Урок русского языка по теме "Собирательные числительные" (6 класс, ФГОС)
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Гарипова Екатерина Юрьевна

Предмет русский язык. Класс 6. Тип урока: урок открытия новых знаний. Форма урок: урок смешанного типа. Тема: Собирательные числительные. Цель: Изучить разряд количественных числительных-собирательные, научить применять на практике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта.48.44 КБ
Файл презентация309.25 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет ___русский язык___                  Класс _______6 «В»______                                        Дата __18.02.2021_______

Тип урока______урок открытия новых знаний_________Форма урока_____урок смешанного типа___

Тема: Собирательные числительные

Цель: Изучить разряд количественных числительных-собирательные, научить применять на практике

Планируемые результаты:

- личностные

                   • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

                  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению

- предметные 

  • формирование знаний об особенностях собирательных числительных, их склонении,  употреблении в речи;
  • формирование умений употреблять и склонять собирательные числительные.

- метапредметные

  • формирование умений определять цель предстоящей деятельности;
  • коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения, выполнения учебной задачи,
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Оборудование и средства: компьютер, проектор, раздаточный материал, учебник.

Методы и приёмы: исследовательский, GROW (мозговой штурм), «фишбоун», эвристический, цифровой диктант, словесные, наглядные, практические, разноуровневое дифференцированное домашнее задание.

Ход урока

Время

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Заметки, примечания

2 минуты

I. Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Приветствие.

Я смотрю на ваши лица,

Хорошо, отрадно мне,

Словно я в огромной  дружной

И приветливой семье.

Учебный сектор проверил наличие нужных школьных принадлежностей.

Зачитывают из рабочих тетрадей домашнюю работу( записать дроби числительными).

3 минуты

Работа с текстом, повторение.

Начать урок я хочу со стихотворных строчек Омара Хайяма:

В одно окно см.трели двое:
Один увидел дож.ь и грязь,
Другой  листвы з.лёной вязь,
Весну и небо голубое...
В одно окно смотрели двое..

-Вот и вам я желаю во всём видеть только хорошее, радоваться каждому моменту жизни…

-Назовите числительные и их разряды

Двое – собирательное числительное.

-вставить пропущенные буквы

-какова основная мысль этого стихотворения?

( одно окно-колич.целое, двое-? один-колич.целое

2 минуты

II. Стадия «Вызов» (постановка цели и задач).

Сегодня мы работаем  в группах по технологиям встречных усилий.

Знакомство с новой темой начнём с загадки: репортаж о спортивных соревнованиях заканчивается так: «Лучше всех выступили трое сильнейших спортсменов: Жук, Галз и Ким».

Подписываем листы для самостоятельной работы.

2 минуты

Мотивация.

Кто эти спортсмены? Мужчины или женщины? Объясните. Почему не можем сказать точно?

Какое слово выделено?

Вспомним, какие разряды числительных мы знаем?

Какие разряды  количественных числительных мы уже знаем?

Трое- к какому разряду относится? Какие числительные мы ещё не изучали?

Итак, сформулируем тему урока

На рабочем листе записываем число, тема урока.

-Недостаточно  информации

-трое

- порядковые и количественные

-целые и дробные

 -собирательные

-собирательные числительные

3 минуты

Формулировка проблемы (обсуждение в группах) 

И вспомним приём GROW.

1этап-постановка цели, чего ты хочешь достичь

2этап-понять, что мы сейчас знаем, какие затруднения могут возникнуть?

Отметим на шкале, где мы находимся по знанию этой темы.

3 этап- Что мы можем сделать, используя мозговой штурм (где посмотреть, найти информацию,  кто поможет), озвучиваем одну версию

4этап-что ты сейчас будешь делать, чтобы достичь цели?

Озвучивают свои версии (научиться распознавать собирательные числительные среди других)

1--------------------------------------------------------------10

-прочитать правило, изучить теорию, закрепить материал

4 минуты

5 минут

III.Стадия осмысления (актуализация знаний).

Разбираем теорию в учебнике, изучаем, используем приём Фишбоун. В голове что напишем? В хвостике пишем исключение- не употребляются с существительными женского рода. В верхней части-а с чем же употребляются? В нижней части свои примеры.

Обратите внимание, что мужской пол и мужской род-разные понятия. Трое мужчин, но!три пиджака.

Как отличить собирательное числительное от других количественных числительных?

Записать на рабочем листе.

Есть особенные собирательные числительные: оба и обе. Помогут разобраться ребята, которые подготовили сценку.

Инсценировка. 

- Рассмотрите запись на слайде и ответьте на вопрос

- С какими существительными сочетаются собирательные числительные оба, обе? Как они склоняются?  

-тему урока

 (самостоятельное составление кластера )hello_html_72d201d2.jpg

Собирательные числительные – это числительные, которые обозначают количество предметов как одно целое. 

Двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе

-Числительное оба сочетается с существительными мужского и среднего рода и имеет основу “обо”, а числительное “обе”с существительными женского рода.

6 минут

IV. Применение нового знания (первичное усвоение новых знаний)

(Устно). Вставьте собирательные числительные оба, обе, учитывая род существительных.

1) По______ сторонам дороги тянулся густой лес.

2) Малышка крепко держала куклу______ руками.

3) ______ братьев приняли в спортивную школу.

4) Склоны______оврагов размыты дождями.

5) В_______случаях ответ был неверным.

Вернёмся к загадке. Кто же были эти спортсмены?

Смотрим на шкалу. Насколько мы продвинулись? А почему не на 10?  Нужно просклонять собирательное числительное.

-обеим

-обеими

-обоих

-обоих

-обоих

-мужчины, так как собирательные числительные употребляются только с существительными мужского пола)

-надо закрепить материал

И.п. трое сильнейших спортсменов

Р. п. троих сильнейших спортсменов

Д. п. троим сильнейшим спортсменам

В. п. троих сильнейших спортсменов

Т. п. троими сильнейшими спортсменами

П. п. о троих сильнейших спортсменах

3 минуты

V.Закрепление нового знания.

Работаем в группах. Тест

1. Найди строчку, в которой все числительные собирательные:

а) пятнадцать, три вторых, семеро;

б) двое, три, четверо

в) трое, шестеро, семеро.

2. Найди ошибку:

а) семеро козлят;

б) пятеро девчат;

в) четверо друзей.

3. Найди правильное сочетание собирательного числительного с существительным:

а) двое подруг;

б) двое котят;

в) двое фигуристок.

4. Найди ошибку в употреблении числительных оба / обе:

а) на обоих журналах;

б) на обоих катках;

в) обоим подругам.

Проверка

3 минуты

3 минуты

Физминутка.

-Выбери из предложенных карточек нужные числительные, прикрепи их на поле своей команды. (4 команды, 4 человека участвуют, 1 эксперт проверяет у команды-соперника)

Работаем в минигруппах. Употребите собирательные числительные в нужном падеже.

У 9 _______ лисят, о 2 ______ щенятах, к 8 ______ ученикам, от 5 _____ велосипедистов, о 10 ______ победителях, с 3_______ мальчиками.

Порядковые- Тридцатая секунда, трёхсотый километр, Восьмое марта, о двадцать пятом километре

Целые- пятьюдесятью лыжниками, двумястами рублями, полтораста страниц, в трёхстах метрах

Дробные- к трём пятым, к восьми целым одной третьей, пятидесяти целым семи десятым, одна вторая

Собирательные- четверо юношей, на обеих руках, семерым котятам, трое саней

Эксперты проверяют.

У девятерых лисят, о двоих щенятах, к восьмерым ученикам, от пятерых велосипедистов, о десятерых победителях, с троими мальчиками.

2 минуты

VI.Контроль (на оценку)

Цифровой диктант. 

На своём рабочем листе ставь только цифру ответа.

1-дробное числительное

2-целое числительное

3-собирательное числительное

Двадцать три листа, семеро козлят, четверо суток, пять восьмых участка, тысяча сто десять рублей, две целых пять десятых, сорок мешков, два человека, двое друзей.

Код:2,3,3,1,2,1,2,2,3

1 минута

VII. Домашнее задание (вариативное):

1.Вспомнить и записать пословицы и поговорки с  собирательными числительными

2.Упражнение 469.        

3.Составить карточку, включающую 5 предложений с собирательными числительными. Намеренно допустить 3 ошибки в употреблении числительных. На следующем уроке поработаем по этим карточкам.

Записывают домашнее задание.

2 минуты

VIII.РЕФЛЕКСИЯ

И вернёмся к  приёму GROW. Отметим на шкале, где мы находимся по знанию этой темы?

1--------------------------------------------------------------10

  Что нового вы узнали сегодня на уроке? 

- А теперь выберите то предложение, которое имеет отношение лично к вам

Мне сегодня на уроке было всё понятно.

У меня всё получалось.

Я иногда испытывал затруднения при(в)…….

Я доволен собой

Я не совсем доволен собой

Я совсем не доволен собой

-Мы познакомились с собирательными числительными и научились правильно использовать их в речи и на письме.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

В одно окно см.трели двое: Один увидел дож.ь и грязь, Другой – листвы з.лёной вязь, Весну и небо голубое... В одно окно смотрели двое ..

Слайд 3

Репортаж о спортивных соревнованиях заканчивается так: «Лучше всех выступили трое сильнейших спортсменов: Жук, Галз и Ким».

Слайд 4

Собирательные числительные

Слайд 8

Двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе

Слайд 9

Оба и обе склоняются по-разному Мужской и средний род Женский род И.п . оба Р.д . обоих Д.п . обоим В.п . оба Т.п. обоим П.п . (об) обоих И.п . обе Р.д . обеих Д.п . обеим В.п . обе Т.п. обеим П.п . (об) обеих основа обо- (обоих игроков) основа обе- (обеим командам)

Слайд 10

1) По______ сторонам дороги тянулся густой лес. 2) Малышка крепко держала куклу______ руками. 3) ______ братьев приняли в спортивную школу. 4) Склоны______оврагов размыты дождями. 5) В_______случаях ответ был неверным.

Слайд 11

И.п . трое сильнейших спортсменов Р. п. троих сильнейших спортсменов Д. п. троим сильнейшим спортсменам В. п. троих сильнейших спортсменов Т. п. троими сильнейшими спортсменами П. п. о троих сильнейших спортсменах

Слайд 12

1. Найди строчку, в которой все числительные собирательные: а) пятнадцать, три вторых, семеро; б) двое, три, четверо в) трое, шестеро, семеро. 2. Найди ошибку: а) семеро козлят; б) пятеро девчат; в) четверо друзей.

Слайд 13

3. Найди правильное сочетание собирательного числительного с существительным: а) двое подруг; б) двое котят; в) двое фигуристок. 4. Найди ошибку в употреблении числительных оба / обе: а) на обоих журналах; б) на обоих катках; в) обоим подругам.

Слайд 14

Употребите собирательные числительные в нужном падеже. У 9 _______ лисят, о 2 ______ щенятах, к 8 ______ ученикам, от 5 _____ велосипедистов, о 10 ______ победителях, с 3_______ мальчиками. Помним, что собирательные числительные образуются при помощи суффиксов -ой и -ер, склоняются как прилагательные во множественном числе .

Слайд 15

На своём рабочем листе ставь только цифру ответа 1-дробное числительное 2-целое числительное 3-собирательное числительное

Слайд 16

VII . Домашнее задание (вариативное): 1.Вспомнить и записать пословицы и поговорки с собирательными числительными 2.Упражнение 469. 3.Составить карточку, включающую 5 предложений с собирательными числительными. Намеренно допустить 3 ошибки в употреблении числительных. На следующем уроке поработаем по этим карточкам.

Слайд 17

По шкале я нахожусь на уровне.. цифры, так как -Мне сегодня на уроке было всё понятно. -У меня всё получалось. -Я иногда испытывал затруднения при(в)……. -Я доволен собой -Я не совсем доволен собой -Я совсем не доволен собой

Слайд 18

Укажите собирательное числительное: А) третий Б) три восьмых В) трое 2. В каких фразеологизмах собирательные числительные А) седьмая вода на киселе Б) семеро по лавкам В) в двух шагах 3. В каких пословицах и поговорках использованы собирательные числительные? А) Семь раз отмерь, один отрежь. Б) Семь пятниц на неделе. В) Семеро одного не ждут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

Урок русского языка "Склонение порядковых числительных"

Использован краеведческий материал как дидактический материал урока....

Урок русского языка в 6-м классе «Морфологический разбор местоимений-прилагательных и местоимений-числительных»

Цели урока: обобщить и систематизировать полученные ранее знания о местоимениях-прилагательных и местоимениях-числительных, изучить алгоритм морфологического разбора местоимений-прилагательных и место...

Конспект урока русского языка в 6 А классе по теме «Порядковые числительные» в условиях реализации ФГОС

Конспект урока русского языка в 6 А классе по теме «Порядковые числительные» в условиях реализации ФГОС...

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: «Понятие о числительном как части речи».

Познакомить учащихся с новой для них частью речи - именем числительным, учить различать имена числительные среди других частей речи, дать понятие о порядковых и количественных числительных....

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...