конспект урока по русскому языку "Обобщающее повторение по теме союз"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Обобщающее повторение по теме союз

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

по русскому языку

Обобщающее повторение по теме «Союз»

Учитель Кононенко В.П.

средняя школа № 96

Цель: проверить теоретические знания о союзе как части речи; деление союзов на группы по значению; сформированность навыка различения предложений с однородными членами и сложносочиненного с союзом И; правописание союзов; умение правильно и уместно пользоваться в речи различными союзными конструкциями.

Ход урока

  1. Сообщение учителем темы урока и знакомство с его задачами.
  2. К доске вызываются 3 ученика:

а) записать сходство предлогов и союзов;

б) различие между предлогами и союзами.

Третий пишет словарную диктовку с грамматическими заданиями (назвать служебные части речи).

Освещать, потому что темно; натереть, чтобы блестел; вышел погулять, чтобы освежиться; отложить из-за непогоды; банка из-под варенья; стараться изо всех сил; передо мной; в течение лета; сделал так хорошо, как брат; он тоже поедет; вследствие дождей.

3. Фронтальный опрос.

Что называется союзом?

Какие союзы служат для связи предложений и однородных членов, а какие – только для связи предложений?

На какие группы делятся сочинительные союзы?

Как пишутся союзы тоже, также, от каких частей речи их следует отличать?

Как пишется союз чтобы, как отличить его от местоимения что с частицей бы?

4. Творческое списывание.

Особое место среди культурных р…стений во…делываемых на полях занимает к…ртофель. Клубни его – один из основных наших продуктов питания.

….. к…ртофель не только пищевое р…стение. Это ….. кормовая и техническая культура. Клубни к…ртофеля идут на корм скоту, из них получают крахмал и спирт.

(В.В. Петров. Растительный мир нашей Родины)

Вопросы и задания.

  1. Вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания.
  2. Вставьте необходимые в смысловом отношении союзы. Объясните их правописание. Определите их роль в тексте.
  3. Подберите к данным союзам союзы-синонимы.
  4. Объясните: почему автором использованы союзы «однако», «также».
  5. Сделайте морфологический разбор союза «также».

5. Графический диктант.

Прослушать текст, определить его основную мысль. При повторном чтении записывают лишь схемы предложений.

Самое прекрасное слово на земле – мама, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно. У мамы самые добрые и нежные руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце. В нем никогда не гаснет любовь, и оно ник чему не остается равнодушным.

Тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд, и твоя любовь к матери делает радостной и светлой твою жизнь.

                                                                (По З. Воскресенской)

6. Конструирование предложений.

1 вариант.

1) Для чего нужно много читать?

,

чтобы

                                                                                

2) Когда ты читаешь художественную литературу?

,

чтобы

                                                                                

3) Какие книги ты любишь читать?

,

О или О

О и О

                                                                                

2 вариант: продолжить предложения дважды: чтобы сначала получилось предложение с однородными членами, затем сложное.

1. Солнце поднялось высоко и ………

2. Деревья вновь зазеленели и ………

3. Налетели порывы ветра и ………

7. Работа по карточкам с последующей взаимопроверкой.

Карточка № 1.

Списать предложения, раскрыть скобки, расставить знаки препинания.

  1. Что (бы) быть (по) настоящему грамотным человеком нужно постоянно обращаться к книгам.
  2. Как муравей ухитряется поднимать ношу во много раз тяжелее своего веса – то (же) загадка.
  3. То (же) слово да не так (бы) молвить.
  4. Бревно через воду и скрипучий деревянный мосток и гулкий железнодорожный мост существует для того что (бы) вода (не) служили пр…пятствием для тех кто хочет куда (то) идти что (то) искать.

Карточка № 2.

Списать предложения, раскрыть скобки и расставить знаки препинания.

  1. Что (бы) вы (ни, не) делали чем (бы) вы (ни, не) занимались вам всегда понадобится умный и верный помо…ник – книга.
  2. Настя бросилась было в сторону, где маячили два дерева, – там то (же) тропы (не) было.
  3. Тут была елань – то (же) самое что зимой в пруду прорубь.
  4. Коротко за (то) ясно.
  5. Он торопился от (того) что боялся опоздать.

8. Игра. «Найди третье лишнее слово».

1. Вследствие того что, ввиду того что, поскольку («лишнее» по составу).

2. Благодаря тому что, в связи с тем что, после того как («лишнее» по значению).

3. Потому что, так как, ибо («лишнее» по стилистической роли).

9. Подведение итогов урока, выставление оценок.

10. Домашнее задание. Подготовиться к контрольному диктанту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по русскому языку. "Повторение по теме: "Глагол"

Повторение изученного в 5 классе по теме: «Глагол».Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме: «Глагол»Задачи урока:– продолжить развитие у обучающихся орфографических и речевых ...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Союз" с применением новых образовательных технологий

Повторительно-обобщающий урок русского языка по теме «Союз как часть речи» проходил в форме игры-путешествия «Восхождение на пик  знаний». Урок построен на основе личностно ориентированного...

Урок по русскому языку: Повторение по теме «Орфография»

Урок контроля. Проверка изученных орфограмм....

Конспект урока по русскому языку (ФГОС) на тему: «Повторение темы «Имя прилагательное»», (ФГОС)

Материал данного урока рассчитан на два учебных часа и  предполагает повторение изученного  по теме «Имя прилагательное»...

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

Конспект урока русского языка «Повторение по теме «Союз»

Повторение по теме «Союз».Тип урока: урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно –ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деят...