бояться потепления (предложение 1

2) опасность сильно преувеличена (предложение 4)

3) выводит избыток (предложение 2)                  

 4) который находится (предложение 6)

5) которая провела (предложение 3)

Хитрость : просмотри варианты ответов, исключи те, что не могут быть грамматической основой.

3. Повторим знаки препинания( задание 3)

1. теория ( 1группа-запятая, 2 группа- тире, 3-4 группы -двоеточие)

2. Пунктуационный анализ.( в группе)

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Очень ясно представлялась Пастухову (1) что вот (2) наверное (3)совсем такими же настороженными перекличками птиц (4) просвистывала такая же утренняя тишина (5) и несколько веков назад (6) когда нежданно-негаданно начинали доноситься сюда издалека людские голоса (7) и потом раздавался обрывистый железный удар по дереву.    

4. Повторим  средства выразительности( 2человека работают у доски сзади)

 Задание № 7 в тестовой части посвящено средствам выразительности языка. Я читаю определение термина, ваша задача – написать название средства выразительности.

Терминологический диктант

1)  Преувеличение.     (ГИПЕРБОЛА)

2) Употребление слова в переносном значении.     (МЕТАФОРА)

3) Яркое, красочное прилагательное.     (ЭПИТЕТ)

4) Уподобление одного предмета или явления другому.    (СРАВНЕНИЕ)

5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение. (ФРАЗЕОЛОГИЗМ)

6) Неживой предмет приобретает свойства живого.      (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)

-самопроверка

 

- Вернёмся к стихотворению о весне. Какое средство выразительности представлено в нём больше всего? (ЭПИТЕТ) Назовите олицетворение (оживает природа),сравнение ( весна- царевна)

 

  «Фразеологический калейдоскоп»( устная работа : отвечает поочерёдно каждая группа)

Выберите любой цвет , объясните фразеологизмы.

Белый. Сесть в калошу. ( Попасть в неудобное положение)

Розовый. Совать нос. (Вмешиваться)

Красный. Сматывать удочки ( убежать)

Оранжевый. Как снег на голову. ( Неожиданно)

Зеленый. В час по чайной ложке. (Медленно).

Синий. Как кошка с собакой. (жить не дружно)

Фиолетовый. Надуться как мышь на крупу. (Обидеться)

             Коричневый. Кот наплакал. (Очень мало) 

Самостоятельная работа с заданием 8 ОГЭ

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм 

1) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед.

2) Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

3) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.  

4) На дворе, где ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, - что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, - я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.

5) Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.

5. Повторим типы связи в словосочетаниях

Игра  «Превращения». (задание №4) Заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот

В каждой группе по очереди

1.каша из гречки –

2. дом из кирпича –

3. кусты сирени –
4. совет отца –
5. бессонная ночь –
6. полковое знамя –
7. шестилетний ребёнок –


6)Итог(самооценка) 

Я узнал….

Я научился…

Мне нужно усовершенствовать знания по теме:….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум в 9классе. Подготовка к сжатому изложению.

 Цели урока:  - Образовательные:- Отработать умение выделять главное ( существенное) в информации, понимание текста.-Отработать умение использовать различные приёмы компрессии при сжатии текста.-Разви...

повторение по теме: "Графики фунций в 9классе" ( подготовка к ГИА)

Данная работа содержит подробный план урока и презентацию к уроку. Хорошо использовать при повторении всего учебного материала в рамках ГИА. Можно использовать для открытого урока на методическое...

графики фунций в 9классе ( подготовка к ГИА)

Данная работа содержит подрабный план урока и презентацию к уроку. Хорошо использовать при повторении всего учебного материала в рамках ГИА. Можно использовать для открытого урока на методическое...

Консультация для родителей "Подготовка руки ребёнка к занятиям по письму в дошкольном возрасте"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4928155","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 350px; height: 233px;"}}]]Обучение письму – очень важный момент в жизни ребенка...

План проведения консультаций по обществознанию (подготовка к ЕГЭ) воспитанников 2 курса на 2013 – 2014 учебный год

Оказать помощь учащимся в систематизации, углублении, обобщении знаний по курсу обществознания при подготовке к ЕГЭФормировать навыки и умения по применению теоретического материала при решении практи...

Конспект консультации в 9 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"

Цель занятия - формирование у обучающихся навыка написания сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом текста, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.2)....

Конспект урока русского языка в 9классе . Подготовка к ГИА.

Конспект урока русского языка в 9классе . Подготовка к ГИА....