Единство воспитательных требований родителей и педагогов
статья по русскому языку

Нехай Ирина Аслановна

Единство воспитательных требований родителей и педагогов

И.А. Нехай

МБОУ «СОШ №9 им. К.Х. Нехая»

 

Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.             

                             А.С.Макаренко. 

Семья и школа – два социально значимых института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процессов воспитания и обучения ребёнка.

«Школа, как писал Симон Соловейчик, единственное место, в котором происходит то, что имеет значение. Всё остальное – политика, экономика, даже искусство всё равно бывают потом. после школы».

В школе работаю 38 лет. Есть, что сопоставить, сравнить, над чем поразмыслить, ощутив, к примеру, на собственном восприятии хотя бы суть простой фразы « всё начинается с детства».

Мы живём в сложное время, когда в обществе радикально, с поворотом на 180 градусов меняются социально-идеологические установки, испытывается страшный дефицит духовности. Педагогу предстоит большая и кропотливая работа, пробудить и развить столь необходимые человеку соучастие, сострадание, терпение.

Действующий Закон об образовании гласит, что образование – это «воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства». Надо заметить, слово «воспитание» стоит на первом месте. Хорошая школа не может заниматься только обучением. Она должна помочь ребятам стать активными гражданами общества, и тогда они смогут  добиться успеха в жизни.

Колыбелью духовного рождения человека является, конечно, семья. Как пишет великий русский  педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. А на моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». Смысл сотрудничества педагогов и родителей в создании условий для нормальной жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в общем доме «семья - школа». Поэтому я стараюсь строить воспитательную работу в классном коллективе, рассчитывая именно на родительскую поддержку. Свою работу с родителями веду в трёх направлениях:

1. Психолого–педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, индивидуальные, групповые тематические консультации).

Главное место в работе с родителями своих учеников отвожу психолого-педагогическому просвещению. Тщательно продумываю и подбираю темы родительских собраний, консультаций.

2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (открытые уроки, литературные вечера, календарные  праздники). Родители помогают в оформлении кабинета, в приготовлении костюмов и пр.

3. Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе (участие родителей класса в работе совета школы, участие родителей класса в работе родительского комитета школы и класса).                                                                                          

Сегодня высокая нравственность – едва ли не самая важная и необходимая для человека и общества в целом и, к сожалению, самая «немодная» черта характера. По мнению некоторых ученых-социологов, нынешнее молодое поколение мы потеряли: под натиском развращающего воздействия телевидения. Только 7% молодых людей называют нравственность жизненно важным качеством.

Человек, если он хочет быть достойным этого звания, не может жить без морали и нравственности. Качества эти не врожденные. Есть множество примеров, когда дети весьма интеллигентных, честных и порядочных родителей становились подонками общества. И, наоборот, в неблагополучных семьях вырастали яркие личности с чистыми помыслами. К сожалению, не без оснований говорим мы иногда о том, что ребята не приучены к труду, не берегут добро, ждут «всего и сразу» от своих родителей.

Да только кто же виноват в этом? Семья? Школа? Улица? Да. Каждый по отдельности и все вместе. Да, нужно воспитывать в детях убежденность, что добро победит. Да, нужно учить их воевать за эту победу. Да, нужно чтобы они не боялись в процессе борьбы набить себе синяков и насмешек. Но самое главное – самим нам, педагогам и родителям, соответствовать этим принципам, этим требованиям. Мы, учителя, должны помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра в классе, за пультами управления, но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня. И уроки гуманных взаимоотношений они усваивают сегодня. Дома, в школе, в частности на уроках литературы. О гуманизме уроков литературы следует сказать особо. Ведь, несмотря на многолетние споры о формах и методах преподавания литературы, сегодня ясно, что главное назначение современного словесника – быть источником нравственного влияния. «Ничто кроме литературы – говорил Б.М. Неменский, – не может передать опыт чувств многих человеческих жизней». Еще К.Д. Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом,» – писал он.

Воспитание детей – это единая задача всего сообщества родителей, педагогов и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач, чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированные гражданские позиции.

В своей работе я использую следующие методы обучения: объяснительный, иллюстративный, проблемный, метод дискуссий, наглядно-слуховые, словесные и практические методы.

Форма организации учебно-познавательной деятельности, применяемой мною на уроке и во внеурочной работе: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Духовно-нравственные качества учащихся я развиваю на уроках и  во внеурочное время (литературные вечера с приглашением родителей). Литература не только формирует у учащихся определенные знания, умения, навыки, но и помогает их нравственному становлению, приобретению моральных, этических жизненных принципов.

Почему это происходит? Литературные произведения – это духовный опыт поколений.

Очень важно, чтобы ученики увидели, что этические народные принципы (доброта, честность, любовь к Родине, бескорыстная помощь другим людям, забота об окружающих, смекалка, находчивость)  поддержаны и русскими писателями, подчеркнуть нравственное единство писателей и народа.

Совместное планирование воспитательной работы делает этот процесс занимательным и творческим не только для меня, но и для детей и родителей. По-иному относятся и родители к своему участию в жизни класса, если видят высокую активность своих детей. Совместно проводятся все праздники, конкурсы, внеклассные мероприятия.

Педагоги и родители преследуют единую цель в образовании и воспитании ребёнка, поэтому они должны работать совместно. Взаимосвязь с родителями является обязательной при желании развивать способности. Учитель является связующим звеном между школой и семьями учащихся.

                             Литература.

Подласый И.П. Педагогика.Учебник-М., 2011

Сенько В.И. Учителя и родители. М., 1987

Азаров Ю.П. Семейная педагогика.М.: 2015                                                                                  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edinstvo_vospitatelnyh_trebovaniy_roditeley_i_pedagogov.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Единство воспитательных требований родителей и педагогов

И.А. Нехай

МБОУ «СОШ №9 им. К.Х. Нехая»

Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.              

                             А.С.Макаренко.  

Семья и школа – два социально значимых института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процессов воспитания и обучения ребёнка.

«Школа, как писал Симон Соловейчик, единственное место, в котором происходит то, что имеет значение. Всё остальное – политика, экономика, даже искусство всё равно бывают потом. после школы».

В школе работаю 38 лет. Есть, что сопоставить, сравнить, над чем поразмыслить, ощутив, к примеру, на собственном восприятии хотя бы суть простой фразы « всё начинается с детства».

Мы живём в сложное время, когда в обществе радикально, с поворотом на 180 градусов меняются социально-идеологические установки, испытывается страшный дефицит духовности. Педагогу предстоит большая и кропотливая работа, пробудить и развить столь необходимые человеку соучастие, сострадание, терпение.

Действующий Закон об образовании гласит, что образование – это «воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства». Надо заметить, слово «воспитание» стоит на первом месте. Хорошая школа не может заниматься только обучением. Она должна помочь ребятам стать активными гражданами общества, и тогда они смогут  добиться успеха в жизни.

Колыбелью духовного рождения человека является, конечно, семья. Как пишет великий русский  педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. А на моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». Смысл сотрудничества педагогов и родителей в создании условий для нормальной жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в общем доме «семья - школа». Поэтому я стараюсь строить воспитательную работу в классном коллективе, рассчитывая именно на родительскую поддержку. Свою работу с родителями веду в трёх направлениях:

1. Психолого–педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, индивидуальные, групповые тематические консультации).

Главное место в работе с родителями своих учеников отвожу психолого-педагогическому просвещению. Тщательно продумываю и подбираю темы родительских собраний, консультаций.

2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (открытые уроки, литературные вечера, календарные  праздники). Родители помогают в оформлении кабинета, в приготовлении костюмов и пр.

3. Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе (участие родителей класса в работе совета школы, участие родителей класса в работе родительского комитета школы и класса).                                                                                          

Сегодня высокая нравственность – едва ли не самая важная и необходимая для человека и общества в целом и, к сожалению, самая «немодная» черта характера. По мнению некоторых ученых-социологов, нынешнее молодое поколение мы потеряли: под натиском развращающего воздействия телевидения. Только 7% молодых людей называют нравственность жизненно важным качеством.

Человек, если он хочет быть достойным этого звания, не может жить без морали и нравственности. Качества эти не врожденные. Есть множество примеров, когда дети весьма интеллигентных, честных и порядочных родителей становились подонками общества. И, наоборот, в неблагополучных семьях вырастали яркие личности с чистыми помыслами. К сожалению, не без оснований говорим мы иногда о том, что ребята не приучены к труду, не берегут добро, ждут «всего и сразу» от своих родителей.

Да только кто же виноват в этом? Семья? Школа? Улица? Да. Каждый по отдельности и все вместе. Да, нужно воспитывать в детях убежденность, что добро победит. Да, нужно учить их воевать за эту победу. Да, нужно чтобы они не боялись в процессе борьбы набить себе синяков и насмешек. Но самое главное – самим нам, педагогам и родителям, соответствовать этим принципам, этим требованиям. Мы, учителя, должны помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра в классе, за пультами управления, но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня. И уроки гуманных взаимоотношений они усваивают сегодня. Дома, в школе, в частности на уроках литературы. О гуманизме уроков литературы следует сказать особо. Ведь, несмотря на многолетние споры о формах и методах преподавания литературы, сегодня ясно, что главное назначение современного словесника – быть источником нравственного влияния. «Ничто кроме литературы – говорил Б.М. Неменский, – не может передать опыт чувств многих человеческих жизней». Еще К.Д. Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом,» – писал он.

Воспитание детей – это единая задача всего сообщества родителей, педагогов и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач, чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированные гражданские позиции.

В своей работе я использую следующие методы обучения: объяснительный, иллюстративный, проблемный, метод дискуссий, наглядно-слуховые, словесные и практические методы.

Форма организации учебно-познавательной деятельности, применяемой мною на уроке и во внеурочной работе: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Духовно-нравственные качества учащихся я развиваю на уроках и  во внеурочное время (литературные вечера с приглашением родителей). Литература не только формирует у учащихся определенные знания, умения, навыки, но и помогает их нравственному становлению, приобретению моральных, этических жизненных принципов.

Почему это происходит? Литературные произведения – это духовный опыт поколений.

Очень важно, чтобы ученики увидели, что этические народные принципы (доброта, честность, любовь к Родине, бескорыстная помощь другим людям, забота об окружающих, смекалка, находчивость)  поддержаны и русскими писателями, подчеркнуть нравственное единство писателей и народа.

Совместное планирование воспитательной работы делает этот процесс занимательным и творческим не только для меня, но и для детей и родителей. По-иному относятся и родители к своему участию в жизни класса, если видят высокую активность своих детей. Совместно проводятся все праздники, конкурсы, внеклассные мероприятия.

Педагоги и родители преследуют единую цель в образовании и воспитании ребёнка, поэтому они должны работать совместно. Взаимосвязь с родителями является обязательной при желании развивать способности. Учитель является связующим звеном между школой и семьями учащихся.

                             Литература.

Подласый И.П. Педагогика.Учебник-М., 2011

Сенько В.И. Учителя и родители. М., 1987

Азаров Ю.П. Семейная педагогика.М.: 2015                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооценка качества педагогической деятельности учителя на основе требований профессионального стандарта педагога

Современное общество нуждается в образованных, мобильных, творческих людях, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности. Однако существующая система образования н...

ФГОС. МОДУЛЬ «САМООЦЕНКА КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»

БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ ИЗУЧЕНИЮ И ВНЕДРЕНИЮ  В ОБРАЗОВАНИЕ "ФЕДЕРАЛЬНОГОГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА". В ЭТОМ МАТЕРИАЛЕ    ДАНА САМООЦЕНКА  КАЧЕСТВА ПЕДАГО...

Самооценка качества педагогической деятельности учителя на основе требований профессионального стандарта педагога

Современное общество нуждается в образованных, мобильных, творческих людях, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности. Однако существующая система образования н...

«Обеспечение единства образовательной, развивающей и воспитательной среды - основная задача педагога»

laquo;Обеспечение единства образовательной, развивающей и воспитательной среды - основная задача педагога» доклад на МО ЕНЦ....

«Обеспечение единства образовательной, развивающей и воспитательной среды - основная задача педагога»

laquo;Обеспечение единства образовательной, развивающей и воспитательной среды - основная задача педагога» на заседание МО ЕНЦ....