«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Ражапова Анна Сергеевна

План-конспект урока по русскому языку в 9 классе к учебнику Ладыженской «Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия»


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока : «Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия»


Цели урока:
Образовательные:

– выявить условия постановки тире в бессоюзном сложном предложении;
– формировать умение разграничивать сложные бессоюзные предложения, разделенные тире, и другие конструкции, в которых встречается тот же пунктуационный знак.

Развивающие:

– развивать умение систематизировать полученные знания, составлять схемы;
– развивать умение организовывать свою деятельность, определять ее цели.

– формирование межличностных отношений в учебной деятельности.
Воспитательные:

– воспитывать стремление совершенствовать свою письменную и устную речь.

– воспитание культуры обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться.

Тип урока : урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, классная доска.


Ход урока

Этапы урока

Текст конспекта

Оргмомент

– Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Разминка

СЛАЙД
– Ребята, давайте сделаем небольшую разминку. Скажите, к какому типу словосочетание «плакал без звука»?
(Управление) 
– Преобразуйте, пожалуйста, в словосочетание со связью примыкание.
(«плакал беззвучно»)
– Молодцы!

Проверка домашнего задания

СЛАЙД
– Ребята, теперь проверим домашнее задание. На прошлом уроке вы изучали тему «Бессоюзное сложное предложение со значение причины, пояснения, дополнения», т.е. постановка двоеточия в БСП. Вам был задан §34, упражнение 198. Сдайте, пожалуйста, тетради с домашней работой. Минута вам на повторение параграфа.
(Пока ученики повторяют домашнее задание, раздаю им проверенные тетради с прошлой домашней работой).
– Итак, к доске идет …
– Спасибо,...! Есть вопросы у вас, ребята?
– Какую оценку вы поставите … ?
СЛАЙД
– Давайте проговорим правило все вместе ещё раз.
(Проговариваем правило вместе с детьми).

Актуализация новых знаний

СЛАЙД
– Попрошу обратить внимание на слайд.
(На слайде предложения:
1. На крышах, на деревьях — везде лежал снег.

2. Хорошо писать — хорошо мыслить.
3. Настанет вечер — загорятся на небе звезды.)
– Скажите, можете ли вы объяснить постановку тире в первых двух предложениях?
(1.однородные члены перед обобщающим словом, 2.между частями простого предложения,главные члены — инфинитив).

– А в последнем? (БСП со значением времени).

Вывод темы урока

– Ребята, как вы поняли, какая сегодня тема урока?
СЛАЙД
«ТИРЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»
– Открываем тетради, записываем число, «классная работа» и тему урока. (число и «классная работа» предварительно записаны на доске)

Цель урока

– Какая цель нашего урока?
СЛАЙД
«Рассмотреть условия постановки тире в бессоюзном сложном предложении, отработать навык постановки нужного знака препинания»

Изучение нового материала

СЛАЙД
1. Первая часть указывает на
время того, о чемговорится во второй части (перед первой частью можно вставить союз когда).
Упадет луч солнца на траву — вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.
[когда] - [       ]

СЛАЙД
2.Первая часть обозначает
условие того, о чем говорится во второй части (перед первой частью можно вставить союз если).
Совесть потеряешь — другой не купишь.
[если] - [      ]

СЛАЙД
3.Первая часть указывает на
причину того, о чем говорится во второй части (перед первой частью можно вставить союз так как), а вторая часть указывает на следствие того, о чем говорится в первой части (между частями предложения можно вставить союз поэтому).
Распахнули окна — запах сосен вступил на веранду. [так как] — [поэтому]

СЛАЙД
4.Первая часть по содержанию
противопоставляется второй (между частями предложения можно вставить союз а или но).
Мир строит — война разрушает.
[      ] - а, но [      ]

СЛАЙД
5.Во второй части содержится сравнение с тем, о чем сказано в первой части (между частями предложения можно вставить союзы
словно, как будто).
Молвит слово — соловей поет.
[     ] - словно, как будто [     ]

СЛАЙД
(Проговариваем все правило снова)
[когда] - [       ]
[если] - [      ]
[так как] — [поэтому]
[     ] - а, но [     ]
[     ] - словно, как будто [     ]

Работа устно

– Открываем учебник, страница 135, упражнение 199.
– ***, прочитай, пожалуйста, задание.
(Устно прочитать предложения и объяснить постановку тире в БСП)
– Давайте выполним это упражнение. Пожалуйста, читаем и объясняем по цепочке, начиная с первого ряда.

Работа с классом

– Сейчас один человек идет к доске, остальные работают в тетрадях.
1.Пробовал бежать — ноги от страха не двигались.
– Почему поставили тире?
(противопоставление)
– Объясни написание слова «бЕжал»
(бЕг), почему «не двигались» написал раздельно (не с глаголом), спряжение глагола «двигались» (I спр)
– Подчеркни главные члены предложения и составь схему предложения.
( [ = ] – [ – = ].)
– Назови вид 1го предложения
(односоставное, определенно-личное)
– Назови типы сказуемых
(СГС, ПГС)

2.Я бы в летчики пошел — пусть меня научат.

– Почему поставили тире? (следствие)
– Объясни написание слова «пошЁл»
(шЕдший), почему «бы» написал раздельно (частица), спряжение глагола «пошел» (II спр)
– Подчеркни главные члены предложения и составь схему предложения.
 ( [ – = ] – [ = ].)
– Назови вид 2го предложения
 (односоставное, неопределенно-личное)
– Назови типы сказуемых
(ПГС, ПГС)

3.Ехал сюда – рожь начинала желтеть.
– Почему поставили тире?
(время)
– Объясни написание слова «рожЬ»
 (сущ, Ж.р., 3скл), «начИнала» (чередующийся корень -чин-, пишется И, тк есть суффикс А), «жЕлтеть» (жЁлтый). 
– Подчеркни главные члены предложения и составь схему предложения.
( [ = ] – [ – = ].)
– Назови вид 1го предложения
(односоставное, определенно-личное)
– Назови типы сказуемых
(ПГС, СГС)

4. Нравится рисовать – рисуй на здоровье.
– Почему поставили тире?
(условие)
– Объясни написание слова «нравиТСя»
(что делает?), почему «на здоровье» написал раздельно (предлог с существительным)
– Подчеркни главные члены предложения и составь схему предложения.
( [ = ] – [ = ].)
– Назови виды предложений
(односоставные,безличное,определенно-личное)
– Назови типы сказуемых
(СГС, ПГС)

5. По улице идет — лебедушка плывет.

– Почему поставили тире? (сравнение)
– Объясни написание слова «лЕбедушка»
 (лЕбедь), спряжение глагола «идет» (II спр), «плывет» (I спр)
– Подчеркни главные члены предложения и составь схему предложения.
( [ = ] – [ – = ].)
– Назови вид 1го предложения
(односоставное, неопределенно-личное)
– Назови типы сказуемых
(ПГС, ПГС)

Запись домашнего задания

– Давайте запишем домашнее задание: §35, упражнение 200. Задание на отдельную оценку – у Пушкина найти 3 предложения с тире в БСП.

Итог. Рефлексия.

– Ребята, что мы узнали сегодня на уроке? (в каких случаях в БСП ставится тире)
– Когда в БСП ставится тире?
(значение противопоставления, времени, условия, следствия и сравнения)
– Спасибо за урок, до свидания!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...

«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».

Цель: развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми от...

«Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».

Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями ...

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия"

Методическая информация Тема урока /занятия Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. Автор учебника, по которому ведётся обучение ...

План - конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".

В представленном плане - конспекте содержится необходимый материал для повторения ранее изученного, объяснения и закрепления темы урока....

Презентация к уроку "Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия".

Презентация к уроку "Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия"....