конспект урока русского языка "Повторение темы "Однородные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Сулейманова Ление Исметовна

Повторение повторения и обобщения  темы "Однородные члены предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_temy_odnorodnye_chleny_predlozheniya.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

 Повторение  темы «Предложения с однородными  членам». Практикум.

Урок в 8 классе

Цель урокаобобщить изученное о предложениях, осложнённых однородными членами.

Планируемые результаты:

 Предметные:

  1. Формирование прочных знаний об однородных членах  предложения, об обобщающих словах  при однородных членах  предложения.

2.  Совершенствование умения различать однородные и неоднородные определения.

3. Формирование умения правильно ставить знаки препинания в  предложениях  с  однородными членами.

  4. Составлять схемы предложений  с  однородными  членами и  с  обобщающими словами при однородных членах.

5. Вести  подготовку к итоговой аттестации по русскому языку.

Метапредметные: 

  • умение  находить однородные  члены  предложения и   обобщающие слова в тексте и употреблять их в своей речи;
  • умение самостоятельно определять тему и цель своей работы;
  • умение оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов.

Личностные:

- Совершенствование монологической речи, умения правильно и лаконично излагать свои мысли.

- Развитие  критического  мышления, орфографической  зоркости.

Оборудование: раздаточный материал (карточки), демонстрационный материал, персональный компьютер, экран)

Тип урока – обобщение и систематизирование изученного материала.

Ход урока

1.   Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.  Постановка цели и задач урока. 

Желание добиться успеха без упорного труда схожа с желанием снять урожай там, где вы не сажали семена.

3.   Актуализация знаний.

А) ( На экране)    Подбери ряды однородных членов из материалов для справок, расставь знаки препинания.   

Дама сдавала в багаж_____________________

Говорил Термит Термиту Ел я всё по алфавиту ел_____________________

Для справок: диван саквояж чемодан картину корзину картонку и маленькую собачонку; амбары и ангары балки брёвна и бульвары.

Б) Словарная работа ( у доски один ученик)

Деревянный сруб, крашеный пол, ветреный день, дерево срублено, некрашеные стены, стена покрашена, ледяной дом, огни погашены, гружёный вагон,  сваренный борщ, соединены вместе, выдуманная история, истинный друг, спрятаны в доме, равнинная местность, украшена рисунком, построенный дом, книга прочитана.

4.   Обобщение и систематизация

Задание 1. Повторение  теории  

  1. Какие  члены  предложения  называются  однородными?

  (Относятся к одному  и  тому  же слову, отвечают на один и тот  же   вопрос и являются одним членом предложения)

  1. Как  могут  быть связаны однородные члены  предложения?

( С  помощью  сочинительных  союзов  и  бессоюзной   связью, т.е. интонацией  перечисления)

  1. Какие  определения являются  однородными,  а  какие - неоднородными? (Определения  являются  однородными, если  характеризуют  предмет  с  одной  стороны.)
  2. Расскажите  о  правилах  пунктуации  при  однородных  членах, используя  схемы.         

 Задание 2. В парах

Расставьте знаки препинания.

Хлеб ржаной батоны булки не добудешь на прогулке.

Бублик баранку батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.

Дятел дерево долбит день- деньской кору долбит.

Клала Клава лук на полку кликнула к себе Николку.

Варвара варенье доварила ворчала и приговаривала.

Сидел воробей на сосне заснул и свалился во сне.

Задание 3. Составьте предложение с группами однородных членов.

Решают задачи, пишут, читают.

В лесу, в саду, на огороде.

Осины, берёзы, рябины.

Уютно, тепло, чисто.

Глиняная, стеклянная.

Задание 4. Выделенные слова замените однородными членами. 

Зашумел в лесу золотой дождь.

Спрятались по листьями грибы. 

Листья шуршат. 

День был солнечный. 

Падали дождевые капли.

Они повисли на ветвях.

Физминутка

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Схематический диктант (самостоятельно). Предложения записывать не нужно, только схемы

1) Всюду: и вокруг, и над головой — была вода. (Е. Крестовский) 2) Все кипит, все бушует: вода, кустарник, сосны, березы, рябины. (Ф. Абрамов) 3) От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего побежали далеко длинные тени. (И. Гончаров) 4) Яркие пятна света лежат всюду: на ветвях, на стволах деревьев, на слежавшихся плотных сугробах. (И. Соколов-Микитов) 5) Всегда: зимой и летом, осенью и весной — хорош русский лес. (И. Соколов-Микитов.) 

Проверяем на экране 

6.  Итог  урока.

Игра «Верно– неверно».             

Таблица с надписью: «Верно -  неверно». В первой колонке даны ответы, с которыми вы соглашаетесь или не соглашаетесь. Свое согласие или несогласие вы фиксируете во второй колонке с помощью слов «+» или  «-».

                                     Согласен – не согласен

                              Утверждения

«+» или «-»

1.

Однородные члены предложения связаны подчинительной связью

2.

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос

3.

Однородные члены предложения могут быть выражены словами разных частей речи.

4.

Однородными могут быть только второстепенные члены предложения

5.

Пришли ни свет ни заря. – В этом предложении пропущена запятая

6.

Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены

7.

Удобный деревянный стол располагался в центре гостиной.

 – Между определениями удобный и деревянный  надо поставить запятую

8

В предложении Все лицо походка взгляд голос все вдруг изменилось в ней. (Л. Толстой) кроме запятых, есть тире и двоеточие

9

В предложении Дни стояли пасмурные, дождливые, однако теплые однородные члены выполняют функцию
 определений.

10.

В предложении То солнце спрячется, то светит слишком ярко есть однородные подлежащие

Критерии оценивания: 0,5 балла за каждый  правильный  ответ.

  Проверяем.

5. Домашнее задание: карточка: найти допущенные в тексте орфографические и пунктуационные ошибки.

На всё лето мы уехали в деревню. Наш старый, деревяный дом стоял на обрывистом берегу небольшёй неглубокой и неширокой речки Серебрянки. Она тихо и спокойно текла то среди пёстрых лушков то через густые сосновые и еловые леса пока не впадала в лестное озеро, поросшее прелесными кувшинками. Летом взрослый человек мог легко перейти её вброт, но весной она начинала яросно вскепать буйно и дерско разливалась, и затопляла окресные луга.

6. Рефлексия.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Однородные члены предложения"

Урок русского языка в 5 классе по теме  "Однородные члены предложения" (Изучение новой темы)...

Урок русского языка "Синтаксис. Члены предложения" (5 класс)

Цели урока:Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельнос...

Урок русского языка "Главные члены предложения" - с использованием компьютерной презентации.

Урок-презенция по русскому языку. В уроке участвует весь класс, есть возможность проявить себя. При помощи игровой формы ученикам подается материал к изучениюдля 5 класса....

Урок русского языка "Второстепенные члены предложения - определение"

Урок русского языка "Второстепенные члены предложения - определение" для 5 класса (ФГОС)...