Количественные и качественные имена числительные
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Самаренкина Татьяна Николаевна

Конспект  предназначен для проведения урока в 6 классе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolichestvennye_i_poryadkovye_imena_chislitelnye_.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                   Самаренкина Татьяна. Николаевна,

учитель русского языка  и  литературы

 Тема:  Количественные и порядковые имена  числительные.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о правописании порядковых и количественных имен числительных.

Задачи:

  1. Обобщить  знания  учащихся  по данной теме.
  2. Закрепить орфографические навыки правописания числительных.
  3. Продолжить работу по формированию орфографической зоркости.
  4. Формировать у учащихся чувство  гордости к своей Родине.

 Формирование  метапредметных УУД:

Коммуникативные:

  • формирование навыков  учебного сотрудничества в ходе индивидуальной,  парной и групповой  работы,
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

Регулятивные: 

  • формирование  навыков  контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
  • внесение  необходимые дополнений и корректив   и определение способов действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.

 Познавательные

  • объяснение языковых явления, процессов, связей и отношений, выявляемые в ходе исследования предложений,
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

.Планируемые результаты:

Ученики  научатся применять  знания о  порядковых и количественных числительных в практике  их правописания  в соответствии с орфографическими нормами русского языка.

Ученики получат  возможность

  • извлекать необходимую информацию из словарей и дополнительных источников;
  • использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Тип урока  урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Форма урока:  урок-путешествие.

Класс: 6

Оборудование: мультимедийный проектор, словари.

Межпредметные   связи: география, математика, история.

Ход урока:

  1. Организационный  этап.

Этап мотивации.

Учитель. Здравствуйте, ребята.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,

 Русский ведь язык у нас!

 Встали все у парт красиво,

 Поздоровались учтиво,

Друг на друга посмотрели,

 Улыбнулись, тихо сели.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель. Ребята, отгадайте загадку. О какой части речи мы продолжим разговор на уроке.  Сформулируйте  тему нашего урока.

Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счете их знает.

На два вопроса ответит вам только.

Эти вопросы: который? и сколько?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют.

Часто при этом они ошибаются.

 Как его звать, кто скорей догадается?

Ученик. Тема нашего урока «Имя числительное».

Учитель. Сегодня мы продолжим работу по теме «Имя числительное».   Используя слова «закрепить», «повторить» сформулируйте цель нашего урока.

Ученики формулируют цель урока.

Учитель. Почему нужно знать тему «Имя числительное». В каких  жизненных ситуациях вам пригодятся знания об имени числительном?

Ученики высказывают свои мысли.

  1.  Актуализация знаний.

Учитель.  Используя просмотровое чтение раздела «Морфология. Имя числительное. Культура речи», вспомните ключевые слова теоретического материала. Работая группой, составьте кластер по теме «Имя числительное». Отведенное время- 3 минуты.

Ученики составляют кластер.

Учитель. Какая группа готова представить результат работы?

Ученики представляют свой кластер.

Учитель. Какая группа желает дополнить кластер предыдущей группы? Используя ручку другого цвета, дополните положения своего кластера, если в нем был представлены  не все понятия.

Ученики выполняют работу.

  1. Обобщение и систематизация знаний 

Учитель.  Урок у нас необычный. Мы знаем, что в 2020 году исполняется 75 лет Великой Победы русских войск над фашистской Германией. Велик был  вклад каждого жителя нашей страны в дело Победы. Сегодня мы   совершим путешествие по некоторым местам  сражений.  Маршрут нашего путешествия - Брестская крепость  -   город-герой Москва.

 

 Выработаем правила поведения по пути следования маршрута.

Ученики предлагают правила поведения.

  1.  Выполнил задание сам, не мешай работать другим.
  2. Уважай мнения одноклассников.
  3. Забыл правило,    загляни в учебник.
  4. Оценивай себя и своего партнера в  «Листе оценивания» объективно.

  Учитель. Чтобы начать наше путешествие, необходимо выполнить первое задание.  

Выборочный диктант.  Прочитайте словосочетания.  Выпишите  словосочетания, которые содержат числительные. Объясните другу справа   свое решение. Назовите  изученные вами орфограммы. 

Получить пять,  принести  в дневнике пятерку, распределиться по трое, малышу  шесть лет, пятилетний малыш, пятый по счету, пятерка по музыке, восемь рублей.

Учащиеся выполняют задания.

Учитель. Проверьте работу друга, опираясь на эталон.

Взаимопроверка по эталону. ( Получить пять,  малышу  шесть лет, пятый по счету, восемь рублей. Орфограммы; правописание ь в числительных. Правописание предлогов с другими словами).

 Учитель. Все  справились с заданием?  Молодцы. Мы можем смело  начать движение по маршруту.  Пункт отправления – Брестская крепость .

Брестская крепость – старинная военная крепость в Беларуси, основанная   в середине 19-го века

Учитель. Запишите это предложение, подчеркните  грамматическую основу, объясните постановку знаков препинания между подлежащим и сказуемым.

 (Один из учащихся работает у доски, остальные- в тетрадях)

Учитель.   Проверьте   работу. Все справились с заданием? Молодцы. Продолжаем нашу работу.

Задание 3.  Прочитайте текст. Выполните задания:

 1.Определите тему текста.

 2. Что вы узнали о защитниках крепости?

 3. Найдите в тексте  толкование слова «форт».

 4.  Определите по Толковому словарю значение слова «каземат»

  1. Запишите числительные в тетради. Первая группа учащихся отмечает  количественные числительные; вторая- порядковые.
  2. Объясните правописание числительных.

Текст.

 Ещё  в  древние  времена  в  том  месте,  где  в  реку Западный  Буг впадает один  из  его  притоков -  небольшая  речка  Мухавец, - на  пологих  холмах,  покрытых  густыми  зарослями  береста, возникло  славянское  поселение  - Берестье.  Впоследствии  оно  превратилось  в  довольно  значительный  и  укреплённый  город,  который стал  называться  Брестом.

 Русские  военные  инженеры,  умело  используя  особенности местности,  создали  здесь  неприступные  укрепления.  Массивный  земляной  вал  высотой в десять метров  оградил  со  всех  сторон  крепостную  территорию, протянувшись  в  длину  на  шесть   километров. В  толще  этого  вала  были  устроены складские  помещения. 500  казематов  казарменного  здания  могли  вместить гарнизон  численностью  в  12  тысяч  человек  со  всеми запасами,  необходимыми  на  длительное  время.  Крепость обносилась  поясом  фортов – отдельных  укреплений, снабжённых  артиллерией  и  гарнизоном.

Именно Брест  первым столкнулся с фашистскими захватчиками. 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра началось нападение на крепость, которое просто застало врасплох жителей крепости... На тот момент в ней находилось около 7 тысяч воинов и членов их семей.

Фашисты рассчитывали захватить крепость за несколько часов стремительным ударом. Но крепость не сдалась, она истекла кровью. Ни одно полковое знамя не попало в руки фашистов.

В 3 часа 45 минут 22 июня начался штурм, и только лишь 30 июня удалось фашистам прекратить организованную оборону крепости.

(Ученики записывают числительные. Группы  выполняют поставленную задачу.  Один из членов группы зачитывает ответ.  Члены другой группы следят за правильностью высказывания и оценивают деятельность группы).

Проверяем выполнение работы по эталону

Количественные числительные

Порядковые числительные

Десять метров, шесть километров, пятьсот казематов, двенадцать тысяч человек, семь тысяч воинов, три часа,  сорок пять минут, ни одно знамя

 Первым, двадцать второго июня, тысяча девятьсот сорок первого года,  тридцатого июня.

Учитель. Молодцы. Продолжаем наше путешествие.  Следующая остановка – город-герой  Москва.

Прочитайте историческую справку

В результате стремительного наступления фашистов осенью 1941 года над Москвой нависла смертельная угроза. На защиту столицы встали все ее жители.

Возле разъезда Дубосеково особенно яростно сражалась дивизия генерала Панфилова. 28 воинов на протяжении нескольких часов удерживали атаку танковых войск противника. А когда все патроны закончились, наши солдаты обвязывали себя гранатами и бросались под немецкие танки. Сами погибали, но и танки противника были уничтожены.  Руководил бойцами  политрук Клочков, чтобы вдохновить их, он крикнул: “Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва”. Сейчас на том месте, где погибли герои-панфиловцы, стоит монумент в память о тех боях. Многие солдаты были награждены медалью «Золотая Звезда» посмертно.

Выполните задания.

  1. Какой подвиг совершили панфиловцы?
  2. Какие слова политрука Василия Клочкова облетели весь фронт и стали крылатыми?
  3. Какое значение имели эти слова для  русских воинов?
  4. Сколько воинов удерживали атаку танковых войск противника?

 Учитель.  Выполните  морфологический   разбор числительного двадцать восемь (воинов),  используя алгоритм  разбора на странице 59 учебника.  Проверьте выполнение работы по эталону.

Оцените свою  работу по критериям :

0 ошибок –«5»;

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3»;

5 и больше ошибок- «2».

Учитель. Молодцы. Все успешно справились с заданием, и всей группой продолжаем путь. Но сидеть в автобусе без движений  долгое время  трудно. Нужно провести  разминку.

Физкультминутка. 

 Раз – подняться. Подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.

Учитель. Какие  разряды числительных  использованы во время проведения  разминки? Как пишутся эти  числительные?

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Учитель. Мы узнали о некоторых сражениях Великой Отечественной войны. Нужно  возвращаться домой.  Но это смогут сделать только те, кто без ошибок выполнит следующее задание (работа по карточкам).

Задание. Прочитайте математические примеры. Проговорите их  соседу  по парте.   Запишите примеры в тетрадях, заменяя  числа словами.

 65+9

64,5-8,349

154,98+90

Учитель.  Проговорите примеры вслух хором.

Исправьте орфоэпические и орфографические ошибки.

(Самопроверка,  самооценивание.  Эталон для проверки и критерии оценивания отражены на слайде).

0 ошибок –«5»;

1-2 ошибки – «4»

3-5 ошибки – «3»;

6 и больше ошибок- «2».

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учитель.  Мы благополучно вернулись домой. Здесь нас ожидает выполнение домашнего задания.

 Выберите одно  задание:

Задание 1. Напишите сочинение-миниатюру об участии ваших родственников в Великой Отечественной войне «Вклад моей семьи в дело Победы». В творческую работу включите порядковые и количественные числительные.

Или

Задание 2. Используя материалы стенда «Они сражались за Родину», напишите  сообщение об участии жителей нашего поселения в Великой Отечественной войне.

VII.  Рефлексия.

Учитель.  Проанализируйте свою деятельность на уроке.

Выберите предложения и продолжите их

  1. Сегодня на уроке  узнал(а)….
  2. У меня сегодня получилось….
  3. С заданием … мне было нелегко справиться.
  4. Из полученной на уроке информации мне особенно запомнилось…
  5.  Я хотел(а) бы поблагодарить …. за….

Учитель. Как оцениваете свою деятельность на уроке? Поставьте себе отметку за урок, опираясь на «Лист самооценки»

  1. Выставление оценок и их комментирование.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Урок русского языка в 6 классе "Сложные имена числительные"

Урок по изучению сложных числительных...

Урок русского языка в 6 классе "Качественные имена прилагательные".

Конспект урока русского языка в 6 классе  "Качественные имена прилагательные". Данный урок направлен на изучение теоретического материала о качественных именах прилагательных, их опознавательных ...

«Оценка состояния снежного покрова методами количественного и качественного анализа»

Определение и сравнение физических свойств и степени загрязнённости снега твёрдыми примесями на разных участках....

Конспект урока по теме "Разряды имен прилагательных. Качественные имена прилагательные"

Данный материал содержит конспект урока, презентацию и маршрутный лист. Урок построен по ФГОС, урок объяснения нового материала с элеметами педагогической технологии - критическое мышление...

Количественные и качественные результаты участия детей в конкурсах, соревнованиях, викторинах, играх

В таблице показаны результаты участия детей в различных мероприятиях...