Рабочая программа по русскому языку УМК Л. М. Рыбченкова 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Цыкура Елена Александровна

Рабочая программа по русскому языку УМК Л. М. Рыбченкова 8 класс 2022-2023 учебный год. Программа переработана для учебника "Русский язык 8 класс" Издательство "Просвещение" 2021 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_yazyk_8_klass_21-22_.docx41.16 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Марковская средняя общеобразовательная школа №2»

«РАССМОТРЕНО»                      «СОГЛАСОВАНО»                             «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании МО учителей                                                                    Директор ____________

_________________________     Заместитель директора по УВР     Приказ от «___»______________

 Руководитель МО                               _______________                  20__ г. № ____

____________/___________/             Протокол от «___»___________

подпись      расшифровка подписи             20__ г. № ____

 Протокол от «___»___________                                              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета (курса) «Русский язык»

для 8 классов

Разработчик (и):

Цыкура Елена Александровна

учитель русского языка и литературы

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа для 8 класса по предмету «Русский язык» разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС ООО) МОУ ИРМО Марковской СОШ №2 и авторской программы: Рыбченкова Л.М. (5-9) ФГОС ООО, 2018.

Для реализации рабочей программы используется УМК: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В. и др. Русский язык. 8 класс. АО «Издательство «Просвещение», 2021.

Рабочая программа рассчитана на один год обучения в объеме 102 часов (3 часа в неделю).

I.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства подтверждающие или опровергающие тезис;
  • осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели

Обучающийся получит возможность научиться:

  • применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами.

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • ставить и адекватно формулировать цель деятельности;
  • планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • адекватно воспринимать устную и письменную речь;
  • соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Аудирование и чтение

Обучающийся научится:

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тема, текста, основная и дополнительная информации);
  • владеть разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • владеть информационной переработкой прочитанного текста (план, тезисы), приемами работы с книгой, периодическими изданиями;
  • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров; владеть различными видами аудирования.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных средств. 

Говорение и письмо

Обучающийся научится:

  • воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (пересказ, план, тезисы);
  • правильно, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме), адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров, осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
  • владеть различными видами монолога и диалога; выступать перед аудиторией сверстников с небольшим сообщением, докладом;
  • соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию; соблюдать в практике письма основные правила русской орфографии и пунктуации;
  • участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умению находить грамматические, речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • усваивать основные научные знания о родном языке; понимать взаимосвязь его уровней и единиц;
  • усваивать базовые понятия лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи; текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  • проводить различные виды анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксический анализ словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выделять основные признаки и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенности языкового оформления, использовать выразительные средства языка;
  • осознавать эстетическую функцию родного языка, оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Общие сведения о языке

Обучающийся научится:

  • характеризовать русский язык как язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, консолидации и единения народов России;
  • определять роль родного языка в жизни человека и общества;
  • определять связь языка и культуры народа.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роль русского языка в процессе самообразования.

II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (12ч.)

Понятие о культуре речи. Культура речи как раздел лингвистики. Языковая норма.

Текст как речевое произведение. Структура текста. Функциональные стили речи.

Раздел 1. «Синтаксис, пунктуация, культура речи. Словосочетание» (6ч.)

Синтаксис как раздел грамматики. Основные единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание). Нормы сочетания слов и их нарушения в речи.

Предложение как минимальное речевое высказывание. Предложения простые и сложные, их структурные и смысловые различия. Интонация, ее функции, основные элементы. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные, их смысловые и структурные различия.

Раздел 2. «Простые двусоставные предложения» (17ч.)

Простое двусоставное предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Синтаксическая структура простого двусоставного предложения.

Главные члены двусоставного предложения. Морфологические способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство (времени, места, образа действия, цели, причины, меры, условия). Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.

Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Особенности употребления неполных предложений в разговорной речи и в языке художественной литературы.

Прямой и обратный порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.

Письменные и устные функциональные разновидности книжной и устной речи. Публицистический стиль: устная публицистическая речь, язык радио и телевидения.

Раздел 3. «Односоставные предложения» (15ч.)

Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, обобщенно-личные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

Раздел 4. «Предложения с однородными членами» (14ч.)

Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами. Условия однородности членов предложения. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Однородные и неоднородные определения. Стилистические возможности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.

Раздел 5. «Предложения с обособленными членами» (15ч.)

Предложения с обособленными членами. Сущность и условия обособления. Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными членами.

Обособленное определение и приложение. Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения. Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их употребления.

Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены, их смысловые и интонационные особенности.

Раздел 6. «Обращения, вводные конструкции» (11ч.)

Обращения (однословное, неоднословное), его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением.

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения) как средство выражения оценки высказывания, воздействие на собеседника. Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средство связи предложений и смысловых частей текста.

Научный стиль. Основные жанры научного стиля.

Раздел 7. «Способы передачи чужой речи» (9ч.)

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Оформление диалога в письме. Цитирование.

Повторение и систематизация изученного в 8 классе (3ч.)


III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Раздела/

тема

Кол-во часов

Что такое культура речи?

1

Повторение изученного в 6-7 классах.

1

Языковая норма и ее особенности.

1

Текст как речевое произведение.

1

Средства и способы связи предложений в тексте.

1

Функциональные разновидности современного русского языка. Публицистический стиль.

1

Основные жанры публицистического стиля.

1

РР Сочинение-рассуждение на публицистическую тему.

1

РР Сочинение-рассуждение на публицистическую тему.

1

Научный стиль.

1

Основные жанры научного стиля. Информационная переработка текста.

1

Культура публичной речи.

1

Синтаксис как раздел грамматики. Основные единицы синтаксиса.

1

РР Подробное изложение.

1

Пунктуация. Функции знаков препинания.

1

Словосочетание, его структура и виды.

1

Типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание).

1

Синтаксический разбор словосочетаний. Самостоятельная работа по теме «Словосочетание».

1

Понятие о предложении.

1

Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения.

1

РР Сочинение-рассуждение.

1

Сказуемые и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое.

1

Составное глагольное сказуемое.

1

Составное именное сказуемое.

1

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Второстепенные члены и их роль в предложении.

1

Определение и его виды.

1

Приложение как вид определения.

1

Дополнение и его виды.

1

Обстоятельство и его виды.

1

РР сочинение-описание картины.

1

Повторение темы «Простые двусоставные предложения».

1

Контрольная работа по теме «Простые двусоставные предложения».

1

Анализ контрольной работы по теме «Простые двусоставные предложения».

1

Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения.

1

Основные группы односоставных предложений и их особенности.

1

Определенно-личные предложения.

1

Определенно-личные предложения.

1

Неопределенно-личные предложения.

1

Неопределенно-личные предложения.

1

Обобщенно-личные предложения.

1

Обобщенно-личные предложения.  

1

Безличные предложения.

1

Безличные предложения.

1

Назывные предложения.

1

Назывные предложения.

1

Повторение темы «Односоставные предложения».

1

Контрольная работа по теме «Односоставные предложения».

1

Анализ контрольной работы по теме «Односоставные предложения».

1

Понятие о простом осложненном предложении.

1

Понятие об однородных членах предложения.

1

Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними.

1

Способы связи однородных членов предложения и знаки препинания между ними.

1

РР Сочинение-рассуждение.

1

РР Сочинение-рассуждение.

1

Однородные и неоднородные определения.

1

Однородные и неоднородные определения.

1

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

1

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

1

Синтаксический разбор простого предложения.

1

Повторение темы «Предложения с однородными членами».

1

Контрольная работа по теме «Предложения с однородными членами».

1

Анализ контрольной работы по теме «Предложения с однородными членами».

1

Обособление определений.

1

Обособление определений.

1

Обособление приложений.

1

Обособление приложений.

1

Обособление обстоятельств.

1

Обособление обстоятельств.

1

Обособление дополнений.

1

Обособление дополнений.

1

РР Сочинение-рассуждение.

1

РР Сочинение-рассуждение.

1

Обособление уточняющих и присоединительных членов предложения.

1

Обособление уточняющих и присоединительных членов предложения.

1

Повторение темы «Предложения с обособленными членами».

1

Контрольная работа по теме «Предложения с обособленными членами».

1

Анализ контрольной работы по теме «Предложения с обособленными членами».

1

Предложения с обращениями.

1

Предложения с обращениями.

1

РР Сочинение-описание.

1

РР Сочинение-описание.

1

Предложения с вводными конструкциями.

1

Предложения с вводными конструкциями.

1

Предложения со вставными конструкциями.

1

Предложения со вставными конструкциями.

1

Повторение темы «Обращения, вводные конструкции».

1

Контрольная работа по теме «Обращения, вводные конструкции».

1

Анализ контрольной работы по теме «Обращения, вводные конструкции».

1

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.

1

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.

1

Диалог.

1

Косвенная речь.

1

РР Сжатое изложение.

1

Цитаты. Знаки препинания при цитировании.

1

Повторение темы «Способы передачи чужой речи».

1

Контрольная работа по теме «Способы передачи чужой речи».

1

Анализ контрольной работы по теме «Способы передачи чужой речи».

1

Повторение изученного в 8 классе.

1

Итоговая контрольная работа.

1

Анализ итоговой контрольной работы.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5, 7, 9 классов

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане 5 класс – 192 часа (УМК М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос) 7 класс – 140 часов (УМК В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой, А.Ю.Купаловой, Е.И....

Рабочие программы по русскому языку и литературе 6-9 классы

Основу рабочих программ по русскому языку составляют следующие документы: Государственный стандарт общего образования.  Примерная программа основного общего образования по русскому языку. ...

Рабочая программа по русскому языку (спецкурсу) для 10-11 классов "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Рабочая программа по спецкурсу русского языка в 10-11 классах поможет учителям при планировании уроков. Тема спецкурса "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"....

Рабочая программа по русскому языку. УМК Л.М. Рыбченковой. 7 класс.

Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе составлено в соответствии с п...

Рабочая программа по русскому языку. УМК Л.М. Рыбченковой. 8 класс.

Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе составлено в соответствии с п...

Рабочая программа по русскому языку ФГОС ООО УМК Рыбченкова Л.М.

Рабочая программа учебного предмета «Русский  язык»  для 5-9 классов общеобразовательной школы (базовый уровень)  составлена  на основе федерального  государственного ...

Рабочие программы по русскому языку и по литературе 6 класс, 8 класс

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса  создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Рабочей программы общеобразовательных ...