Теоретический материал для подготовки к ВПР по русскому языку (6 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
Подготовка к ВПР.
В работе представлены правила, которые понадобятся учащимся при выполнении заданий ВПР.
2 – морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический разб.
3 – количество букв и звуков/хар-ка согл
4 – ударение в словах
5 – определить часть речи у всех слов
6 – образование формы слова (найти ошибку в употреблении)
7 – выписать предложение, в котором нужно поставить тире, объяснить
8 – выписать предложение, в котором нужно поставить две запятые, объяснить
9 – определить и записать основную мысль текста
10 – составить и записать план текста
11 – ответить на вопрос по тексту
12 – Многозначные слова - определить и записать лексическое значение слова
13 – определить стилистическую принадлежность слова, записать синоним к слову
14 – объяснить значение фразеологизма; придумать ситуацию с ним
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vpr.6kl.rus_.podgotovka.docx | 34.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретический материал для подготовки к ВПР
по русскому языку
6 класс
Составитель: О.С. Третьякова
Учитель русского языка и литературы
2020 г.
ВПР 6 класс
Всего 14 заданий:
1 – списать текст (вставить буквы/знаки препинания)
2 – морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический разб.
3 – количество букв и звуков/хар-ка согл
4 – ударение в словах
5 – определить часть речи у всех слов
6 – образование формы слова (найти ошибку в употреблении)
7 – выписать предложение, в котором нужно поставить тире, объяснить
8 – выписать предложение, в котором нужно поставить две запятые, объяснить
9 – определить и записать основную мысль текста
10 – составить и записать план текста
11 – ответить на вопрос по тексту
12 – Многозначные слова - определить и записать лексическое значение слова
13 – определить стилистическую принадлежность слова, записать синоним к слову
14 – объяснить значение фразеологизма; придумать ситуацию с ним
Задание 2. Морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический разборы
Морфемный разбор – выделить приставку, корень, суффикс, окончание, основу.
Словообразовательный разбор – показать, как слово образовалось.
Морфологический разбор – разбор слова (часть речи и признаки).
Синтаксический разбор – разбор предложения (все подчеркнуть, все подписать, охарактеризовать).
Морфемный разбор
- Выписываем слово
- Выделяем окончание и основу. Для определения окончания слово изменяют, например, по падежам
- Выделяем корень, приставку, суффикс. Для этого слово сопоставляется с однокоренными словами
Часть речи | Некоторые особенности |
Имя существительное | Суффиксы: ин, ость, иц, еньк, онок, ик, ек, чик, щик, ушк, к, ник, н, ок, очк |
Имя прилагательное | Суффиксы: ив, оньк, чив, лив, оват, к, ч, ист, ск, ен, ин, янн, енн, ан |
Глагол | Суффиксы: в пр.вр. – л, ова, ева, ыва, ива, ва, ую, и, е СЯ, СЬ – выделили суффикс ТЬ, ТИ – выделили окончание |
Приставки русские | Иноязычные приставки |
без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-), со-, кчерез- (черес-), чрез- | а-, анти-, архи-, интер-, контр- и т.д. а-моральный, архи-важный и т.д. |
Словообразовательный разбор
Способ образования слов | Пояснение, пример |
Суффиксальный | Основа+суффикс = новое слово Дом+ик=домик (основа дом+суффикс ик = получили новое слово домик) |
Приставочный | Основа+приставка = новое слово Бежать+при=прибежать (бежать+приставка при=новое слово) |
Приставочно-суффиксальный | Основа+суффикс+приставка=новое слово Как образовалось слово «заоблачный»? Взяли слово «облако»+приставку «за»+суффикс «н»=ЗаОблачНый |
Сложение слов | Слово+слово=новое слово Лес+степь=лесостепь |
Морфологический разбор
Часть речи | Порядок разбора |
Существительное | -Выписываем сущ/сущ с предлогом – (вопрос?), обозначает предмет -Начальная форма (это И.п. едч.ч) -Постоянные признаки: одуш/неодуш, собственное/нарицательное, род, скл -Непостоянные признаки: падеж, число -Роль в предложении (подлеж/сказ/доп/обстоят) |
Прилагательное | -Выписываем прил+сущ – (вопрос?), обозначает признак предмета -Н.ф. (это И.п.ед.ч.м.р.) -Падеж, число, род -Роль в предложении (определение) |
Глагол | -Выписываем глагол – (вопрос?), обозначает действие предмета -Н.ф. (что делать? Что сделать?) -Вид, спряж, число, лицо, время -Роль в предложении (сказуемое) |
Местоимение | -Выписать местоимение – (вопро?), обозначает предмет/признак/количество -Н.ф. (это И.п. ед.ч.) -Разряд, лицо, число, падеж, род -Роль в предложении |
Имя существительное | ||
Одушевленное/ неодушевленное | У одушевленных: мн.ч.В.п.=Р.п. (покормил кроликов – нет кроликов) У неодушевленных: мн.ч.В.п.=И.п. (столы стоят – вытри столы) Неодушевленные существительные являются названиями неживых объектов: предметов, явлений действительности, растений, совокупностей живых существ, небесных светил. Неодушевленные существительные отвечают на вопрос – что? Например: торшер, лодка, море, ясень, ромашка, Марс, Юпитер, восторг, грусть, молодежь, человечество. | |
Собственное/нарицательное | Собственное – названия книг, журналов, кинофильмов и т.п.; имена, фамилии, клички животных, названия городов, рек и т.п. | |
Род | Ж.р., м.р., ср.р. | |
Склонение | 1 скл – ж.р., м.р. с окончанием -а (мама, папа) 2 скл – ср.р., м.р. с окончанием -о, -е; с нулевым окончанием 3 скл – ж.р. с нулевым окончанием (на конце Ь) | |
Падеж | И.п. (есть) кто что Р.п. (нет) кого чего Д.п. (дать) кому чему В.п. (вижу) кого что Т.п. (творю) кем чем П.п. (думаю) о ком о чем | |
Число | Ед.ч. – один предмет (дом) Мн.ч. – множество предметов (дома) ТОЛЬКО ед.ч. – слово существует только в форме ед.ч. (молодежь, детвора, человечество, молоко и т.д.) ТОЛЬКО мн.ч. – слова, которые имеют форму мн.ч. (брюки, ворота, каникулы, очки и т.д.) | |
Глагол | ||
Начальная форма | Н.ф. глагола или инфинитив. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Например: (что делать?) играть, гулять. | |
Вид | Есть два вида: совершенный вид и несовершенный вид. Различить просто 1.Действие уже совершенно, вопрос – ЧТО СДЕЛАЛ?, то вид СОВЕРШЕННЫЙ. Он написал книгу. Он (что Сделал?) написал – совершенный вид 2.Если действие незакончено и глагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?, то вид – НЕСОВЕРШЕННЫЙ. Он пишет книгу. Он (что Делает?) пишет – несовершенный вид. Итак, ЧТО СДЕЛАЛ (сделать)=СОВЕРШЕННЫЙ ВИД ЧТО ДЕЛАЕТ (делать)=НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД | |
Спряжение | Спряжение глаголов – изменение глагола по лица, числам, временам. 1 спр: Все глаголы на –еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и т.д.+ Брить, стелить 2 спр: Все глаголы на –ить (кроме брить, стелить)+ Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть | |
Лицо | 1л я-мы 2л ты-вы 3л он она оно-они | |
Время | Наст.вр. (что делает?) читает Пр.вр. (что делал? что сделал?) читал, смотрел Буд.вр. (что будет делать?) будет рисовать, посмотрит |
Синтаксический разбор
Синтаксический разбор | |
Простое предложение | Сложное предложение |
а) По цели высказывания (повествовательное/вопросительное/побудительное) б) По эмоциональной окраске (восклицательное/невосклицательное) в) простое г) По наличию второстепенных членов (распространенное/нераспр) д) Осложнено ли: однородными членами, обращением |
а) По цели высказывания (повествовательное/вопросительное/побудительное) б) По эмоциональной окраске (восклицательное/невосклицательное) в) сложное г) По наличию союза (союзное/бессоюзное) |
Члены предложения | То, что подчеркиваем Дополнение (пунктир) – отвечает на вопросы косвенных падежей (Р.п. – П.п.) Определение (волнистая) – отвечает на вопросы какой? какая? какие? Обстоятельство (пунктир-точка) – обозначает место, причину, время и т.п.: где? как? зачем? почему? по какой причине? |
Части речи | То, что подписываем над словом Существительное – книга, дом Прилагательное – красивый, умная Глагол – пришел, расскажу Местоимение – я, ты, меня, вас Наречие – вправо Числительное – семь Предлог – в, на Союз – и, но Частица – не, ни Междометие – ох, ах |
По цели высказывания | Повествовательное – рассказать о чем-либо. Я пришла домой, сделала домашнее задание. Вопросительное – задается вопрос. Ты пришел домой? Побудительное – побуждает к действию. Открой дверь! |
По эмоциональной окраске | Восклицательное – если в конце предложения стоит «!» Какая прекрасная погода! Невосклицательное – если «!» нет. |
По наличию второстепенных членов | Нераспространенное – в предложении есть ТОЛЬКО подлежащее и сказуемое. Распространенное – в предложении есть второстепенные члены предложения, например, обстоятельство и т.д. |
По наличию союза | Сложное предложение может быть -Союзным – части соединяются с помощью союза (Опустел сад, и осыпались листья (сложное, союзное)); -Бессоюзным – между частями нет союза (Опустел сад, осыпались листья (сложное, бессоюзное); |
Задание 3. Количество букв и звуков/хар-ка звуков
Задание похоже на фонетический разбор.
Ваша задача – посчитать в словах кол-во букв и кол-во звуков и найти несоответствие.
Я,Ю,Е,Ё – могут означать ДВА звука.
Я,Ю,Е,Ё обозначают… | |
Один звук 1.Если буквы яюеё стоят ПОСЛЕ СОГЛ. Мяч – м[а]ч | Два звука 1.В начале слова Юла – [йу]ла 2.Если перед еёюя стоит глас.зв. Маяк – ма[йа]к 3.Если перед еёюя есть Ь или Ъ Семья – семь[йа] + и - [йи] (после согл+Ь) Воробьиный – воробь[йи]ный |
Согласные звуки (первая хар-ка) | ||
Глухие | Звонкие | Сонорные |
к п с т ф х ц ч ш щ | б в г д ж з | р л м н й |
Согласные звуки (вторая хар-ка) | |
Парные | Непарные |
б в д ж з п ф к т ш с | л м н р й х ц ч щ |
Согласные звуки (третья хар-ка) | ||
Могут быть и тв/и мягк | Всегда тв | Всегда мягк |
б в г д з к л м н п р с т ф х | ж ц ш | й ч щ |
Задание 5. Определить часть речи у всех слов
Части речи | Вопросы, примеры |
Самостоятельные 1.Имя существительное | Кто? Что? Обозначает предмет Дом, дерево, собака, мама и т.д. |
2.Имя прилагательное | Какой? Какая? Какие? Чей? Чья? Обозначает признак предмета Красный, квадратный, бабушкин и т.д. |
3.Глагол | Что делать? Что сделать? Обозначает действие предмета Прыгать, бежал, будет читать |
4.Местоимение | Кто? Что? Указывает на предмет, не называя его Он, меня, себе, вы, ты, я и т.д. |
5.Числительное | Сколько? Который? Обозначает число, количество и порядок предметов Четверка, восьмому, три |
6.Наречие | Где? Когда? Откуда? Зачем? Как? Почему? Читать (как?) по-английски, (как?) медленно, договориться (когда?) сегодня |
Служебные 1.Союз | И, а, но, что, чтобы, если, тоже, когда, потому что и т.д. |
2.Предлог | Под, в, на, за, над, с, у, до, по, около, без, о, об и т.д. |
3.Частица | Не, ни, ли, то и т.д. |
+Междометие | Ах! Ох! Бам! Ай! и т.д. |
Союзы, предлоги, частицы – названы основные! |
Задание 6. Образование слов
Вам даны 4 варианта, в одном/двух из которых допущена ошибка в употреблении слова (неправильное окончание, число и т.п.). Ваша задача – найти и исправить.
Основные ошибки:
1.Употребление местоимений. НЕТ таких местоимений, как ихний, егоный – правильно ИХ, ЕГО.
2.Согласование рода, числа. Например, «забавнОЕ кенгуру» - правильно забавнЫЙ кенгуру; «красивЫЕ стол» - правильно красивЫЙ стол.
3. Образование сравнительных степеней прилагательного. Рядом со словом «более/менее» может стоять только слово в начальной форме. Нельзя сказать «более глубочайший» - только более глубокий.
4.Неправильное употребление форм глагола. НЕТ слов ляжте, стери, ехай, едь - правильно ЛЯГ, СОТРИ, ПОЕЗЖАЙ.
5.Образование мн.ч. и ед.ч. Килограмм (чего?) яблОК! а не «яблоков».
6. Употребление слова ОБА/ОБЕ и т.д. Нет слова «обоими» - есть обеими!
7.Склонение числительных. Все числительные от 200 до 900 склоняются двумя составными. Нет варианта «трехстам жителям» - правильно тремстам жителям!
Задание 7. Найти предложение, в котором нужно поставить тире, объясните
Основные правила:
1.Тире ставится, если подлежащее и сказуемое выражено существительным. Любимое занятие (подл) Егорки — строительство (сказ) башни из кубиков.
2.Тире при прямой речи
«П», - а.
Объяснение в первом случае: тире между подлежащим и сказуемым выраженными именами существительными.
Объяснение во втором случае: тире после прямой речи перед словами автора.
Задание 8. Выписать предложение, в котором нужно поставить две запятые, объяснить
Основные правила:
1.В предложении есть обращение. Если обращение в середине предложения, то ставим ДВЕ запятые.
2.Запятые при однородных членах предложения.
3.Запятые в сложном предложении
Примеры:
1. Подойди, внученька, поближе. — Запятые выделяют обращение.
2. Заяц поиграл с товарищем, покопал с ним снег, поел озими и пошел дальше. — Запятые между однородными сказуемыми.
3. Но небо быстро проясняется, и уже опять сияет солнце, журчит и сверкает под ярким лучом ручей. — Запятые между основами в сложном предложении.
Объяснение в первом случае: обращение выделяется с двух сторон.
Объяснение во втором случае: запятые между однородными сказуемыми/подлежащими и тд.
Объяснение в третьем случае: запятые между основами в сложном предложении.
Задание 9. Определить и записать основную мысль текста
«Букварь помогает первокласснику быстро выучить буквы. Читая букварь, ребята узнают много нового и интересного. После букваря школьники начинают хорошо читать другие книги».
ТЕМА (о чем?) – автор говорит про букварь;
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ (что хотел сказать автор? к чему подводил?) - Букварь – важная и нужная книга.
Задание 10. Составить и записать план текста
Чаще всего в этом задании просят составить план из 3 пунктов. Вам дан текст – либо там 3 больших абзаца, либо абзацев больше, но по объему они маленькие.
Ваша задача – прочитать текст и выделить 3 основных момента!
В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста, отражены все микротемы текста.
Задание 11. Ответить на вопрос по тексту
Здесь главное понимать текст. Задача – внимательно прочитать текст, внимательно прочитать вопрос, на который надо ответить, найти в тексте слова из вопроса.
Задание 12. Многозначные слова - определить и записать лексическое значение слова
Многозначные слова — слова, у которых есть два и более лексических значения. Например, звезда – небесное тело; знаменитый человек.
Задание 13. Определить стилистическую принадлежность слова, записать синоним к слову
Стиль - система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения.
Стилистическая принадлежность слова | |
Разговорный стиль | Книжный стиль |
Используется в устной форме. Цель: общение. Характерна непринужденность, неподготовленность речи. | К нему относят:
|
Чаще всего в этом задании проверяют умение различать разговорный стиль от художественного.
Стилистический окрас слова — это языковые единицы, имеющие дополнительные к своему основному значению эмоциональные, оценочные и экспрессивные функции.
Стилистический окрас слова | |
Нейтральная лексика – не закреплена за определенным стилем | Оценочная лексика
|
Задание 14. Объяснить значение фразеологизма; придумать ситуацию с ним
Много читать – знать фразеологизмы – понимать их значение.
Фразеологизм – это устойчивое выражение, которое имеет определенное значение.
Далее перечислю часто встречаемые фразеологизмы (взяты из вариантов ВПР).
Фразеологизм | Возможное пояснение фразеологизма |
Язык проглотить | Замолчать |
Сесть в калошу | Попасть в неловкое положение |
Клевать носом | Дремать сидя, то опуская, то поднимая голову |
Бить ключом | Когда что-то проходит бурно |
Несолоно хлебавши | Безрезультатно |
Развесил уши | Заслушался |
Заруби на носу | Запомни |
Молоко на губах не обсохло | Молодой, юный |
Как снег на голову | Вдруг, неожиданно |
Находить общий язык | добиваться, достигать полного взаимопонимания |
Задирать нос | Зазнаваться, важничать‚ ставить себя выше других |
Ни свет ни заря | Очень рано |
Не подпускать на пушечный выстрел | Не подходить, не подпускать близко |
Водить за нос | Обманывать |
Белая ворона | Тот, кто отличается от других |
Точка зрения | Мнение о чём-либо или о ком-либо |
Бить баклуши | Ничего не делать, бездельничать |
С чистого листа | Сначала |
Смотреть в оба | Внимательно |
Как две капли воды | Одинаковые, похожие |
Пруд пруди | Много |
Ловить ворон | Прозевать что-то, быть невнимательным |
Бабушка надвое сказала | Противоречивая, непроверенная информация |
Как рыба в воде | Свободно, комфортно, удобно |
Краем уха | Услышать случайно, слушая невнимательно |
Как из ведра | Очень сильно |
Ждать у моря погоды | Ждать благоприятных условий, которые вряд ли сложатся |
Тише воды, ниже травы | Скромно, незаметно себя вести |
Водой не разольёшь | Крепко |
Много воды утекло | Много времени прошло |
Затаив дыхание | Внимательно, не пропуская даже мелочи |
Без году неделя | Очень малый срок |
Влипнуть в историю | Попасть в неприятную ситуацию |
Спустя рукава | Кое-как, небрежно, без усердия выполнять что-либо |
С гулькин нос | Очень мало |
За тридевять земель | Очень далеко |
Сломя голову | Очень быстро |
Путаться под ногами | Находясь рядом, мешать своим присутствием, отвлекая от дела |
Рукой подать | Находиться рядом, близко |
Обвести вокруг пальца | Обмануть |
Повесить нос | Опечалиться, загрустить |
Зуб на зуб не попадает | Замёрзнуть |
Медвежья услуга | Ненужная услуга, приносящая вместо пользы вред |
Не разгибая спины | Упорно, напряжённо работать |
От корки до корки | До конца, полностью |
Тёртый калач | Опытный человек, которого трудно обмануть |
Мутить воду | Умышленно запутывать какое-либо дело |
Медведь на ухо наступил | Абсолютное отсутствие музыкального слуха |
Филькина грамота | Документ, не имеющий силы |
Делать из мухи слона | Сильно преувеличивать какую-нибудь мелочь |
Как в воду глядел | Предвидел, предугадал, знал заранее |
Горит в руках | Выполняется быстро, ловко, хорошо |
Водой не разольёшь | Очень дружны, в тесной дружбе; неразлучны, всегда вместе |
Стоять горой | Всеми силами защищать |
Набраться духу | Переборов в себе страх, решиться на что-либо |
Витать в облаках | Бесплодно фантазировать, мечтать |
Попасть впросак | Оказаться в неприятном, неловком или невыгодном положении |
Отбиться от рук | Перестать подчиняться кому-либо, слушать кого-либо |
Собраться с мыслями | Сосредоточиться на чём-либо, пытаясь обдумать |
Заговаривать зубы | Обманывать, отвлекать внимание |
Спрятать концы в воду | Надёжно спрятать, скрыть следы |
Выводить на чистую воду | Разоблачить, уличить во лжи |
Иметь голову на плечах | Быть умным, сообразительным |
Бросать слова на ветер | Говорить без пользы или необдуманно; обещать и не выполнять обещанного |
Попасться на удочку | Оказаться обманутым, дать себя перехитрит |
Cесть в лужу | Оказаться в неловком, глупом и смешном положении |
Мрачнее тучи | Очень сердитый, очень расстроенный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материал для подготовки к ГИА (ОГЭ) русский язык 9 класс Задание 6
Задание сформировано из Открытого банка заданий ФИПИ...
материал для подготовки к ГИА (ОГЭ) русский язык , 9 класс: осложнённое предложение часть 2
Данный материал построен на основе открытого банка заданий (ФИПИ). Используя данный материал, можно отрабатывать умения по теме "Обособленные члены преложения"...
Теоретический материал для подготовки к огэ по русскому языку
Теоретический материал для подготовки к огэ по русскому языку...
Теоретический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку
Средства выразительности русского языка....
Теоретический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку ( 9-й класс)
Задание 9.1. на ОГЭ по русскому языкуЛингвистический минимум для комментирования примеров сочинения на лингвистическую тему...
Памятка «Теоретический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку уч-ся 9 класса"
Данный теоретический материал можно использовать при подготовке учащихся 9 классов к экзаменам по русскому языку по новой демоверсии. В этом году тестовые задания изменились, с этой памяткой можно раб...
Методическая разработка по отработке теоретического материала при подготовке к ОГЭ по русскому языку
В методической разработке предоставлены теоретические материалы в виде таблиц по трудным темам при подготовке к успешной сдаче ОГЭ по русскому языку....
Комментарии
Поиск материала
В данной работе основные правила собраны в схемах и таблицах.
Эти правила вы можете найти в различных видах. Главное - выбрать "свой" вариант.
Все таблички составлены на основе школьных учебников, материалов, которые представлены в интернете.