Реализация межпредметных связей на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку

Авторская педагогическая рвзработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация межпредметных связей на уроках русского языка.

(Дидактический материал на основе статей учебников по другим предметам)

Одним из более полных определений является следующее: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.

5 класс

  1. Вставьте пропущенные буквы.
  2. Выполните задание, чтобы отгадать слово, загаданное в тексте.

Подсказка: это порода собаки.

 Т..ла ж…вых …рганизмов с…стоят из клет…к. Сходны они и по с…ставу образующих их в…ществ. Все ж…вое п…тается и дыш…т. В ходе этих пр…це(с/сс)ов орг…низмы п…требляют необходимые в…щества и энергию.  Ненужные в…щества, к…торые …бразуются в процессе ж…знеде…тельности, …рганзмы выд…ляют в ….кружающую ср…ду. Таким образом, между …рганизмами и …кружающей ср…дой пр…исходит обмен в…ществ и энергии.

Первая буква. Найдите в последнем предложении существительное с приставкой об, выпишите первую букву этой приставки.

Вторая буква. Найдите в тексте предлог, который повторяется 2 раза.

Третья, четвертая и пятая буквы — это корень слова очарованье.

Шестая буква. Выделите суффикс в слове клеток, выпишите последнюю букву суффикса.

Седьмая буква. Эта буква является непроверяемой безударной гласной в корне слова - существительного, в третьем предложении.

  1. Вставьте пропущенные буква.
  2. Выполните задания, чтобы отгадать слово, о котором идет речь в тексте.

 Это  свободнож…вущее микроскопическое ж…вотное. Ее можно обнаружить в небольших мелких прудах с илистым дном. Тело ж…вотного д…ст…гает в размерах 0,1–0,5 мм.  Внутри клетки находится …дро и цитоплазма.
        Её форма тела постоянно м…няется из-за …бразующихся в разных его участках лопастеобразных  выпячиваний  цитоплазмы, называемых
псевдоподиями (ложноножками). Эти вр…менные структуры служат для передв…жения и з…хвата пищи.
Первая буква. Окончание в слове форма и слове тела.

Вторая буква. Первая буква корня глагола, в первом предложении второго абзаца.

Третья буква. В первом предложении второго абзаца найдите местоимение, выпишите последнюю букву.

Четвертая буква. Первая буква корня с приставкой не.

Пятая буква. Повторяет первую букву этого слова.

  1. Вставьте пропущенные буква.
  2. Выполните задания, чтобы отгадать слово, о котором идет речь в тексте.

 Это  трет(ь)я по удалённости от Со…нца планета. Её спутник  – Луна. Луна делает полный оборот вокруг этой пл…неты в течение 27.3 суток. Луна -  единственное н…бесное тел…, на которое выс…дился ч…ловек и первое н…бесное тело, обра(с/з)цы которого были доставлены людям.

 Она сплюснута у полюсов и расширена к экватору. Форму этой пл…неты   называют геоид. Геоид – это ф…гура, п…верхность которой всюду перпендикулярна направлению силы тяжести. П…верхность геоида совпадает с уровнем М…рового …к…ана и сообщающихся с ним морей при некотором среднем уровне воды, отсутствии т…чений, волн, приливов и др.

Первая буква – это парная согласная в корне слова.

Вторая буква. Выделите корень в слове н…бесное, выпишите проверяемую безударную гласную.

Третья буква. Первая буква слова, обозначающего георафическое название.

Четвертая буква. Непроизносимая согласная в корне слова.

Пятая буква. Буква, которая находится после разделительного мягкого знака.

6 класс

  1. Вставьте пропущенные буквы.
  2. Выполните задания, чтобы отгадать о каком народе идет речь в тексте.

…ни многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холо(д/т), дож(д/т)ь, наготу, нед…статок в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково...

 У них б…льшое к…(л/лл)ичество разнообразного ск…та и пл…дов з…мных, л…жащих в куч…х, в особенности проса и пш…ницы. Скромность их женщин превышает всякую ч…л…веческую природу, так что большинство их считает смерть мужа своею смертью и д…бр…вольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

 …ни селятся в л…сах, у неудобопроходимых рек, б…лот и …зер, устраивают в своих ж…лищ…х много вых…дов вследствие случающихся с ними... …пасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в т…йниках, ничем лишним открыто не владеют и в…дут ж…знь бр…дячую».

Первая буква. Найдите в тексте возвратное местоимение, впишите первую букву в этом слове.

Вторая буква. Выпишите букву, соответствующую правилу удвоенных согласных в словарном слове.

Третья буква. В третьем предложении текста найдите существительное женского рода, множественного числа, Предложного падежа, с орфограммой –ча- -ща-, выпишите первую букву окончания.

Четвертая буква. Первая буква этого слова обозначает звук ф        

Пятая буква. В слове бродячую выделите суффикс, выпишите первую букву суффикса.

Шестая буква. Найдите в тексте сложно слово, выпишите суффикс после второго корня.

Седьмая буква. Найдите в тексте слово, проверочным словом для которого является – вёл.

  1. Спишите текст, правильно употребляя числительные.

  Стремительное движение в глубь Сибири и к Тихому океану — героический подвиг русских землепроходцев. Немногим более полустолетия потребовалось им для того, чтобы пересечь пространство от Оби до Берингова пролива. В 1632 г. основан Якутский острог. В 1639 г. Иван Москвитин достигает Тихого океана у Охотска. Василий Поярков в 1643-1646 гг. прошел от Лены до Яны и Индигирки, первым из русских казаков-землепроходцев совершил плавание по Амурскому лиману и Сахалинскому заливу Охотского моря. В 1647-48 гг. Ерофей Хабаров проходит Амур до Сунгари. И наконец, в 1648 г. Семен Дежнев огибает с моря Чукотский полуостров, открывает мыс, носящий ныне его имя, и доказывает, что Азия от Северной Америки отделена проливом.

7 класс

  1. Прочитайте текст.
  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

 Море  часть (м/М)ирового …к…ана более или менее обособле(н/нн)ая суш…й или в…звышениями подводного р…льефа и отл…чающаяся от ….ткрытой части ок…ана главным образом гидрологическим метеорологическим и кл…матическим р…жимом. Отличительные ч…рты моря обусловлены окраи(н/нн)ым пол…жением в океане (что определяет значительное воздействие на них суши) и …граниченностью связи с его открытой частью (что сказывается главным образом на замедлении водообмена); т. о., чем более замкнуто море суш…й, тем в большей степени оно отл…чается от океана.

 По степени обособленности и особенностям гидрологического р…жима море подразделяются на 3 группы: внутре(н/нн)ие м…ря (средиземные м…ря и полузамкнутые м…ря) окраинные моря и межостровные м…ря. Наиболее глубокие м…ря обр….зовались в м…стах крупных разломов земной коры (например, Средиземное море). Мелкие м…ря в…зникли при зат….плении водами Мирового океана окраинных частей материков при их опускании или при п…вышении ур…вня …к…ана и распол…гаются обычно на материковой отм…ли. Климат м….рей в зависимости от степени их обособленности суш…й отличается чертами большей или меньшей континентальности. Это сказывается главным образом в ув….личении сезо(н/нн)ых колебаний т…мпературы воздуха и воды на поверхности. В зависимости от г…ографического пол…жения одни моря и на п…верхности, и на глубинах т…плее с…седних открытых частей ок…ана (например, Красное море), другие — х…лоднее (например, Охотское море).

Определите стиль текста.

Впишите из текста слова с чередующейся гласной в корне слова, выделите корень.

Найдите предложение с причастным оборотом, графически обозначьте его.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания.

  1. Ц…пляясь за каждую ветку,

В л…су где всегда (полу)мрак

Постав…л пр..зрач(?)ную сетку

Какой (то) з…бавный рыбак.

  1. Соткав с…р…бристую пряжу

Забрался рыбак под лопух

Он рыбы (не) проб…вал даже

А ловит жуков он и мух. (М. Сергеев)

Кто этот рыбак?

Первая буква. Найдите в первом четверостишии глагол прошедшего времени. Выпишите из него первую букву.

Вторая буква. Найдите в тексте противительный союз, выпишите его.

Третья буква. Найдите в первом предложении имя существительное в предложном падеже, выпишите из него окончание.

Четвертая буква. Найдите во втором предложении подлежащее и сказуемое. Выпишите последнюю букву подлежащего.

Вствьте пропущенные буквы и знаки препинания. Какие термины необходимы в тексте вместо звёздочек?

Раздел механики изучающий условия р..вновесия тел называется ******.4

Ра..мотрим различ(?)ные случаи р..вновесия тел имеющих одну точку опоры.

Повесим на гвоздь линейку так чтобы она заняла пол..жение р..вновесия. Если линейку откл..нить в сторону то под действием силы тяжести она возвр..тится в прежнее пол..жение.

Р..вновесие при котором выведе..ое 2 из пол..жения р..вновесия тело вновь к нему возвр..щается, называют  ********.

При ******** р..вновесии центр тяжести тела расположен ******** оси вращения и находится на ******* прямой  проходящей через эту ось.

8 класс

  1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.

Это  мя(г/к)кий ковкий мета(л/лл) желтого цвета  т…желый на воздухе не ок…сляется. В природе встр…чае(тся/ться) главным образом в чистом виде (самородки). Самый крупный сам…родок, весом в 69,7 кг, был найден в Австралии.

М…та(л/лл) встр…чается и в виде ро(с/сс)ыпи — это р…зультат выветривания и размыва мест…рождения к…гда крупинки этого мета(л/лл)а осв…бождаю(тся/ться) и уносятся в реки, образуя ро(с/сс)ыпи. Его используют при производстве точных приборов и различных укр…шений. В России мета(л/лл) зал…гает на Урале и в Восточной Сибири. За рубежом — в Канаде, Южной Африке, Австралии. Так как в природе …….. встречается в небольших количествах и добыча его связана с большими затратами то оно и считается драгоценным металлом.

Какое слово пропущено в последнем предложении данного текста?

Первая буква. Найдите в тексте слово с изменяемой приставкой, соответствующей правилу: перед звонким согласным на конце приставки пишется буква –з-. Выпишите последнюю букву приставки.

Вторая, четвертая и шестая буквы. Найдите в тексте сложное слово, выпишите соединительную гласную.

Третья буква. Найдите орфограмму с удвоенной согласной в корне слово, выпишите эту букву.

Пятая буква. Найдите в тексте сочинительный соединительный союз, выпишите первую букву этого союза.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные члены как члены предложения.

 С ра(н,нн)их лет Пётр I про…влял привяза(н,нн)ость к ремёслам. В Преображенское ему дост…вляли инструменты каменщика и плотника ст…ляра и кузнеца. Повзр…слев Пётр в совершенстве владел  дюжи(н,нн)ой ремёсел особе(н,нн)ой виртуозности д…стиг в работе топором и на токарном станке. Любовь к физическому труду резко отл…чала Петра от предшестве(н,нн)иков и пр…емников. Нев…зможно себе пр…дставить чтобы его богомольный отец  осв…бодившись от пышного царского одеяния орудовал мастерком каменщика или молотом кузнеца.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные члены как члены предложения.

 Ещё больше Петра увл…кало вое(н,нн)ое дело. Увл…чение выр…сло на почве его детских забав. Со временем деревя(н,нн)ые пушки стали заменят(?)ся боевыми появляют(?)ся настоящие сабли пищали и пистолеты. Просторы Преображенского позв…ляли Петру пр…изводить полюбившуюся ему пальбу из пушек и вести вое(н,нн)ые игры  с участием значительного числа  сверс…ников. Там в 1686 году возникает вое(н,нн)ый городок с жилыми пом…щениями для Петра и потешных с…лдат амбарами для хранения пушек и оружия. Все эти сооружения были обнесе(н,нн)ы  деревя(н,нн)ым забором с башнями и земля(н,нн)ым валом. Потешные  с годами пр…вратились в  вое(н,нн)ую силу.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные члены как члены предложения.

Пётр I резко изм…нил образ жизни дв…рянства. Новшества к…сались (не) только службы. Государство стало регл…ментировать час…ную жизнь высшего с…словия  домашний укла…  дв…рян. Уст…навливались новые формы общения. В обычай вх…дило устройство праз…ников с и(л,лл)юминац…ей карн…валов торжестве(н,нн)ых шествий фейерверков. Новшеством в ру(с,сс)кой жизни стали а(с,сс)амблеи. На них было запреще(н,нн)о вести деловые разговоры. Там вес…лились беседовали п…ровали и танцевали. При этом среди приглашё(н,нн)ых были ( не) только дв…ряне но и богатые купцы пр…дставители духовенства даже мастеровые и моряки. Поз…нее дв…рянство пр…вратив а(с,сс)амблеи в балы исключило пр…сутствие на них людей «небл…городных».  Евр…пеизация быта пр…дание ему светского характера затронули лиш… (не)значительную часть общества. Основная часть населения пр…должала жить как и прежде рук…водствуясь традицио(н,нн)ыми  пр…дставлениями. Даже  дв…ряне  ещ…  долго «донашивали» ру(с,сс)кую одежду пр…чудливо  совм…щая «старое» с «новым».

Спишите, раскрывая скобки и выделяя запятыми обособленные члены предложения, выраженные деепричастными оборотами.

Знаменитый английский химик Роберт Бойль прокаливая в открытой реторте различные мета(л,лл)ы и взвешивая их до и после нагревания обнаружил, что ма(с,сс)а мета(л,лл)ов становится больше. Основываясь на этих опытах он предположил, что существует некая «огне(н,нн)ая материя», которая при нагревании мета(л,л)ла соединяется с ним увеличивая его ма(с,сс)у. М.В.Ломоносов в отличие  от Р.Бойля прокаливал мета(л,лл)ы не на открытом воздухе, а в запая(н,нн)ых репортах взвешивая их до и после прокаливания. Он доказал, что ма(с,сс)а веществ до и после реакции остаётся (не)изме(н,нн)ой и что при прокаливании к мета(л,лл)у присоединяется какая-то часть воздуха. Результаты этих опытов он (не)опубликовал сформулировав в виде закона в письме 1748 года: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому». Описа(н,нн)ое явление называют законом сохранения ма(с,сс)ы.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы предложений, укажите, чем они выражены.

Вода самое ра…пространё(н,нн)ое на Земле вещество. Она образует океаны моря озёра и реки; пары воды входят в состав воздуха. Вода содерж…тся в орг…низмах животных и р…стений. В природной воде всегда есть примеси. Питьевая вода должна быть пр…зрачной бе…цветной и (не)содержать болезн…творные микроорганизмы. В настоящее время загр…знение водоёмов предст…вляет собой серьёзную пр…блему. Причиной загр…знения водоёмов часто являются сточные воды сбрасыва…мые  промышле(н,нн)ыми предприятиями а так(же) обр…зующиеся в результате сельскохозяйстве(н,нн)ых работ в быту. Основная причина загр…знения вод морей и океанов аварии пр…исходящие на нефтед…бывающих пл…тформах и нефтенал…вных танкерах.

        Спишите, вставляя пропущенные буквы и выделяя запятыми обособленные члены предложения, выраженные причастными оборотами.

Со…нце и небесные тела движущ…еся вокруг него сост…вляют Солнечную систему. Звёзды вид…мые (не)вооружё(н,нн)ым глазом- это ничтожная доля звёзд входящих в нашу Галактику. Вид звёз…ного неба меняется в зависимости от местонахождения наблюдателя на Земле. Со…нце перемещающееся по небу переходит из одного созвездия в другое и завершает полный оборот (в) течени… года. Земля  явля…щаяся одной из планет Солнечной системы обращается вокруг Со…нца по э(л,лл)иптической орбите и вращается вокруг собстве(н,нн)ой оси. Движение Земли вокруг Со…нца и (не)который наклон земной оси приводит к смене времён года. Луна- спутник Земли бл…жайшее к Земле небесное тело. Луна движется довольно быстро, (не)излучает света, поэтому на небе видна только её поверхность освещё(н,нн)ая Со…нцем.

7) )Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные члены как члены предложения.

Лицо человека… Из ми(л,лл)иардов людей живущих на Земле н(е,и)встретить и двух с одинаковыми лицами каждое природа создаёт по «индивидуальному проекту». Это наша «визитная карточка» в огромном мире на ней печать нашей ор…гинальности (не)повторимости нашего «я». Действительно скульпторы и художники композиторы писатели и поэты воспевали лицо человека в мраморе и бронзе в красках и звуках в стихах и прозе. И если перед вами произведение художника то видиш… (не)просто портрет а сокрове(н,нн)ую сущность человека его внутре(н,нн)ий мир. Этот мир (не)из(ь,ъ)яснимым образом проступает во всх его чертах в глубине глаз в уголках губ в сетке морщин…Да совсем (не)случайно лицо называют зеркалом души .Созд…вая свои шедевры художники и скульпторы давно интересовались размерами и пропорц…ями лица. Н(е,и) точные пропорц..и н(е,и) строгая си(м,мм)етрия правой и левой половин лица ещ.. (не)гарантируют его красоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы

Небольшая статья посвящена межпредметным связям на уроках русского языка и литературы...

Методическая разработка открытого занятия по предмету “Английский язык” на тему: “Реализация межпредметных связей на уроках иностранного языка” (на примере лексической темы “At a court”)

В процессе подготовки специалиста главную роль приобретает ориентация на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющей существенно облегчить процесс адаптации в профессиональной...

Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы

В работе говорится о роли межпредметной деятельности на уроках русского языка и литературы, предлагается перечень тем межпредметных работ по предмету...

Обобщение опыта работы по теме "Межпредметная связь на уроках русского языка и литературы"

В данной статье помещен опыт работы учителя русского языка литературы по теме самообразования"Межпредметная связь на уроках русского языка и литературы"....

Межпредметные связи на уроках русского языка как иностранного. Из опыта работы "школы русского языка".

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся "Школы русского языка", но так же закладывается фундаментдл...