Конспект урока "Правописание существительных с пол- и полу-"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Разнообразные методы и форм работы на уроке помогут детям освоить одну из тем орфографии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание слов с пол- (полу-).

Цель урока: сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов с начальной частью пол- и полу-.

Задачи урока:

образовательная: углубить знания о способе сложения слов;

развивающая: иметь представление о его разновидностях (сложение без соединительной гласной, с соединительной гласной, сложение с одновременным присоединением суффикса) иметь представление о сложносокращенных словах

воспитывающая: воспитывать у учащихся  любовь  к родному языку, прививать  интерес  к его познанию

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Орфографическая разминка

Грузчик, замочек, пылесос. неприятель, фонарщик

 - Определите способ образования существительных

III. Актуализация знаний

1. Упр.140 (по цепочке)

2. Образуйте сложные слова, запишите их.

Любит книги, варит на пару,  льёт сталь, метает пули, тушит огонь, юный натуралист.

- Молодцы, ребята. Сегодня мы познакомимся ещё с одним способом образования сложных слов, научимся находить их в предложениях и тексте, правильно писать такие слова.

IV.Изучение нового материала

1. - Прочитаем стихотворение на слайде

2. Посмотрите на подчёркнутые в тексте слова и скажите, в чём особенность этих слов . Назовите тему нашего урока.

- А теперь подумайте, какова  проблема нашего урока? (Решить, когда ПОЛ- пишется со словами через дефис, а когда слитно).

- Посмотрим только на те слова, которые с ПОЛ- пишутся слитно. Проанализируйте примеры и сделайте вывод. Перед какими буквами в этих словах стоит ПОЛ? (перед согласными).

- Сделаем вывод о том, когда ПОЛ- пишется со словами слитно.

-  А какие согласные не подчиняются правилу (заглавные и л).

- В каком ещё случае пол пишется через дефис? (перед гласной)

- Чем отличается от всех подчеркнутых слов слово “полуживой. Приведите свои примеры слов с начальным ПОЛУ(После ответов следует слайд со словами, начинающимися с ПОЛУ-). Сделайте вывод о правописании таких слов.

- Сформулируйте правило.

Посмотрите на слайд №5и прочитайте конец стихотворения

- Совпадают ли наши выводы с финальной частью стихотворения?

 Давайте проверим,  правильно ли мы сформулировали правило, прочитаем о правописании таких слов в учебнике..Приведите собственные примеры.

V. Первичное закрепление.

1. Объяснительный диктант ( по очереди у доски).

Полсада, полгорода, пол-Саратова, пол-луковицы, пол-ананаса, полметра, полумрак.

2. Зрительный диктант. Глядя на половинки рисунков на слайде, Вы должны будете записать то, что видите.

- А теперь сверьтесь со слайдом №7

полгруши, полмашины, пол-ложки, пол-огурца, полрепки, пол-арбуза, полвишни,

полпомидора, пол-ананаса, полрыбы.

- Поднимите руку, у кого одна ошибка? Поставьте себе “4”. А у кого ни одной ошибки, поставьте себе “5”.

 3.  Выборочный диктант.

Сейчас вы посмотрите и послушаете диктант Леопольда из передачи «Радионяня». Вы должны внимательно слушать и выписывать  называемые слова с ПОЛ-/ПОЛУ-

4. - А сейчас комментированное письмо с творческим заданием. На слайде записаны словосочетания (500 килограммов, 500 граммов, половина дома,500 метров, половина года, половина земного шара), замените их одним словом с пол- и полу-,  устно объяснить написание (один ученик работает у доски).

- Как написали последнее словосочетание? Почему?

5. Распределительный диктант (самопроверка со слайда)

Пол-Ельца, пол-Тимирязево, полсела, полдома, полкартофелины, полсливы, полмандарина, пол-апельсина, пол чайной ложки, пол-лимона, пол-лаваша, полутен.

6 . Один ученик работает на компьютере с тренажёром и получает оценку, остальные работают по карточкам. (выполнив работу, переворачиваю карточки и сверяют ответы)

Карточка 1

1. Засвищи-тко ты во (пол)свисту соловьего, закричи-тко ты во (пол)крику звериного. 2. Мне б только до той вон канавы (пол)мига, (пол)шага прожить. 3. Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему (пол)сердца и (пол)силы. 4. Улицы окутал (полу)мрак.

Карточка 2

1. ( Пол)Европы прошагали, (пол)земли – этот день мы приближали, как могли.. 2. Ни (пол)слова ни (пол)взгляда не бросила в сторону Ивана прекрасная царевна. 3. Лишь (полу)улыбка слегка коснулась ее лица. 4 Стою на (полу)станочке, в цветастом (полу)шалочке…

VI. Рефлексия.

- Смогли лы решить проблему, поставленную в начале урока?

- Когда слова с ПОЛ-/ПОЛУ- пишутся с существительными через дефис, а когда слитно?

- Каков способ образования таких слов? Какой морфемой является ПОЛ-/ПОЛУ-?

VII. Домашнее задание. (на выбор)

1. Составьте текст о приготовлении любимого блюда, употребляя существительные с ПОЛ-/ПОЛУ-.

2. Упр.142

Источник:  

https://www.youtube.com/watch?v=SXW7hJUXhxs

https://kykyryzo.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку на тему: "Слитное и дефисное написание сложных существительных с пол- и полу-.

Данный урок расширяет представление учащихся по орфоэпии и лексике, формирует умение написания существительных с пол- и полу-, развивает орфографическую зоркость....

Урок в 6 классе на тему: "Слитное и дефисное написание сложных существительных с пол- и полу-"

Этот урок поможет учащимся освоить непростую тему правописания сложных существительных с пол- и полу. Материал интересный и занимательный....

Конспект урока "Правописание сложных существительных с пол-и полу-"

Данный материал прдставляет собой рабочий урок по теме "Правописание сложных прилагательных с пол-и полу-" по программе В.Бабайцевой, 6 класс....

Конспект урока по литературе "Путешествие на поле славы. М.Ю. Лермонтов \'Бородино\'"

Конспект открытого урока по литературе. Урок представляет собой путешествие с остановкой на нескольких станциях: музыкальная, историческая, лингвистическая и др....

Конспект урока биологии по теме: Генетика пола. Составление родословной.

Конспект урока биологии по теме: Генетика пола. Составление родословной....

План-конспект внеклассного мероприятия по технологии "Игра "Поле чудес" по разделу "Технологи я обработки древесины

При остановке барабана на секторе приз можно выбрать приз или продолжать игру. После получения приза игрок выбывает из игры....