Как организовать самостоятельную работу на уроках русского языка
статья по русскому языку (6 класс)

Калашникова Ирина Николаевна

Статья знакомит с различными функциональными видами самостоятельной работы на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya5.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (из опыта работы)

Внутреннее побуждение к новым формам деятельности и мыслительная активность становятся неотъемлемой частью урока, а проблема выбора форм и методов обучения, которые не только обеспечивают прочные знания, но и вырабатывают самообразовательные навыки, являются одной из актуальных проблем в современной школе. Для решения этой проблемы каждый учитель должен ставить перед собой задачу по активизации самостоятельной работы учащихся во время учебного процесса.

Объектом данной работы являются формы самостоятельной работы в современной школе.

Предметом работы являются особенности организации самостоятельной работы на уроках русского языка.

Вопросом формирования навыков самостоятельной работы у учеников в образовательном процессе занимались многие учёные: М.С. Соловейчик, М.Т. Баранов, М.М. Разумовская и др.

В методической литературе выделяются следующие функциональные методы самостоятельной работы:

  • обучающие работы, которые проводятся для выявления и разъяснения сложных и непонятных моментов, которые мешают учащимся прочно усвоить изучаемый материал;
  • тренировочные работы, направленные на отработку изучаемых грамматических явлений;
  • закрепляющие работы, целью которых является выяснение устойчивости полученных знаний и навыков;
  • повторительные работы, которые проводятся перед изучением новой темы для выявления подготовленности учащихся к усвоению нового материала;
  • развивающие работы (подготовка докладов, проектные работы, творческие работы), целью которых является повышение интереса учащихся к изучаемому предмету, развитие творческих способностей.

При планировании самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. Излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперёд в познании нового.

Очень важен контроль выполнения самостоятельной работы. Каждую самостоятельную работу необходимо проверить, подвести её итоги, определить, что удалось лучше, а на что следует обратить особое внимание. Нужно распознать причину появления ошибки и найти верный путь к её исправлению, что в конечном итоге является главной целью организации самостоятельной работы учащихся как интегрального компонента процесса обучения в целом.

Самостоятельную деятельность учащихся необходимо организовывать по принципу восходящей сложности: от воспроизведения действий по образцу до составления алгоритма действий в нестандартных ситуациях. Переход с одного уровня на другой должен осуществляться постепенно, только когда учитель будет уверен в том, что учащиеся справятся со следующим уровнем самостоятельности.

За время работы в шестом классе был проведён запланированный комплекс самостоятельных работ, который был тщательно проанализирован. Прежде чем составить план по ведению самостоятельной работы на уроках русского языка, в начале учебного года был проведён входной диктант, который выявил пробелы в знании орфограмм и пунктограмм (необходимый набор знаний на конец 5 класса)

Результаты диктанта представлены в таблице.

Результаты написания входного диктанта, % учащихся

Без ошибок

1-2 ошибки

3-4 ошибки

Более пяти ошибок

20%

36,5%

36,5%

7%

Качество обучения составило 56%, обученность - 93%.

Исходя из этих данных строился дальнейший план самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка. Для ликвидации выявленных пробелов в знаниях были применены такие виды работ, как тесты с выбором ответа или орфограммы, выборочные диктанты, распределительные, объяснительные диктанты, составление кроссвордов и ребусов, работа по карточкам разного уровня сложности.

Существует множество форм самостоятельной работы обучающихся на уроках русского языка. Это и работа с учебниками, справочной литературой, первоисточниками, разнообразные виды упражнений и диктантов, грамматический разбор во всём его многообразии, задания творческого характера, исследовательские работы, тестовые задания, олимпиадные задания и т.д.

Рекомендуется применять разные формы организации самостоятельной работы: парную, индивидуальную, групповую.

Работа в паре представляется весьма эффективной формой самостоятельной работы на уроке. Принцип работы основан на временной передаче учащимся функций, выполняемых учителем. Если есть возможность, следует подбирать пару так, чтобы один из учеников был сильнее. Применение парной формы обучения даёт возможность трудиться всем ребятам, которые учатся оценивать свою работу, работу соседа, общаться, помогать друг другу, здесь же формируется и культура общения. Данный вид организации самостоятельной работы на уроках оказывается наиболее эффективным на этапе систематизации и обобщения знаний.

Работа с учебником – одна из основных форм самостоятельной работы, которая применяется на практике. Чтобы учащиеся хорошо запомнили правило после прочтения и объяснения, полезно совместно с учащимися делать опорные схемы, выделяя в них главные моменты. Опираясь на эти схемы, ребята излагают суть правила, изучаемого на данном уроке и используют материал, изложенный в сжатом виде при подготовке домашнего задания и дальнейшей работы над учебной темой.

Также на уроке одними из действенных и распространённых средств побуждения обучающихся к активной умственной работе являются вопросы учителя. Вопросы доминируют над заданиями при изучении теоретического материала, а при закреплении нового больший удельный вес занимают различные задания. Правильно формулируя вопросы и задания, можно научить ребят находить сходство и различие в предметах и явлениях, отбирать факты для доказательства.

Усложнение задания возможно проводить внутри одного вида работы. Так, например, чтобы сделать процесс контроля и закрепления знаний более эффективным и облегчить свою работу, применяются двухвариантные тестовые задания, в основе которых также лежит принцип постепенного усложнения материала. Двухвариантные тестовые задания следует проводить после каждого изученного раздела языка. Такая работа даёт возможность выявить пробелы учащихся, на которые впоследствии необходимо заострить внимание для их устранения.

Значительное место в процессе закрепления и контроля знаний обучающихся отводится проверочным раздаточным карточкам, с которыми можно работать на любой стадии урока. Они позволяют экономить время на уроке и охватить опросом большое количество учащихся.

Самостоятельная работа проводилась регулярно в течение всего учебного года. При планировании самостоятельной работы учитывались индивидуальные (психологические, когнитивные, творческие) особенности каждого ученика, что является необходимым условием эффективности проводимых учебных мероприятий, так как не все виды самостоятельной работы подходят для определённого ребёнка.

Итоговым этапом самостоятельной работы был контрольный диктант в конце года, который показал, что большинство детей, допустивших ошибки во входном диктанте, восполнили пробелы и усовершенствовали свои знания и навыки. Результаты диктанта представлены в таблице.

Результаты написания  диктанта в конце года, % учащихся

Без ошибок

1-2 ошибки

3-4 ошибки

Более пяти ошибок

23%

47%

27%

5%

Качество обучения составило 65%, обученность -95%

Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:

  • самостоятельная работа должна проводиться систематически;
  • самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер;
  • задания самостоятельной работы должны вызывать интерес учащихся;
  • при выборе самостоятельной работы нужно учитывать индивидуально-личностные способности учащихся.

Таким образом, самостоятельная работа учащихся является эффективным средством совершенствования навыков, достижения прочных знаний, рационального использования учебного времени. Итоги самостоятельной работы позволяют ученику видеть его продвижение вперёд. Умения и навыки, развивающиеся благодаря самостоятельной работе, позволяют учащимся самостоятельно усваивать материал, у них появляется интерес к процессу учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа на уроках русского языка (презентация)

Презентация о методах и приемах самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка...

Самостоятельная работа на уроках русского языка. Курсовая работа.

В наш век - век бурного развития науки и техники - ни одна школа не в состоянии дать человеку всех тех знаний,которые потребует от него жизнь. Но школа может привить детям необходимые навыки: ум...

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка

Статья посвящена проблемам организации различных видов самостоятельной работы на урока русского языка в общеобразовательной школе....

Самостоятельная работа на уроках русского языка

Самостоятельная работа на уроках русского языка...

Самостоятельная работа на уроках русского языка как средство активизации познавательного интереса

Организация самостоятельной работы и руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого учителя. Одной из главных функция такого вида работы является формирование высококультурной личнос...

«Самостоятельная работа на уроках русского языка и литературы

Презентация по данной теме поможет педагогам правильно организовать самостоятельную работу на уроке. Научить школьника всему в жизни нельзя, но можно и нужно научить добывать знания самостоятельно, ум...

Самостоятельная работа на уроках русского языка

Значимость организации и проведения самостоятельной работы на уроках русккого языка...