Рабочая программа по русскому языку для 5, 7, 9 классов
рабочая программа по русскому языку по теме

Андреева Алла Васильевна

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
5 класс – 192 часа (УМК М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос)
7 класс – 140 часов (УМК В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой, А.Ю.Купаловой, Е.И.Никитиной)
9 класс – 68 часов (УМК М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Rab_programma_rus__57_9_kl__2010-2011.rar44.58 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №151»

Программа рассмотрена

на заседании МО учителей

русского языка и литературы

протокол №1

от___________________

Руководитель МО  __________ А.В.Андреева

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №151

С.А.Жуков_______________

Утверждена решением

педагогического совета

(протокол №1

от__________________)

Рабочая программа

по русскому языку

5, 7 и 9 классы

 

                                                                                                  Учитель русского языка и литературы

высшей  квалификационной категории

Андреева Алла Васильевна 

Новосибирск

2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ 5 - 9 КЛАСОВ

2010 – 2011 учебный год

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как учебная дисциплина, он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.

Основные цели преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях РФ:

  1. Формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком понимании этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике;
  2. Воспитание бережного отношения к языку и речи, стремление к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения

Эти цели обусловливают следующие задачи:

  1. Дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как о развивающемся явлении, о месте языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
  2. Обеспечить усвоение определенного круга знаний в области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
  3. Развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
  4. Формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
  5. Формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации общения;
  6. Формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне в 5 – 9 классах  структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В процессе обучения русскому языку в 5-9 классах учащиеся должны приобрести в рамках программы следующие умения и навыки:

5 класс

  1. По фонетике и графике: выделять в слове звуки и характеризовать их, различать ударные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить названия букв, свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями;
  2. По орфоэпии: правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; заимствованные слова; употребительные слова изученных частей речи, лингвистические термины; пользоваться орфоэпическим словарем;
  3. По лексике и фразеологии: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарем;
  4. По морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова  ( в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарем морфемного строения слов;
  5. По морфологии: различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки глаголов, имен существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др.;
  6. По орфографии: понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных; о – ё после шипящих в корне, чередующихся а-о, е-и в корнях типа –раст-//-рос-, -лаг-//-лож-, -мер-//-мир-, -тер-//-тир-; знать неизменяемые приставки (в-, на-, с- и т.д.), приставки на з-(с) (раз-//рас-, из-//ис-, и др.) и верно их писать; знать смешиваемые на письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, нч, рщ; верно употреблять разделительные ъ и ь, букву ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами;
  7. По синтаксису: выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слова; определять предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; интонационно правильно произносить предложения изученных синтаксических конструкций;
  8. По пунктуации: правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным       в именительном падеже.

7 класс

  1. Причастие: аргументировано доказывать принадлежность слова к причастиям по совокупности признаков; различать однокоренные слова разных частей речи по характеру общего значения – признака, который они обозначают; согласовывать причастия с определяемыми словами, расположенными дистантно; соблюдать видовременную соотнесенность употребляемых в предложении причастий с формой глагола-сказуемого; соблюдать нормы порядка слов в предложении с причастными оборотами и в причастном обороте; совершенствовать написанное с помощью употребления причастного оборота (в целях ликвидации однотипных предложений, неоправданных повторов знаменательных слов и союзного слова который, а также возможной двусмысленности  при употреблении придаточных определительных с союзным словом который); правильно и уместно употреблять причастия и причастные обороты в собственной речи;
  2. Деепричастие: аргументировано доказывать принадлежность слова к деепричастиям; соотносить деепричастие с подлежащим в предложении; использовать деепричастия и деепричастные обороты как синонимы к глаголам-сказуемым и придаточным предложениям;
  3. Предлог: опознавать по совокупности признаков производные предлоги, отличать их от самостоятельных частей речи; употреблять предлоги с нужным падежом в зависимости от главного слова словосочетания; правильно строить словосочетания с предлогами благодаря, согласно, вопреки; употреблять предлоги в предложениях с однородными членами; пользоваться предлогами-синонимами с учетом их стилистической окраски в разных сферах и ситуациях речи;
  4. Союз: отличать союзы от других частей речи; выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями; пользоваться повтором союза в целях усиления выразительности речи;
  5. Частица: отличать частицы от других частей речи; определять, к какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков; использовать частицы для связи частей текста;
  6. Развитие связной речи: анализировать текст с разнотипными частями и различными средствами связи между ними; излагать повествовательный текст, осложненный диалогом; излагать и самостоятельно составлять повествовательный текст с элементами описания явлений природы; выборочно излагать текст; отбирать материал по одному источнику; писать сочинение с элементами художественного описания явлений природы и трудовых процессов (по картине или на основе воображения); писать сочинение типа описания на основе материала, собранного в результате длительных наблюдений (в художественном стиле); создавать текст аналогичного содержания в деловом стиле (заметка в газету); строить устные и письменные высказывания типа рассуждения на лингвистические темы.

9 класс

  1. По орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
  2. По лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно—политической и морально-эстетической тематики, правильно употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарем и словарем иностранных слов, антонимов;
  3. По морфемике  и словообразованию: владеть приемом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе слов с иноязычными элементами) пользоваться этимологическим и словообразовательным словарем;
  4. По морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться  грамматико-орфографическим словарем;
  5. По орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарем;
  6. По синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
  7. По пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случая; пользоваться разными видами лингвистических словарей.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

5 класс – 192 часа (УМК М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос)

7 класс – 140 часов (УМК В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой, А.Ю.Купаловой, Е.И.Никитиной)

9 класс – 68  часов (УМК М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос)

При распределении часов по темам ориентировалась на программы, составленные В.В.Бабайцевой, А.Ю.Купаловой, Е.И.Никитиной (для 7 класса), М.М.Разумовской, В.И.Капинос, С.И.Львовой (для 5 класса) (Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./сост.Е.И.Харитонова.-М.: Дрофа,2010) и программу по русскому языку М.М.Разумовской, В.И.Капинос, С.И.Львовой для 9 класса (Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы/ Сост. Л.М.Рыбченкова. – М.:Дрофа, 2002)

Распределение часов по темам

5 класс

Тема курса

Количество часов

О языке и речи

5

Повторение изученного в начальных классах

34

Фонетика. Графика. Культура речи

8

Письмо. Орфография. Культура речи

15

Строение слова  

6

Слово как часть речи

5

Систематический курс русского языка

146

Фонетика. Графика. Культура речи

9

Лексика. Словообразование. Правописание. Культура речи

27

Синтаксис и пунктуация. Культура речи  

39

Морфология. Правописание. Культура речи

71

Глагол

28

Имя существительное

29

Имя прилагательное

12

Резервные часы

8

Итого

192

7 класс

Тема курса

Количество часов

Повторение изученного в 5-6 классах

9

Систематический курс русского языка

120

Морфология. Развитие связной речи

114

Самостоятельные части речи

57

Причастие

41

Деепричастие

16

Служебные части речи

57

Предлог

14

Союз

14

Частица

26

Междометие

3

Повторение изученного в 5-7 классах

4

Резервные часы

11

Итого

140

9 класс

Тема курса

Количество часов

Общие сведения о русском языке, международное значение русского языка

1

Язык. Правописание. Культура речи. Повторение пройденного в 5 – 8 классах

9

Сложное предложение

47

Сложное предложение

4

Сложносочиненные предложения

6

Сложноподчиненные предложения с одной придаточной связью

28

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

3

Бессоюзные сложные предложения

4

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

2

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

2

Резервные часы

5

Пробная экзаменационная работа

4

Итого

68

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе

Первая четверть – 36 часов

уроков развития речи - 9                       контрольных уроков - 3

п\п

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

По плану

Фактич-ая

1

Знакомство с учебником

1

1 неделя

О языке и речи

2

Зачем человеку нужен язык

1

1 неделя

3

Что мы знаем о русском языке

1

1 неделя

4

Что такое речь

1

1 неделя

Развитие речи

5

Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная

1

2 неделя

Развитие речи

Повторение изученного в начальных классах

Фонетика. Графика. Культура речи

6

Звуки и буквы. Алфавит

1

2 неделя

7

Что обозначают буквы е, ё, ю, я

1

2 неделя

8

Фонетический разбор слова

1

2 неделя

9

Что такое текст. Тема текста. Основная мысль текста  

1

3 неделя

Развитие речи

10

Повторение

1

3 неделя

11

Контрольная работа

1

3 неделя

Контрольная работа №1

12,13

Сочинение по картине

2

3-4 неделя

Развитие речи

Письмо. Орфография. Культура речи

14

Зачем людям письмо

1

4 неделя

15

Орфография. Нужны ли правила?

1

4 неделя

16

Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков

1

4 неделя

17

Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков

1

5 неделя

18

Сочетание букв жи –ши, ча-ща, чу-щу; нч, чн, чк, нщ, щн, рщ

1

5 неделя

19

Ь после шипящих в конце имен существительных и глаголов

1

5 неделя

20, 21

Обучающее изложение  

2

5- 6 неделя

Развитие речи

22

Разделительные ь и ъ

1

6 неделя

23

От чего зависит порядок расположения предложений в тексте

1

6 неделя

Развитие речи

24

Абзац как часть текста

1

6 неделя

Развитие речи

25

Не с глаголами

1

7 неделя

26

Написание –тся, -ться  в конце глаголов

1

7 неделя

27

Повторение

1

7 неделя

28

Контрольная работа

1

7 неделя

Контрольная работа №2

Строение слова

29-31

Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова. Как образуются формы слова

3

8 неделя

32

Повторение

1

8 неделя

33, 34

Контрольная работа

2

8-9 неделя

Контрольная работа №3

35, 36

Резервные часы

2

9 неделя

Вторая четверть – 42  часа

уроков развития речи -  9                  контрольных уроков - 3

п\п

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

По плану

Фактич-ая

37

Служебные части речи

1

10 неделя

Слово как часть речи

38

Самостоятельные части речи

1

10  неделя

39

Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы

1

10 неделя

40, 41

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Иван- царевич на сером волке»

2

10 неделя

Развитие речи

Систематический курс русского языка

Фонетика. Орфоэпия. Культура речи

9

42

Что изучает фонетика

1

10  неделя

43

Звуки гласные и согласные

1

11  неделя

44

Слог, ударение

1

11 неделя

46

Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков

1

11  неделя

47

Произношение согласных звуков

1

11  неделя

48

Фонетический и орфоэпический разбор слова

1

11  неделя

49

Что изучает стилистика

1

11  неделя

Развитие речи

50, 51

Контрольная работа. Анализ контрольной работы

2

12 неделя

Контрольная работа № 4

Лексика. Словообразование. Правописание. Культура речи

52

Как определить лексическое значение слова. Сколько лексических значений имеет слово  

1

12 неделя

53

Когда слово употребляется в переносном значении

1

12  неделя

54

Как пополняется словарный состав русского языка

1

12  неделя

55

Как образуются слова в русском языке

1

12  неделя

56

Разговорная и книжная речь

1

13 неделя

Развитие речи

57, 58

Изложение  «Барсучонок» ( Г.Скрябицкий)

 Упр. 373

2

13  неделя

Развитие речи

59

Какие чередования гласных и согласных происходят в словах

1

13  неделя

60, 61

Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг- - лож-, -рос- - -раст- (-ращ-)

2

13 неделя

62, 63

Буквы о-ё  после шипящих в корнях слов

2

14  неделя

64

Художественная и научно-деловая речь

1

14  неделя

Развитие речи

65, 66

Контрольная работа. Анализ контрольной работы

2

14 неделя

Контрольная

работа  № 5

67

Чем отличаются друг от друга слова-омонимы

1

14  неделя

68

Что такое профессиональные и диалектные слова

1

15  неделя

69

О чем рассказывают устаревшие слова

1

15  неделя

70

Умеем ли мы употреблять в речи этикетные  слова

1

15  неделя

71, 72

Правописание приставок

2

15 неделя

73

Буквы ы-и после ц

1

15  неделя

74, 75

Сочинение по картине И.И.Машкова «Клубника и белый кувшин»

2

16  неделя

Развитие речи

76

Повторение

1

16  неделя

77, 78

Контрольная работа. Анализ контрольной работы

2

16  неделя

Контрольная

работа № 6

79

Резервный урок

1

16  неделя

Третья четверть – 60 часов

уроков развития речи - 14                     контрольных работ - 4

п\п

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

По плану

Фактич-ая

Синтаксис и пунктуация

80

Что изучают синтаксис и пунктуация

1

17  неделя

81,82

Словосочетание

2

17  неделя

83

Что такое тип речи

1

17 неделя

Развитие речи

84, 85

Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания

1

17 неделя

86

Восклицательные предложения  

1

17  неделя

87, 88

Главные члены предложения

2

18  неделя

89

Тире между подлежащим  и сказуемым

1

18 неделя

90

Описание, повествование, рассуждение

1

18  неделя

Развитие речи

91, 92

Сочинение-описание «Сухие стволы сосен»

2

18  неделя

Развитие речи

93

Резервный урок

1

19 неделя

94

Повторение

1

19  неделя

95, 96

Контрольная работа. Анализ контрольной работы

2

19  неделя

Контрольная работа № 7

97

Второстепенные члены предложения

1

19  неделя

98

Дополнение

1

19  неделя

99

Определение

1

20 неделя

100

Обстоятельство

1

20  неделя

101

Оценка действительности

1

20  неделя

Развитие речи

102, 103

Однородные члены предложения

2

20  неделя

104

Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова

1

20  неделя

105

Обращение

1

21  неделя

106

Повторение

1

21 неделя

107, 108

Контрольная работа. Анализ контрольной работы

2

21  неделя

Контрольная работа № 8

109

Синтаксический разбор простого предложения

1

21  неделя

110

Строение текста типа рассуждения-доказательства

1

21  неделя

Развитие речи

111, 112

Сочинение по картине К.Ф.Юона «Русская зима»

2

22  неделя

Развитие речи

113, 113

Сложное предложение

2

22  неделя

114

Прямая речь

1

22 неделя

115

Диалог

1

22  неделя

116

Повторение

1

23  неделя

117, 118

Контрольная работа

2

23  неделя

Контрольная работа № 9

Морфология. Правописание

119

Что мы знаем о частях речи

1

23  неделя

Глагол

120

Что обозначает глагол

1

23 неделя

121

Слитное и раздельное написание не с глаголами

1

23 неделя

122

Как образуются глаголы

1

24  неделя

123

Вид глагола

1

24  неделя

124

Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях

1

24  неделя

Развитие речи

125, 126

Обучающее изложение  

2

24  неделя

Развитие речи

127

Корни с чередованием е – и

1

24 неделя

128

Неопределенная форма глагола (инфинитив)

1

25  неделя

129

Правописание –тся и –ться  в глаголах

1

25  неделя

130

Наклонение глагола

1

25  неделя

131

Как образуется сослагательное наклонение

1

25  неделя

132

Повторение

1

25  неделя

133, 134

Контрольная работа. Анализ контрольной работы

2

25-26  неделя

Контрольная работа № 10

135

Строение текста типа повествование

1

26 неделя

Развитие речи

136, 137

Сочинение-повествование с описанием

2

26  неделя

Развитие речи

138-140

Резервные уроки

3

26  неделя

Четвертая четверть – 54  часа

уроков развития речи -  9                     контрольных работ - 4

п\п

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

По плану

Фактич-ая

141

Как образуется повелительное наклонение глагола

1

27  неделя

142

Времена глагола

1

27 неделя

143, 144

Спряжение глагола. Лицо и число

2

27 неделя

145, 146

Правописание безударных личных окончаний глаголов

2

27  неделя

147

Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы

1

28  неделя

148

Повторение

1

28  неделя

149, 150

Контрольная работа. Анализ контрольной работы

2

28  неделя

Контрольная работа № 11

Имя существительное

151

Что обозначает имя существительное

1

28  неделя

152

Как образуются имена существительные

1

28  неделя

153

Употребление суффиксов существительных –чик-, -щик-

1

29  неделя

154

Употребление суффиксов существительных –ек-, -ик- (-чик-)

1

29  неделя

155

Слитное и раздельное написание не с именами существительными

1

29  неделя

156

Строение текста типа описания предмета

1

29  неделя

Развитие речи

157, 158

Сочинение по картине

2

29 неделя

Развитие речи

159

Повторение

1

30  неделя

160, 161

Контрольная работа. Анализ контрольной работы

2

30  неделя

Контрольная работа № 12

162

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

1

30  неделя

163

Собственные и нарицательные имена существительные

1

30  неделя

164

Соединение типов текста в речи

1

30  неделя

Развитие речи

165

Род имен существительных

1

31  неделя

166

Существительные общего рода

1

31  неделя

167, 168

Изложение

2

31  неделя

Развитие речи

169

Число имен существительных

1

31  неделя

170, 171

Падеж и склонение имен существительных

2

31 -32  неделя

172, 173

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

2

32 неделя

174

Повторение

1

32 неделя

175, 176

Контрольная работа. Анализ контрольной работы

2

32 неделя

Контрольная работа № 13

177

Употребление имен существительных в речи

1

33  неделя

Развитие речи

178, 179

Сочинение- описание «Ландыши»

2

33  неделя

Развитие речи

Имя прилагательное

180, 181

Что обозначает имя прилагательное. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные

2

33  неделя

182

Правописание окончаний имен прилагательных

1

33  неделя

183

Образование имен прилагательных

1

34 неделя

184

Прилагательные полные и краткие

1

34 неделя

185

Сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных

1

34  неделя

186

Как образуется сравнительная степень имен прилагательных

1

34  неделя

187

Как образуется превосходная степень имен прилагательных

1

34  неделя

188, 189

Повторение

2

35 неделя

190, 191

Контрольная работа. Анализ контрольной работы

2

35  неделя

Контрольная работа № 14

192

Резервный урок

1

35  неделя

Итого: 192 часа

Из них РР – 39   КР - 13

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе

Первая четверть – 36 часов

уроков развития речи - 6                     контрольных работ - 2

п\п

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

По плану

Фактич-ая

1

Литературный русский язык

1

1 неделя

Повторение изученного в 5-6 классах

2-5

Повторение изученного в 5-6 классах

4

1-2 неделя

6, 7

Контрольная работа и его анализ

2

2 неделя

Контрольная работа № 1

8, 9

Обучающее изложение   и его анализ

2

2-3 неделя

Развитие речи

Систематический курс русского языка

Причастие

10, 11

Понятие о причастии

2

3 неделя

12

Признаки прилагательного у причастия

1

3 неделя

13

Признаки глагола у причастия

1

4 неделя

14

Причастный оборот

1

4 неделя

15

Что такое текст

1

4 неделя

Развитие речи

16-18

Причастный оборот

3

4-5 неделя

19

Описание общего вида местности

1

5 неделя

Развитие речи

20, 21

Правописание не с причастиями

2

5 неделя

22

Действительные и страдательные причастия

1

6 неделя

23

Описание общего вида местности

1

6 неделя

Развитие речи

24, 25

Образование и правописание действительных причастий настоящего времени

2

6 неделя

26, 27

Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени

2

7 неделя

28

Описание общего вида местности

1

7 неделя

Развитие речи

29

Словообразование и правописание действительных причастий прошедшего времени

1

7 неделя

30

Словообразование и правописание страдательных причастий прошедшего времени

1

8 неделя

31, 32

Правописание гласных перед –нн- и –н-

2

8 неделя

33

Повторение

1

8 неделя

34

Контрольная работа

1

9 неделя

Контрольная работа № 2

35, 36

Резервный урок

 2

9 неделя

Вторая четверть – 28  часа

уроков развития речи -  5                      контрольных работ - 2

п\п

Содержание

Кол-во

часов

Дата проведения

Примечание

По плану

Фактич-ая

37, 38

Описание действий

2

10 неделя

Развитие речи

39-41

Краткие причастия

3

10-11 неделя

42- 44

Правописание –н- и –нн- в причастиях

3

11 неделя

45, 46

Описание действий

2

12 неделя

Развитие речи

47-49

Повторение изученного в разделе «Причастие»

3

12-13 неделя

50, 51

Контрольная работа  и ее анализ

2

13 неделя

Контрольная работа № 3

52-54

Резервный урок по разделу «Причастие»

1

13 неделя

55

Анализ домашнего сочинения

1

14 неделя

Развитие речи

Деепричастие

56-58

Понятие о деепричастии

3

14 неделя

59-61

Деепричастный оборот

3

15 неделя

62, 63  

Контрольная работа

2

15-16 неделя

Контрольная работа № 4

64

Резервный урок

1

16 неделя

Третья четверть – 40 часов

уроков развития речи - 10                   контрольных уроков -  3

п\п

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

По плану

Фактич-ая

65, 66

Рассказ на основе услышанного

2

17 неделя

Развитие речи

67

Словообразование деепричастий

1

17 неделя

68, 69

Повторение изученного в разделе «Деепричастие»

2

17-18 неделя

70, 71

Контрольная работа и ее анализ

2

18 неделя

Контрольная работа № 5

72

Переход из одних самостоятельных частей речи в другие

1

18 неделя

Служебные части речи

73

Общее понятие о служебных частях речи

1

5 неделя

Предлог

74, 75

Понятие о предлоге

2

19 неделя

76-79

Правописание предлогов

4

19-20 неделя

80, 81

Сочетание разных типов речи в одном тексте. Отзыв о книге

2

20 неделя

Развитие речи

82, 83

Повторение изученного в разделе «Предлог»

2

21 неделя

84, 85

Контрольная работа и ее анализ

2

21 неделя

Контрольная работа № 6

86, 87

Отзыв о книге

2

22 неделя

Развитие речи

88

Резервный урок по разделу «Предлог»

1

22 неделя

Союз

89

Понятие о союзе

1

22 неделя

90, 91

Сочинительные союзы

2

23 неделя

92, 93

Подчинительные союзы

2

23 неделя

94

Правописание союзов

1

24 неделя

95, 96

Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста. Союз

2

24 неделя

Развитие речи

97, 98

Повторим изученное в разделе «Союз»

2

24-25 неделя

99, 100

Контрольная работа и ее анализ

2

25 неделя

Контрольная работа № 7

101

Характеристика литературного героя

1

25 неделя

Развитие речи

102

Анализ типичных ошибок, допущенных при написании выборочного домашнего изложения

1

26 неделя

Развитие речи

103, 104

Резервные уроки

2

26 неделя

Четвертая четверть –  36 часов

уроков развития речи -  7                    контрольных работ - 3

п\п

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

По плану

Фактич-ая

Частица

105-107

Понятие о частице

3

27 неделя

108

Значение частиц

1

27 неделя

109

Публицистический стиль речи

1

28 неделя

Развитие речи

110, 111

Правописание не и ни 

2

28 неделя

112, 113

Контрольная работа и ее анализ

2

28-29 неделя

Контрольная работа № 8

114, 115

Интервью – жанр публицистики

2

29 неделя

Развитие речи

116, 117

Правописание не и ни 

2

29-30 неделя

118

Правописание не с существительными, прилагательными и глаголами

1

30 неделя

119

Правописание не с причастиями и прилагательными, перешедшими из причастий, а также со словами состояния

1

30 неделя

120

Правописание не с местоимениями

1

30 неделя

121, 122

Повторение по разделу «Русская речь»

2

31 неделя

Развитие речи

123, 124

Сочинение по картине А.А.Рылова «Зеленый шум»

2

31 неделя

Развитие речи

125, 126

Повторение изученного в разделе «Частица»

2

32 неделя

127, 128

Контрольная работа и ее анализ

2

32 неделя

Контрольная работа № 9

129, 130

Грамматическая работа и ее анализ

2

33 неделя

131, 132

Переход из самостоятельных частей речи

 в служебные

2

33 неделя

Междометие

3

34 неделя

133-135

Понятие о междометии

3

34 неделя

Повторение изученного в 5-7 классах

136-137

Повторение изученного в 5-7 классах

1

35 неделя

138, 139

Контрольная работа и ее анализ

2

35 неделя

Контрольная работа № 10

140

Резервный урок

1

35 неделя

Итого:  140 часов  

Из них  РР – 28   КР - 10

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе

Первая четверть – 18  часов                     

        уроков развития речи - 4                    контрольных работ - 2

п\п

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

По плану

Фактич-ая

1

Русский язык – национальный язык русского народа

1

1 неделя

Язык. Правописание. Культура речи

Повторение изученного в 5-8 классах

2

Повторение изученного: фонетика, орфоэпия, графика

1

1 неделя

3

Повторение изученного: лексика, морфемика, словообразование

1

2 неделя

4

Повторение изученного: морфология, синтаксис

1

2 неделя

5, 6

Орфография и пунктуация

2

3  неделя

7,8

Контрольная работа и ее анализ

2

4  неделя

Контрольная работа № 1

9

Повторение: типы и стили речи

1

5 неделя

Развитие речи

10

Сжатый пересказ

1

5 неделя

Развитие речи

11

Резервный урок

1

6 неделя

Сложное предложение

12

Типы сложных предложений и средства связи между частями

1

6 неделя

13

Текст. Способы и средства связи

1

7 неделя

Развитие речи

14

Жанры публицистики. Выборочный пересказ с элементами сочинения

1

7 неделя

Развитие речи

15,

16

Контрольная работа и ее анализ

1

8 неделя

Контрольная работа № 2

17, 18

Резервные уроки

2

8 неделя

Вторая четверть – 14  часа

уроков развития речи -  4                      контрольных работ - 2

п\п

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

По плану

Фактич-ая

Сложносочиненное предложение

19

Понятие сложносочиненного предложения

1

9 неделя

20, 21

Виды сложносочиненного предложения

2

9-10 неделя

22

Использование ССП  в речи

1

10 неделя

Развитие речи

23, 24

Контрольная работа и ее анализ

2

11 неделя

Контрольная работа № 3

Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение с одной придаточной частью

25

Понятие сложноподчиненного предложения. Виды сложноподчиненного предложения

1

12 неделя

26

Художественный стиль речи, язык речи и язык художественной литературы

1

12 неделя

Развитие речи

27,

28

Эссе: понятие о жанре

2

13 неделя

Развитие речи

29

Контрольная работа

1

14 неделя

Контрольная работа  №4

30, 31

СПП  с придаточным определительным

2

15 неделя

32

Резервный урок

1

16 неделя

Третья четверть – 20  часов

уроков развития речи -  3                  контрольных работ  - 3

п\п

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

По плану

Фактич-ая

33, 34

СПП  с придаточным изъяснительным

2

17 неделя

СПП  с придаточными  обстоятельственными

35

СПП с придаточным места

1

18 неделя

36

СПП  придаточным времени

1

18неделя

37

Путевые заметки

1

19 неделя

Развитие речи

38, 39

СПП  с придаточным сравнительным

2

19-20 неделя

40,

41

СПП  с придаточным образа действия и степени

2

20-21 неделя

42

СПП  с придаточным цели

1

21 неделя

43, 44

Контрольная работа

2

22 неделя

Контрольная работа  № 5

45

СПП  с придаточным условия

1

23 неделя

46

СПП  с придаточным причины и следствия

2

23-24 неделя

47

Рецензия. Понятие о жанре. Деловая речь

1

24 неделя

Развитие речи

48

Контрольная работа. Рецензия

1

25 неделя

Контрольная работа  № 6

Развитие речи

49

СПП  с придаточным уступительным

1

25 неделя

50

Обобщение изученного по теме «Сложноподчиненное предложение»

1

26 неделя

51, 52

Контрольная работа

2

26-27 неделя

Контрольная работа  № 7

Четвертая четверть –  16  часов

контрольных работ - 2

п\п

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

По плану

Фактич-ая

СПП  с несколькими придаточными

53, 54

Понятие СПП  с несколькими придаточными

2

28 неделя

55

Знаки препинания в  СПП  с несколькими придаточными

1

29 неделя

56-59

Пробная экзаменационная работа

4

29 неделя

Контрольная работа  № 8

Бессоюзное сложное предложение

60

Понятие БСП

1

30 неделя

61

БСП со значением перечисления и причины, пояснения, дополнения

1

30 неделя

62

БСП со значением противопоставления, времени или условия и следствия

1

31 неделя

63

Обобщение по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1

31 неделя

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

64-65

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

2

32-33 неделя

66

Итоговое повторение

1

33 неделя

67

Контрольная работа  

1

34  неделя

Контрольная работа  № 9

68

Резервный урок

1

34 неделя

Итого:  68 часов  

Из них  РР – 12   КР -9

Литература

  1. Русский язык: Учеб. Для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы – М.:Дрофа, 2009
  3. Русский язык. Практика. 7 класс/под ред. С.Н.Пименовой.-М.: Дрофа, 2009
  4. Никитина Е.И.Русский язык. Русская речь. 7 класс. М.:  Дрофа, 2009
  5. Русский язык: Учеб. Для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2002.

Для учителя

  1. Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. — М., 1990.
  2. Букчина В.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? Словарь-справочник. — М., 1998.
  3. Валгина Н. С. Русская пунктуация: Принципы и назначение. — М., 1979.
  4. Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.
  5. Валгина Н. С. Современный русский язык: Пунктуация. — М., 1989.
  6. Винокур Т. Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. — М., 1980.
  7. Тригорян Л.Т. Обучение пунктуации в средней школе. — М., 1982.
  8. Иванова В. Ф. Современная русская орфография. — Л., 1991.
  9. Иванов В. В., Потиха З. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе.— М., 1985.
  10. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
  11. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. — Л., 1990.
  12. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. — М., 1992.
  13. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. 5—7 кл. —М., 1991.
  14. Колесов В. В. Русская речь: Вчера. Сегодня. Завтра. — СП6., 1998.
  15. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972.
  16. Львова С. И. Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 1997.
  17. Львова С. И. Язык в речевом общении. — М., 1991.
  18. Львова С. И. Использование схем при обучении орфографии и пунктуации. — М., 1995.
  19. Озерская В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе. — М., 1989.
  20. Павлова В. П. Обучение конспектированию: Теория и практика. — М., 1989.
  21. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 1996.
  22. Розенталь Д. Э. Вопросы русского произношения и правописания. — М., 1970.
  23. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. — М., 1987.
  24. Скобликова Г. П. Обобщающая работа по орфографии. — М., 1994.
  25. Финтисова О.А. Уроки русского языка в 5 класс: поурочные планы (по программе Разумовской М.М.). – Волгоград: Учитель, 2006.

Школьные словари русского языка

1. Быстрова Е.А., Окунева А.П., Карашева Н.Б. Школьный толковый словарь русского языка. - М.,

1998.

2. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - 3-е изд. - М.,

1994.

3. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. -

2-е изд. - М., 1998.

4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - 3-е изд. - М., 1998.

5. Орфографический словарь русского языка. Для учащихся средней школы. - 41-е изд. - М., 1990.

6. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произве-

дениям русских писателей XVIII-XX вв.) - М., 1996.

7. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - 2-е изд. - М., 1991.

8. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и

происхождение слов. - М., 1997.

9. Школьный словарь иностранных слов ( под ред. В.В. Иванова). - 4-е изд. - М., 1999.

10.Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М.В. Панов. - М., 1984.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса по программе С. И. Львовой

Разработка программ к учебникам нового поколения по русскому языку...

Рабочая программа по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой

В настоящее время в связи с переходом на новый ФГОС общего образования главной задачей в преподавании русского языка является сочетание знаний об...

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской...

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой

Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой...

рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса с родным (татарским) языком обучения

состоит из разделов: 1 пояснительная записка2 учебно-тематический план3 содержание учебного плана4 требования к уровню подготовки5 нормы оценки ЗУН6. календарно-тематический план7 перечень литера...

рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса с родным (татарским) языком обучения

содержание 1. пояснительная записка2. учебно-тематический план3. содержание учебного курса4. трбования к ЗУН5. нормы оценивания ЗУН6. календарно-тематический план7 Перечень литературы...