Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Союз" с применением новых образовательных технологий
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Рогачева Дарья Сергеевна

 

Повторительно-обобщающий урок русского языка по теме «Союз как часть речи» проходил в форме игры-путешествия «Восхождение на пик  знаний». Урок построен на основе личностно ориентированного обучения с применением информационно-коммуникационных технологий. Учащимся на этом  занятии предоставлялась возможность выбора задания, формы работы, отбора нужной информации,  анализа и оценки результатов деятельности.

На уроке использовались разнообразные задания (в соответствии с нормами чередования видов деятельности): тестовая работа, занимательная викторина, исследовательское проектирование, лингвистический эксперимент, письмо по памяти, графический диктант, работа с опорными схемами, составление кластера. Представлены разные формы взаимодействия с учащимися: индивидуальная, парная, групповая. Немаловажное внимание уделялось сохранению здоровья учащихся, как физического, так и духовного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soyuz.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Рогачева Дарья Сергеевна

Полное название образовательного учреждения: МБОУ СОШ №28 г.о. Самара

Предмет: русский язык 

Тема: Повторение по теме «Союз как часть речи»

Класс: 7

Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2008; карты-признаки союза

Время реализации занятия: 40 минут

Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Союз»: общее значение союза, его морфологические признаки, роль в предложении и речи

Задачи урока:

образовательные: дать определение союзу как части речи, пополнить практический опыт употребления союзов в речи, создать условия для усвоения такой нравственно – этической категории, как союз человеческих сердец;

развивающие:  совершенствовать орфографические, пунктуационные и коммуникативные навыки, умения определять морфологические признаки союза, роль союза в предложении, развивать память (зрительную, слуховую), внимание и образное мышление детей, совершенствовать работу с кластерами, другими опорными схемами для систематизации знаний, умений и навыков по теме урока;

воспитательные: способствовать воспитанию у детей нравственных  качеств, коммуникативных навыков и умений, обеспечивающих успешность их  в будущем,  воспитывать любовь к родному языку и культуре, уважение к окружающим, а также умения работать самостоятельно, в паре или  группе

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: урок-путешествие «Восхождение на пик знаний Союза».

Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация в формате Power Point по теме урока),  музыкальное (фоновое) сопровождение, карточки с заданиями, оценочные листы, карточки-эмблемы  для рефлексии, карты-формулы «союза человеческих сердец»,  бумага и маркеры для составления кластера, иллюстрация Союза.

Аннотация. Повторительно-обобщающий урок русского языка по теме «Союз как часть речи» проходил в форме игры-путешествия «Восхождение на пик  знаний». Урок построен на основе личностно ориентированного обучения с применением информационно-коммуникационных технологий. Учащимся на этом  занятии предоставлялась возможность выбора задания, формы работы, отбора нужной информации,  анализа и оценки результатов деятельности.

На уроке использовались разнообразные задания (в соответствии с нормами чередования видов деятельности): тестовая работа, занимательная викторина, исследовательское проектирование, лингвистический эксперимент, письмо по памяти, графический диктант, работа с опорными схемами, составление кластера. Представлены разные формы взаимодействия с учащимися: индивидуальная, парная, групповая. Немаловажное внимание уделялось сохранению здоровья учащихся, как физического, так и духовного. Поэтому на уроке решались не только обучающие и развивающие задачи, но и воспитательные: в ходе занятия ребята открывали для себя формулу союза человеческих сердец: «Союз – это  уважение + дружба + доброта + согласие + сотрудничество + нравственность».  На заключительном этапе урока осуществлялась рефлексия. На специальных карточках ребята отразили результат своей деятельности на уроке (синквейн о союзе, рисунок, высказывание), прикрепили на доску - получилась «живая газета».

Использование разнообразных ИКТ,  форм и методов деятельности,  способность ребенка самостоятельно оценить себя - все это позволило снять напряжение в классе, сделать урок интересным, нетрадиционным, более динамичным,  дало возможность выйти на новые результаты, индивидуальный путь усвоения материала. Роль учителя на этом уроке консультирующая и координирующая.  

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

1. Организационный момент. Объявление темы, формулировка целей. Настрой на позитивную работу.

2 минуты

2. Проверка домашнего задания

3 минуты

3.  Повторение и систематизация изученного материала:

А) занимательная теоретическая викторина, работа в группах (по принципу телевизионной передачи «Своя игра»);

Б) защита кластера по теме «Союз: общее значение, морфологические признаки, роль в предложении»;

В) лингвистический эксперимент - употребление союзов в речи,  парная работа;

Г) доклад учащейся «Из истории слова СОЮЗ»;

Д) самостоятельная работа – тест «Правописание союзов»;

Е) графический диктант, распознавание сочинительных и подчинительных союзов;

Ж) письмо по памяти, морфологический разбор союза

8 минут

3 минуты

4 минуты

3 минуты

4 минуты

4 минуты

5 минуты

4. Домашнее задание

1 минута

5. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оформление «живой» газеты

3 минуты

Ход урока

1.  Организационный момент. Звучит музыка (фоновое сопровождение When_eveninig_falls, презентация к уроку, слайд 1). Слово учителя:                       Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз [3] –

 эти строчки, как вы помните, А.С. Пушкин посвятил своим верным друзьям-лицеистам, в них он рассказал о великой силе дружбы, товарищества, уважения друг к другу.  Эти строчки я посвящаю и вам, мои милые любимые ученики. Наш союз начался почти три года назад, и я рада, что так же, как и у великого поэта, этот союз «неразделим и вечен», «неколебим, свободен и беспечен».

Вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Объявление темы урока.

Сегодня мы проводим урок обобщения и систематизации знаний в рамках темы «Союз как часть речи» (запись темы урока в тетрадь), а также исследуем такую категорию, как союз человеческих сердец (слайд 2 презентации), которая помогает выразить нам наше человеческое взаимодействие.

 Совместная формулировка целей.

Каковы цели урока? (учащиеся формулируют, учитель дополняет)

А чтобы всего этого достичь, дорогие ребята,  мы совершим необычное восхождение на вершину “Пика знаний” - “Союза” (слайд 3 презентации). Подъём будет нелёгким. Чтобы продвинуться вперёд, вы должны показать все свои знания, полученные при изучении темы. Если вы будете работать дружно, активно, то вершина вам покорится, и вы узнаете формулу союза человеческих сердец. А оценивать каждый участок подъёма вы будете в своих оценочных листах.                  Оценочный лист

1. Разминка.

Работа в группах

2.Употребление

союзов.

Работа в парах

3. Тест «Правописание

союзов»

Индивидуальная

работа

4. Графический

диктант.

Индивидуальная

работа

5. Морфологич.

разбор

Индивидуальная работа

Итог

         2. Проверка домашнего задания.

Дома вам нужно было выписать афористичные высказывания о нравственности - предложения с союзами, определить роль союзов. Прочитаем их.

3. Повторение и систематизация изученного материала.

А) Первое восхождение мы совершим все вместе. Разминка в форме групповой работы (по принципу телевизионной передачи «Своя игра», вопросы см. в презентации, слайд 4 вместе с гиперссылками).

Вопрос учителя: работая в группе, какие качества необходимо проявлять по отношению друг к другу? (на доске открывается слово УВАЖЕНИЕ, карты-признаки союза человеческих сердец)

Б) Далее ребята, с начала урока составлявшие кластер по теме «Союз», дают связный ответ по данному вопросу.

В) Второе восхождение мы совершим в парах. Каждая пара пройдёт по своему пути. Вам необходимо (слайд 5 презентации) на месте пропусков вставить подходящие по смыслу союзы, указать: простой или составной, сочинительный или подчинительный.  Cлова для справок: однако, и, если, как, но.

 

[9]  

 

                             

Сердечки как знак дружбы, добра и тепла учащиеся дарят друг другу на память.

На доске открывается зашифрованное слово

Г) А сейчас привал! Физминутка.

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Поворот, наклон, прыжок

Улыбнись, давай, дружок.

Еще попрыгай: раз, два, три,

На соседа посмотри.

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись [6] .

 Из истории слова СОЮЗ. Сообщение ученика (индивидуальное исследовательское задание к уроку, слайд 6). Слово «союз» очень древнее. Когда-то в нем выделялась приставка со-, имеющая значение «вместе», и

корень -юз- со значением «связь», близкий по значению к словам «узы», «узел». Приставка со- в значении «вместе» есть во многих словах русского

языка: сотрудник, соавтор  и т.д. [4]. Значит, союз – это еще и то, что нас соединяет, объединяет, скрепляет. В Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даль так определил значение слова «союз»: «Взаимные узы, связь, скрепа, сцепление; часть речи, связующая слова» [2]. 

Открывается слово

Д) А впереди самое трудное третье восхождение, и пройти мы его можем только в цепочку по одному. Вам нужно справиться с заданиями теста «Правописание союзов», выбрать правильный ответ и из получившихся букв составить слово, оно и будет разгадкой.

 На доске открывается зашифрованное слово

Е) Следующее четвертое испытание будет посвящено распознаванию сочинительных и подчинительных союзов. Графический диктант (слайд 7).

Если заводишь новых друзей, не забывай о старых.

Все любят добро, да не всех любит оно.

Мал золотник, но дорог.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Человек, который лжет в любви, не заслуживает даже ненависти [1].

Беседа.

Какой принцип лежит в основе сочинительных  союзов? (равноправия)

 По какому принципу используются подчинительные союзы? (подчинения)

 Встречаемся ли мы с такими отношениями в нашей человеческой жизни? (повсеместно)

 А какие отношения преобладают между людьми, построенные на равноправии или подчинении? А с человеческой точки зрения, какие отношения должны быть между нами? (построенные на взаимопонимании, уважении, это помогает людям жить спокойно, чувствовать себя в безопасности).

На доске открываются слово

Ж) И последнее препятствие. Письмо по памяти (слайд 8). 

«Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро» [5].

Дополнительное задание: морфологический разбор союза. За несколько минут до этого задания один ученик работает у доски, отбирает те признаки,

которые относятся к союзу. В итоге должен получиться план морфологического разбора союза.

                  1. Общее значение: служит для связи однородных членов и двух предложений в составе сложного 

                  2. Морфологические признаки: сочинительный или подчинительный, простой или составной (Выбранные признаки союза ученик прикрепляет к магнитной доске)

 Открывается слово

4. Домашнее задание (слайд 9): составить свод правил для укрепления дружбы и товарищества в классе  в виде предложений с сочинительными и подчинительными союзами  или упражнение 307.

5. Заключительный этап урока (звучит музыка, слайды 10-11). 

Итак, вершина горы покорена нами. А теперь о самом главном: какова же формула союза человеческих сердец? (Союз = уважение + дружба + доброта + согласие + сотрудничество + нравственность) Рефлексия учащихся. На специальных карточках ребята отражают результат своей деятельности на уроке (это может синквейн о союзе, рисунок, высказывание) и прикрепляют на доску. Получается «живая газета».

«Как хочется жить не печалясь,

Друг другу улыбки даря,

Чтоб все на планете встречались

«Союз» как пароль говоря.

В нем слышится честь и отвага,

Ты сердцем его улови.

Оно как поднятие флага

Во имя добра и любви.

Пускай же по этому слову

Повсюду друзей узнают.

Пускай оно снова и снова

Летит над землей, как салют» [8].

Список использованных источников

1. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003, - С.616 .

2.  Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.

3. Пушкин А.С. Собрание сочинений. – М., «Художественная литература», 1985

4. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004

Электронные ресурсы

5.  http://www.сollection-aforizmov.ru. Цитаты И. Песталоцци

6. http://www.nsportal.ru. Начальная школа. Материал по теме «Физические минутки на уроках»

7. http://www.prezentacii.com. Шаблоны презентаций

8. http://www.texty-pesen.ru›salyut-festival.html. Тексты песен группы «Самоцветы»

9. http://www.wisdoms.ru. Афоризмы, цитаты и высказывания  Цицеронa

10. Звукозапись Walls – wocid. ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы

Данная презентация ознакомит преподавателей  с технологией, основанной на создании учебной ситуации на уроках русского языка и литературы, а также пояснит, чем отличается технология от методики....

Применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы по ФГОС ООО.

Описание современных педагогических технологий, описание работы по ним, примеры по работе различных технологий....

Конспект урока по русскому языку в 5 классе со здоровьесберегающей технологией "Имя прилагательное- значимая часть речи"

Здоровьесберегающее обучение на уроке направлено на обеспечение психического и физического здоровья учащихся, приводит к предотвращению усталости и утомляемости,повыщению мотивации к учебной деятельно...

Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла "Применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях школы-интерната"

Доклад "Применение новых  образовательных технологий в  преподавании русского языка и литературы с целью повышения познавательной активности обучающихся с ОВЗ"....

План работы по теме самообразования "Изучение и применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы."

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важн...

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «Изучение и применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы.»

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важн...