Теоретический материал для подготовки к ВПР по русскому языку (6 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Третьякова Ольга Сергеевна

Подготовка к ВПР.

В работе представлены правила, которые понадобятся учащимся при выполнении заданий ВПР.

2 – морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический разб.

3 – количество букв и звуков/хар-ка согл

4 – ударение в словах

5 – определить часть речи у всех слов

6 – образование формы слова (найти ошибку в употреблении)

7 – выписать предложение, в котором нужно поставить тире, объяснить

8 – выписать предложение, в котором нужно поставить две запятые, объяснить

9 – определить и записать основную мысль текста

10 – составить и записать план текста

11 – ответить на вопрос по тексту

12 – Многозначные слова - определить и записать лексическое значение слова

13 – определить стилистическую принадлежность слова, записать синоним к слову

14 – объяснить значение фразеологизма; придумать ситуацию с ним

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vpr.6kl.rus_.podgotovka.docx34.97 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретический материал для подготовки к ВПР

по русскому языку

6 класс

Составитель: О.С. Третьякова

Учитель русского языка и литературы 

2020 г.


ВПР 6 класс

Всего 14 заданий:

1 – списать текст (вставить буквы/знаки препинания)

2 – морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический разб.

3 – количество букв и звуков/хар-ка согл

4 – ударение в словах

5 – определить часть речи у всех слов

6 – образование формы слова (найти ошибку в употреблении)

7 – выписать предложение, в котором нужно поставить тире, объяснить

8 – выписать предложение, в котором нужно поставить две запятые, объяснить

9 – определить и записать основную мысль текста

10 – составить и записать план текста

11 – ответить на вопрос по тексту

12 – Многозначные слова - определить и записать лексическое значение слова

13 – определить стилистическую принадлежность слова, записать синоним к слову

14 – объяснить значение фразеологизма; придумать ситуацию с ним

Задание 2. Морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический разборы

Морфемный разбор – выделить приставку, корень, суффикс, окончание, основу.

Словообразовательный разбор – показать, как слово образовалось.

Морфологический разбор – разбор слова (часть речи и признаки).

Синтаксический разбор – разбор предложения (все подчеркнуть, все подписать, охарактеризовать).

Морфемный разбор 

  1. Выписываем слово
  2. Выделяем окончание и основу. Для определения окончания слово изменяют, например, по падежам
  3. Выделяем корень, приставку, суффикс. Для этого слово сопоставляется с однокоренными словами

Часть речи

Некоторые особенности

Имя существительное

Суффиксы: ин, ость, иц, еньк, онок, ик, ек, чик, щик, ушк, к, ник, н, ок, очк

Имя прилагательное

Суффиксы: ив, оньк, чив, лив, оват, к, ч, ист, ск, ен, ин, янн, енн, ан

Глагол

Суффиксы: в пр.вр. – л, ова, ева, ыва, ива, ва, ую, и, е

СЯ, СЬ – выделили суффикс

ТЬ, ТИ – выделили окончание

Приставки русские

Иноязычные приставки

без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-), со-, кчерез- (черес-), чрез-

а-, анти-, архи-, интер-, контр- и т.д.

а-моральный, архи-важный и т.д.

Словообразовательный разбор 

Способ образования слов

Пояснение, пример

Суффиксальный

Основа+суффикс = новое слово

Дом+ик=домик (основа дом+суффикс ик = получили новое слово домик)

Приставочный

Основа+приставка = новое слово

Бежать+при=прибежать (бежать+приставка при=новое слово)

Приставочно-суффиксальный

Основа+суффикс+приставка=новое слово

Как образовалось слово «заоблачный»?

Взяли слово «облако»+приставку «за»+суффикс «н»=ЗаОблачНый

Сложение слов

Слово+слово=новое слово

Лес+степь=лесостепь

Морфологический разбор

Часть речи

Порядок разбора

Существительное

-Выписываем сущ/сущ с предлогом – (вопрос?), обозначает предмет

-Начальная форма (это И.п. едч.ч)

-Постоянные признаки: одуш/неодуш, собственное/нарицательное, род, скл

-Непостоянные признаки: падеж, число

-Роль в предложении (подлеж/сказ/доп/обстоят)

Прилагательное

-Выписываем прил+сущ – (вопрос?), обозначает признак предмета

-Н.ф. (это И.п.ед.ч.м.р.)

-Падеж, число, род

-Роль в предложении (определение)

Глагол

-Выписываем глагол – (вопрос?), обозначает действие предмета

-Н.ф. (что делать? Что сделать?)

-Вид, спряж, число, лицо, время

-Роль в предложении (сказуемое)

Местоимение

-Выписать местоимение – (вопро?), обозначает предмет/признак/количество

-Н.ф. (это И.п. ед.ч.)

-Разряд, лицо, число, падеж, род

-Роль в предложении

Имя существительное

Одушевленное/ неодушевленное

У одушевленных: мн.ч.В.п.=Р.п. (покормил кроликов – нет кроликов)

У неодушевленных: мн.ч.В.п.=И.п. (столы стоят – вытри столы)

Неодушевленные существительные являются названиями неживых объектов: предметов, явлений действительности, растений, совокупностей живых существ, небесных светил. Неодушевленные существительные отвечают на вопрос – что? Например: торшер, лодка, море, ясень, ромашка, Марс, Юпитер, восторг, грусть, молодежь, человечество.

Собственное/нарицательное

Собственное – названия книг, журналов, кинофильмов и т.п.; имена, фамилии, клички животных, названия городов, рек и т.п.

Род

Ж.р., м.р., ср.р.

Склонение

1 скл – ж.р., м.р. с окончанием -а (мама, папа)

2 скл – ср.р., м.р. с окончанием -о, -е; с нулевым окончанием

3 скл – ж.р. с нулевым окончанием (на конце Ь)

Падеж

И.п. (есть) кто что

Р.п. (нет) кого чего

Д.п. (дать) кому чему

В.п. (вижу) кого что

Т.п. (творю) кем чем

П.п. (думаю) о ком о чем

Число

Ед.ч. – один предмет (дом)

Мн.ч. – множество предметов (дома)

ТОЛЬКО ед.ч. – слово существует только в форме ед.ч. (молодежь, детвора, человечество, молоко и т.д.)

ТОЛЬКО мн.ч. – слова, которые имеют форму мн.ч. (брюки, ворота, каникулы, очки и т.д.)

Глагол

Начальная форма

Н.ф. глагола или инфинитив. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Например: (что делать?) играть, гулять.

Вид

Есть два вида: совершенный вид и несовершенный вид.

Различить просто

1.Действие уже совершенно, вопрос – ЧТО СДЕЛАЛ?, то вид СОВЕРШЕННЫЙ. Он написал книгу. Он (что Сделал?) написал – совершенный вид

2.Если действие незакончено и глагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?, то вид – НЕСОВЕРШЕННЫЙ. Он пишет книгу. Он (что Делает?) пишет – несовершенный вид.

Итак,

ЧТО СДЕЛАЛ (сделать)=СОВЕРШЕННЫЙ ВИД

ЧТО ДЕЛАЕТ (делать)=НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД

Спряжение

Спряжение глаголов – изменение глагола по лица, числам, временам.

1 спр: Все глаголы на –еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и т.д.+ Брить, стелить

2 спр: Все глаголы на –ить (кроме брить, стелить)+ Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть

Лицо

1л я-мы

2л ты-вы

3л он она оно-они

Время

Наст.вр. (что делает?) читает

Пр.вр. (что делал? что сделал?) читал, смотрел

Буд.вр. (что будет делать?) будет рисовать, посмотрит

Синтаксический разбор

Синтаксический разбор

Простое предложение

Сложное предложение

  1. Списать предложение
  2. Подчеркнуть члены предложения
  3. Подписать части речи
  4. В скобочках описать предложение:

а) По цели высказывания (повествовательное/вопросительное/побудительное)

б) По эмоциональной окраске (восклицательное/невосклицательное)

в) простое

г) По наличию второстепенных членов (распространенное/нераспр)

д) Осложнено ли: однородными членами, обращением

  1. Списать предложение
  2. Подчеркнуть члены предложения
  3. Отметить границы простых предложений
  4. Подписать части речи
  5. В скобочках описать предложение:

а) По цели высказывания (повествовательное/вопросительное/побудительное)

б) По эмоциональной окраске (восклицательное/невосклицательное)

в) сложное

г) По наличию союза (союзное/бессоюзное)

Члены предложения

То, что подчеркиваем

Дополнение (пунктир) – отвечает на вопросы косвенных падежей (Р.п. – П.п.)

Определение (волнистая) – отвечает на вопросы какой? какая? какие?

Обстоятельство (пунктир-точка) – обозначает место, причину, время и т.п.: где? как? зачем? почему? по какой причине?  

Части речи

То, что подписываем над словом

Существительное – книга, дом

Прилагательное – красивый, умная

Глагол – пришел, расскажу

Местоимение – я, ты, меня, вас

Наречие – вправо

Числительное – семь

Предлог – в, на 

Союз – и, но 

Частица – не, ни

Междометие – ох, ах

По цели высказывания

Повествовательное – рассказать о чем-либо. Я пришла домой, сделала домашнее задание.

Вопросительное – задается вопрос. Ты пришел домой?

Побудительное – побуждает к действию. Открой дверь!

По эмоциональной окраске

Восклицательное – если в конце предложения стоит «!» Какая прекрасная погода! 

Невосклицательное – если «!» нет.

По наличию второстепенных членов

Нераспространенное – в предложении есть ТОЛЬКО подлежащее и сказуемое.

Распространенное – в предложении есть второстепенные члены предложения, например, обстоятельство и т.д.

По наличию союза

Сложное предложение может быть

-Союзным – части соединяются с помощью союза (Опустел сад, и осыпались листья (сложное, союзное));

-Бессоюзным – между частями нет союза (Опустел сад, осыпались листья (сложное, бессоюзное);

Задание 3. Количество букв и звуков/хар-ка звуков

Задание похоже на фонетический разбор.

Ваша задача – посчитать в словах кол-во букв и кол-во звуков и найти несоответствие.

Я,Ю,Е,Ё – могут означать ДВА звука.

Я,Ю,Е,Ё обозначают…

Один звук

1.Если буквы яюеё стоят ПОСЛЕ СОГЛ.

Мяч – м[а]ч

Два звука

1.В начале слова

Юла – [йу]ла

2.Если перед еёюя стоит глас.зв.

Маяк – ма[йа]к

3.Если перед еёюя есть Ь или Ъ

Семья – семь[йа]

+ и - [йи] (после согл+Ь)

Воробьиный – воробь[йи]ный

Согласные звуки (первая хар-ка)

Глухие

Звонкие

Сонорные

к п с т ф х ц ч ш щ

б в г д ж з

р л м н й

Согласные звуки (вторая хар-ка)

Парные

Непарные

б в д ж з п ф к т ш с

л м н р й х ц ч щ

Согласные звуки (третья хар-ка)

Могут быть и тв/и мягк

Всегда тв

Всегда мягк

б в г д з к л м н п р с т ф х

ж ц ш

й ч щ

Задание 5. Определить часть речи у всех слов

Части речи

Вопросы, примеры

Самостоятельные

1.Имя существительное

Кто? Что?

Обозначает предмет

Дом, дерево, собака, мама и т.д.

2.Имя прилагательное

Какой? Какая? Какие? Чей? Чья?

Обозначает признак предмета

Красный, квадратный, бабушкин и т.д.

3.Глагол

Что делать? Что сделать?

Обозначает действие предмета

Прыгать, бежал, будет читать

4.Местоимение

Кто? Что?

Указывает на предмет, не называя его

Он, меня, себе, вы, ты, я и т.д.

5.Числительное

Сколько? Который?

Обозначает число, количество и порядок предметов

Четверка, восьмому, три

6.Наречие

Где? Когда? Откуда? Зачем? Как? Почему?

Читать (как?) по-английски, (как?) медленно, договориться (когда?) сегодня 

Служебные

1.Союз

И, а, но, что, чтобы, если, тоже, когда, потому что и т.д.

2.Предлог

Под, в, на, за, над, с, у, до, по, около, без, о, об и т.д.

3.Частица

Не, ни, ли, то и т.д.

+Междометие

Ах! Ох! Бам! Ай! и т.д.

Союзы, предлоги, частицы – названы основные!

Задание 6. Образование слов

Вам даны 4 варианта, в одном/двух из которых допущена ошибка в употреблении слова (неправильное окончание, число и т.п.). Ваша задача – найти и исправить.

Основные ошибки:

1.Употребление местоимений. НЕТ таких местоимений, как ихний, егоный – правильно ИХ, ЕГО.

2.Согласование рода, числа. Например, «забавнОЕ кенгуру» - правильно забавнЫЙ кенгуру; «красивЫЕ стол» - правильно красивЫЙ стол.

3. Образование сравнительных степеней прилагательного. Рядом со словом «более/менее» может стоять только слово в начальной форме. Нельзя сказать «более глубочайший» - только более глубокий.

4.Неправильное употребление форм глагола. НЕТ слов ляжте, стери, ехай, едь - правильно ЛЯГ, СОТРИ, ПОЕЗЖАЙ.

5.Образование мн.ч. и ед.ч. Килограмм (чего?) яблОК! а не «яблоков».

6. Употребление слова ОБА/ОБЕ и т.д. Нет слова «обоими» - есть обеими!

7.Склонение числительных. Все числительные от 200 до 900 склоняются двумя составными. Нет варианта «трехстам жителям» - правильно тремстам жителям!

Задание 7. Найти предложение, в котором нужно поставить тире, объясните

Основные правила:

1.Тире ставится, если подлежащее и сказуемое выражено существительным. Любимое занятие (подл) Егорки — строительство (сказ) башни из кубиков.

2.Тире при прямой речи

«П», - а.

Объяснение в первом случае: тире между подлежащим и сказуемым выраженными именами существительными.

Объяснение во втором случае: тире после прямой речи перед словами автора.

Задание 8. Выписать предложение, в котором нужно поставить две запятые, объяснить

Основные правила:

1.В предложении есть обращение. Если обращение в середине предложения, то ставим ДВЕ запятые.

2.Запятые при однородных членах предложения.

3.Запятые в сложном предложении

Примеры:

1. Подойди, внученька, поближе. — Запятые выделяют обращение.

2. Заяц поиграл с товарищем, покопал с ним снег, поел озими и пошел дальше. — Запятые между однородными сказуемыми.

3. Но небо быстро проясняется, и уже опять сияет солнце, журчит и сверкает под ярким лучом ручей. — Запятые между основами в сложном предложении.

Объяснение в первом случае: обращение выделяется с двух сторон.

Объяснение во втором случае: запятые между однородными сказуемыми/подлежащими и тд.

Объяснение в третьем случае: запятые между основами в сложном предложении.

Задание 9. Определить и записать основную мысль текста

«Букварь помогает первокласснику быстро выучить буквы. Читая букварь, ребята узнают много нового и интересного. После букваря школьники начинают хорошо читать другие книги».

ТЕМА (о чем?) – автор говорит про букварь;

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ (что хотел сказать автор? к чему подводил?) - Букварь – важная и нужная книга.

Задание 10. Составить и записать план текста

Чаще всего в этом задании просят составить план из 3 пунктов. Вам дан текст – либо там 3 больших абзаца, либо абзацев больше, но по объему они маленькие.

Ваша задача – прочитать текст и выделить 3 основных момента!

В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста, отражены все микротемы текста.

 

Задание 11. Ответить на вопрос по тексту

Здесь главное понимать текст. Задача – внимательно прочитать текст, внимательно прочитать вопрос, на который надо ответить, найти в тексте слова из вопроса.

Задание 12. Многозначные слова - определить и записать лексическое значение слова

 

Многозначные слова — слова, у которых есть два и более лексических значения. Например, звезда – небесное тело; знаменитый человек.

        

Задание 13. Определить стилистическую принадлежность слова, записать синоним к слову

Стиль - система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения.

Стилистическая принадлежность слова

Разговорный стиль

Книжный стиль

Используется в устной форме.

Цель: общение.

Характерна непринужденность, неподготовленность речи.

К нему относят:

  • Художественный
  • Публицистический
  • Научно-деловой

Чаще всего в этом задании проверяют умение различать разговорный стиль от художественного.

Стилистический окрас слова — это языковые единицы, имеющие дополнительные к своему основному значению эмоциональные, оценочные и экспрессивные функции.

Стилистический окрас слова

Нейтральная лексика – не закреплена за определенным стилем

Оценочная лексика

  • Книжная – высокий стиль
  • Разговорная – просторечная, жаргонная

Задание 14. Объяснить значение фразеологизма; придумать ситуацию с ним

Много читать – знать фразеологизмы – понимать их значение.

Фразеологизм – это устойчивое выражение, которое имеет определенное значение.

Далее перечислю часто встречаемые фразеологизмы (взяты из вариантов ВПР).

Фразеологизм

Возможное пояснение фразеологизма

Язык проглотить

Замолчать

Сесть в калошу 

Попасть в неловкое положение

Клевать носом

Дремать сидя, то опуская, то поднимая голову

Бить ключом

Когда что-то проходит бурно

Несолоно хлебавши

Безрезультатно

Развесил уши

Заслушался

Заруби на носу

Запомни

Молоко на губах не обсохло

Молодой, юный

Как снег на голову

Вдруг, неожиданно

Находить общий язык 

добиваться, достигать полного взаимопонимания

Задирать нос

Зазнаваться, важничать‚ ставить себя выше других

Ни свет ни заря

Очень рано

Не подпускать на пушечный выстрел

Не подходить, не подпускать близко

Водить за нос

Обманывать

Белая ворона

Тот, кто отличается от других

Точка зрения

Мнение о чём-либо или о ком-либо

Бить баклуши 

Ничего не делать, бездельничать

С чистого листа

Сначала

Смотреть в оба 

Внимательно

Как две капли воды 

Одинаковые, похожие

Пруд пруди

Много

Ловить ворон

Прозевать что-то, быть невнимательным

Бабушка надвое сказала 

Противоречивая, непроверенная информация

Как рыба в воде

Свободно, комфортно, удобно

Краем уха

Услышать случайно, слушая невнимательно

Как из ведра

Очень сильно

Ждать у моря погоды

Ждать благоприятных условий, которые вряд ли сложатся

Тише воды, ниже травы

Скромно, незаметно себя вести

Водой не разольёшь 

Крепко

Много воды утекло

Много времени прошло

Затаив дыхание

Внимательно, не пропуская даже мелочи

Без году неделя

Очень малый срок

Влипнуть в историю

Попасть в неприятную ситуацию

Спустя рукава

Кое-как, небрежно, без усердия выполнять что-либо

С гулькин нос 

Очень мало

За тридевять земель 

Очень далеко

Сломя голову

Очень быстро

Путаться под ногами

Находясь рядом, мешать своим присутствием, отвлекая от дела

Рукой подать

Находиться рядом, близко

Обвести вокруг пальца

Обмануть

Повесить нос

Опечалиться, загрустить

Зуб на зуб не попадает

Замёрзнуть

Медвежья услуга

Ненужная услуга, приносящая вместо пользы вред

Не разгибая спины

Упорно, напряжённо работать

От корки до корки 

До конца, полностью

Тёртый калач 

Опытный человек, которого трудно обмануть

Мутить воду 

Умышленно запутывать какое-либо дело

Медведь на ухо наступил

Абсолютное отсутствие музыкального слуха

Филькина грамота 

Документ, не имеющий силы

Делать из мухи слона 

Сильно преувеличивать какую-нибудь мелочь

Как в воду глядел

Предвидел, предугадал, знал заранее

Горит в руках

Выполняется быстро, ловко, хорошо

Водой не разольёшь 

Очень дружны, в тесной дружбе; неразлучны, всегда вместе

Стоять горой

Всеми силами защищать

Набраться духу 

Переборов в себе страх, решиться на что-либо

Витать в облаках 

Бесплодно фантазировать, мечтать

Попасть впросак 

Оказаться в неприятном, неловком или невыгодном положении

Отбиться от рук 

Перестать подчиняться кому-либо, слушать кого-либо

Собраться с мыслями 

Сосредоточиться на чём-либо, пытаясь обдумать

Заговаривать зубы 

Обманывать, отвлекать внимание

Спрятать концы в воду

Надёжно спрятать, скрыть следы

Выводить на чистую воду

Разоблачить, уличить во лжи

Иметь голову на плечах 

Быть умным, сообразительным

Бросать слова на ветер 

Говорить без пользы или необдуманно; обещать и не выполнять обещанного

Попасться на удочку 

Оказаться обманутым, дать себя перехитрит

Cесть в лужу 

Оказаться в неловком, глупом и смешном положении

Мрачнее тучи 

Очень сердитый, очень расстроенный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал для подготовки к ГИА (ОГЭ) русский язык 9 класс Задание 6

Задание сформировано из Открытого банка заданий ФИПИ...

материал для подготовки к ГИА (ОГЭ) русский язык , 9 класс: осложнённое предложение часть 2

Данный материал построен на основе открытого банка заданий (ФИПИ). Используя данный материал, можно отрабатывать умения по теме "Обособленные члены преложения"...

Теоретический материал для подготовки к огэ по русскому языку

Теоретический материал для подготовки к огэ по русскому языку...

Теоретический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку

Средства выразительности русского языка....

Теоретический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку ( 9-й класс)

Задание 9.1. на ОГЭ по русскому языкуЛингвистический минимум для комментирования примеров сочинения на лингвистическую тему...

Памятка «Теоретический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку уч-ся 9 класса"

Данный теоретический материал можно использовать при подготовке учащихся 9 классов к экзаменам по русскому языку по новой демоверсии. В этом году тестовые задания изменились, с этой памяткой можно раб...

Методическая разработка по отработке теоретического материала при подготовке к ОГЭ по русскому языку

В методической разработке предоставлены теоретические материалы в виде таблиц по трудным темам при подготовке к успешной сдаче ОГЭ по русскому языку....


 

Комментарии

Третьякова Ольга Сергеевна

В данной работе основные правила собраны в схемах и таблицах.
Эти правила вы можете найти в различных видах. Главное - выбрать "свой" вариант.
Все таблички составлены на основе школьных учебников, материалов, которые представлены в интернете.