Степени сравнения наречий
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)

конспект урока и презентация по русскому языку для 7 класса на тему "Степени сравнения наречий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon stepeni_sravneniya_avtosohranennyy.ppt338.5 КБ
Файл stepen_sravn_nar.docx24.22 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 7 А классе Классная работа

Слайд 2

Степени сравнения прилагательных. Сравнительная простая Превосходная простая ЕЙШ, АЙШ. Сравнительная составная Превосходная составная ЕЕ, Е, ШЕ Новый – новее, сухой - суше Новый – новейший, злой - злейший более, менее+прилагательное Более новый , менее сухой самый, наиболее + прилагательное Наиболее новый , самый злой .

Слайд 3

Степени сравнения прилагательных. Поляны ( какие?) печальные сущ. + прил. Сравнительная степень. Печальнее более печальные Превосходная степень. Печальнейшие самые печальные

Слайд 4

Но продолжение было гораздо печальнее , чем в случае с отцом.

Слайд 5

В этом предложении слово печальнее обозначает признак предмета , потому что относится к существительному продолжение , отвечает на вопрос к а к о в о? (продолжение к а к о в о? печальнее). Начальная форма слова — печальны й. Оно изменяется по падежам, по числам) и по родам. В предложении является сказуемым . Следовательно, это слово — имя прилагательное , употреблённое в простой сравнительной степени .

Слайд 6

И чем крепче он думал, тем печальнее пела скрипка.

Слайд 7

В этом предложении слово печальнее обозначает признак действия , потому что относится к глаголу пела, отвечает на вопрос к а к? (пела к а к? печальнее). Начальная форма слова — печально . Слово не изменяется. В предложении является обстоятельством образа действия. Следовательно, это наречие , употреблённое в простой сравнительной степени.

Слайд 8

Тема: Степени сравнения наречий.

Слайд 9

Имя прилагательное Наречие Обозначает Признак предмета Признак действия Относится К имени существительному К глаголу Отвечает на вопрос Какой ? Какая ? Какое ? Как? Каким образом? В предложении является Сказуемым Обстоятельством Пример. НАШЕ ОЗЕРО (КАКОЕ?) ГЛУБЖЕ РЕКИ. АКВАЛАНГИСТ НЫРНУЛ (КАК?) ГЛУБЖЕ РАССТАВЛЕННЫХ СЕТЕЙ. Карточка-информатор. ВНИМАНИЕ! Формы сравнительной степени наречий и качественных прилагательных совпадают в произношении и написании. Чтобы не смешивать схожие формы этих частей речи, надо учитывать, что :

Слайд 10

Сравнительная степень Превосходная степень Простая форма Составная форма Составная форма. - ее, -ей быстро→ быстр ее → быстр ей -е громко→громч е -ше рано →рань ше Более, менее + Наречие в нач. ф. Более быстро Менее громко Наречие в сравн. степ. + Всех, всего Громче всех Быстрее всех Сильнее всего

Слайд 11

наречие «печально» печальн ее ( простая сравнительная ) более печально ( составная сравнительная ) печальн ее всех ( составная превосходная )

Слайд 12

Дорого Сегодня Вблизи Назло Зимой

Слайд 13

прилагательное 1)Дорога оказалась длиннее , чем мы ожидали. 2)После грозы небо казалось ещё чище , чем раньше. 3)Эта осень оказалась щедрее на грибы, чем предыдущая. 4)Небо ниже над головой в пасмурную дождливую погоду. 5)Метро быстрее автобуса 6)Мой бег был быстрее. наречие 1)Учитель объяснял, на мой взгляд, длиннее , чем следовало. 2)Квартира к приходу гостей вымыта чище , чем обычно 3)По сравнению с апрелем, в мае солнце дарило свои лучи щедрее . 4)По ступенькам он спустился ниже . 5)Метро движется быстрее автобуса 6)Я побежал быстрее , чем Саша.

Слайд 14

прилагательное 7)Моя машина лучше твоей 8)Отец мудрее своего сына. 9)Ее пение стало громче 10) Этот спортсмен сильнее . 11)Это дерево выше того наречие 7)Я могу бегать лучше . 8)Бабушка поступила мудрее . 9)сегодня она пела громче , чем вчера 10)Машину нужно толкать сильнее 11)сегодня он прыгнул выше , чем вчера

Слайд 15

 Рефлексия  -Я оцениваю свою работу на уроке (как ?…) -Мы сегодня поработали…(как? насколько? в какой степени?)

Слайд 16

Итоги урока 1.Какие степени сравнения имеют наречия? 2. Сколько форм имеет сравнительная степень? Какие? 3.Как образуются формы сравнительной степени? 4. Сколько форм имеет превосходная степень? Как она образуется?

Слайд 17

 Домашнее задание  Упражнение 243- по заданию

Слайд 18

*Творческая работа. 1)Составьте небольшой рассказ по теме: «Зимний день» Используйте в тексте наречия в сравнительной и превосходной форме.

Слайд 19

спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

План урока по русскому языку

Предмет: русский язык

Класс:7

Тема: Степени сравнения наречий.

Цели: показать способы образования степеней сравнения наречий, научить различать степени сравнения наречий и степени сравнения прилагательных.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся образовывать наречия сравнительной степени и превосходной степени; различать степени сравнения прилагательных и наречий

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.

Познавательные: строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные высказывания.

Методические приемы: повторение изученного, работа с таблицей, тренировочные упражнения, мозговой штурм, конэрс, верно-неверно, блиц-опрос

Методы: слово учителя, беседа, упражнение, использование наглядных пособий, работа с учебником

Принципы: пр-п доступности, сознательности, связи теории с практикой, наглядности

Оборудование урока: учебник, презентация, компьютер, раздаточные материалы

Ход урока

Орг момент

Приветствие

Актуализация знаний, подготовка к изучению новой темы

Записываем предложение.

Сквозь  в…лнистые  туманы

Проб…рается  луна,

На  печальные  поляны

Льёт  печально  свет  она.

-Сделать синтаксический разбор

-Указать орфограммы, встречающиеся в этом предложении (повторить чередование гласных и т.д.)

-Определить части речи

-Какие средства выразительности встречаются в предложении? (эпитет, олицетворение; вспомнить определение этих троп)

Верно-неверно

1)Верно ли, что в слове волнистые звуков больше, чем звуков? (в каких еще словах звуков больше, чем букв?)

сквозь, печально-букв больше, чем звуков;

2) верно ли, что в слове пробирается количество букв и звуков совпадает?

3) верно ли, что печальные-это качественное прилагательное

Найдите в предложении наречие, образованное от качественного прилагательного. Какое это наречие?

Наречие печально- определит, обр действия , от какой части речи образовано это наречие ( от качественного прилагательного-печальный) каким способом? суффиксальным, при помощи суффикса – о.

- Сказали, что образовано от прил. Давайте вспомним степени сравнения прилагательных (таблица в презентации). Образуйте от слова печальные прост/сост сравнит степ и прост/сост превосходной степени

- мы с вами вспомнили степени сравнения прил-ых

Изучение темы “Степени сравнения наречий

-Теперь обратите внимание на предложение, запишите его.

Но продолжение было гораздо печальнее, чем в случае с отцом.

Разбираем слово печальнее: от какого слова задаем вопрос, какой вопрос, что обозначает, нач форма, чем является в предл. Итак, какая это ч. речи, прил в какой степени ( в прост сравнит форме). Вывод на слайде

- Теперь посмотрим на второе предложение.

И чем крепче он думал, тем печальнее пела скрипка.

Записываем предл, выдел грамматическую основу

Что вы видите? Такое же ли это слово? Действительно ли такое? Может, оно относится к другой части речи? Давайте так же разберем это предложение. От какого слова задаем вопрос? На какой вопрос отвечает ( как?). Чем является в предл (обстоятельством)? Что обозначает? Следовательно, что это за часть речи? Вывод на слайде

Итак, промежуточный вывод:

В 1-м предложении слово печальнее обозначает признак предмета, потому что относится к существительному продолжение, отвечает на вопрос  к а к о в о? (продолжение к а к о в о? печальнее). Начальная форма слова —печальный. Оно изменяется по падежам, по числам) и по родам. В предложении является сказуемым. Следовательно, это слово — имя прилагательное, употреблённое в простой сравнительной степени.

Во 2-м предложении слово печальнее обозначает признак действия, потому что относится к глаголу пела, отвечает на вопрос  к а к? (пела к а к? печальнее). Начальная форма слова — печально. Слово не изменяется. В предложении является обстоятельством образа действия. Следовательно, это наречие, употреблённое в простой сравнительной степени.

-Есть ли сходство между частями речи? В чем же? И прил, и нар-е имеют степени сравнения. Итак, тема нашего урока? 

-Сегодня на уроке мы узнаем, как образуются степени сравнения наречий (сравнительная и превосходная).

Делаем вывод по карточке-информатору

Карточка-информатор.  ВНИМАНИЕ!

Формы сравнительной степени наречий и качественных прилагательных совпадают в произношении и написании.

Чтобы не смешивать схожие формы этих частей речи, надо учитывать, что:

Имя прилагательное

Наречие

Обозначает

Признак предмета

Признак действия

Относится

К имени существительному

 К глаголу

Отвечает на вопрос

Какой ? Какая ? Какое ?

Как? Каким образом?

В предложении является

Сказуемым

Обстоятельством

Пример.

НАШЕ ОЗЕРО (КАКОЕ?) ГЛУБЖЕ РЕКИ.

АКВАЛАНГИСТ НЫРНУЛ (КАК?) ГЛУБЖЕ РАССТАВЛЕННЫХ СЕТЕЙ.

-Рассматриваем таблицу

У наречий есть сравнительная и превосходная степени сравнений.

Сравнительная степень имеет две формы –– простую и составную. Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше, например: тонко – тоньше, легко – легче, быстро – быстрее.

Составная форма сравнительной степени наречий – это сочетание слова более и исходной формы наречия, например: пробежал более быстро, читал более внимательно.

Превосходная степень наречий имеет составную форму, представляющую собой сочетание двух слов –– сравнительной степени и местоимения всех (всего): выполнил лучше всех.

Затем дается перечень прил-ых качеств, относит, притяж прил-ых. Обратите внимание, от всех ли прил-ых образуются степени сравнения нар-й? Нет. Есть ограничение: Только наречия на -о и -е, образованные от качественных имён прилагательных, могут иметь степени сравнения, например: взлетел высоко –– взлетел выше, взлетел более высоко, взлетел выше всех.

Закрепление изученного материала

Конэрс

На ваших партах лежат листочки с предложениями. Итак, вам нужно определить, является ли выделенное слово прилагательным или наречием. Даю вам 30 сек. Кто думает, что это прилагательное собирается в левом углу, кто думает, что нар-е, собирается в правом углу.

Обратите внимание, что ваши листочки пронумерованы. Сейчас вам нужно будет найти свою пару и объяснить друг другу свой выбор. Начинает тот, у кого волосы длиннее. 30 сек-на ответ одного человека.

Предложения

1)Дорога оказалась длиннее, чем мы ожидали.

1)Учитель объяснял, на мой взгляд, длиннее, чем следовало.

2)После грозы небо казалось ещё чище, чем раньше.

2)Квартира к приходу гостей вымыта чище, чем обычно

3)Эта осень оказалась щедрее на грибы, чем предыдущая.

3)По сравнению с апрелем, в мае солнце дарило свои лучи щедрее.

4)Небо ниже над головой в пасмурную дождливую погоду.

4)По ступенькам он спустился ниже.

5)Метро быстрее автобуса

5)Метро движется быстрее автобуса

6)Я побежал быстрее, чем Саша.

6)Мой бег был быстрее.

7)Моя машина лучше твоей

7)Я могу бегать лучше.

8)Бабушка поступила мудрее.

8)Отец мудрее своего сына.

9)Сегодня она пела громче, чем вчера

9)Ее пение стало громче

10) Этот спортсмен сильнее

10)Машину нужно толкать сильнее

11)Это дерево выше того

11)сегодня он прыгнул выше, чем вчера

Сверимся по слайду, правильно ли вы распределились.

- Теперь выполняем упражнение 242. Из каждого абзаца записываем только 3 слова и образовываем от данных наречий формы простой сравнит степени. У доски будут работать 3 человека.

Рефлексия

Мы сегодня с вами поработали хорошо, продуктивно, эффективно (какие это у нас части речи?)

Возможно, кто-то думает, что ему нужно было быть активнее, слушать внимательнее, работать усерднее

Итог урока

Блиц-опрос

1.Какие степени сравнения имеют наречия?

2. Сколько форм имеет сравнительная степень? Какие?

3.Как образуются формы сравнительной степени?

4. Сколько форм имеет превосходная степень? Как она образуется?

Домашнее задание

1. § 36

2. Упражнение 243 по заданию

3. * творческая работа – написать небольшой рассказ по теме «Зимний день»



Грамматические признаки наречий

Главным морфологическим свойством наречий является их неизменяемость — это их постоянный морфологический признак.

Однако качественные наречия на -о / -е, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения.

В силу своей неизменяемости наречие связывается с другими словами в предложении примыканием. В предложении обычно бывает обстоятельством.

Некоторые наречия могут выступать как именная часть сказуемых. Чаще всего это сказуемые безличных предложений (На море тихо), однако некоторые наречия могут служить и сказуемыми двусоставных предложений (Разговор будет начистоту. Она замужем).

Наречия, выступающие как сказуемые безличных предложений, иногда выделяют в самостоятельную часть речи или в самостоятельный разряд внутри наречия и называются словами категории состояния (словами состояния, предикативными наречиями) — см. далее.
 

Степени сравнения качественных наречий на -о / -е

Степени сравнения наречий, как и степени сравнения прилагательных, обозначают большую / меньшую или наибольшую / наименьшую степени проявления признака. Устройство степеней сравнения наречия и прилагательного схоже.

Сравнительная степень

Сравнительная степень наречия обозначает большую или меньшую степень проявления признака:

— у одного действия субъекта по сравнению с другим действием этого же субъекта:

Петя бегает лучше, чем прыгает.

— у действия одного субъекта по сравнению с этим же действием другого субъекта:

Петя бегает быстрее, чем Вася.

— у действия субъекта по сравнению с этим же действием этого субъекта в другое время:

Петя бегает быстрее, чем раньше.

— у действия одного субъекта по сравнению с другим действием другого субъекта:

Ребенок бежит медленнее, чем взрослый идет.

Как и у прилагательного, сравнительная степень наречия бывает простая и составная.

Простая сравнительная степень наречия образуется следующим образом:

основа положительной степени без  (и без сегментов к/ок) + формообразующие суффиксы -ее(-ей), -е, -ше/-же (тепл-ее, громч-е, рань-ше, глуб-же).

От простой сравнительной степени прилагательного простая сравнительная степень наречия отличается синтаксической функцией: наречие бывает в предложении обстоятельством (Он прыгнул выше отца) или сказуемым безличного предложения (Стало теплее), а прилагательное выступает как сказуемое двусоставного предложения (Он выше отца) или как определение (Дай мне тарелку поменьше).

Составная сравнительная степень наречия имеет следующую структуру:

элементы более / менее + положительная степень (Он прыгнул более высоко, чем отец).

Превосходная степень обозначает наибольшую / наименьшую степень проявления признака.

В отличие от прилагательных наречие не имеет простой превосходной степени сравнения. Остатки простой сравнительной степени представлены лишь во фразеологизированных оборотах покорнейше благодарю, нижайше кланяюсь.

Составная превосходная степень сравнения наречия образуется двумя способами:

1) наиболее / наименее + положительная степень (Он прыгнул наиболее высоко),

2) простая сравнительная степень + всего / всех (Он прыгнул выше всех); отличие от превосходной степени сравнения прилагательных — в синтаксической функции обстоятельства, не сказуемого двусоставного предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Степени сравнения наречий

Урок русского языка в 6 классе" Степени сравненич наречий" (закреление) идёт с показом презентации. Цель- уметь отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных в сравнительной степени...

Степени сравнения наречий

Данный урок и презентация разработаны для проведения открытого урока по данной теме....

Проверочная работа по теме "Степени сравнения наречий" 7 класс

После изучения темы "Степени сравнения наречий" можно провести небольшую самостоятельную работу с целью выявления пробелов по данной теме...

Степени сравнений наречия

Степени сравнений наречия...

Степени сравнения наречий. 7 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ  УРОКА            Степени сравнения наречий.      (Тема урока)  ФИО...

«СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ НАРЕЧИЙ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР НАРЕЧИЯ.»

«СТЕПЕНИ  СРАВНЕНИЯ  НАРЕЧИЙ.  МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ  РАЗБОР  НАРЕЧИЯ.»...