«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Цель: развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми отношениями между частями, грамотно оформлять их на письме; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитывать личности, способные на самостоятельную деятельность.

Оборудование: учебник «Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/  Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2014 год. Часть 2., схема, учебные тексты, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.

Прогнозируемые результаты: учащиеся определяют смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; знают правила постановки тире между частями бессоюзного сложного предложения; конструируют данные синтаксические конструкции; правильно и уместно используют бессоюзные сложные предложения в речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».

(урок в 9 классе)

Цель: развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми отношениями между частями, грамотно оформлять их на письме; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитывать личности, способные на самостоятельную деятельность.

Оборудование: учебник «Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/  Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2014 год. Часть 2., схема, учебные тексты, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.

Прогнозируемые результаты: учащиеся определяют смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; знают правила постановки тире между частями бессоюзного сложного предложения; конструируют данные синтаксические конструкции; правильно и уместно используют бессоюзные сложные предложения в речи.

Ход урока.

I. Организационный этап.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Постановка тире в простом предложении. Работа с таблицей.

Пример (заполнено учителем)

Тире употребляется (заполняют учащиеся)

Тигр – животное чрезвычайно красивое, но крайне опасное.

Дважды два – четыре.

Без дела сидеть – стареть.

Для настоящего музыканта закон – играть часов по шесть в день.

Картины на стенах, чёрный рояль, старинные часы – всё это казалось необычным для меня.

«Я выстрелил, продолжал граф, и, слава Богу, дал промах».

Вариант выполнения задания:

Пример (заполнено учителем)

Тире употребляется (заполняют учащиеся)

Тигр – животное чрезвычайно красивое, но крайне опасное.

Между подлежащим и сказуемым при нулевой связке, если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным.

Дважды два – четыре.

Между подлежащим и сказуемым при нулевой связке, если подлежащее и сказуемое выражены именем числительным.

Без дела сидеть – стареть.

Между подлежащим и сказуемым при нулевой связке, если подлежащее и сказуемое выражены инфинитивом.

Для настоящего музыканта закон – играть часов по шесть в день.

Между подлежащим и сказуемым при нулевой связке, если подлежащее и сказуемое выражены: один – инфинитивом, другой – именем существительным.

Картины на стенах, чёрный рояль, старинные часы – всё это казалось необычным для меня.

В предложениях с однородными членами перед обобщающим словом.

«Я выстрелил, продолжал граф, и, слава Богу, дал промах».

В предложениях с прямой речью перед словами автора.

2. Беседа.

 - Что является средством связи в бессоюзном сложном предложении?

 - Какие пунктуационные знаки встречаются в них?

 - В каких случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставят запятую?

 - В каких случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставят точку с запятой?

 - От чего зависит интонация в бессоюзном сложном предложении?

III. Развитие умений  определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов.

1. Анализ информации, представленной в таблице упр. №192 на с. 128-129 учебника.

2. Использование синтаксических синонимов для определения смысловых отношений: упр.193, стр.130 учебника

3. Коллективная работа над составлением схемы (запись на доске и в тетрадях)

Тире в бессоюзном сложном предложении.

                  -     противопоставление

Ввысь взлетит Сокол – (а) жмётся Уж к земле.         (М. Горький)

  Время            -

(Когда) Придёт вечер  поговорим.

 Условие          -

(Если) Несчастья бояться – счастья не видать.           (Пословица)

-

                      -    Вывод, следствие

Дружно за мир стоять – (так что) войне не бывать.  (Пословица)

                  -            сравнение

Молвит слово – (словно, будто) соловей поёт.

-быстрая смена действия

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.                (И. А. Крылов)

IV. Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся.

1. Упр. 195 стр. 130 учебника.

2. Практическая работа: конструирование бессоюзных сложных предложений.

Задание: объедините простые предложения в бессоюзные сложные. Запишите их и расставьте знаки препинания.

1) К вечеру собралась гроза. Над хутором стала бурая туча (М. Шолохов).2) Дунуло лютым холодом. Посыпался снег, началась завируха, смешивая небо с землёй (В. Катаев).3) Вдруг он услышал пение. Это пела бабушка (В. Панова). 4) Женька взял коробку и открыл. В ней были куски пластилина (В. Панова).

3. «Умники и умницы»: работа в парах с раздаточным материалом.

Задание: Определите, как по смыслу различимы данные предложения.

1) В поле потемнело: надвигалась гроза. В поле потемнело, надвигалась гроза. Надвигалась гроза – в поле потемнело.

2) Выйти невозможно: на улице дождь. На улице дождь – выйти невозможно.

3) Будет холодно – поедим домой. Поедим домой: будет холодно.

4) Луны не было видно: она в ту пору поздно всходила. Луна всходила поздно – её не было видно.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Обобщающая беседа:

 - Какие смысловые отношения в бессоюзном сложном предложении обозначают с помощью тире?

 - Какими союзами можно проверить эти отношения?

 - С какой интонацией произносят бессоюзное сложное предложение, если в нём стоит тире?

 - В каких синтаксических конструкциях кроме бессоюзных сложных предложений используют тире?

VI. Домашнее задание:

1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.

2. Выполнить упражнение по выбору в рабочей тетради, часть 2 по изученной теме.

Литература:

1. Учебник «Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразовательных организаций/  Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2014 год. Часть 2.

2. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение 2013.

3.Русский язык. 9 класс: II полугодие: планы-конспекты уроков/Г. Е. Фефилова. – Ростов н/ Д: Феникс, 2013.

4. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя/ Г. А. Богданова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2003.

5. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие. – М.: ВАКО, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...

«Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».

Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями ...

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия"

Методическая информация Тема урока /занятия Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. Автор учебника, по которому ведётся обучение ...

План - конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".

В представленном плане - конспекте содержится необходимый материал для повторения ранее изученного, объяснения и закрепления темы урока....

Презентация к уроку "Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия".

Презентация к уроку "Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия"....

«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия»

План-конспект урока по русскому языку в 9 классе к учебнику Ладыженской «Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия»...