Конспект урока русского языка «Повторение по теме «Союз»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Повторение по теме «Союз».
Тип урока: урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно –
ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 189.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Долбина Л. Б.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия»
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
Класс: 7
УМК: под редакцией "Ладыженской Т.А. Русский язык. 7 класс"
Тема: Повторение по теме «Союз».
Тип урока: урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно –
ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деятельности.
Цель урока: повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении и речи.
Задачи урока:
Образовательная (Предметная)
- Обнаруживать союзы, правильно писать;
- Определять вид сложного предложения, различать сложносочиненное и сложноподчиненное предложения и предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них;
- Правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике, определять роль союза в построении текста;
- Формировать орфографические и пунктуационные навыки.
Развивающая (Коммуникативная)
1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (художественный текст, ЭОР, монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир).
2. Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи, навык нахождения причастного оборота, определения его роли.
3. Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.
4. Развивать речевую культуру и речевое творчество.
Воспитательная (Личностная)
- Формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к родному русскому языку, воспитание чувства любви к малой родине.
- Формировать культуру творческого труда.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
Познавательные: Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать теоретические сведения о союзе.
- Уметь находить союзы в предложении.
- Уметь правильно писать союзы, определять их значение, роль в предложении; правильно применять в речи.
Личностные:
- Освоение и приятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла ученика.
- Навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях.
- Установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
Межпредметные:
- Делать выводы о совместной работе класса и учителя.
- Производить логические операции.
- Осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
- Слушать и понимать речь других.
- Освоить умение находить союзы в тексте.
- Уметь формулировать, принимать и сохранять учебную задачу.
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Учитья работать по предложенному учителем плану.
- Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная.
Приёмы контроля: устный, письменный.
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска, рабочие листы.
Структура и ход урока
Рабочий лист
Дата
Тема урока
Задание 1.
Орфографическая пятиминутка.
Я плыл на ло..ке вни.. по реке и вдруг услышал, буд(то) в небе кто(то) начал ост..рожно перел..вать воду из звонкого стекля..ого сосуда в такой(же) сосуд. И звуки эти заполнили всё пр..странство между рекой и неб..сводом. Это л..тели жур..вли.
Я поднял голову, что(бы) лучше их ра..мотреть. Этот крик жур..влей и их вел..чавый перелёт по в..здушным дорогам — соверше..ое тв..рение пр..роды.
Ос..ни за окном не видно, (за)то стоит выйти на крыльцо, как она окружит тебя.
По Чингизу Айтматову
Комплексный анализ текста
Представьте этот же эпизод из рассказа Чингиза Айтматова, в котором опущены все союзы.
Вопросы
- Какой текст вам больше понравился? Почему?
- В каких случаях союзы придают тексту большую выразительность? Почему?
- Попробуйте выявить роль союзов в реализации авторского замысла.
Задание 3. Проверка групповой домашней работы.
Четыре группы учащихся выполняли индивидуальные проектные домашние задания.
1 группа – рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» «Легенда о Данко».
2 группа – рассказ Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор».
3 группа – "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Ермолая-Еразма.
4 группа – рассказ Леонида Андреева «Кусака».
Вывод: Союз является не только средством соединения однородных членов предложения, частей сложного предложения, связи отдельных предложений в тексте, но и средством художественной изобразительности, а также средством выражения авторской позиции.
Задание 1.
Игра «Собери пословицу».
Задание 2.
Определите тип союза в прочитанных мною предложениях (используйте для этого карточки с буквами С и П)
- По горизонту весь день слоями лежит прозрачная мгла, и в ней пропадают очертания низких берегов.
- Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли.
- Река сверкала то голубым, то зеленым светом.
- Накануне выглянуло солнце, но дороги еще не совсем просохли.
- Сразу за шатким деревянным мостиком начинался подъем в гору, с которой было видно всю окрестность.
- Месяца не было, однако звезды ярко светили в чёрном небе.
- Слуга объявил, что лошади готовы.
- Это озеро небольшое, зато памятное Васютке.
Задание 3.
Из словосочетаний выписать союзы, распределяя их по колонкам таблицы.
Составные союзы | Простые союзы |
Освещать, потому что темно; если закроет небо; как будто что-то стукнуло; натереть, чтобы блестел; так как вода прибывала; дорого, зато надежно; не пришел, оттого что опоздал; верное и чуткое сердце; или движущиеся огни.
Задание 4. Укажите номера предложений с сочинительными союзами;
с подчинительными союзами.
- Огонь в лампе дрогнул и потускнел, но через секунду снова разгорелся ровно и ярко.
- Наука любит трудолюбивых, потому что труд – это талант.
- Наступает жара, утренние голоса смолкают, зато оживают насекомые.
- Лес становится угрюмым, если тучка закроет солнце.
Задание 5. Выполнение упражнения 381.
Задание 6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Укажите номера этих предложений.
- Палуба и надстройки слились с темным небом и морем.
- Поднялась луна, и тени стали чётче и длиннее.
- Темнота раннего утра скрывала и площадку на берегу и посёлок из палаток и самих людей.
- Стало нестерпимо душно, и пришлось открыть все окна.
- Солнце светило ласково и нежно и согревало своим теплом землю.
Почему в одних предложениях стоят запятые перед союзами, а в других - нет?
Задание 7. Укажите строчку, где все союзы всегда пишутся раздельно:
1) как(будто), потому(что), оттого(что)
2) то(же), что(бы), буд(то)
3) (по)этому, слов(но), (с)тем(чтобы)
4) (за)тем(чтобы), как(будто), (с)тем(чтобы)
Задание 8.
Укажите предложение, в котором союз связывает простые предложения (знаки препинания не расставлены):
1) Мне нужно было пересечь улицу и затем свернуть в переулок налево.
2) Ему отлично был знаком этот приморский городок и он решил показать гостям достопримечательности.
3) Болотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке.
4) Бойкий ветерок подхватил шляпу и начал ее раскачивать.
Задание 9.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. Вётлы еще не пожелтели, (ЗА)ТО (ИЗ)ЗА домов проглядывали верхушки багрово-красных осин.
2. Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) с беркутом случилось, ЕСЛИ(БЫ) не приехал орнитолог.
3. (В)НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, морозными, (ЗА)ТО дни стоят тёплые, безветренные.
4. Они (КАК)БУДТО сговорились — прибыли в одно и ТО(ЖЕ) время.
Домашнее задание
- Подберите из художественной литературы 3 предложения с сочинительными союзами и 3 предложения с подчинительными, подчеркните основы, выделите союзы.
- Подготовьте устный рассказ на тему
«Роль союзов в текстах научного стиля».
- Составьте предложения по схемам и разберите их.
- [ ],и [ ]. 2) [ ], (потому что) 3) [ ],но [ ], и [ ].
- [….., ( где), … ]. 5) [ ],(когда…). 6) [ 0 и 0 ].
Наша группа анализировала "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Ермолая-Еразма.
Как известно, союзы – это служебные слова, выражающие грамматические отношения между членами предложения, частями сложного предложения или отдельными предложениями в составе связного текста.
Мы пришли к следующим результатам. Всего в «Повести о Петре и Февронии Муромских» мы обнаружили около 210 союзов.
Сочинительных союзов – 100, подчинительных – 110.
Работая с сочинительными союзами, мы установили, что рекордсменом в этой группе является союз И (употребляется 80 раз!), он соединяет однородные члены предложения. В роли средства связи частей в составе сложносочиненных выступают союзы: И – 10 раз, А – 6, НО – 3.
Кроме соединительного союза И (он встретился в 14 предложениях), в текстосвязующей роли встретились союзы: А четырежды, НО трижды . С их помощью автор выразил отношения противопоставления или сопоставления с различными добавочными оттенками (несоответствия, ограничения, уступки, условности, присоединения, итога).
Из подчинительных союзов наиболее употребляемое союзное слово ЧТО – 17 раз, союз ЧТО - 14 раз, союз КОГДА – 11, ЕСЛИ – 9, союзное слово КОТОРЫЙ - 8, ЧТОБЫ – 8, КАК – 4, ИБО – 4, сравнительный союз КАК – 6, ДАБЫ - 1
Анализ произведения подтверждает: служебная часть речи может объединять, отражать взаимосвязь, противопоставлять, указывать на причинно – следственные отношения и многое, многое другое.
Наша группа анализировала «Легенду о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».
Результаты нашего исследования таковы. В рассказе около 175 союзов.
Сочинительных союзов – 137, подчинительных – 38.
Сочинительный союз И употребляется 65 раз, связывая однородные члены предложения: сказуемые – 37, определения – 12, дополнения – 8, обстоятельства – 5, подлежащие – 3. В роли средства связи частей в составе сложносочиненных выступают союзы: И – 28 раз, А – 10, НО – 4.
Текстосвязующую роль играют сочинительные союзы: И (он встретился в 13 предложениях), А - 10, НО - 6.
В тексте употребляются подчинительные союзы: целевые, временные, условные, причинные. Из подчинительных союзов наиболее употребляемый союз ЕСЛИ – 9, ЧТОБЫ – 8, союзное слово ЧТО – 6 раз, союз ЧТО - 5 раз, союзное слово КОТОРЫЙ - 4, союз КОГДА – 3, КАК – 2, ПОТОМУ ЧТО – 3, ИБО – 1, ЧТОБЫ – 1, сравнительные союзы: КАК – 7, ТОЧНО – 4.
Роль союзов в легенде разнообразна, с помощью союзов создается последовательность, логичность изложения, создается образ времени, происходит создание ритма, плавности речи. Они соединяют фрагменты, повествующие о действиях, поступках, поведении героев.
Мы анализировали рассказ Леонида Андреева «Кусака» и пришли к следующим выводам.
В рассказе около 234 союзов.
Сочинительных союзов около 186, подчинительных около 48.
Сочинительный союз И употребляется 118 раз, связывая однородные члены предложения: сказуемые – 70, дополнения – 17, обстоятельства – 14, определения – 11, подлежащие – 6. В роли средства связи частей в составе сложносочиненных выступают союзы: И – 27 раз, А – 7, НО – 6, ИЛИ - 1.
Текстосвязующую и текстообразующую роли играют сочинительные союзы: И (он встретился в 15 предложениях), НО – 7, А - 5. Их употребление в тексте облегчает установление логических связей, привносит в повествование сопутствующее значение.
Из подчинительных союзов наиболее употребляемое союзное слово КОТОРЫЙ - 10, союз ЕСЛИ – 9, союз ЧТО – 9, ЧТОБЫ – 8, союз КОГДА – 6, ЧТОБЫ – 3, ПОТОМУ ЧТО – 3, союзные слова ЧТО – 2 раз, ГДЕ – 2, союз ЕСЛИ – 2, КАК – 1, ТАК КАК – 1, сравнительные союзы: КАК – 4, КАК БУДТО – 3, СЛОВНО – 3, ТОЧНО – 1. Примеры сравнительных оборотов: как капельки ртути, как она, как отчаяние, как крылья ласточки, точно свечи, словно это был не хлеб, а камень, словно от удара, словно это было знаком, как будто вспыхивал огонек. С их помощью автор смог изобразить состояние Кусаки.
Мы пришли к выводу, что союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной выразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте.
Наша группа работала с рассказом Ивана Сергеевича Тургенева «Бирюк».
Всего в произведении около 98 союзов.
Сочинительных союзов около 78, подчинительных около 20.
Работая с сочинительными союзами, мы установили, что рекордсменом в этой группе является союз И (употребляется 62 раза!), он соединяет однородные члены предложения. Из 62 предложений 46 содержат однородные сказуемые, соединенные соединительным союзом И. В роли средства связи частей в составе сложносочиненных выступают союзы: И – 5 раз, А – 4, НО – 3, ДА - 1.
Лишь в 2 – х случаях союзы А, И участвуют в композиционном оформлении текста.
Из подчинительных союзов наиболее употребляемое союз ЧТО – 5 раз, ЧТОБЫ – 1, КАК – 4, КОЛИ (в значении если) – 1, союзные слова КОТОРЫЕ – 3, какую – 1, ЧТО – 1, ДАБЫ – 1, аль – 1, сравнительные союзы: КАК – 4, СЛОВНО – 3.
Таким образом, можно сделать вывод, без союзов смысл сложносочиненных предложений очень размытый и неяркий и не может полностью передать мысль автора. Значимость союза в сложноподчиненном предложение не менее важна, ведь они образуют тонкую нить взаимосвязи главной и придаточной части.
Сообщение 1
Название “союз” появилось в XVII веке. В русском языке около 250 союзов.
В XIX веке в “Толковом словаре живого великорусского языка” Владимир Иванович Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова”.
В XX веке “Толковый словарь русского языка” Ожегова и Шведовой слово “союз” было определено так: “В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения”.
Сообщение 2
Ученые исследовали союз “И”, его значения, частоту употребления и обнаружили, что:
“И” – один из самых древних союзов русского языка;
Союз “И” за тысячелетия не изменил своего значения, он соединяет слова и части сложного предложения;
Слово “И” за столь долгий срок не изменило своего звучания;
Союз “И” является исключительно частотным словом.
Итак, союз “И” – самый употребляющийся союз, особенно в устной речи. Существует даже загадка о нем: “А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, кто остался на трубе?” (союз И).
Сообщение 3
Слово «союз» очень древнее. Когда-то в нём выделялась приставка СО-, имеющая значение «вместе», и корень - ЮЗ- со значением «связь», близким по значению к словам УЗЫ, УЗЕЛ. Приставка СО - в значении «вместе» есть во многих словах русского языка: СОтрудник – «тот, кто трудится вместе с кем-то»; СОавтор – « тот, кто вместе с кем-то создаёт произведения» и т.д. Однако основа слова «союз» в настоящее время не делится на морфемы: всё слово состоит из одного корня и нулевого окончания.
Сообщение 4
Ряд союзов имеет архаическую или просторечную окраску: коли, кабы, дабы, понеже. Стилистически мотивированное и грамматически точное употребление союзов делает речь ясной и убедительной.
союз НО является выразителем отношений несходства. За счет наиболее частотного употребления собственно соединительных конструкций с союзом «И» в произведениях Пушкина формируется общий тон повествования. Использование обозначенных конструкций также обеспечивает произведениям лаконичность и высокую концентрацию смысла.
Собери пословицу
| Рассеянный ничего не знает, | хлеб сладок. |
| много знать, | делать нечего. |
| Долог день до вечера, | ворон считает. |
| Горька работа, | не кнутом, а овсом. |
| Коня подгоняй, | надо любить книгу. |
- Рассеянный ничего не знает, потому что ворон считает.
- Чтобы много знать, надо любить книгу.
- Долог день до вечера, коли делать нечего.
- Горька работа, да хлеб сладок.
- Коня подгоняй, но не кнутом, а овсом.
| Гулять гуляй, | надо наклониться. |
| Цену вещи узнаешь, | зимой цветы бы расцветали. |
| Мороз не велик, | работать не забывай. |
| из ручья напиться, | стоять не велит. |
| Кабы на цветы не морозы, | потеряешь. |
- Гулять гуляй, а работать не забывай.
- Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.
- Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.
- Кабы на цветы не морозы, и зимой цветы бы расцветали.
- Мороз не велик, да стоять не велит.
| Близок локоть, | в амбар насыплешь. |
| Береги платье снову, | мать всех друзей милее. |
| И лук сладок, как мед, | не укусишь. |
| Хвались урожаем, | честь смолоду. |
| Сыр калача белее, | на родине растет. |
- Близок локоть, да не укусишь.
- Береги платье снову, а честь смолоду.
- И лук сладок, как мед, если на родине растет.
- Хвались урожаем, когда в амбар насыплешь.
- Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.
| изба крива, | не оценишь света |
| Либо дождь, либо снег, | ни в строй, ни в дело не годится. |
| не видел мрака, | хозяйка плоха. |
| солдат палки не боится, | осень снопами. |
| Весна красна цветами, | будет, либо нет. |
- Коли изба крива, хозяйка плоха.
- Если не видел мрака, не оценишь света
- Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет.
- Когда солдат палки не боится, ни в строй, ни в дело не годится.
- Весна красна цветами, а осень снопами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/21/picture-246344-1366558993.jpg)
Конспект урока русского языка "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе"
Конспект урока русского языка по теме "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе" разработан в соответствии с требованиями "Программы" по русскому языку для учащихся общеобразов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/13/picture-366941-1386932326.jpg)
Конспект и презентация к уроку русского языка "Повторение по теме"Двусоставное предложение"
Разработка представляет собой конспект интерактивного урока русского языка в 8 классе "Повторение по теме "Двусоставные предложения". Цель урока - повторить знания о двусоставном предложении. Задачи: ...
Конспект к уроку русского языка «Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация»
Методическая разработка....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/31/picture-928829-1496258767.jpg)
Конспект урока русского языка "Повторение и обобщение. Причастие и деепричастие".(7 класс,русский язык)
Урок по теме "Причастие,деепричастие" проведен с целью поввторения и обобщения пройденного материала по данной теме.На уроке использованы различные формы организации учащихся, такие как самостоятельна...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/19/picture-966954-1511096893.jpg)
Конспект урока русского языка "Повторение по теме "Имя числительное"
Данный конспект урока представлен для заключительных уроков по теме "Имя числительное". Урок разработан в игровой форме, что способствует максимальной заинтересованности шестиклассников, наи...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/19/picture-1513245-1708372121.jpg)
конспект урока русского языка "Повторение темы "Однородные члены предложения"
Повторение повторения и обобщения темы "Однородные члены предложения"...