Рабочая программа по русскому языку 2, 3 класс (НИ)
рабочая программа по русскому языку

Коробейникова  Татьяна Васильевна

Рабочая программа по русскому языку 2, 3 класс (НИ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Родниковская средняя общеобразовательная школа

        

Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол ______

от «_____» __________2021г.

Руководитель ШМО

___________ Лещева Т.Ф.

Согласовано

Зам по УВР

___________ Земляная Л.В.

«_____» __________2021г.

Утверждаю

Директор МБОУ Родниковской СОШ

________ Сенють П.А.

Приказ ________________

от «_____» __________2021г.

        

Адаптированная рабочая программа учебного предмета

«Русский язык»

2 класс (для обучающихся с НИ, Вариант 1)

Учитель: Коробейникова Т.В.

2021-2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время в нашей стране разработан, принят и апробирован Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Стандарт обеспечивает равные возможности получения качественного образования, единство образовательного пространства РФ, государственные гарантии уровня и качества образования, определяет требования к структуре адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), условиям их реализации и результатам их освоения.

Рабочие программы по учебным предметам разработаны в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Данная категория обучающихся характеризуется стойким, выраженным недоразвитием познавательной деятельности, вследствие диффузного органического поражения центральной нервной системы. Развитие обучающегося с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность обучающихся и их личностную сферу, что даёт основания для оптимистического прогноза.

Цель образования данной категории обучающихся заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации программ по учебным предметам на 1 этапе обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает решение следующих основных задач:

  • выявление индивидуальных возможностей каждого обучающегося, особенностей его психофизического развития, оказывающих влияние на овладение учебными умениями и навыками;
  • формирование у обучающихся физической, социально-личностной, коммуникативной и интеллектуальной готовности к дальнейшему обучению;
  • формирование готовности к участию к систематическим учебным занятиям в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время;
  • обогащение знаний обучающихся о социальном и природном мире, опыта в доступных видах детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, игра и др.);
  • овладение обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
  • формирование основ элементарных знаний по учебным предметам на первом этапе обучения;
  • достижение планируемых результатов освоения обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программ учебных предметов 2 класса с учётом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Рабочие программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 2 класса составлены с учётом уровня обученности учащихся, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода и обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Так как обучающиеся 2 класса в силу своих особенностей (нарушения моторики, интеллекта, познавательной сферы) испытывают трудности в усвоении программного материала по математике, русскому языку и чтению, то для них определяются программы обучения, целью которых является всесторонняя педагогическая поддержка ребёнка с интеллектуальными нарушениями.В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программ  включён учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

В соответствии с первым вариантом АООП оценке подлежат личностные и предметныерезультаты обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

            Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.Предметные результаты включают конкретные элементы социального опыта - знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.Программа в целом определяет оптимальный объём знаний и умений по учебным предметам, который доступен большинству детей, обучающихся по АООП  для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1).Однако контингент обучающихся с интеллектуальными нарушениями во 2 классе неоднороден. Выделяется группа детей, которые постоянно нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Они могут участвовать во фронтальной работе со всем классом, давать хоровые ответы, отвечать на вопросы учителя, но для самостоятельного выполнения этим обучающимся требуется предлагать облегчённые варианты заданий. Программа, учитывая особые образовательные потребности данной группы детей,  определяет два уровня овладения обучающимися предметными результатами: минимальный и достаточный.Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.  Его усвоение даёт основание для перевода учащихся в следующий класс. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Понижать уровень требований нужно только тогда, когда учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие меры воздействия.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разныхвидов заданий, требующих верного решения: по способу предъявления (устные,письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные,творческие). Чем больше верно выполненных заданий к общему объёму, тем выше показатель надёжности полученных результатов, что даёт основание оценивать их как«удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).Оценка предметных достижений предусматривает выявление индивидуальнойдинамики качества усвоения предмета каждым обучающимся и не допускает сравненияего с другими детьми. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты,продемонстрированные учеником, с оценками типа:«удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;«хорошо» ― от 51% до 65% заданий; «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебным предметам во 2 классепроводится на основании выявленных достижений обучающихся по овладениюпланируемыми личностными и предметными результатами освоения АООП.

Промежуточная (годовая) аттестация во 2 классе  проводится после прохождения программы за год и включает в себя:

письменную работу по русскому языку (контрольное списывание),

контрольную работу по математике.

По остальным предметам учебного плана итоговые оценки определяются учителем как среднее арифметическое оценок за четверти.

            В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.  Данная часть представлена коррекционно-развивающей областью и внеурочной деятельностью.

Рабочие учебные программы включают в себя следующие разделы:

   - пояснительная записка, в которой даётся общая характеристика учебного предмета, описание места предмета в учебном плане;

  - планируемые результаты освоения учебного предмета;

   -содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий;

  - тематическое планирование с  указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также с определением основных видов деятельности обучающихся на уроке;

   -описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.  

РУССКИЙ ЯЗЫК

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»(образовательная область «Язык и речевая практика») во 2 классе составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Основная цель обучения русскому языку детей с умственной отсталостью заключаетсяв создании условий для максимального удовлетворения особых образовательныхпотребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурногоопыта, подготовки их к жизни в современном обществе.

Курс обучения русскому языку нацелен на решение следующих образовательных, воспитательных и коррекционных задач:

-формировать у учащихся интерес к языку и первоначальные языковые  обобщения;

-совершенствовать устную речь учащихся на уровне всех языковых единиц: закрепление правильного произношения звуков, работа над словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащение словаря, отработка разных по структуре предложений, развитие связной устной речи;

-обучить аккуратному и грамотному письму с применением изученных орфографических правил;

-развивать умение пользоваться речью, подбирая для этого необходимый словарь, соблюдая правильность построения предложений;

-познакомить детей со связной письменной речью как видом общения и формировать  у них первоначальные умения в письменных высказываниях;

-осуществлять нравственное, эстетическое и экологическое воспитание школьников.

Цель обучения во 2 классе:

- формирование основ знаний из области фонетики и графики.

Образовательная задача:

  • вырабатывать элементарные навыки грамотного письма.

Коррекционно-развивающая задача:

  • повышать уровень общего и речевого развития учащихся.

Воспитательные задачи:

  • прививать интерес к русскому языку, формировать нравственные качества.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Овладение знаниями и умениями в данной предметной области являетсянеобходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у нихжизненных компетенций.Практическая и коррекционная направленность обучения языку обуславливает его специфику.

Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам школы максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное положение в обществе. Содержание учебного курса построено с учётом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме, для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.

Основными критериями отбора материала по русскому языку является его доступностьи практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограниченииобъёма и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связиизучения курса с жизненным опытом учащихся, формированием у них готовности киспользованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрастужизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носитэлементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципомявляется принцип коммуникативной направленности.

Обучение грамоте является важнейшим разделом предметной области «Язык и речевая практика». Раздел обучения грамоте включает в себя добукварный и букварный периоды. В это время у школьников с умственной отсталостью формируются первоначальные каллиграфические, графические и некоторые орфографические умения. Формирование первоначальных навыков письма проходит параллельно с формированием у них речевого слуха, коррекцией нарушений звуковой стороны речи, коррекцией недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики кистей рук. Именно в этот период закладываются основы школьных поведенческих навыков. Коммуникативные навыки второклассников получают дальнейшее развитие, они учатся элементарному общению с учителем и одноклассниками, приобретают умение адекватно воспринимать речь окружающих и выполнять инструкции педагога, у них развивается способность различать тональность и мелодику звучащей речи, подражать взрослому в использовании интонационных средств выразительности. При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами, соотнесение буквы и звука. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звукобуквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки.

При обучении письму не рекомендуется вырабатывать у учащихся навык безотрывного письма. В период обучения детей первоначальному навыку письма большое значение имеет приём списывания с образца. Это позволяет повысить качество письма и облегчить работу слабоуспевающим учащимся. Обучающимся предлагаются образцы написания по точкам, пунктирным линиям, тонким линиям. Начало и направление движения руки в процессе написания элементов букв и буквенных сочетаний показано стрелочками в прописях и демонстрируется учителем на доске.

Достаточно большое количество упражнений в период обучения письму направлено на перевод печатных букв в рукописные. По мере усложнения материала второклассники начинают списывать слоги, слова и предложения. Эти задания способствуют выработке умения соотносить печатный и письменный шрифт, тренируют навык чтения слов, написанных печатными и письменными буквами.

Важнейшим условием овладения письмом является достаточная степень развития навыков звукового или звукобуквенного анализа. Учителю необходимо стремиться к осознанному осуществлению детьми процесса звуко-буквенного анализа, выделения звуков и перевода их в графемы. После предварительного анализа учащиеся пишут буквы, слоги, слова и предложения, проговаривая их вслух.

В процессе обучения письму детей данной категории важно направить все усилия на преодоление имеющихся недостатков и максимальную коррекцию имеющихся нарушений. Большое внимание уделяется пониманию смысла речевого материала, с которым работают учащиеся. Этой цели подчиняется не только работа со словом, предложением, текстом, но и со звуком, слогом. Школьники учатся воспринимать букву и слог как часть, кусочек слова и трансформировать их в слово. Помимо графических упражнений даются упражнения для развития связной устной речи учащихся. Это рассматривание рисунков, составление словосочетаний, предложений, дополнение слов, составление слов из разбросанных букв с опорой на иллюстрацию, составление предложений с опорой на иллюстрацию с последующей записью. По рисункам проводится беседа, обговариваются варианты выполнения задания. Таким образом, на уроках письма закладывается начальная основа коммуникативной направленности процесса обучения школьников с умственной отсталостью.

Для обеспечения благоприятных условий необходимо соблюдать общие гигиенические требования: правильное расположение тетради на парте, правильная посадка, правильное держание ручки в руке и т.д. Поскольку двигательный навык письма формируется у умственно отсталых обучающихся крайне медленно и требует большого напряжения всех сил ребёнка, это вызывает необходимость проведения на уроке, как минимум, двух динамических пауз, выполнения с детьми гимнастики для пальцев и кистей рук, зрительной гимнастики, упражнений, направленных на ориентировку на листе бумаги. На уроках письма обязательно выполнение упражнения для развития тонкой моторики: штриховка, раскрашивание, обводка, дорисовывание по образцу и по точкам, рисование узора и бордюра по образцу. Выполняя эти задания, учащиеся отрабатывают двигательные навыки, координируют движения, тренируют зрительное восприятие.

Исходя из разного по своим возможностям состава учащихся второго класса, в программе по русскому языку предусмотрено два уровня требований к знаниям и умениям школьников (в зависимости от успешности овладения ими учебным материалом).

Первый уровень (достаточный) предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала, но скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала (с систематическим использованием образцов выполнения работы, опорных схем, опосредованных подсказок). Работа проводится в рамках актуального словаря.

Второй уровень (минимальный)  ограничен умением аккуратно и правильно списывать с рукописного и печатного текстов. Он обращён к ученикам с более выраженными или осложнёнными интеллектуальными нарушениями.  

Место учебного предмета в учебном плане

         Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части    учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На изучение предмета во 2 классе отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа, исходя из 34 учебных недель. Длительность уроков составляет 40 минут.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 Личностные результаты

Обучающиеся должны уметь:

-бережно относиться к учебным принадлежностям, раздаточному материалу,

-уметь правильно располагать на парте учебные принадлежности,

-проявлять внимание к слову, желание придумывать интересные предложения с данным словом на тему, предложенную учителем (о дружбе, о школе, о семье, о конкретных хорошо знакомых животных),

-уметь работать в паре с другим учеником или с группой учеников в ходе дидактических игр, адекватно реагировать на проигрыш и выигрыш в игре,

-проявлять готовность делать записи на доске аккуратно и старательно, понимая важность этого процесса для остальных ребят, списывающих с доски,

-стремиться запомнить как можно больше слов из словаря,

-проявлять интерес к простейшей форме диалогической речи (вопрос-ответ),

-уметь элементарно оценить проделанную на уроке работу (Какое задание понравилось больше всех остальных?Почему понравилось?)

Предметные результаты

Обучающиеся должны уметь:

Минимальный уровень:

-различать гласные и согласные звуки и буквы; ударные и безударные гласные, делить слова на слоги для переноса;

-списывать по слогам с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

-записывать под диктовку слова и короткие предложения (2-4 слова) с изученными орфограммами;

-обозначать  мягкость  и твёрдость  согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);

-дифференцировать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки; составлять предложения, восстанавливать в них нарушенный порядок слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;

-выделять из текста предложения на заданную тему; участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

Достаточный уровень:

- различать звуки и буквы; оппозиционные согласные по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости;

-выполнять характеристику гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;

-списыватьрукописный и печатный текст целыми словами с орфографическим проговариванием;

-записывать под диктовку текст, включающийслова с изученными орфограммами;

-дифференцировать и подбирать слова различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);

-составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами с помощью учителя,  ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); делить текст на предложения;

-выделять тему текста (о чём идёт речь), выбирать один заголовок  из нескольких, подходящих по смыслу;

-самостоятельно записывать 3-4 предложения из составленного текста после его анализа.

К концу 2 класса ученики должны научиться:

- списывать с печатного и рукописного текстов (контрольное списывание);

- писать по памяти выученные двустишия;

- записывать слова из словаря, опираясь на предметные картинки;

- правильно располагать на парте раздаточный дидактический материал;

- активно участвовать в дидактических играх, соблюдая простейшие дидактические и игровые правила.

Основные виды организации учебного процесса

Технологии обучения

Формы обучения

Методы обучения

Формы контроля

  • игровые технологии
  • здоровьесберегающие технологии
  • личностно-ориентированные
  • технологииразноуровневого и дифференцированного  обучения
  • проблемно-поисковые
  • информационно -коммуникационные технологии
  • индивидуальные
  • групповые (парные)
  • подгрупповые
  • фронтальные
  • классные (урочные)
  • внеклассные
  • звуковой аналитико-синтетический
  • слоговой
  • словесный
  • наглядный
  • практический
  • частично-поисковый
  • устный опрос
  • письменный опрос
  • индивидуальные задания
  • написание упражнений
  • словарный диктант
  • письмо под диктовку
  • самостоятельная работа
  • контрольное списывание

Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся

Виды контроля

Формы контроля

Количество работ

Методическое обеспечение

Текущий

самостоятельная работа

словарный диктант

письмо под диктовку

в течение учебного года

Резникова Е.В. Контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку, чтению, математике для обучающихся 1-4 классов с нарушением интеллекта. - М.: ВАКО, 2016.

Тематический

контрольная работа

2

Диагностический

Итоговый

контрольное списывание

3

Система оценки достижения планируемых результатов

    Знания, умения и навыки обучающихся по русскому языку оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, текущих и итоговых письменных работ.Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: выполнение упражнений на уроке, самостоятельных работ, контрольного списывания, проверочной работы за год.Для осуществления промежуточного и итогового контроля целесообразно привлекать разработки тестовых заданий, содержащихся в электронной форме учебника. Тестовые электронные задания предполагают их использование в качестве тренажёра и контроля непосредственно по ходу изучения каждой темы, многократное обращение к ним в течение учебного года для осуществления текущего мониторинга, а также итоговый контрольный срез на конец учебного года.

Обучающиеся 2 класса проходят промежуточную итоговую аттестацию по русскому языку (контрольное списывание) в соответствии с графиком проведения промежуточной итоговой аттестации для обучающихся с УО 2 класса.

Критерии оценки

При оценке предметных результатов учитель руководствуется следующими критериями:

Оценка «5» ставится, если обучающийся в полном объёме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач и переносит их в аналогичные ситуации, опираясь на собственные знания, представления и практический опыт. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по предмету.

Оценка «4» ставится, если обучающийся демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач, но демонстрирует неспособность использовать полученные знания и умения в других аналогичных ситуациях. Устный ответ или письменная работа, а также практические действия ученика могут содержать 1–2 неточности, но в целом результат самостоятельной работы правильный. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по предмету.

Оценка «3» ставится, если обучающийся не в полном объёме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, и сталкивается с трудностями при решении практических задач. Обучающийся допускает множественные ошибки и не достигает ожидаемого результата при выполнении практического задания. Характер допущенных ошибок свидетельствуют о невысоком уровне осознанного усвоения пройденного материала.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание или непонимание большей части учебного материала, а помощь учителя и наводящие вопросы не оказывают влияния на содержание деятельности обучающегося.

Содержание учебного предмета

Перечень разделов программы:

№ п\п

Название разделов

Количество часов

1

Повторение

13

2

Предложение

19

3

Звуки и буквы

40

4

Слово

30

ИТОГО:

102 ч.

Звуки и буквы

Повторение: звуки и буквы; слова – названия предметов; предложение и правилоего записи, схема предложения; распространение предложения; составление предложенияс данным словом.

Гласные и согласные звуки и буквы, их различение по наличию или отсутствиюпреграды.Чёткое произнесение звуков слова, написание которого не расходится спроизношением, последовательное обозначение каждого звука в схеме. Запись слова втетради по схеме.

Различение слов, сходных по звуковому составу (различающихся количествомзвуков или их последовательностью в слове).

Ударение в двусложных, а затем в трёхсложных словах. Знак ударения. Выделениеударного гласного по образцу и самостоятельно.

Слог. Роль гласных в образовании слогов. Деление слов на слоги. Чёткоепроизнесение каждого слога.Слова со звуками [и] и [й], различение их значений. Деление данных слов на слоги.Перенос слов по слогам.

Парные звонкие и глухие согласные. Различение звонких и глухих согласных.

• Различение б – п

• Различение в – ф

• Различение г – к

• Различение д – т

• Различение ж –ш

• Различение з – с

Согласные свистящие и шипящие, дифференциация их на слух и в произношении.Обозначение их буквами.

Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога.

• Буква е вначале слова или слога

• Буква ё вначале слова или слога

• Буква ю вначале слова или слога

• Буква я вначале слова или слога

• Буквы е, ё, ю, я вначале слова или слога

Твёрдые и мягкие согласные:

• Гласные ы - и после твёрдых и мягких согласных

• Гласные о - ё после твёрдых и мягких согласных

• Гласные у - ю после твёрдых и мягких согласных

• Гласные а - я после твёрдых и мягких согласных

• Гласная е после мягких согласных

• Различение твёрдых и мягких согласных

Мягкий знак (ь) для обозначения мягкости согласных на конце слова.

Слово

Названия предметов. Предмет и его название. Их различение.Называние предметов, отвечающих на вопросы что? кто?

Выделение частей предмета и их названий. Постановка вопросов что? или кто? кслову и предмету.

Различение сходных предметов и их названий.Обобщающее слово к группе однородных предметов.

Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов, отвечающих навопросы кто? что?

Большая буква в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных.

Названия действий. Действие и его название. Различение действия и его названия. Называние действийпо вопросам что делает? что делают?

Подбор названий действий к названиям предметов.Различение названий действий по вопросам и группировка слов, обозначающих

действия, по их назначению.Различение названий предметов и название действий по вопросам.

Предлоги. Предлог как отдельное слово.Составление предложений с использованием предлога.

Слова с непроверяемыми гласными:

• Выделение трудной гласной в словах

• Написание гласных в словах-«родственниках»

Предложение

Составление предложений по предметной или сюжетной картинке, по вопросу, потеме, по образцу. Коллективное обсуждение темы предложения (о ком или о чём мыхотим сказать).Выделение предложения из речи или из текста по заданию учителя.

Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов впредложении.

• Выделение предложения из текста

• Правила записи предложения

• Предложение и его схема

• Различение набора слов и предложения

• Порядок слов в предложении

• Завершение начатого предложения

• Составление предложений по предметной картинке

• Составление предложений по сюжетной картинке

• Предложения-вопросы и предложения-ответы

Слова из словаря: берёза, ветер, воробей, ворона, заяц, капуста, карандаш, коньки,корова, машина, молоко, морковь, мороз, Москва, огурец, пальто, помидор, ребята,собака, улица (20 слов).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Темы

Часы

Словарь

Учебник

(упраж-нения на выбор)

Рабочие тетради[1]

(задания на выбор)

Методические рекомендации

(методическое обеспечение и содержание других видов работ на уроках)

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Часть 1

Повторение                                  

6 ч

1. Выделение звука и буквы в слове

1

с. 3–5

Дидактическая игра, с. 5

Чётко произносить звуки речи, соотносить их с буквами.

Правильно писать строчные и заглавные букв, используя разные способы соединения их в слове. Выделять первый звук в слоге или слове при условии совпадения звука и буквы.

2. Предмет и слово, называющее предмет

1

с. 6–7

Практически различать понятия «предмет» и «название предмета».

3. Предложение. Правило его записи

1

с. 8–9

Соблюдать правила записи предложения с опорой на схему и без неё. Распространять предложение одним словом с опорой на предметную картинку. Составлять предложение из 2–3 слов по ситуационной картинке

4. Предложение и его схема

1

с. 10–11

5. Распространение предложений

1

с. 12–13

6. Составление предложений

1

карандаш

с. 14–15

Звуки и буквы                                

41 ч

1. Гласные звуки и буквы

1

с. 16–17

Часть 1, с. 4–5,  № 1–5

Различать звуки гласные и согласные; уметь их перечислить, опираясь на буквы.

2. Согласные звуки и буквы

1

с. 18–19

Часть 1, с. 6–7,  № 1–4

Дидактическая игра, с. 5

3. Слова, различающиеся одним звуком

1

ветер

с. 20–21

Часть 1, с. 8–9,  № 1–5

Выборочный диктант,
с. 7–8

  Сравнивать короткие слова, похожие по буквенному составу. Овладевать умением различать данные слова на слух и соотносить их с соответствующими предметными картинками.

4. Слова, различающиеся количеством звуков

1

с. 22–23

Часть 1, с. 10–11, № 1–4

Выборочный диктант,
с. 5–6

5. Слова, различающиеся последовательностью звуков

1

с. 24–25

Часть 1, с. 12–13, № 1–4

Дидактическая игра, с. 6–7

6. Знакомство со знаком ударения

1

Москва

с. 26–27

Часть 1, с. 14–15, № 1–5

Дидактическая игра, с. 8–9

Слышать и выделять голосом (по образцу учителя) ударный звук в слове, правильно ставить знак ударения.

7. Выделение ударного гласного в слове

1

с. 28–29

Часть 1, с. 16–17, № 1–4

Письмо по слуху, с. 8

8. Деление слов на слоги

2

с. 30–31

Часть 1, с. 18–19, № 1–5

Уметь делить слова на слоги (сопровождая процесс хлопками) и переносить слова по слогам с одной строки на другую.

9. Гласные в образовании слогов

1

помидор

с. 32–33

Часть 1, с. 20–21, № 1–5

10. Деление слов со звуками [и] – [й] на слоги

1

морковь

с. 34–35

Часть 1, с. 24–25, № 1–4

Дидактическая игра, с. 10

11. Перенос слов по слогам

1

с. 36–37

Часть 1, с. 22–23, № 1–4

Письмо по слуху, с. 10–11

12. Различение звонких и глухих согласных б – п

1

с. 38–39

Часть 1, с. 28–29, № 1–5

Письмо по слуху, с.12–13

Различать звонкие и глухие согласные в заданной паре звуков.

13. Различение в – ф

1

с. 40–41

Часть 1, с. 30–31, № 1–5

Письмо по слуху, с. 13

14. Различение г – к

1

с. 42–43

Часть 1, с. 32–33, № 1–4

Письмо по слуху, с. 13

15. Различение д – т

1

с. 44–45

Часть 1, с. 34–35, № 1–5

Письмо по слуху, с. 13

16. Различение ж –ш

1

с. 46–47

Часть 1, с. 36–37, № 1–5

Письмо по слуху, с. 14

17. Различение з – с

1

с. 48–49

Часть 1, с. 38–39, № 1–3

Письмо по слуху, с. 14

18. Различение парных звонких и глухих согласных

1

с. 50–51

Часть 1, с. 40–41, № 1–4

Дидактическая игра,
с. 11–12

19. Шипящие согласные

2

с. 52–53

Часть 1, с. 42–43, № 1–5

Письмо по слуху, с. 15

Понимать различие между свистящими и шипящими звуками, подбирать примеры слов, начинающихся на заданный звук с опорой на предметную картинку, выбранную из ряда других.

20. Свистящие согласные

1

улица

с. 54–55

Часть 1, с. 44–45, № 1–5

21. Различение шипящих и свистящих согласных

1

с. 56–57

Часть 1, с. 46–47, № 1–4

Дидактическая игра,
с. 14–15

22. Буква е в начале слова или слога

1

с. 58–59

Часть 1, с. 48–49, № 1–4

Различать на слух и выделять буквы е, ё, ю, я в начале слова и правильно писать слова после их буквенного анализа.

23. Буква ё в начале слова или слога

1

с. 60–61

Часть 1, с. 50–51, № 1–4

24. Буква ю в начале слова или слога

1

с. 62–63

Часть 1, с. 52–53, № 1–4

25. Буква я в начале слова или слога

1

заяц

с. 64–65

Часть 1, с. 54–55, № 1–3

26. Буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога

1

с. 66–67

Часть 1, с. 56–57, № 1–3

Дидактическая игра, с. 16;

зрительный предупредительный диктант, с. 16–17

27. Гласные ы – и после твёрдых и мягких согласных

2

с. 68–69

Часть 1, с. 58–59, № 1–4

  Различать на слух твёрдые и мягкие согласные в начале слова и правильно обозначать их соответствующими гласными буквами. Запомнить 1–2 примера на каждый случай дифференциации.

28. Гласные о – ё после твёрдых и мягких согласных

1

с. 70–71

Часть 1, с. 60–61, № 1–4

29. Гласные у – ю после твёрдых и мягких согласных

1

с. 72–73

Часть 1, с. 62–63, № 1–4

30. Гласные а – я после твёрдых и мягких согласных

1

с. 74–75

Часть 1, с. 64–65, № 1–4

31. Гласная е после мягких согласных

1

с. 76–77

Часть 1, с. 66–67, № 1–4

32. Различение твёрдых и мягких согласных

1

с. 78–79

Часть 1, с. 68–69, № 1–4

Дидактическая игра,
с. 17–18; выборочный диктант, с. 18

33. Буква ь для обозначения мягкости согласных

2

с. 80–81

Часть 2, с. 4–5,  № 1–6

Различать на слух и чётко произносить твёрдые и мягкие согласные на конце слов. Запомнить 2–3 примера слов с мягким знаком на конце

34. Письмо слов с мягкими согласными на конце

1

мороз

с. 82–83

Часть 2, с. 6–7,  № 1–5

Дидактическая игра, с. 19

35. Различение твёрдых и мягких согласных на конце слова

1

с. 84–85

Часть 2, с. 8–9,  № 1–4

Зрительный предупредительный диктант, с. 19–20

36. Различение слов с твёрдым и мягким согласным на конце

2

с. 86–87

Приложение 1, с. 74, 76

Часть 2

Слово

30 ч

1. Предмет и его название

1

коньки

с. 4–5

Часть 2, с. 10–11, № 1–5

Различать названия предметов по вопросам кто? что? Называть легко выделяемые части знакомого предмета и ставить вопрос что? к названиям частей.

2. Названия предметов, отвечающие на вопрос что?

1

с. 6–7

Часть 2, с. 12–13, № 1–4

3. Названия частей предмета

1

пальто

с. 8–9

Часть 2, с. 14–15, № 1–3

4. Различение сходных предметов и их названий

1

с. 10–11

Часть 2, с. 16–17, № 1–4

5. Обобщающее слово к группе однородных предметов

1

огурец

с. 12–13

Часть 2, с. 18–19, № 1–4

Уметь выбрать обобщающее слово (из двух предложенных слов) к группе однородных предметов.

6. Названия предметов, отвечающие на вопрос кто?

1

ворона

с. 14–15

Часть 2, с. 20–21, № 1–4

7. Обобщающее слово к группе однородных предметов

1

корова

с. 16–17

Часть 2, с. 22–23, № 1–4

8. Слова, отвечающие на вопросы кто? и что?

1

с. 18–19

Часть 2, с. 24–25, № 1–4

Дидактическая игра,
с. 20–21

9. Слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов

2

ребята

с. 20–21

Часть 2, с. 26–27, № 1–3

Слуховой предупредительный диктант, с. 21

Отрабатывать умение изменять форму слова в зависимости от обозначения одного или нескольких одинаковых предметов.

10. Большая буква в именах людей

1

с. 22–23

Часть 2, с. 28–29, № 1–4

Понимать различие между названием человека и его именем, названием животного и его кличкой. Запомнить правило записи имён людей и кличек животных. Проявлять желание придумывать клички животным, изображённым на картинках, и записывать название животного и его кличку. Овладевать умением правильно записывать имена и клички в словосочетаниях и коротких предложениях, воспринимаемых на слух.

11. Большая буква в именах и фамилиях людей

1

с. 24–25

Часть 2, с. 30–31, № 1–3

Дидактическая игра, с. 22

12. Большая буква в кличках животных

1

Часть 2, с. 32–33, № 1–4

13. Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных

1

с. 26–27

Часть 2, с. 34–35, № 1–4

14. Контрольный диктант

1

с. 22

15. Работа над ошибками

1

16. Действие и его название. Названия действий, отвечающие на вопрос что делает?

1

с. 28–29

Часть 2, с. 36–37, № 1–5

  Различать названия действий по вопросам что делает? и что делают?

17. Названия действий, отвечающие на вопрос что делают?

1

с. 30–31

Часть 2, с. 38–39, № 1–5

18. Подбор названий действий к названиям предметов

1

воробей

с. 32–33

Часть 2, с. 40–41, № 1–4

Уметь подобрать названия 1–2 действий к названию предмета с опорой на вопрос

19. Подбор названий действий к названиям предметов

1

с. 34–35

Часть 2, с. 42–43, № 1–3

20. Различение названий действий по вопросам

1

с. 36–37

Часть 2, с. 44–45, № 1–4

Дидактическая игра,
с. 22–23

. Выбирать одно из двух предложенных названий действий и вставлять его в предложение.

21. Различение названий предметов и названий действий по вопросам

1

с. 38–39

Часть 2, с. 48–49, № 1–3

Выборочный диктант,
с. 23–24

22. Предлог как отдельное слово

1

берёза

с. 40–41

Часть 2, с. 50–51, № 1–5

Дидактическая игра, с. 24

Находить в предложении «маленькое слово» – предлог. Учитывать наличие предлога при подсчёте слов в предложении и его схеме

23. Употребление предлогов в предложении

2

машина

с. 42–43

Часть 2, с. 52–53, № 1–5

Выборочный диктант, с. 25

24. Контрольное  списывание

1

с. 25

25. Работа над ошибками

1

26. Выделение трудной гласной в словах

1

с. 44–45

Часть 2, с. 54–55, № 1–4

Дидактическая игра, с. 26

27. Написание гласных в словах-«родственниках»

2

с. 46–47

Часть 2, с. 55, № 5

Выборочный диктант, с. 27; Приложение 1, с. 74, 82

Предложение

17 ч

1. Выделение предложения из текста

1

с. 48–49

Часть 2, с. 56–57, № 1–4

Твёрдо знать правила записи предложения. Показывать отражение этих правил в записанном предложении и на его схеме.

2. Правила записи предложения

2

с. 50–51

Часть 2, с. 58–59, № 1–4

3. Предложение и его схема

2

с. 52–53

Часть 2, с. 60–61, № 1–4

4. Различение набора слов и предложения

2

с. 54–55

Часть 2, с. 62–63, № 1–3

Выделять заданное предложение из текста (предложение о ком-то или о чём-то).

5. Порядок слов в предложении

2

молоко

с. 56–57

Часть 2, с. 64–65, № 1–4

6. Завершение начатого предложения

2

с. 58–59

Часть 2, с. 66–67, № 1–4

7. Составление предложений по предметной картинке

2

с. 60–61

Часть 2, с. 68, № 1

  Составлять предложение из 2–3 данных слов по предметной или сюжетной картинке.

8. Составление предложений по сюжетной картинке

2

с. 62–63

Часть 2, с. 69, № 2

9. Предложения-вопросы и предложения-ответы

2

с. 64–65

Часть 2, с. 70–71, № 1–3

Зрительный предупредительный диктант, с. 28–29

  Различать на слух разные по интонации предложения (предложения-вопросы и предложения-ответы). Подкреплять данное умение демонстрацией карточки с точкой или вопросительным знаком. Повторять за учителем предложение с правильной интонацией (вопросительной или повествовательной)

Повторение

8 ч

1. Звонкие и глухие согласные

1

с. 66–67

Часть 1, с. 70,
№ 1, 2

2. Твёрдые и мягкие согласные

1

с. 68–69

Часть 1, с. 71, № 4

3. Мягкий знак на конце слова

1

с. 70–71

4. Названия предметов

1

с. 72–73

Часть 2, с. 72–73, № 1, 3

5. Названия действий

1

с. 74–75

Часть 2, с. 74–75, № 4–6

6. Предложение

1

с. 76–77

Часть 2, с. 76–78, № 7–10

7. Контрольное списывание

1

с. 29

8. Работа над ошибками

1

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименования объектов и средств материально- технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

УМК «Русский язык» для 2 класса:

1.Рабочая программа. 1-4 классы: АООП образования для детей с УО (вариант 1) (сайт www.prosv.ru).

2.Учебники:

Русский язык. 2 класс: учебник  для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. / Э. В. Якубовская, Я.В.Коршунова. -  М.: Просвещение, 2018.

3.Рабочие тетради и пособия:

Рабочая тетрадь по русскому языку в 2 частях. 2 класс. Читай, думай, пиши. /Э.В.Якубовская.- М.: Просвещение, 2018.

Русский язык. Методические рекомендации. 2-4 класс: учеб.пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. /Э.В. Якубовская. - М.: Просвещение, 2017. (сайт www.prosv.ru)

Методические пособия (книги для учителя), дополнительная литература:

1.Аксёнова А. К. Дидактический материал для занятий в добукварный период.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций, реализующих АООП / А. К. Аксёнова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова. - М.: Просвещение, 2016.

2. Жиренко О.Е., Колодяжных Е.В. Прописи: тетрадь для детей 6-7 лет. - М.: ВАКО, 2017.

3. Жукова Н.С. Прописи 1,2,3: для детей 6-8 лет.- М.: Эксмо, 2018.

4.Контрольные, проверочные и творческие работы по русскому языку: 2 класс/Т.В.Игнатьева, Л.И. Тикунова. - М.: Издательство «Экзамен», 2008.

5.Коррекция письма на уроках.1-2 классы: практические и тренировочные задания и упражнения / авт.-сост. Л.В.Зубарева. - Волгоград: Учитель, 2008.

6. Коррекция письменной речи в начальной школе: разработки занятий в 1-4 кл./ авт.- сост. Н. П. Мещерякова, Е. В. Зубович, С.В. Леонтьева.- Волгоград: Учитель, 2009.

7.Мишакина Т.Л., Бухтеярова Н.В. Комплексный тренажёр по литературному чтению и русскому языку для 2 класса. - М.:«Ювента», 2011.

8.Павлова Н.Н. Пишем вместе с букварём. - М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.

9. Пособие «Дружок» (правила по русскому языку и математике для начальных классов).-М.: ООО «Стрекоза», 2008.

10.Пропись-тренажёр. Чистописание. Развитие навыков чтения и письма/В.П.Пилецкий.–Минск: ООО «Бинера», 2018.

11. Резникова Е.В. Контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку, чтению, математике для обучающихся 1-4 классов с нарушением интеллекта. - М.: ВАКО, 2016.

12. Русский язык. 2 класс: конспекты уроков. В 2 ч./авт.- сост.Е. М. Матвеева. - Волгоград: Учитель, 2009.

13. Русский язык для младших школьников. 2 в 1.-М.: Издательство АСТ, 2016.

14.Тихомирова Е.М. Тесты по русскому языку 2 класс в двух частях, часть 1.- М.: «Экзамен», 2012.

15. Узорова О.В. , Нефёдова Е.А. Тесты по русскому языку: 1-4 классы. - М.:АСТ, 2008.

Методические пособия для учителя.

Детская справочная литература (справочники, атласы- определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.)

    Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Мин. обр. и науки РФ

Печатные пособия

Алфавит.

Касса букв и сочетаний.

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, образцы письменных букв).

Лента букв.

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку (в том числе в цифровой форме).

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

-  электронная форма учебника: Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х частях.

Русский язык. 2 класс: учебник  для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. / Э. В. Якубовская, Я.В.Коршунова - электронная форма учебника.

Учебно-практическое оборудование:

- дидактические игры;

- карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.);

- конструкторы;

- мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты;

- наборы предметных и сюжетных картинок;

- образцы написания букв;

-раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела);

- слоговые таблицы.

Технические средства обучения

Акустические колонки.

Документ-камера.

Интерактивная доска.

Классная доска.

Компьютер (ноутбук).

Многофункциональный центр (принтер, сканер, ксерокс).

Мультимедийный проектор.

Размер не менее 150×50 см

С диагональю не менее 72 см

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Слайды, соответствующие содержанию обучения.

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины.

Оборудование класса

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Стол учительский.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Эргономическая мебель: ученические двухместные столы со стульями.

    В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами


[1]Рабочие  тетради  по русскому языку «Читай, думай, пиши» для 2 класса.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Родниковская средняя общеобразовательная школа

        

Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол ______

от «_____» __________2021г.

Руководитель ШМО

___________ Лещева Т.Ф.

Согласовано

Зам по УВР

___________ Земляная Л.В.

«_____» __________2021г.

Утверждаю

Директор МБОУ Родниковской СОШ

________ Сенють П.А.

Приказ ________________

от «_____» __________2021г.

        

Адаптированная рабочая программа учебного предмета

«Русский язык»

3 класс (для обучающихся с НИ, Вариант 1)

Учитель: Коробейникова Т.В.

2021-2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью составленана основе следующих нормативных актов:

  •  Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и учебным планом МОБУ Родниковской СОШ на 2020 – 2021 учебный год.
  • учебника Э. В. Якубовской, Я. В. Коршунова «Русский язык» для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. (М., «Просвещение», 2019 г).

Задачи предмета:

  • формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения, развитие умения пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания;
  • знакомство детей со связной письменной речью как видом общения;
  • обучение грамотному и аккуратному письму;
  • формирование у детей первоначальных умений в письменных высказываниях
  • осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.

Настоящая адаптированная рабочая программа рассчитана на 1 год обучения.

Основные принципы материала:

Общедидактические принципы: сознательности и активности; наглядности;

систематичности и последовательности; прочности; научности; доступности; связи теории с практикой.

Принципы  коррекционно-развивающего  обучения:

динамичность восприятия; продуктивной обработки информации; развития и коррекции высших психических функций; мотивации к учению – создание мотивационной обстановки на уроке, обеспечивающей эффективность работы класса, ученика.

Основные направления коррекционной работы:

развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

развитие навыков каллиграфии;

развитие фонетико-фонематических представлений;

формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

развитие высших психических функций;

развитие речи, владение техникой речи;

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Результаты изучения курса обучающимися 3 класса.

        К концу 3 класса учащиеся должны уметь:

составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении; анализировать слова по звуковому составу;

различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;

определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить часть слова при письме; списывать текст целыми словами; писать под диктовку текст (20-25 сл.), включающий изученные орфограммы.

Общая характеристика учебного предмета

Программа составлена в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта, адаптированной общеобразовательной программы для начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант.  Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой (-М. : Просвещение, 2011г).

Основной формой организации образовательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения.

Основные технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения

Виды работ обучающихся:

        Основными видами классных и домашних письменных работ обучающихся являются: словарная работа, списывание с различными заданиями (вставить буквы в словах, выполнить звуковой анализ слов и составить схемы предложений, поставить ударение, разделить слова на слоги и для переноса, подчеркнуть слова с определенной орфограммой), запись составленных предложений, дополнение предложений, восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического задания.

Межпредметные связи:

Чтение – самостоятельное чтение задания, дополнение предложения нужными по смыслу словами.

Речевая практика-  составление связного рассказа по картинке.

Математика - название чисел в пределах 100, поиск нужной страницы и нужного упражнения в учебнике.

 Место учебного предмета в учебном плане

Данная рабочая программа на 2020/2021 учебный год, предусматривает изучение предмета русский язык в 3 классе в количестве 102часов в год (34 учебные недели), 3 часа в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

    Рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант   детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области «Язык и речевая практика»  

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты освоения АООП отражают:

-осознание себя как гражданина России;

-овладение начальными навыками адаптации;

-Владение навыками коммуникации;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие -социально значимых мотивов учебной деятельности;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни, опыт специфической для предметной области деятельности по получению нового знания;

формирование интереса к изучению русского языка;

коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;

овладение основами грамотного письма;

использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.

Достаточный   уровень:

Минимальный уровень:

  • Списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
  • запись под диктовку текст, включающие слова с изученными орфограммами (20-25 слов);
  • дифференциация и подбор слова различных категорий по вопросу (название предметов, действий и признаков предметов);
  • составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
  • деление текста на предложения;
  • выделение темы текста (о чём идет речь), озаглавливание его;
  • самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
  • Деление слов на слоги для переноса;
  • списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
  • запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
  • дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
  • составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
  • выделение из текста предложений на заданную тему;
  • участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

Требования к знаниям и умениям

Обучающиеся должны знать:

  • алфавит.
  • гласные и согласные буквы и звуки;
  • правила написания предложения;
  • знать названия предметов, действий, признаков;
  • правописание собственных и нарицательных имен;
  • правописание предлогов.

Обучающиеся должны уметь:

  • составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
  • анализировать слова по звуковому составу;
  • различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
  • определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
  • списывать текст целыми словами;
  • писать под диктовку текст (20 - 25 слов), включающий изученные орфограммы.

Критерии оценивания достижений обучающихся

Оценка письменных работ

  • Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т. д.) Основные виды контрольных работ в 3 классе — списывания и диктанты.
  • Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ в 3 классе: 20-25 слов.
  • Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.

Диктанты

  • «5» — работа выполнена без ошибок;
  • «4» — 1-3 ошибки;
  • «3» — 4-5 ошибок;

Грамматические задания

  • «5» — безошибочное выполнение всех заданий;
  • «4» — правильно выполнено не менее 3\4 задания;
  • «3» — правильно выполнено не менее 1\2 задания;

Контрольные списывания

  • «5» — нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма;
  • «4» — 1 ошибка и одно исправление;
  • «3» — 2 ошибки и одно исправление;
  • «2» — 3 ошибки и 1 - 2 исправления.

Основное содержание рабочей программы

Наименование раздела учебного материала

Количество часов на изучение раздела

Основные элементы раздела

1

Повторение

9 ч

Составление предложений на основе демонстраций действий. Обозначение на схеме правил записи предложений. Распространение предложений на схеме с помощью картинок.  Запись пообразцупредложения.

Называние предмета различных родовых групп. Различение реального предмета и слова, называющего этот предмет. Составление предложений с данным словом.

2

Звуки и буквы

39 ч

Различение гласных и согласных звуков и букв, их обозначение в схеме. Запись слова в тетради по схеме. Составление предложения с заданным словом. Сравнение слов отличающимся одним звуком, количеством звуков, их расположение. Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно. Деление слов на слоги.

3

Слово

37 ч

Названия предметов. Названия действий. Предлоги.

Слова с непроверяемыми гласными.

4

Предложение

10 ч

Выделение предложения из текста. Правила записи предложения. Предложение и его схема. Составление предложения по предметной и сюжетной картинкам. Предложения-вопросы и предложения-ответы.

5

Повторение

7 ч

102 ч

Содержание программы в 3 классе

1. Повторение материала

      Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения и точка в конце. Составление предложения по вопросам, по картинке, из слов, данных вразбивку. Выделение предложений из речи текста.

2.Звуки и буквы

    Сравнение пар слов. Алфавит. Гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Гласные буквы в начале слов и после гласных. Ударные и безударные гласные. Перенос слов. Твердые и мягкие согласные, и их различия. Мягкий знак в середине и на конце слова. Шипящие согласные. Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Парные согласные. Звонкие и глухие согласные на конце слов. Разделительный твердый и мягкий знаки.

3. Слово

    Слова, обозначающие названия предметов. Большая буква в именах собственных. Слова, обозначающие действия предметов. Слова, обозначающие признаки предметов. Согласование слов, обозначающих предметы со словами, обозначающими действия и признаки предметов. Предлоги.

4. Предложение

     Построение простого предложения. Составление предложения на заданную тему. Дополнение предложений. Работа с деформированным текстом.

5. Повторение

    Составление предложений. Сочетание гласных с шипящими. Правописание имен собственных. Алфавит. Мягкие и твердые согласные. Парные, звонкие и глухие согласные. Слова, обозначающие предметы, их действие и признаки.

Тематическое планирование по русскому языку для 3 класса

№ п/п

Дата

Тема раздела

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

Практическая часть

По плану

По факту

Тема урока

1 триместр

Повторение

1

02.09

Предложение. Выделение предложения из текста.

1 ч

Работа с текстом, предложением. Чистописание.

Повторение пройденного за год. Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему.

2

07.09

Предложение и его схема.

1 ч

Работать с учебником.

Словарная работа - овощи

3

08.09

Предложения-вопросы и предложения – ответы.

1 ч

Составление и запись полных ответов на вопросы, используя слова вопроса и опорные слова; чистописание.

4

09.09

Завершение начатого предложения.

1 ч

Составление рассказа по серии сюжетных картинок; словарная работа - огород

5

14.09

Различение набора слов и предложения.

1 ч

Составление предложений из слов данных вразбивку; составление предложений по опорным схемам; чистописание.

6

15.09

Порядок слов в предложении.

1 ч

Составление рассказа по серии сюжетных картинок; письмо по памяти.

7

16.09

Диагностический контрольный диктант.

1 ч

Диагностический контрольный диктант. Выполнение грамматического задания.

Проверить умение писать под диктовку, применять правила.

8

21.09

Работа над ошибками.

1 ч

Работа с ошибками, допущенные при диктанте, чистописание.

9

22.09

Предложение. Закрепление знаний.

1 ч

Работа с учебником.

Чистописание.

Звуки и буквы

10

23.09

Знакомство с алфавитом.

1 ч

Расположение букв в алфавите; звуки и названия букв;                

Тренировать детей в различении звуков и букв и в распределении слов по алфавиту.

Привести в систему знания детей о гласных и согласных звуках, и об их смыслоразличительной роли.

11

28.09

Звуки гласные и согласные.

1 ч

Интерактивное упражнение "Гласный или согласный "

12

29.09

Ударение в словах.

1 ч

Работа с учебником. Заучивание правила.

13

30.09

Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове.

Выделение гласных звуков из слов, графическое выделение гласных;

14

05.10

Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове.

1 ч

Выделение гласных звуков из слов, графическое выделение гласных; чистописание

15

12.10

Деление слов на слоги.

1 ч

Деление слов на слоги; подсчёт кол-ва слогов в слове; правило;

16

13.10

Контрольный диктант.

1 ч

Письмо текста под диктовку                    

Проверить умение писать под диктовку, применять правила.

17

14.10

Работа над ошибками.

1 ч

Исправление типичных ошибок; чистописание

18

19.10

Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога.

1 ч

Словарная работа - яблоко

19

20.10

Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога.

1 ч

Работа с учебником, рабочей тетрадью.

20

21.10

Перенос части слова при письме.

Практические упражнения в делении слов на слоги и для переноса; правила; чистописание.

21

26.10

Закрепление пройденного материала.

Самостоятельная работа.

Работа в тетрадях.

22

27.10

Различение твердых и мягких согласных перед гласными.

Различение на слух и при письме твердых и мягких слогов.

23

28.10

Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я.

Различение пар слов, отличающихся гласными; составление предложений; правило.

24

02.11

Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я.

Различение пар слов, отличающихся гласными; составление предложений; правило;  

25

03.11

Буква мягкий знак (ь) на конце слова.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных на конце слова; выделение ь на конце слова.

26

09.11

Буква мягкий знак (ь) в середине слова.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных в середине слова; выделение ь в середине слова.

27

10.11

Различение твердых и мягких согласных.

Списывание предложения с печатного текста со вставкой нужной буквы в слова.1ч

28

11.11

Контрольный диктант.

Письмо текста под диктовку.

Проверить умение писать под диктовку, применять правила.

29

16.11

Работа над ошибками.

Работа в тетрадях.

2 триместр

30

23.11

Различение твердых и мягких согласных.

Словарная работа - мебель

Комментированное письмо

31

24.11

Написание ЖИ – ШИ в словах.

Запись слов и предложений со словами с сочетаниями жи – ши; правило.

32

25.11

Написание ЧА – ЩА в словах.

Изменение слов по образцу; составление предложений; правило.

33

30.11

Написание ЧУ – ЩУ в словах.

Изменение слов по образцу; составление предложений; правило.

34

01.12

Написание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Словарная работа - товарищ

35

02.12

Контрольный диктант.

Письмо текста под диктовку.

Проверить умение писать под диктовку, применять правила.

36

07.12

Работа над ошибками.

Работа в тетрадях.

37

08.12

Составление пар звонких и глухих согласных.

Выделение звонких и глухих согласных на слух и на письме.

38

09.12

Различение Б – П, В – Ф.

Дифференциация согласных звуков на конце слова; чистописание.

39

14.12

Различение Д – Т, Г – К.

Словарная работа - дневник.

40

15.12

Различение Ж – Ш, З – С.

Подбор слогов по схемам; выделение звонких и глухих согласных на слух и на письме;

41

16.12

Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова.

Изменение слов по числам; дифференциация согласных звуков на конце слова;

42

21.12

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

Словарная работа – сапоги.

43

22.12

Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. Контрольное списывание.

Запись слов парами; отгадывание загадок; Работа с учебником.

Интерактивное упражнение "Звонкий или глухой согласный"                      Словарная работа-праздник.

44

23.12

Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.

45

28.12

Правила правописания в словах. Закрепление знаний.

46

29.12

Правила правописания в словах. Закрепление знаний.

47

30.12

Закрепление пройденного. Самостоятельная работа.

Работа в тетрадях.

48

11.01

Работа над ошибками.

Слово

49

12.01

Названия предметов. Различение названий предметов по вопросам Кто? Что?

Запись названий предметов по вопросам; чистописание

Словарная работа – одежда

Запись названий предметов с обобщающим словом.

Словарная работа-вчера, сегодня.

Расширение круга имён собственных; чистописание

Различение слов по вопросам.

Изменение слов по вопросам и временам; подчёркивание действий двумя чертами;

Читать и записывать предложения по заданию учителя. Списывать по слогам слова с рукописного и печатного текста.

50

13.01

Обобщающее название для групп однородных предметов.

51

18.01

Выделение названий предметов из предложения.

52

19.01

Выделение названий предметов из предложения.

53

20.01

Контрольный диктант.

54

25.01

Работа над ошибками.

55

26.01

Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных.

56

27.01

Закрепление пройденного. Самостоятельная работа.

57

58

01.02

02.02

Названия действий. Различение названий действий по вопросам: Что делает? Что делают?

59

03.02

Различение названий действий по вопросам что делал? Что делала? Что сделал? Что сделала?

60

08.02

Различение названий действий по вопросам что делал? Что делала? Что делали? Что сделал? Что сделала? Что сделали?

61

09.02

Различение названий действий по вопросам что делал? Что делала? Что делали? Что сделал? Что сделала? Что сделали?

62

10.02

Различение названий действий по вопросам что сделает? Что сделают?

Определение предмета по ряду действий; чистописание.

Словарная работа – учитель, класс

Изменение слов по вопросам и временам; подчёркивание действий двумя чертами;

Письмо текста под диктовку                          

Выписывание названий действий из текста; подчёркивание в тексте; чистописание.

Проверить умение писать под диктовку, применять правила.

63

15.02

Постановка вопросов к названиям действий.

64

16.02

Закрепление пройденного. Самостоятельная работа.

65

17.02

Работа над ошибками.

3 триместр

66

01.03

Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам.

67

68

02.03

03.03

Названия признаков.

Определение признака предмета по вопросам какой? Какая? Какое? Какие?

69

70

09.03

10.03

Различение предметов по их признакам.

71

72

15.03

16.03

Постановка вопросов к названиям признаков предмета.

Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями чистописание

73

17.03

Постановка вопросов к названиям признаков предмета.

Словарная работа - арбуз

74

22.03

Выделение названий признаков предмета из предложения.

Работа с учебником. Словарная работа – дорога.

75

76

23.03

24.03

Названия предметов, действий и признаков.

Работа с учебником.

77

29.03

 Контрольное списывание.

Работа с учебником, карточками.

78

30.03

Работа над ошибками.

Работа с учебником.

79

31.03

Предлоги В, НА, С, ИЗ, У.

Письмо текста под диктовку                              

80

05.04

Предлоги К, ПО со словами.

Исправление типичных ошибок; чистописание. Словарная работа – город

81

06.04

Предлог ОТ со словами.

Упражнения в произношении предлогов в речи

82

07.04

Предлоги НАД, ПОД со славами.

Работа в тетрадях.

83

12.04

Предлог О со словами.

Работа в тетрадях.

84

19.04

Предлоги К, ПО, ОТ,НАД, ПОД,Осо словами.

85

20.04

Закрепление пройденного. Самостоятельная работа.

Составлять предложения с предлогами.

Предложение

86

21.04

Предложение. Выделение предложения из текста.

Составление предложений по вопросам.

87

26.04

Предложение законченное и незаконченное.

Словарная работа неделя, месяц.

Подсчитывание количества предложений в тексте и на слух

Составление предложений из слов, данных в начальной форме.

Учить аккуратно и грамотно списывать предложения из учебника

88

Предложение законченное и незаконченное.

89

27.04

Распространение предложений. Контрольное списывание.

90

28.04

Распространение предложений.

Читать и записывать предложения по заданию учителя. Списывать по слогам слова с рукописного и печатного текста.

91

04.05

Слова в предложении.

92

05.05

Порядок слов в предложении.

Составлять предложения по графической схеме.

93

12.05

12.05

Составление предложений.

94

Составление предложений.

95

17.05

Закрепление пройденного. Самостоятельная работа.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Учить завершать начатые  предложения с опорой на картинку. Записывать в тетрадь.

Повторение

96

18.05

Слово. Правила правописания в слове.

Работать с деформированными предложениями (слова даны в нужной форме). Учить озаглавливать рассказ.

97

19.05

Названия предметов и признаков.

98

99

24.05

24.05

Названия действий.

Работа с заданиями к упражнению, образцами.

Учить оформлять ответы с ориентацией на вопросы. Строить сообщения в устной и письменной форме.

100

25.05

Предложение. Контрольное списывание.

Различение слов по вопросам; чистописание

Учить аккуратно и грамотно списывать предложения из учебника.

101

26.05

Годовой контрольный диктант.

Письмо текста под диктовку

Проверить умения и знанияучащихся писать под диктовку, применять правила. Следить за каллиграфией.

102

31.05

Анализ годового контрольного диктанта.

Работа над ошибками.

Работа в тетрадях

Итого 102 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...