Рабочая программа по русскому языку (7 класс)
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Плюснина Елизавета Александровна
В рабочей программе представлено календарно-тематическое планирование, содержание учебного материала.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rya_7_klass_2021-2022_uch.god_.docx60.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22

г. УЛАН-УДЭ»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________Махно Е. В.

от«» _________ 2022 г.

«Согласовано»

Зам.иректора по УВР  

________Ж.Б. Буянтуева

от« __» _______ 2022 г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ №22»

________И.В.Черкозьянов

Приказ №______

от«__» _________ 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРЕДМЕТ: Русский язык

КЛАСС: 7 «В»

УЧИТЕЛЬ: Плюснина Е. А.

КАТЕГОРИЯ:

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ: 3 часа

УМК: Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2013

г. Улан-Удэ

2021-2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса МАОУ «СОШ № 22» разработана в соответствии с требованиями документов:

− Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

− Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

− ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897;

− Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 4 февраля 2020 г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию);

− Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20)

− СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28;

− СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утверждённые постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;

− Учебный план МАОУ «СОШ № 22»;

− Положение о рабочих программах МАОУ «СОШ № 22».

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Реализация программы направлена на достижение следующих целей:

  • осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения;
  • проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;        
  • овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
  • овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка;
  • практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств;
  • совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
  • воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
  • совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
  • овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
  • совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка;        
  • развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.);
  • освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.

Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности. Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода, а также ориентировано на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Речевая и текстовая деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка.

Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных результатов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновидности языка»).

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения.

Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования.

Учебным планом на изучение русского языка в 7 классе отводится –

105 ч. (3 часов в неделю) при 35 рабочих неделях.

ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

  • технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся;
  •  игровые технологии;
  •  информационные технологии;
  •  проектные технологии;
  •  технологии личностно-ориентированного образования;
  •  здоровьесберегающие технологии;
  •  тестовые технологии.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

Личностные результаты освоения рабочей программы по русскому языку основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
  • активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
  • понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
  • представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;
  • готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
    к взаимопониманию и взаимопомощи;
  • активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).

Патриотического воспитания:

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
  • проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»;
  • ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

        Духовно-нравственного воспитания:

  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
  • готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
  • активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

        Эстетического воспитания:

  • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
  • понимание эмоционального воздействия искусства;
  • осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
  • осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;
  • понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
  • стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:         

  • осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
  • ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
  • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования;
  • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
  • умение принимать себя и других, не осуждая;
  • умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке;
  • сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

        Трудового воспитания:

  • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
  • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей;
  • уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
  • осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
  • умение рассказать о своих планах на будущее.

        Экологического воспитания:

  • ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
  • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
  •  готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

        Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
  • закономерностях развития языка;
  • овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;
  • овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования;
  • установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
  • потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
  • необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития;
  • умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
  • способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт;
  • воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
  • формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации;
  • быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

Метапредметные результаты

        1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями

        Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
  • устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
  • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
  • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;         
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов;
  • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;         
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
  • формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
  • составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
  • проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;         
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
  • выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
  • использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
  • использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
  • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
  • эффективно запоминать и систематизировать информацию.

2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями

        Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
  • знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
  • в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

Совместная деятельность:

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
  • выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
  • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.

        3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями

        Самоорганизация:

  • выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
  • ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;         делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль:

  • владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;         
  • давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
  • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;
  • понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения;
  • оценивать соответствие результата цели и условиям общения.

Эмоциональный интеллект:

  • развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
  • выявлять и анализировать причины эмоций;
  • понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.

Принятие себя и других:

  • осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
  • признавать своё и чужое право на ошибку;
  • принимать себя и других, не осуждая;
  • проявлять открытость;
  • осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Предметные результаты:

Обучающимся необходимо знать определения основных изучаемых в 7  классе языковых единиц, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры; производить морфологический разбор изученных в 7 классе частей речи, словообразовательный разбор слов,  синтаксические разбор с двумя главными членами, выраженным безличным глаголом; уметь анализировать словарные статьи: с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слов; придерживаться норм литературного языка в пределах изученного материала.

  • Орфография: обучающиеся должны находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 7 классе.
  • Пунктуация: видеть в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
  • Речь: уметь составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания пейзажа, действий и помещения. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста. Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме. Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
  • Словообразование:

- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

- знать основные способы образования слов в русском языке;

- производить словообразовательный разбор слова.

  • Лексикология:

- понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций;

- объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

- объяснять различия лексического и грамматического значений слова;

- пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;

  • Морфология:

- различать части речи: самостоятельные и служебные (имя существительное, прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, причастие, деепричастие, категория состояния, союз, частица, предлог);

- правильно характеризовать морфологические признаки имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий, предлогов, союзов, частиц.

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:

Диктанты (контрольные, творческие, графические), сочинения, изложения, тесты.

Изучение программного материала по предмету «Русский язык» возможно с использованием дистанционных форм обучения. Для организации обучения в рамках курса рекомендованы следующие образовательные платформы:

  • Учи.ру;
  • ФГБУ "Федеральный институт педагогических измерений";
  • РЭШ «Российская электронная школа»;
  • Сдам ГИА: Решу ВПР

Электронные сервисы для обеспечения образовательного процесса:

  • ZOOM;
  • Skype;
  • Google Meet

УМК:

Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из:

1

Примерной основной образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 4 февраля 2020 г.

федерального учебно-методического объединения по общему

образованию)

2

Программы по русскому языку для 5-9 классов к предметной линии учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других

3

Русский язык. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др. – 12-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012.

4

Учебник: Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2013

5

Электронное сопровождение УМК

Раздел: Содержание тем учебного курса.

  1. Введение. 1 ч.

Русский язык как развивающееся явление. Язык и культура народа. Лингвистика как наука о языке и речи. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.

  1. Повторение изученного в 5-6 классах. 7 ч.

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Орфографические, пунктуационные условия написания слов. Морфемные признаки слова. Морфологические признаки частей речи. Опознавательные признаки морфемики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.

  1. Тексты и стили. 4 ч.
  2. Морфология. Орфография. Культура речи.  50 ч.

Причастие – 22 ч.

Повторение пройденного о глаголе. Свойства прилагательных и глагола у причастия. Синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия. Обособление причастного оборота. Не с причастиями. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в суффиксах причастий. Описание внешности человека.

Деепричастие – 9 ч. 

Повторение пройденного о глаголе. Свойства наречия  и глагола у деепричастия. Синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Не с деепричастиями. Рассказ по картине.

Наречие – 15 ч. 

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль. Текстообразующая роль. Словообразование наречий.  Не с наречиями. Правописание суффиксов наречий. Н и НН в суффиксах наречий.

Описание действий как вид текста.

Категория состояния – 4 ч. 

Категория состояния как часть речи. Отличие от наречий. Синтаксическая роль.

Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

Предлог – 8 ч.

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов.Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные.

Текстообразующая роль предлогов. Слитное и раздельное написания

предлогов. Дефис в предлогах. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз – 10 ч.

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Простые и составные. Текстообразующая роль союзов. Слитное и раздельное написания союзов.

Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.

Частица – 10 ч.

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц.

Текстообразующая роль. Формообразующие и смысловые частицы.

Различение НЕ и НИ, их правописание.  Рассказ по данному сюжету.

Междометие – 3 ч.

Междометие. Звукоподражательные слова.

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

  1. Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах.7 ч.
  2. Итоговый контроль. 3 ч.
  3. Резерв – 2ч.

 Календарно-тематическое планирование

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания. Параграф учебника

1

Введение. 1 ч.

Русский язык как развивающееся явление.

1

2

Повторение изученного в 5-6 классах - 6 ч.+1 КР

Синтаксис. Словосочетание и предложение. Синтаксический разбор.

1

1

3

  Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

2

4

 Лексика и фразеология.

1

3

5

 Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

1

4

6

 Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.

1

5

7

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.  

1

6

8

Контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием.

1

9

Тексты и стили.2 ч.+1ПР+1 РР

  Р/Р  Текст.

1

7

10

Диалог как текст. Виды диалога.

1

8-9

11

Стили  литературного языка. Публицистический стиль

1

10-11

12

Практическая работа.

1

13

Морфология и орфография. Культура речи (50 ч.)

Причастие – 20 ч. +1 КР+ 1 РР

Повторение изученного о глаголе. Причастие как часть речи.

1

12

14

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1

13

15

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

1

14

16

Практикум по теме «Выделение причастного оборота запятыми».

1

17

Р/Р Описание внешности человека.

1

15

18

Действительные и страдательные причастия.

1

16

19

Краткие и полные страдательные причастия.

1

17

20

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

1

18

21

Действительные причастия прошедшего времени.

1

 

19

22

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

1

20

23

Страдательные причастия прошедшего времени

1

21

24

Гласные     перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

1

22

25

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в суффиксах отглагольных прилагательных.

1

23

26

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в суффиксах отглагольных прилагательных. Закрепление.

1

23

27

 Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

1

24

28

Морфологический разбор причастий.

1

25

29

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

1

26

30

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1

27

31

Употребление причастий.

1

32

Р/Р Выборочное изложение.

1

33

Обобщение и повторение изученного по теме «Причастие».

1

34

Контрольный диктант по теме «Причастие. Причастный оборот».

1

35

Деепричастие – 7+1РР+1КР

Деепричастие как часть речи.

1

28

36

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

1

29

37

Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

1

30

38

Деепричастия несовершенного вида.

1

31

39

Деепричастия совершенного вида.

1

32

40

Морфологический разбор деепричастия.

1

33

41

Повторение и обобщение по теме "Деепричастие".

1

42

Р/Р Подготовка к сочинению по картине

1

43

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

44

Наречие – 12+2 РР+1 КР

Наречие как часть речи. Разряды наречий.

1

34-35

45

 Степени сравнения наречий.

1

36

46

Морфологический разбор наречий.

1

37

47

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и -Е.

1

38

48

Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий.

1

39

49

Одна и две Н в наречиях на –О и -Е.

1

40

50

Р/Р . Описание действий.

1

41

51

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

1

42

52

Буквы О и А на конце наречий

1

43

53

Дефис между частями слова в наречиях. Практикум по теме "Дефис между частями слова в наречиях".

1

44

54

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

1

45

55

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

46

56

Р/Р Описание картины

1

57

Повторение и обобщение изученного по теме "Наречие". Практикум по теме "Наречие".

1

58

Контрольная работа по теме "Наречие".

1

59

Категория состояния- 2+2РР

РР. Отзыв.

1

47

60

РР.  Учебный доклад

1

48

6

1

Категория состояния как часть речи.

1

49

62

Морфологический разбор категории состояния. Обобщение по теме "Категория состояния".

1

50

63

Служебные части речи – 31 ч..

Предлоги- 6+2 РР ч.

Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи.

1

51-52

64

 Употребление предлогов.

1

53

65

Непроизводные и производные предлоги.

1

54

66

Простые и составные предлоги.

1

55

67

Морфологический разбор предлога.

1

56    

68

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

1

57

69

Р/Р Изложение с элементами сочинения (по К. Паустовскому "Скрипучие половицы)

1

70

Р/Р Изложение с элементами сочинения (по К. Паустовскому "Скрипучие половицы)

1

71

Союзы – 8 ч.+2 КР

  Союз как часть речи. Простые и составные союзы.

1

58-59

72

Союзы сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в речи.

1

60

73

 Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

1

61

74

Сочинительные союзы.

1

62

75

Подчинительные союзы.

1

63

76

Морфологический разбор союза.

1

64

77

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

1

65    

78

 Обобщение по теме "Союз".

1

79

Контрольная работа по теме «Союз»

1

80

Анализ работы

1

81

Частицы – 8ч.+1РР+1 РР

Частица как часть речи.

1

66

82

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1

67

83

Смыслоразличительные частицы.

1

68

84

Раздельное и дефисное написание частиц.

1

69

85

Морфологический разбор частицы.

1

73

86

Отрицательные частицы НЕ и НИ. Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ.

1

87

Частица НИ, приставка НИ, союз НИ…НИ.

1

88

Р/Р Сочинение

1

89

Обобщение по теме "Частица".

1

90

Контрольная работа по теме               «Частица»

1

91

Междометие -2ч. +1 КР

 Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания в междометиях.

1

74

92

  Производные междометия. Звукоподражательные слова.

1

75

93

 Контрольный итоговый тест по теме"Служебные части речи".

1

94

Повторение – 7 ч.

Разделы науки о языке. Текст и стили речи. Учебно-научная речь.

1

76-77    ДО

95

Фонетика и графика.

1

78

96

Лексика и фразеология.

1

79

97

Морфемика и словообразование.

1

80

98

Морфология. Самостоятельные части речи.

1

81

99

Орфография

1

82

100

Синтаксис и пунктуация

1

83-84

101

Итоговый контроль – 3ч.

Итоговая контрольная работа в формате ВПР.

1

102

Итоговая контрольная работа в формате ВПР.

1

103

Анализ работ

104

Резерв – 2 ч.

Резервные уроки

105

Резервные уроки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...