Знаки препинания в предложениях с однородными членами
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Веселова Юлия Валерьевна

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_veselova_chg.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ОУ: МБОУ «Гимназия № 1»

Учитель: Веселова Юлия Валерьевна

Название урока

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тип урока

Урок изучения нового материала

Технологии урока

Беседа. Работа в группах.

  Образовательная среда урока

Учебник, тексты

Цели урока

Главная дидактическая цель урока

Обобщение единичных знаний по теме  в систему

Обучающие цели

Повторение сведений об однородных членах предложения; анализ предложений с однородными членами предложения. 

Формирование навыка нахождения в предложении однородных членов и постановки знака препинания при них, умения графически обозначать однородные члены, составлять алгоритм действия.

Развивающие цели

Развитие критического мышления через чтение художественного текста; развитие логического мышления; языкового чутья.

Воспитывающие цели

Формирование уважительного отношения к одноклассникам

Этапы урока

время

деятельность

Прогнозируемые результаты, Решаемые предметные задачи

учителя

ученика

УУД

Организационный

2

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- формирование положительной мотивации к уроку.

Актуализация опорных знаний

10

Фронтальное повторение сведений, необходимых для полноценного восприятия детьми нового материала.

Какие члены предложения называются однородными?

С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?

Какие именно члены предложения могут быть однородными?

Приведите примеры предложений, в которых были бы однородные:
а) подлежащие,
б) сказуемые,
в) дополнения,
г) определения,
д) обстоятельства.

Раздаточный материал, презентация

ЛЕСНОЙ ОРКЕСТР
В мае все лесные жители поют и играют, кто на чём и как умеет. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжанье, и урчанье, и кваканье.
Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы, свистят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет козуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки. (В.Бианки)

Вопросы к тексту:

1. Какой из музыкальных инструментов не называется в тексте?

  1. Скрипка
  2. Арфа
  3. Барабан
  4. Флейта

2.Назовите слова, которые характеризуют действия, происходящие во время игры лесного оркестра. Какие из этих слов употреблены в переносном значении?

3.Подумайте, почему именно в мае можно услышать игру «лесного оркестра»?

Желающие отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры.

Познавательные УУД:

- умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках.

Коммуникативные УУД:

- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Постановка проблемы. Исследование языкового материала.

Формирование темы и целей урока.

7

Наблюдение над материалом урока

Прочитайте еще раз текст, найдите предложения с однородными членами. Определите, выражены ли они одной частью речи или нет?

-Какую особенность интонации вы заметили в предложении с однородными членами?

- Как в нём используются знаки препинания?

Сформулируйте тему урока. Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке?

Что нам для этого необходимо?

Учитель дополняет ответы учащихся, организует и сопровождает их деятельность.

Чтение текста.

Отвечают на поставленные вопросы.

Формулируют тему урока.

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные УУД:

- постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Регулятивные УУД:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

- планирование- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Первичное усвоение новых знаний

8

Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Работа с конспектами.

Запомнить правило поможет следующее стихотворение:

Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно! О, О.

Если же вдруг появился союз, то запятая тогда – лишний груз! О и О

Если союз к нам пришел не один,

Ставь запятую перед вторым!

О и О, и О

А перед союзами «А» и «НО»

Долгих сомнений быть не должно.

И не думай здесь впустую,

Ставь скорее запятую! О, но О О, а, О

Заполнить тетрадь по теории

Союзы

Примеры

Схемы

Безопасные

союзы но, а

Нет союза

Мал золотник, но дорог.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

В зоопарке жили обезьяны, носороги, тигры, львы.

О, но О.

О, а О.

О, О, О, О.

Опасный

союз

и

В зоопарке жили обезьяны, носороги, тигры и львы.

В зоопарке жили обезьяны и носороги, тигры и львы.

В зоопарке жили обезьяны, и носороги, и тигры, и львы.

В зоопарке жили и обезьяны, и носороги, и тигры, и львы.

О, О, О и О.

О и О, О и О.

О, и О, и О, и О.

и О, и О, и О, и О.

Заполняют таблицу в справочниках

Ученик рассказывает по таблице

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнёра высказывания

Познавательные УУД:

- извлечение необходимой информации из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации;

Коммуникативные УУД:

- осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

- управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Регулятивные УУД:

- планируют необходимые действия, действуют по плану;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Физкультминутка.

2

Рисование «ленивых восьмерок» глазами.

Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.

Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 секунд.

Выполняют динамическую паузу

Познавательные УУД:

- действие по аналогии.

Регулятивные УУД:

- приложение волевых усилий.

Включение правила в систему знаний.

8

Учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Работа в парах

Расставьте знаки препинания.

Красиво тихо было в лесу в этот ранний час. По обе стороны дороги бушуют и зеленые и желтые и красные и багряные краски осени. Молодые осинки и стройные березки спускаются по косогору. Остро пахнет сырой землей прелыми листьями. В лесу растут рыжики и маслята подберезовики и грузди опята и волнушки.

Учитель дополняет ответы учащихся, организует и сопровождает их деятельность.

Выполняют задание.

Познавательные УУД:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные УУД:

- приложение волевых усилий и преодоление трудностей на пути достижения целей.

Заключительная часть урока. Рефлексия учебной деятельности.

3

Наша работа подходит к завершению. Возвращаемся к цели нашего урока.

Что вызвало особые затруднения?
- Какие члены предложения могут быть однородными?

- Когда между однородными членами предложения ставится запятая?

- Когда между однородными членами предложения не ставится запятая?

- Подведем итоги нашего урока в виде блиц-опроса. Прослушайте утверждения. Рядом с верными поставьте «+», а с неверными – «-»

1.Однородные члены – это смысловые отрезки.

2.Между однородными членами всегда ставится запятая.

3.Однородные члены соединены сочинительной связью

4.Без однородных членов не существует предложения.

- Сравните с образцом на доске. Кто справился без ошибок?

Выставление оценок за урок, комментирование.

Домашнее задание.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Запись домашнего задания.

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

- волевая саморегуляция;

- оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

- прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 11 классе по теме "Знаки препинания в предложениях с однородными членами" (мультимедийная презентация)

Материал для повторения темы "Знаки препинания при однородных членах предложения"...

Связь однородных членов без союзов и с помощью союзов. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Урок презентация поможет развить умение распозновать в предложении однородные члены....

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...

Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...

Технологическая карта урока на тему "Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом перед однородными членами"

Материал представляет собой технологическую карту, разработанную к уроку русского языка в 5 классе по данной теме...