Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Сочинительные и подчинительные союзы"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Сочинительные и подчинительные союзы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык 7 класс. Тема «Сочинительные и подчинительные союзы».

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели:

Образовательные:

  • знакомство с  типами союзов;
  • формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
  • выработка навыка постановки запятой в союзном сложном предложении.

Воспитательные:

  • воспитание любви и уважения к родному языку.

Развивающие:

  • развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

выполнить синтаксический разбор предложения: "Светлые лучи, пролетающие над головами детей, не грели.",

 выполнить морфологический разбор слова "пролетающие" (в этом предложении),

пролетающие – причастие

I.Лучи (какие?) пролетающие

II. Н.ф. – пролетающий, образовано от глагола «пролетать»

Постоянные признаки:

  • действительное
  • настоящее время
  • несовершенный вид
  • невозвратное

Непостоянные признаки:

  • множественное число
  • именительный падеж
  1. В предложении является определением: лучи (какие?) пролетающие

  1. Актуализация знаний  учащихся.

Что такое союз?

(Союз – служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, простых предложений в составе сложного, а также предложений в тексте.) Как и все служебные слова, союзы не изменяются и не являются членами предложения.

           Какие бывают союзы? (Простые и составные.)

           Чем различаются простые и составные союзы? Приведите примеры.

(Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.)

Словообразовательный разбор:

Долго- долгий (суффиксальный)

Искоса-косой (приставочно-суффиксальный)

Заново-новый  (приставочно-суффиксальный)

Слева-левый (приставочно-суффиксальный)

IV.        Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

— Задумывались ли вы, что значит слово «союз»? Пришло это слово в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки «со». А вот корень этого слова дошёл до нас со словами «узел», «узы», «уж», «вязать». Во всех этих словах ясно просматривается главное назначение союза — связывать! Углубить знания о том, что и как связывают союзы, какими они бывают,— вот цель сегодняшнего урока.

Союзы делятся на группы не только по составу, но и по значению.  

 Запись предложений под диктовку

  1. Зацвели розы,  ромашки весело закачали головами, и лилии важно протянули свои язычки к солнцу
  2. В саду цвели розы, ромашки и лилии.

– Назовите союзы в данных предложениях? Что связывают эти союзы в первом и втором предложении? (В первом предложении союз и связывает простые предложения в составе сложного, а во втором однородные члены предложения.)

3) Небо потемнело, потому что пошел снег.

– Назовите союз в этом предложении? Что он связывает? (В данном предложении союз потому что связывает простые предложения в составе сложного)

Микровывод: Таким образом, мы можем сказать, что  одни союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, а другие только простые предложения в составе сложного, где одно предложение зависит от другого. В зависимости от этого союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Получается, что союзы иа и но отличаются от союзов поэтому, когда и хотя. В первом случае соединяют равные элементы. Это сочинительные союзы. А во втором – подчиняют одну часть предложения другой. Это подчинительные союзы.

Итак, союзы бывают сочинительными – соединяют равноправные элементы – и подчинительные – соединяют неравноправные элементы.

Подчинительные союзы связывают простые предложения в составе сложного: одно из предложений подчинено другому, от одного к другому можно поставить вопрос.

Предложения, связанные сочинительными союзами называются сложносочиненными. Предложения, связанные подчинительными союзами называются сложноподчиненными.

Составим схемы 1 и 3 предложения.
Схема

 Сочинительные союзы

И, а, но, да (=и; =но), или и др. Соединяют равноправные части сложного предложения, однородные члены предложения

Когда, потому что, если, хотя, чтобы и др. Соединяют придаточную часть сложного предложения с главной. В СПП можно задать вопрос к придаточной части, а ССП - нет)

V. Закрепление новой темы.

2). Запишите предложения, расставьте, если это необходимо, недостающие знаки препинания, в скобках укажите, какое это предложение сложносочиненное или сложноподчиненное. Определите тип союза.

1) По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла ( ) и в ней пропадают очертания низких берегов.
2) Вечерняя заря начинается  ( ) когда солнце уже заходит за край земли.
3) Накануне выглянуло солнце ( ) но дороги еще не совсем просохли.
4) Слуга  объявил ( ) что лошади готовы.

Микровывод (учащиеся делают сами): в сложном предложении перед сочинительными и подчинительными союзами и союзными словами ставится запятая.

– Итак, мы вспомнили о постановке знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Давайте теперь вспомним, как составляются схемы таких предложений.

  • Ребята очень устали, но работа была еще не закончена.
  • Путешественники приблизились к роднику, чтобы напиться воды.
  1. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся на практике.

Цифровой диктант с взаимопроверкой

  1. ССП
  2. СПП

1.Когда мы вернулись в деревню, уже все спали.
2. Веет теплый ветер,
и легкий пар клубится у реки.
3. Все время доносился отдаленный рокот,
а земля под ногами вздрагивала.
4. Костер разгорался неохотно,
и вяло двигались тени вокруг него.

5. Я пойду с тобой, потому что на улице светит солнце.

6. Пастушья свирель имеет способность проникать в каждый дом, чтобы достигнуть каждой души.

7. Мать улыбнулась, но все же в глазах ее промелькнуло огорчение.

ПРОВЕРКА: 2111221

2).

Учащиеся записывают предложения и составляют  схемы предложений.
1. Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки.
2. Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала.

3. Мы вскоре увидели, что дорога эта ведет в болота.
4. Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.

Проверим: 1. [ ], и [ ]. 2. [ ], а [ ]. 3. [ ], ( что). 4. [ ], ( где).  

3) Выполнение упр. 380.

4) Творческое задание:  Упражнение . Объяснить, какие из предложений являются сложносочиненными, а какие – сложноподчиненными.

Какие смысловые отношения выражает каждый союз.

 Радостное чувство охватило нас,

 — потому что мы выиграли (СПП).

— и мы побежали навстречу (ССП).

— когда мы увидели его (СПП).

— однако мы решили подождать (ССП).

5). Закрепление. «Подумай и напиши». 1. Развитие речи: дописать незаконченные сложные предложения, используя союзы и, а, но. Был выходной день… Пришла весна…

1)      Становилось жарко, и (я отправился домой). 2)      Ночью была оттепель, а (к утру ударил мороз).

6.        «Это интересно!»

Учёные исследовали союз «и», его значения, частоту употребления и обнаружили, что:

  • «и» — один из самых древних союзов русского языка;
  • союз «и» за тысячелетия не изменил своего значения, он соединяет слова и части сложного предложения;
  • слово «и» за столь долгий срок не изменило своего звучания;
  • союз «и» является очень частотным словом.
  • Союз «и» — самый употребительный союз, особенно в устной речи. Вспомните загадку о нём: «А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, что осталось на трубе?». (Союз «и»).

[Дверь тихонько отворилась], и [царевна очутилась в светлой горнице]. [– =], [– =]. [Прозрачный лес один чернеет], и [ель сквозь иней зеленеет], и [речка подо льдом блестит]. А.С. Пушкин.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

  • Что нового о союзе вы узнали на уроке?

 «Незаконченное предложение»

  1. «Сегодня на уроке я научился (научилась) различать...»;
  2. «Лучше всего мне удалось справиться...»;
  3. «Я ещё не всё понял(а) в...».

– На какие разряды делятся союзы?

– Какую функцию выполняют сочинительные и подчинительные союзы?

 – Как ставятся знаки препинания при сочинительных и подчинительных союзах?

IX.        Домашнее задание

  1. Выписать из художественной литературы 3 сложносочинённых и 3 сложноподчинённых предложения и составить схемы этих предложений

Карточка 1

Задание. Составьте сложные предложения, используя заключённые в скобки

союзы, обведите их в овалы, подчеркните грамматические основы предложений. Укажите, какое предложение –сложносочиненное или сложноподчиненное. Составьте схемы всех предложений.

  1. Проезжую дорогу сильно размыло (потому что)... .
  2. Архитектурный ансамбль прекрасно отреставрирован (так как)... .
  3. В наших краях весенние работы всегда трудны (потому  что)... .
  4. За последние годы изменилось наше отношение к природе (так как)... .
  5. Уроки закончились (и)….

Карточка 2

Задание. Запишите предложения, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки. Найдите союзы, заключите их в овалы, напишите, сочинительный или подчинительный союз. Составьте схемы всех предложений.

1) И серебря(н, нн)ый рейсовый самолёт идущий на большой скорости сверка..т над этой ночью потому что там уже свет..т солнце (К. Г. Паустовский). 2) Погода была холодная, ветре(н, нн)ая поэтому сугробы намело выше окон (Л. Н. Толстой). 3) По(?)видимому, н. .кого нет дома так как н. .кто (не) выходит на лай огромной овчарки (В. Г. Короленко). 4) Городской транспорт работал нормально так как снего(?)очистители работали даже ночью.

Карточка 3

Задание. Выпишите сначала предложения с сочинительными союзами, потом — с подчинительными. При списывании расставляйте пропущенные знаки препинания и раскрывайте скобки. Составьте схемы всех предложений.

1) Москва-река дала имя великому городу но она (не) могла (в) доволь напоить его водой. 2) Пологую возвыше(н, нн)ость между Москвой-рекой и Верхней Волгой пересёк канал дли(н, нн)ой в 128 километров. 3) Чтобы поднять искусстве(н, нн)ую реку на 38 километров требует(?)ся электрическая энергия. 4) Москва-река на выходе из города прегражде(н, нн) плотиной и уровень воды у Кремля поднялся на два с лишним метра. 5) Под московскими мостами свободно проплывают (трёх)палубные суда потому что река стала (много)водной. 6) Мосты перекрыли высокими и пологими арками не только реку но и набережные ставшие магистралями, хотя и (не) прямыми а повторяющими петли реки но (не) знающими поперечного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 7 класса по теме: "Правописание союзов"

В помощь учителю русского языка и литературы. "Правописание союзов", на мой взгляд, одна из трудных тем в изучении правил русского языка. Предлагаю своё видение изучения этой темы. Буду рада, если это...

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание союзов"

Урок закрепления материала по русскому языку в 7 классе по теме: "Правописание союзов"...

Урок русского языка в 7 классе "Подчинительные союзы"

Данный урок может быть использован при изучении темы "Подчинительные союзы" в 7 классе...

урок русского языка в 7 классе " Подчинительные союзы"

Данный урок построен как урок-путешествие по станциям, связанным по тематике с правилами дорожного движения...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Подчинительные союзы"

Материал предназначен для проведения урока русского языка в 7 классе на тему "Подчинительные союзы". Презентация содержит основные материалы для проведения урока....

План-конспект урока по русскому языку для 7 класса. Тема урока «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»

План-конспект урока по русскому языку для 7 класса.Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы».  Цель урока: дать общее понятие о союзе как служебной части речи; пока...